WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |

На правах рукописи

ПОЛУШКИН Александр Сергеевич ЖАНР РОМАНА-АНТИМИФА В ШВЕДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1940–1960-х ГОДОВ (на материале произведений П. Лагерквиста и Э. Юнсона) Специальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (шведская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Екатеринбург – 2009

Работа выполнена на кафедре литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор Бент Марк Иосифович, ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Бабенко Владимир Гаврилович, ГОУ ВПО «Екатеринбургский государственный театральный институт» кандидат филологических наук, доцент Мухина Наталья Михайловна, ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (кафедра культурологи и зарубежной литературы)

Защита диссертации состоится «11» февраля 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.11 при ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» по адресу: 620000, г.

Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» по адресу:

620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51.

Автореферат разослан « » декабря 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент Л. А. Назарова 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению специфики жанра романа-антимифа на материале позднего творчества крупнейших представителей шведской литературы середины ХХ века, лауреатов Нобелевской премии по литературе – Пера Лагерквиста (1891–1974) и Эйвинда Юнсона (1900–1976).

В ХХ веке шведская литература, в сопоставлении с другими скандинавскими и шире – европейскими литературами, проходит уникальный путь развития, определяющийся экстралитературными и внутрилитературными факторами: наличием «нобелевского формата», стимулирующего интеграцию национальной литературы в общемировое литературное пространство, с одной стороны, и комплексом нейтралитета, определяющим культурную ситуацию эскапизма, замкнутости, «малости» и периферийности, с другой. Уникальность эволюции шведской литературы заключается в том, что она балансирует на грани между этими двумя полюсами, не становясь центральной литературой и в то же время не являясь вполне периферийной.

В этом отношении изучение процесса самоидентификации шведской литературы в ХХ веке является несомненно актуальным и перспективным, так как помогает понять закономерности развития «малых» европейских литератур и их соотношение с «большими», а следовательно – выявить динамику оформления единого поля мировой литературы.

Наиболее продуктивным представляется исследование закономерностей развития национальной литературы в жанровом аспекте на материале творчества двух крупнейших авторов шведской прозы ХХ века, на позднем этапе своей деятельности параллельно и независимо друг от друга приходящих к схожим жанровым решениям, не вписывающимся в контекст традиционного для ХХ века «классического» романа-мифа, исторического и философского романа и представляющим новую жанровую модификацию – роман-антимиф.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, необходимостью изучения феномена так называемых «периферийных» или «малых» европейских литератур в контексте жанровой специфики, что дает значительный результат в понимании общих закономерностей процесса развития мировой литературы; во-вторых, фактором «дефицита» литературоведческих работ, освещающих специфику шведской романистики середины прошлого столетия, ее генезис, типологию и историю формирования, соотношение с «центральными» европейскими литературами (английской, немецкой, французской) и мировой литературой в целом.

Целью данной работы является исследование жанрового своеобразия романа-антимифа на материале поздней прозы П. Лагерквиста и Э. Юнсона.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач.

1. Сформировать представление о специфике различных типов бытования мифа в культуре и проанализировать особенности рецепции архаического и современного мифа как объектов научной и художественной рефлексии в прозе указанных шведских авторов.

2. Обобщить и систематизировать теории жанра романа-мифа и на их основе структурировать жанровую модель «классического» романа-мифа ХХ века.

3. Выявить отклонения от этой жанровой модели в исследуемых образцах позднего творчества П. Лагерквиста и Э. Юнсона и обосновать адекватную материалу новую теоретическую модель жанра (роман-антимиф).

4. Рассмотреть основные вопросы генезиса жанра романа-антимифа в контексте процесса самоидентификации шведской литературы в 1940–1960-х гг. ХХ века и охарактеризовать его основные жанровые модификации.

Объектом исследования является жанровая модель романа-антимифа.

Предмет составляет жанровая специфика романа-антимифа в контексте развития шведской литературы 1940–1960-х гг.

