WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Двигательная память По материалам видеосъемок два эксперта (возраст 35-40 лет, преподаватели детских танцевальных коллективов, образование высшее, стаж работы – 12-лет, педагоги первой квалификационной категории), независимо друг от друга, анализировали и давали оценки танцевальным комбинациям, воспроизводимым детьми в сравнении с эталонной танцевальной комбинацией. Экспертные оценки усреднялись. Эксперты оценивали (в баллах от 0 до 8) воспроизведение детьми амплитуд и ориентаций танцевальных движений в пространстве по параметрам их количества и точности в сравнении с эталоном. Более детально показатели воспроизведения танцевальной комбинации излагаются в тексте диссертации.

Субмодальности Я Субмодальности Я определялись по результатам количественного контентанализа местоименных форм в рассказах детей. Доли местоимений (личного местоимения я, местоимения я в категориях падежа, личного местоимения 3-го лица – он, она, оно, они или замещающие их логические подлежащие, притяжательных местоимений) к общему количеству сказанных слов в пересчете на одну минуту служили показателями субмодальностей Я: Авторского, Вторящего, Превращенного, Воплощенного.

Исследовательский дизайн и анализ данных. С учетом характера исследовательских гипотез применялись разные исследовательские дизайны и методы статистической обработки данных.

В рамках корреляционного дизайна изучались взаимосвязи субмодальностей Я по данным корреляционного (по Пирсону) и факторного (метод главных компонент, вращение компонент способом Варимакс с нормализацией по Кайзеру) анализов.

Внутригрупповой однофакторный дизайн применялся для изучения различий между субмодальностями Я. Данные обрабатывались с помощью однофакторного внутригруппового дисперсионного анализа ANOVA: 1 (полимодальное Я) х (субмодальности Я).

Внутригрупповой двухфакторный дизайн применялся для изучения взаимодействий условий предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений (внутригрупповые факторы) по показателям воспроизведения танцевальной комбинации. В каждом внутригрупповом факторе выделялись четыре уровня, соответствующие условиям хранения танцевальных движений в двигательной памяти: кратковременной, оперативной, долговременной (через 10 минут и часа). Применялся двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA: 2 (визуальное и вербальное предъявление танцевальных движений) х 4 (уровни хранения танцевальных движений в двигательной памяти).

Трехфакторный смешанный дизайн применялся для изучения взаимодействий полимодального Я, условий предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений по показателям воспроизведения танцевальной комбинации. Каждая из субмодальностей Я выступала в качестве межгруппового трех уровневого фактора, условия предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений – как два внутригрупповых фактора. Данные обрабатывались с помощью трехфакторного дисперсионного анализа ANOVA: 3 (субмодальность Я) х 2 (визуальное и вербальное предъявление танцевальных движений) х 4 (уровни хранения танцевальных движений в двигательной памяти).

Корреляционный дизайн и путевой анализ (в терминах структурных линейных уравнений) применялся для построения интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти.

В программе SEPATH статистического пакета Statistica (версия 5.5) строились модели по данным корреляционной матрицы манифестных переменных. Оценка функции расхождения определялась методом обобщенных наименьших квадратов. Поиск базового решения и количество итераций определялись методом золотого сечения. Для оценки пригодности гипотетической модели использовались четыре индекса: 2 статистика, отношение 2 / df, индекс Стейгера–Линда и отрегулированный индекс пригодности Йореского.

Практическое значение и внедрение. Практическое значение работы определяется следующим ее использованием. Материалы исследования использовались при ведении семинарских занятий по курсам: «Общая психология» (темы «Личность» и «Память»), «Возрастная психология» (тема «Я–концепция: развитие и формирование»), «Психологии физической культуры и спорта» (тема «Возрастные особенности двигательной памяти дошкольников»), а также спецкурса «Психология личностного роста» (2003–2005). Материалы исследования могут быть использованы в консультативной практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на международном симпозиуме «Личность, творчество, искусство» (Пермь, 2002);

Международном конгрессе «Креативность и психология искусства» (Пермь, 2005); на научно-практических конференциях ПГИИК (2002, 2003, 2004); Всероссийской научной конференции «Творчество в образовании, культуре и искусстве» (Самара, 2003). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на кафедре психологии и педагогики Пермского государственного института искусства и культуры (2004, 2006), кафедре психологии Уральского государственного педагогического университета (2004, 2005), Фестивале аспирантов и студентов Урало–Сибирского региона (Омск, 2005); Всесоюзном фестивале профессоров и аспирантов институтов физической культуры (Москва, 2005). По теме исследования опубликовано 2 главы в коллективной монографии, 4 статьи и 2 тезиса докладов.

Основные положения, выносимые на защиту 1. Полимодальное Я и двигательная память дошкольников на танцевальные движения представляют собой единую систему. Она характеризуется взаимодействиями полимодального Я, условиями предъявления и хранения танцевальных движений в разных видах памяти.

