WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

В пятом параграфе обозначаются объект, предмет, задачи исследования, формулируются исследовательские гипотезы.

Во второй главе «Организация и методики исследования» представлена общая схема исследования, описываются методики и процедура исследования, исследовательский дизайн и статистический анализ данных.

В третьей главе «Воспроизведение движений в зависимости от условий их предъявления и хранения в памяти» представлены результаты, направленные на решение первой задачи исследования. Излагаются особенности двигательной памяти дошкольников с учетом визуального – вербального предъявления танцевальных движений и хранения их в кратковременной, оперативной и долговременной памяти.

В первом параграфе приводятся результаты исследования особенностей воспроизведения амплитуд танцевальных движений. Во втором параграфе приводятся результаты исследования особенностей воспроизведения ориентации танцевальных движений в пространстве. Было установлено, что условия предъявления (визуально – вербально) танцевальных движений производят раздельные эффекты на их хранение в оперативной, кратковременной, долговременной памяти по параметрам их амплитуд и ориентаций в пространстве. Условия предъявления танцевальных движений и их хранения в памяти взаимодействовали по показателю точности воспроизведения амплитуд движений. В то же время эти взаимодействия не наблюдались по показателю количества воспроизведения амплитуд движений. Эти взаимодействия не наблюдались также по параметру ориентаций движений в пространстве (по показателям количества и точности). Условия предъявления (визуально – вербально) танцевальных движений производили раздельные эффекты на параметры амплитуд и ориентаций в пространстве по количеству и точности их воспроизведения.

В третьем параграфе обсуждаются полученные результаты. Эмпирические данные свидетельствовали в пользу модели двойного кодирования (Paivio, 1986;

Paivio, Clark, & Lambert, 1988; Johnson, Paivio, & Clark, 1996) и не поддержали модель амодальной репрезентации (Theios & Amrhein, 1989; Amrhein & Theios, 1993). В основном выдвинутые гипотезы получили эмпирическую поддержку.

В четвертой главе «Полимодальное Я и воспроизведения танцевальных движений» представлены результаты, направленные на решение второй, третьей, четвертой и пятой задач исследования.

В первом параграфе излагаются результаты исследования полимодального Я дошкольников посредством корреляционного, факторного и дисперсионного анализа данных. Был обнаружен значимый главный эффект полимодального Я на его субмодальности. Дошкольники выражали в речи субмодальности Я с неодинаковой частотой. Субмодальности Авторское и Превращенное Я выражались значимо чаще, чем субмодальности Воплощенное и Вторящее Я.

При исследовании структуры полимодального Я в терминах факторного анализа были выделены три компоненты. В первую компоненту (36.1 %) со значимыми нагрузками вошли показатели Вторящего Я и Превращенного Я. В концепции полимодального Я эти субмодальности относятся к системе «Другой», и потому соответствующая компонента была обозначена «Другой». Во вторую компоненту (26.6 %) со значимой нагрузкой вошел показатель Авторского Я. В концепции полимодального Я эта субмодальность связывается с автономностью, и поэтому соответствующая компонента была обозначена «Автономность». В третью компоненту (25.1 %) со значимой нагрузкой вошел показатель Воплощенного Я. В концепции полимодального Я эта субмодальность связывается со стремлением к обладанию, и поэтому соответствующая компонента была обозначена «Обладание».

Во втором параграфе излагаются результаты исследования эффектов субмодальностей Я на показатели воспроизведения танцевальных движений и их взаимодействия. Принимались во внимание условия предъявления танцевальных движений и их хранения в двигательной памяти.

Согласно результатам дисперсионного анализа, полимодальное Я производило значимые эффекты на точность воспроизведения амплитуд движений и ориентаций движений в пространстве, но не на показатели количества воспроизведения амплитуд движений и ориентаций движений в пространстве.

В части точности воспроизведения амплитуд движений были получены следующие факты. Дети с низкими уровнями Авторского Я и Воплощенного Я воспроизводили амплитуды движений точнее, чем дети с высоким и средним уровнями этих же субмодальностей. Причем условия предъявления танцевальных движений (визуально или вербально), как и их хранение в разных видах памяти (кратковременной, оперативной, долговременной), не влияли на эти результаты.

Дети с низким уровнем Превращенного Я воспроизводили амплитуды движений точнее, чем дети с высоким и средним уровнями этой же субмодальности. Причем эти результаты наблюдались только при вербальном предъявлении танцевальных движений и опять-таки не зависели от их хранения в разных видах памяти. Дети с низким уровнем Вторящего Я воспроизводили амплитуды движений точнее, чем дети с высоким и средним уровнями этой же субмодальности.

