WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 ||

Культурная рефлексия для человека – внутренний способ и специфическая способность «обретения себя» через транзистазис как открытие собственного Я и непрерывного процесса-поиска способов самоуправления, а в итоге, самоактуализации и самореализации. Референтными являются критерии образованность и культурность, которые обязательно опираются на интеллигентность. Эти критерии состоят во взаимном единстве. Образование создает богатые возможности для развития культуры, но само по себе не обеспечивает подлинной культурности человека.

Признаки развитости культурной рефлексии у человека – 1) «чувство плюрализма» – сталкиваясь с множеством перспектив, человек рассматривает достоинства каждой, но с учетом мнений других людей (социокультурного контекста); 2) «отношение Добра», как альтернативы сиюминутности – осмысливая и решая жизненные проблемы, он стремится соблюдать этиконравственные нормы, характерные для национальной культуры; 3) «чувство общего дела» – способность человека гармонизировать свою двойственность в отношении «себялюбие-самоотверженность»; 4) «чувство Истины» – в процессе самоосмысления он развертывает логику умственных суждений при соблюдении принципа ответственности за результат.

Принцип культурной рефлексии в контексте философии образования отрицает гомеостатическое удовлетворение результатом: человек обретает себя в поиске, т.е. динамике транзистизиса, но при условии самосознательной позиции.

В Заключении подводятся основные итоги работы, намечаются дальнейшие перспективы исследования темы. Результаты исследования сформулированы в качестве тезисов, выносимых на защиту.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Человек ХХ в., проживая в условиях мифологически и идеологически обусловленной реальности, превратился в маргинала, у которого прерваны традиционные культурные горизонтальные связи, но при этом он оказался кардинально зависим от связей вертикальных. Его аксиологическая картина отличается противоречивостью и «пестротой» форм, эгоцентризмом и субъективацией, витализацией и прагматизмом, множественной девиацией и парадоксальной, в определенных ситуациях, терпимостью (политкорректностью). Духовное и психическое состояния современного человека – это состояние сиюминутности. Одновременно у человека наблюдаются процессы ослабления патриотизма и усиления космополитизма, иррационализации мировоззрения и увлеченность мистицизмом.

Данные признаки характеризуют современный культурный конфликт.

2. Духовность человека отражает гуманизирующую роль культуры и отражается в личностном духовном поиске, который представляет собой процесс триединства - социализации, индивидуализации и персонализации, и этот процесс нарушен в аспекте последней. Человек изменил истинное значение ипостаси «личность» – по отношению к нему это понятие все более приобретает прагматический/психологический оттенок, и все менее духовный/морально-этический. Отмеченное позволяет предположить, что это есть кризис мировоззренческий и этический, или аксиоантропологический, как процесс нарастания комплекса кризисных признаков духовно-нравственного характера в ходе рассогласования системы культуры в аспекте деформации ценностных ориентации человека.

3. Элементами механизма культурного кризиса являются: 1) агрессивное и доминирующее влияние СМК. Технические возможности СМК, доступность их информации для человека – и в передаче информации, и в ее содержании – это прекрасные манипуляторы сознания и эффективные факторы формирования аббревиатурного («клипового») сознания современного человека; 2) синтез социальных и социально-психологических механизмов индивида, которые, порождают девиации сознания и поведения, искажение ценностного комплекса человека и нарастание вариантов квазиобщения;

3) эскапизм как преобладающий вариант личностной защиты от негативных для человека влияний. Результат – формирование инверсивного сознания.

4. Творение человека и творение ценностей – взаимообусловленные способы бытия культуры. Через формирование мира ценностей человек включен в культуру, а культура включена в процесс творения человеческого в человеке. Поиски способов преодоления сложившейся ситуации для выхода человека на путь «культурного взросления» так же лежат в культуре, в ее ресурсах. Здесь выявляется аксиологический аспект отношения «культура-человек».

5. Интегральной характеристикой человеческого бытия, в пределах которой человек реализует свое личностное существование, является смысл жизни. Он связывает мотив человеческих действий и помыслов с конкретной установкой. Смысл жизни объединяет и суммирует разнообразные/разноуровневые человеческие качества и формирует жизненный путь человека, реализуясь через Самость в его проявлениях – самосовершенствовании, самопознании, самооценке, самоактуализации.