2. Система «Полимодальное Я – двигательная память» складывается из двух подсистем: «Полимодальное Я» и «Двигательная память». Полимодальное Я включает четыре субмодальности: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Двигательная память включает условия предъявления (визуально – вербально), хранения (в кратковременной, оперативной и долговременной памяти) и воспроизведения танцевальных движений. Эти две подсистемы взаимодействуют.

3. Пониженная выраженность субмодальностей полимодального Я производит позитивные эффекты на воспроизведение точности амплитуд движений, но при определенных условиях. В качестве таких условий выступают условия предъявления (визуально – вербально) и виды памяти, в которых они хранятся.

4. Высокая выраженность Превращенного Я производит позитивные эффекты на точность воспроизведения ориентаций движений в пространстве при вербальном предъявлении танцевальных движений и их хранении в кратковременной памяти.

5. Ядром системы «Полимодальное Я – двигательная память» дошкольников являются субмодальности их полимодального Я, визуальное и вербальное предъявления танцевальных движений, их хранение в оперативной и долговременной памяти, воспроизведение точности амплитуд движений.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, списка литературы. Работа изложена на 186 страницах, содержит таблиц, 22 рисунка, 1 структурную диаграмму. Список литературы насчитывает 218 наименований, из них 75 – на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность. Ставится цель исследования и определяются исследовательские задачи. Обозначаются объект и предмет исследования, приводятся аргументы в пользу его теоретического значения и научной новизны. Формулируются исследовательские гипотезы. Описываются особенности выборки, процедура, инструментарий и дизайн. Излагаются положения, выносимые на защиту. Приводятся сведения об апробации и внедрении полученных результатов.

В первой главе «Я–концепция и память» представлен обзор подходов к исследованию Я в полимодальном и когнитивном аспектах. Рассматриваются деятельностный и когнитивный подходы к памяти, в том числе к двигательной памяти.

Ставится проблема, определяются задачи и предпосылки исследования. Формулируются исследовательские гипотезы.

В первом параграфе представлен обзор исследований Я–концепции. Я рассматривается в межличностном (полимодальном) и когнитивном (информационном) аспектах. В рамках межличностного (полимодального) подхода анализу подвергаются две конкурирующие тенденции. Первая тенденция выражается в рассмотрении Я как унитарного, монолитного образования. Унитарный подход к Я развивали Д.А. Леонтьев (1993, 1997), В.А. Петровский (1997), Ю. Кули (1912), G. Allport (1961), A. Adler (1927, 1964), A. Maslow (1971), I. Meyerson (1954), K. Rogers (1961). Вторая тенденция, напротив, выражается в рассмотрении Я как дифференцированного, многоаспектного образования. Положение о многоаспектности Я выдвинул W. James (1902). Это положение развивали P. Bogart (1994), H. Hermans (1992), C. Martindale (1980), G. Mead (1934). В отечественной философии и психологии эта тенденция прослеживается в работах Л.Я. Дорфмана (2002, 2004, 2005), Д.И. Дубровского (1983), А.Ш. Тхостова (1994).

Подробному анализу подвергается концепция полимодального Я Л.Я. Дорфмана (2002, 2004, 2005). Она построена с позиций полисистемного подхода на основе концепции метаиндивидуального мира (Л.Я. Дорфман, 1993, 1997, 1998, 2002, 2004). Полимодальное Я определяется как ментальная репрезентация метаиндивидуального мира человеку. Многоаспектность полимодального Я обусловливается полисистемным характером метаиндивидуального мира. В полимодальном Я ментально репрезентируется не только метаиндивидуальный мир в целом, но и его отдельные области. Соответственно выделяются модальности «Я» и «Другой», а также субмодальности Я – Авторское, Превращенное, Воплощенное, Вторящее.

В рамках когнитивного (информационного) подхода Я трактуется как устройство по обработке информации. Можно выделить четыре линии, по которым разрабатывается эта метафора. Во-первых, это представления о Я как информационном процессоре (Л.Я. Дорфман, 1998; J. Bruner, 1957; A. Greenwald & M. Banaji, 1989; J. Kuhl & M. Kazn, 1994; C. Symons & B. Johnson, 1997; R. Tafarodi, T. Marshall, & A. Milne, 2003). Во-вторых, это исследования вкладов Я в обработку информации в рамках опыта человека (H. Kelly, 1955). В-третьих, Я как устройство по обработке информации разрабатывается в конструкте «Я–схемы» (W. Chase & H. Simon, 1973; G. Fong & H. Markus, 1982; N. Kuiper, 1988; H. Markus, 1977; H. Markus & S. Kitayama, 1994). В-четвертых, системный подход к Я как устройству по динамической переработке информации предложили W. Mischel and C. Morf (2003).