Материал исследования включает семь произведений классиков шведской прозы ХХ века, переведенных на русский язык: «Прибой и берега» («Strndernas svall», 1946) Э. Юнсона; романы «Варавва» («Barabbas», 1950), «Сивилла» («Sibyllan», 1956), «Смерть Агасфера» («Ahasverus dd», 1960), «Пилигрим в море» («Pilgrimen p havet» 1962), «Святая земля» («Det heliga landet», 1964) П. Лагерквиста, составляющие «цикл пилигримов» [Неустроев, 1980: 236] или «мифологическую эпопею» [Мурадян, 1979], и последнюю повесть писателя «Мариамна» («Mariamna», 1967). Также обзорно рассматриваются поздние «исторические» романы Эйвинда Юнсона: «Мечты о розах и огне» («Drmmar om rosor och eld», 1949), «Тучи над Метапонтом» («Molnen ver Metapontion», 1957), «Эпоха Его Величества» («Hans ndes tid», 1960) и «Долгий день жизни» («Livsdagen lng», 1964), не переведенные на русский язык.

Теоретико-методологическая база исследования основывается на работах в области теории жанра романа-мифа и представляет собой синтез различных концепций жанра романа и литературного мифологизма.

Ключевыми являются исследования по теории романа (М. М. Бахтина, Н. Л. Лейдермана, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, А. Я. Эсалнек и др.);

различные теории мифа (ритуалистская – Дж. Фрэзера, социологические – Л. Леви-Брюля и Э. Дюркгейма, психоаналитические – З. Фрейда, О. Ранка, В. Райха и К. Г. Юнга, М. Элиаде, Э. Ноймана и Дж. Кэмпбелла;

структуралистские – К. Леви-Стросса и Р. Барта, неоритуалистская – Р. Жирара и др.); фундаментальные работы по литературному мифологизму (О. М. Фрейденберг, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, Ю. М. Лотмана, М. С. Евзлина, В. Н. Топорова, В. В. Иванова, М. И. Стеблина-Каменского, представителей американской мифокритики – У. Чейза и Н. Фрая и др.) и по теории жанра романа-мифа (Е. М. Мелетинского, Б. М. Гаспарова, Н. Г. Медведевой, Т. Л. Мотылевой и др.). Анализ произведений П. Лагерквиста и Э. Юнсона основывается на работах отечественных (А. А. Мацевич, К. Е. Мурадян, В. П. Неустроев, Т. А. Чеснокова и др.) и зарубежных скандинавистов (L. Gustaffson, S. Klint, V. Claes, I. Schler, G. Tidestrm, R. D. Spеctor; G. Orton, S. Bckman, M. Mazzarella,. Lindberger, O. Meyer и др.).

Опорными являются следующие методы: структурно-семиотический, структурно-типологический, сравнительно-исторический, историкокультурологический, метод уровневого анализа, биографический и историколитературный. Методология исследования имеет комплексный характер, что определяется целью и задачами работы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе впервые совокупно рассматривается творчество двух крупнейших представителей шведской прозы ХХ века (П. Лагерквиста и Э. Юнсона) в жанровом аспекте. В диссертации предлагается оригинальная теоретическая модель жанра романа-антимифа, позволяющая по-новому взглянуть на процесс ремифологизации в художественной литературе ХХ века в целом и выявить причины обращения указанных шведских авторов на позднем этапе творчества, определяемом едиными хронологическими рамками (1940–1960-е гг.), к схожим жанровым решениям, знаменующим изменения в их мировосприятии и поэтике; формулируется концепция «нобелевского формата», обуславливаающего специфику процесса самоидентификации шведской литературы в ХХ веке, что позволяет дать ответы на многие принципиально важные вопросы, касающиеся места шведской литературы в мировом литературном пространстве; в научный оборот вводится анализ произведений указанных авторов, не переведенных на русский язык, и привлекаются научные монографии и статьи зарубежных литературоведов (по преимуществу, шведских), не издававшиеся в России.