6. Смысл жизни выявляется в процессе самодетерминации, которая связана с существованием человека в мире и дополняется качествами, определяющими его сущность в аспектах духовного и творческого – самоактуализации и самооценке. Особый внутренний механизм человека – транзистазис в своей позитивной направленности, как внутренняя неуспокоенность достигнутым, личностный рост, саморазвитие и самосовершенствование человека. Самоактуализация не одномоментный акт, а процесс. В повседневности человек требует наличия прочных и гармоничных отношений с окружающей действительностью, поэтому онтологически смысл его жизни – в существовании ситуации налаживания множества связей с миром. Но духовный комплекс человека ставит его в ситуацию выведения себя из равновесного состояния. Речь идет не о нарушении гармонии с миром, но о творческой самоактивности, которая наполняет смыслом человеческое существование и обогащает, развивает культуру, придает ей аксиологический статус.

7. Проблема актуализации гуманистических императивов жизнедеятельности человека обостряет проблему миссии философии в современных условиях и ее реализации в образовании (как философии образования). Важна задача организации такой образовательной среды, которая способствовала бы формированию рефлексирующей автономной личности, способной выходить за пределы ситуативного, на уровень глубокого осмысления различных аспектов явления в соотнесении с культурным/ценностным образцом.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:

1. Сублимация как избыточная сила духовности: проблема формирования культурной рефлексии // Философия образования. Новосибирск, 2007.

№ 2 (19). С. 256-261. – 0,5 п.л.

2. Футурологические перспективы современного человека как объект философского анализа (в соавт.) // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2008. № 54. Сер. 3. Общественные науки. Вып.

4. С. 97-113. – 1 п.л. (0,5 авторских).

Другие статьи и тезисы:

3. Философия человека: этико-культурные компоненты профессионального становления личности // Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы ІІІ Всеросс. научн.-практ. конф., Екатеринбург: РГППУ, 2003. С. 346-351. – 0,2 п.л.

4. Негативные аспекты масс-медиакультуры // Информационная эпоха: Мир–Россия–Урал: VII Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург: ГУ, 2004. Т. 1. С. 420-423. – 0,24 п.л.

5. Проблема преодоления кризисных духовных явлений в условиях современного образовательного процесса // Проблемы развития профессионально-педагогического потенциала учреждений начального профессионального образования: Сб. материалов Региональной научно-практической конференции. Екатеринбург: ИРРО, 2004. С. 117-120. – 0,3 п.л.

6. Самоактуализация педагога и эффект «вторичной самоактуализации» в аспекте личностно-ориентированной педагогики // Личностно ориентированное образование: Сборник научных трудов ІV Всеросс. научн.-практ.

конф. Екатеринбург: РГППУ, 2004. С. 135-139. – 0,2 п.л.

7. Человек ХХІ века: проблема духовного эскапизма // Философия и наука: Материалы ІІІ межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. С. 247-250. – 0,22 п.л.

8. Метафизическая устремленность в «антропологической революции»: болезнь рефлексией (от философии к психологии) // Личностно развивающее профессиональное образование: Материалы V Междунар. научн.практ. конф. Ч. IV. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 61-63. – 0,25 п.л.

9. Проблема определения путей сглаживания современных культурных деформаций // Воспитание духовности: Ценностные основы высшего профессионального образования: Материалы региональной научн.-практ.

конф. Екатеринбург: РГППУ, 2006. С. 320-327. – 0,55 п.л.

10. Культурный кризис европейского общества как объект философского анализа // Философия и наука: Материалы VІ Региональной научнопрактической конференции аспирантов и соискателей. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. С. 236-241. – 0,25 п.л.

11. Основные черты и роль массовой культуры в современном обществе // Академический журнал Западной Сибири. Тюмень, 2007. № 1. С. 58-59.

– 0,2 п.л.

12. Человек – культура: проблема ценностных оснований // Новые идеи в аксиологии и анализ ценностного сознания: Коллективная монография.

Вып. 4. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. С. 362-382. – 1 п.л.

Подписано в печать Формат 60 х 84 / Бумага писчая. Усл. печ. л. 1,Тираж 100 экз. Заказ № Екатеринбург, И-85, пер. Саранинский, Копицентр Профессионально-педагогического колледжа

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»