Причем эти результаты наблюдались только при визуальном предъявлении танцевальных движений и их хранении в кратковременной памяти.

Таким образом, пониженная выраженность субмодальностей Я (Авторского, Воплощенного, Превращенного и Вторящего) производила позитивные эффекты на двигательную память. Вместе с тем наблюдались разные условия, при которых эти эффекты имели место. Эффекты Авторского Я и Воплощенного Я на двигательную память были не связаны ни с условиями предъявления танцевальных движений, ни с их хранением в разных видах памяти. Эффекты Превращенного Я на двигательную память были связаны с вербальным предъявлением танцевальных движений, но опять-таки не были связаны с их хранением в разных видах памяти. Эффекты Вторящего Я на двигательную память были связаны с визуальным предъявлением танцевальных движений и их хранением в кратковременной памяти.

В части точности воспроизведения ориентаций движений в пространстве были получены следующие факты. Дети с высоким уровнем Превращенного Я воспроизводили точность ориентаций движений в пространстве точнее, чем дети с низким и средним уровнями этой же субмодальности. Эти результаты наблюдались только при вербальном предъявлении танцевальных движений и их хранении в кратковременной памяти.

Согласно данным дисперсионного анализа, были обнаружены также взаимодействия полимодального Я, условий предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти по показателю воспроизведения точности амплитуд. Такие взаимодействия наблюдались прежде всего применительно к Воплощенному Я и Превращенному Я. В то же время полимодальное Я, условия предъявления и хранения танцевальных движений не взаимодействовали по показателю количества воспроизведения амплитуд движений. По показателю количества ориентаций движений в пространстве Превращенное Я, условия предъявления и хранения танцевальных движений в памяти взаимодействовали.

Однако другие субмодальности Я не взаимодействовали с условиями предъявления и хранения танцевальных движений в памяти.

В порядке иллюстрации в табл. 1 приведен фрагмент данных о взаимодействиях Воплощенного Я и условий хранения танцевальных движений в памяти по показателю точности воспроизведения амплитуды (ТА).

Таблица Взаимодействия Воплощенного Я, условий хранения танцевальных движений в двигательной памяти по переменной ТА (фрагмент смешанного трех факторного ANOVA, средние и стандартные отклонения) Уровни межгруп- Условия хранения танцевальных движений в пового фактора двигательной памяти n Воплощенное Я 1 2 3 Высокий 46 3.10 (2.05) 1.31 (1.52) 1.38 (1.53) 1.30 (1.34) Средний 50 3.34 (1.97) 2.13 (1.39) 1.79 (1.70) 1.84 (1.96) Низкий 48.88 (1.58).60 (1.18).82 (1.23).89 (1.33) Примечание: Взаимодействия Воплощенного Я и условий хранения танцевальных движений в двигательной памяти, F (6, 423) = 11.44, p <.001.

Условия хранения танцевальных движений в двигательной памяти: 1 – кратковременной, 2 – оперативной, 3 – долговременной в течение 10 минут, 4 – долговременной в течение 24 часов.

Эти же данные иллюстрирует рис. 1.

В третьем параграфе строилась интегративная модель системы «Полимодальное Я – двигательная память». Она создавалась, во-первых, в терминах путевого анализа (структурные линейные уравнения), во-вторых, на основании результатов корреляционного и дисперсионного анализа данных. Тестировались пути от субмодальностей Я (экзогенные факторы) к двигательной памяти (эндогенные факторы). В гипотетическую модель включались предполагаемые пути от каждой из субмодальностей Я (четыре экзогенных фактора) к точности воспроизведенных амплитуд при визуальном и вербальном предъявлении танцевальных движений (принималось во внимание хранение танцевальных движений в кратковременной, оперативной и долговременной двигательной памяти) – двум эндогенным факторам. В эту же модель включался предполагаемый путь от субмодальности Превращенное Я (экзогенный фактор) к точности воспроизведенных ориентаций движений в пространстве при вербальном предъявлении танцевальных движений (эндогенный фактор). Экзогенные факторы включались в гипотетическую модель как коррелирующие.

4, - А 3, - Б 3, - В 2,2,1,1,0,0,Условия хранения танцевальных движений в памяти Рис. 1. Взаимодействия Воплощенного Я и условий хранения танцевальных движений в двигательной памяти по переменной ТА.