Теоретическая значимость работы заключается в углублении представлений о художественной мифорецепции в литературе ХХ века и ее объектах (архаический и современный миф) и формах (роман-миф), в систематизации различных теорий жанра романа-мифа и его различных модификаций, а также в выявлении ключевых особенностей творчества крупнейших представителей шведской литературы – П. Лагерквиста и Э. Юнсона. Ракурс исследования позволяет также рассмотреть жанровую палитру шведской прозы середины ХХ века (исторический роман, роман-миф, роман-памфлет, пролетарский роман и т. п.) в спектре творческих методов и художественных систем (модернизм, реализм, постмодернизм), выявляя основные тенденции развития национальной литературы «изнутри» и «извне», в многообразных и многочисленных связях с современным искусством, философией, культурой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов по истории зарубежной литературы ХХ века, спецкурсов по истории скандинавских литератур, шведскому роману, теории литературного мифологизма, а также в практической деятельности переводчиков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ремифологизация как явление культуры, литературы, искусства и науки рубежа XIX–ХХ веков определила характер мифорецепции в литературе ХХ века, который менялся в процессе ее развития: от архаического мифа как объекта к современному и от «мифа-действия» как формы к «мифу-слову».

2. Различие в формах мифорецепции, продиктованное специфической культурной ситуацией середины ХХ века, определило разницу в жанрах между классическим романом-мифом и романом-антимифом: для первого свойственно апологетическое отношение к мифу, для второго – сочетание апологетики и критики, трагического гуманизма и иронии.

3. Роман-антимиф – самостоятельная жанровая модель, сложная знаковая структура «мифа о мифе», для которой свойственны специфические черты:

текстуализация мифа, интертекстуальный диалог между романным и мифологическим текстом, разрушение традиционной семантики при сохранении формы.

4. В шведской литературе 1940–1960-х гг. жанр романа-антимифа выполняет особую функцию по интеграции национальной литературы в мировое пространство при сохранении этнокультурной идентичности: он является ответом на «нобелевский формат», форсирующий процесс развития «малой» литературы и ее превращения в «большую».

5. Указанные тенденции наблюдаются в творчестве крупнейших шведских прозаиков середины ХХ века, нобелевских лауреатов Э. Юнсона и П. Лагерквиста, независимо друг от друга и параллельно приходящих в позднем творчестве к жанру романа-антимифа.

Апробация работы осуществлялась в виде научных докладов на международных научных конференциях в Челябинске («Речевая агрессия в современной культуре», 2005, «Литература в контексте современности», 2005, «СМИ. Общество. Образование», 2007), Омске («Русская филология: Язык – Литература – Культура», 2004), Санкт-Петербурге («Пушкинские чтения – 2005»), на региональных конференциях Челябинского госуниверситета.

Результаты исследования отражены в 12 публикациях.

Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем исследования составляет 255 страниц. Библиографический список включает наименования, в том числе 171 на иностранных языках (шведском, норвежском, английском, немецком, польском и сербохорватском).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, намечаются цель и задачи исследования, разграничиваются предмет и объект, определяется круг текстов, составляющих материал исследовательской работы, обосновывается ее теоретическая и практическая значимость, выявляется методологическая основа, предлагается обзор основной научной литературы, посвященной общетеоретическим вопросам и отдельно – творчеству каждого из исследуемых авторов, что позволяет составить представление о степени изученности темы и дальнейших перспективах литературоведческих исследований в данной области.

Первая глава «Роман-антимиф как форма художественной мифорецепции» состоит из четырех параграфов и исследует жанровую модель романа-антимифа как особый тип художественной мифорецепции, сформировавшийся в зарубежной литературе ХХ века. Исходной посылкой исследования является тезис о том, что изучаемые романы не укладываются в рамки жанрового канона «классического» романа-мифа ХХ в., к которому их относит большинство исследователей (В. П. Неустроев, S. Bckman, K. Henmark,. Lindberger, M. Mazzarella, I. Schler и др.), а принадлежат к другому жанру – роману-антимифу. Для доказательства этого тезиса рассматриваются объекты мифорецепции (архаический и современный миф) и ее формы («классический» роман-миф и роман-антимиф), а также делается попытка сконструировать жанровую модель романа-антимифа на материале позднего творчества Э. Юнсона и П. Лагерквиста.

В параграфе 1.1 «Аспекты научной рецепции архаического мифа в ХХ веке и их влияние на творчество Э. Юнсона и П. Лагерквиста» констатируется многомерность и семантическая неопределенность понятия «миф», разграничиваются основные типы бытования мифа в культуре (архаический, классический, современный миф), среди которых архаический миф является базисным, определяются его основные функции.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»