Во втором параграфе рассматривается проблема памяти с позиций деятельностного и когнитивного подходов. Представлен обзор работ, в которых память раскрывается как действие и деятельность (В.П. Зинченко, 1961, 1962, 1981;

П.И. Зинченко, 1931, 1961, 1961; А.Н. Леонтьев, 1931, 1945, 1972, 1977;

С.Л. Рубинштейн, 1946, 1973; А.А. Смирнов, 1948; Ц. Флорес, 1973; F.A. Bartlett, 1932; P. Janet, 1928). Анализу подвергаются работы по развитию памяти в онтогенезе (Л.С. Выготский, 1960; В.В. Зеньковский, 1995; З.М. Истомина, 1978;

А.Н. Леонтьев, 1931; В.Я. Ляудис, 1976, 1990; А.В. Пятков, О.Г. Минина, Н.И. Бобылева, 2000).

Когнитивные подходы к памяти иллюстрируют представления о когнитивной репрезентации информации (А.В. Брушлинский, 1998; Б.М. Величковский, 1990;

У. Найсер, 1967, 1976, 1981; Т.А. Ребеко, 1998; N. Freeman, 1980), кодировании информации в памяти (R. Haber, 1969), модели множественной (К. Johnson, A. Paivio, & J. Clark, 1996; A. Paivio, 1986; A. Paivio, J. Clark, & J. Lambert, 1988) и амодальной репрезентации (J.Amrhein & P. Theios, 1993; P. Theios & J. Amrhein, 1989). Рассматриваются также работы, в которых изучаются хранение информации в памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин, 1968; В. Джеймс, 1890;

Р. Солсо, 2002; A. Baddeley & E. Warrington, 1970, 1973; S. Lynch & P. Yarnell, 1973; W. Wickelgren, 1968), особенности ее переработки и воспроизведения (J. Craik & R. Lockhart, 1972; K. Rogers, H. Kuiper, & L. Kirker, 1977).

В третьем параграфе излагаются исследования по двигательной памяти.

Двигательная память трактуется либо как «моторная память» (П.П. Блонский, 1964, 2001; А.А. Венгер, 1988; В.В. Зеньковский, 1995; В.А. Крутецкий, 1987;

В.П. Озеров, 1971, 2002; К.К. Платонов, 1972; В.М. Шадрин, 1968; Е.Д. Юсим, 1986), либо как «память на движения» (В.И. Гончаров, 1983, 1991; Е.П. Ильин, 1986, 1990, 2002; М.А. Кузнецов, 1987; В.Б. Коренберг, 2000; И. Мейксон, 1966;

А.Ц. Пуни, 1979; П.А. Рудик, 1976; В.П. Умнов, 1980).

В рамках когнитивного подхода двигательная память рассматривается либо как «визуально-пространственнная рабочая» память (A. Baddeley, 1986, 1990;

R. Morris & A. Mayes, 2004; J. Smyth & R. Pendleton, 1994; M. Toms, 1985), либо как «моторная схема» (Дж. Адамс, 1964; J. Adams, 1971, 1976; R. Pew, 1974;

R. Schmidt, 1976, 1980).

Определенное распространение получили также представления о невербальной (визуальной) (В.И. Гончаров, 1991; А.В. Запорожец, 1955, 2000; Б.Ф. Ломов, 1986; D. Begs, 1972; J. Piaget & F. Inhelder, 1966; J. Siegler, 1991) и вербальной (Т.В. Ендовицкая, 1955; Е.П. Ильин, 2002; Р. Клацки, 1978; Я.З. Неверович, 1952; В.В. Чебышева, 1958; T. Larsen, A.D. Baddeley, & D. Andrade, 2002;

R. Parmentier, E. Elford, & S. Maybery, 2005) двигательной памяти.

В четвертом параграфе ставится проблема, определяются базовые понятия, предпосылки и исследовательские вопросы.

В основу данного исследования были положены следующие предпосылки. Вопервых, двигательная память понимается в терминах ментальной репрезентации, в том числе как формат (способ) хранения и переработки информации (см.:

Т.А. Ребеко, 1998). Во-вторых, Я–концепция рассматривается с позиций концептуальной модели полимодального Я (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004). В-третьих, на основе понятия ментальной репрезентации изучаются Я–концепция и когнитивные процессы. С этих позиций полимодальное Я и двигательная память предстают как разнокачественные модусы ментальной репрезентации.

На основании анализа литературы были поставлены три исследовательских вопроса. Первый исследовательский вопрос заключался в том, чтобы подвергнуть тестированию предсказания моделей двойного (А. Paivio, 1986) и амодального (J. Theios & P. Amrhein, 1989) кодирования на материале предъявления и последующего воспроизведения танцевальных движений дошкольниками с учетом визуального – вербального предъявления танцевальных движений и хранения их в кратковременной, оперативной и долговременной памяти. Второй исследовательский вопрос заключался в том, чтобы выяснить выраженность у дошкольников субмодальностей Я, включая их связность и структуру. Третий исследовательский вопрос состоял в том, чтобы выяснить, как соотносятся полимодальное Я и двигательная память на танцевальные движения у дошкольников.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»