Условия хранения танцевальных движений в двигательной памяти: 1 – кратковременной, 2 – оперативной, 3 – долговременной в течение 10 минут, 4 – долговременной в течение часов. Уровни выраженности субмодальности Воплощенное Я: А – высокий, Б – средний, В – низкий Интегративная модель системы «Полимодальное Я – двигательная память» имела достаточно высокую статистическую пригодность. Эту модель иллюстрирует рис. 2.

В итоговую (эмпирическую) модель вошли положительные корреляции субмодальностей Я: Авторского с Превращенным и Вторящим. Пути с отрицательными знаками прошли от трех субмодальностей Я (Авторского, Вторящего и Воплощенного) к условиям предъявления танцевальных движений (визуально и вербально), от них с положительными знаками – к их хранению в памяти (оперативной и долговременной) и точности воспроизведения амплитуды. Это значит, что чем в меньшей степени были выражены субмодальности Я, тем более Ошибки амплитуды точно воспроизводились амплитуды движений – с учетом визуального и вербального предъявления танцевальных движений и хранения их в оперативной и долговременной памяти. В итоговую модель не вошли пути от субмодальностей Я к кратковременной памяти. В итоговую модель также не вошел путь от Превращенного Я к точности воспроизведенных ориентаций движений в пространстве при вербальном предъявлении танцевальных движений.

Точность воспроизведения амплитуд движения после Субмодальности Я Условия предъявления хранения в памяти 2.14* Оперативная -.49* Воплощенное 1.23* Визуально -2.67* 2.68* Долговременная Вторящее --3.26* (через 10 мин) Вербально 1.06*.78* 1.79* Авторское.99* -5.43* Долговременная.72* (через 24 ч).80* Превращенное Рис. 2. Структурная диаграмма путей в интегративной модели «Полимодальное Я – двигательная память»: - включение переменной в фактор; — – взаимосвязи факторов;

* p <.001; незначимые пути опущены В четвертом параграфе обсуждаются результаты, полученные при решении второй, третьей, четвертой и пятой задач исследования.

В пятом параграфе обсуждаются результаты, полученные при решении всех пяти задач исследования.

Гипотезы исследования в основном получили эмпирическую поддержку.

В системе «Полимодальное Я – двигательная память» полимодальное Я и двигательная память предстают как разнокачественные модусы ментальной репрезентации. Полимодальное Я можно рассматривать как устройство по обработке информации, включая его способность регулировать когнитивные (мнемические) процессы, двигательную память – как когнитивную репрезентацию информации в формате ее кодирования, хранения и переработки. С этой точки зрения особенности полимодального Я дошкольников, предъявление, хранение и воспроизведение танцевальных движений и влияния полимодального Я на воспроизведение танцевальных движений можно понимать как единое, но многоаспектное и многофазное устройство по обработке информации.

На основании результатов исследования были сформулированы следующие основные выводы.

1. Полимодальное Я и двигательная память дошкольников на танцевальные движения представляют собой единую систему. Во-первых, в этой системе двигательная память выступает в качестве ее подсистемы. Во-вторых, видородовую макросистему представляют когнитивные взаимодействия человека с миром, в том числе полимодальное Я и его субмодальности. В-третьих, двигательная память имеет внутреннюю структуру. Она включает запоминание, хранение в разных видах памяти танцевальных движений и их воспроизведение. Вчетвертых, вся эта система связана с внешними условиями, прежде всего с условиями предъявления танцевальных движений для запоминания.

2. В системе «Полимодальное Я – двигательная память» полимодальное Я взаимодействует с условиями предъявления танцевальных движений и хранения их в разных видах памяти. Это приводит к соответствующим изменениям точности воспроизведения танцевальных движений.

3. Условия предъявления (визуально – вербально) и хранение танцевальных движений в памяти связаны. Условия предъявления танцевальных движений и их хранения в памяти оказывают эффекты на показатели количества и точности воспроизведения амплитуд и ориентаций движений в пространстве. Они выше в ответ на вербальное, чем визуальное предъявление танцевальных движений.

Танцевальные движения воспроизводятся в большем объеме при их хранении в оперативной, чем в кратковременной и долговременной памяти.

4. Условия предъявления танцевальных движений и их хранения в памяти взаимодействуют по показателям воспроизведения амплитуд движений, но не взаимодействуют по показателям воспроизведения ориентации движений в пространстве. Следовательно, разные параметры воспроизведения движений проявляют «чувствительность» к разным условиям предъявления танцевальных движений.

5. В полимодальное Я дошкольников вносят наибольшие вклады Вторящее Я и Превращенное Я (система «Другой»), затем – Авторское Я (автономность) и Воплощенное Я (обладание).

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»