WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

Усова Ольга Валерьевна ВЗАИМОСВЯЗИ Я–КОНЦЕПЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 19. 00. 01 – Общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Екатеринбург – 2006 2

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры».

Научный консультант:

доктор психологических наук, профессор Дорфман Леонид Яковлевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Воронин Владимир Митрофанович доктор психологических наук, доцент Рогачева Татьяна Владимировна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально–педагогический университет»

Защита состоится 28 июня 2006г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.286.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Уральском государственном университете им. А.М. Горького по адресу: 620083, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, к. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный университет».

Автореферат разослан «» 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Попова Л. Г.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Настоящая работа продолжает линию исследований взаимоотношений Я–концепции и когнитивных процессов (Л.Я. Дорфман, 1999, 2002, 2005;

Л.Я. Дорфман, Е.В. Дудорова, 2003; Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева, 2000; Л.Я.

Дорфман, В. А. Гасимова, 2004; Л.Я. Дорфман, А.В. Огородникова, 2004; Л.Я.

Дорфман, С.А. Щебетенко, 2003). В отличие от предшествующих работ, в которых акцент делался на креативном мышлении, интеллекте, знаниях, когнитивных взаимодействиях с людьми и литературными персонажами, данное диссертационное исследование посвящено изучению взаимоотношений Я–концепции и двигательной памяти.

Как отмечают А.В. Брушлинский и Е.А. Сергиенко (1998), восприятие, память, принятие решений, внимание, когнитивное развитие можно рассматривать как разные аспекты единой системы когнитивного взаимодействия человека с миром. С другой стороны, человек – это также его Я–концепция.

Актуальность настоящего исследования выражается в том, что оно рассматривает те фундаментальные проблемы памяти, которые до сих пор изучены недостаточно. Следуя некоторым авторам (А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; А.В. Брушлинский, 2000, 2001; A. Bandura, 1989; R. Tafarodi, T. Marshall, & A. Milne, 2003), можно было бы полагать, что Я–концепция и память относятся к единой системе. Однако эти представления недостаточно обоснованы эмпирически. Собственно в теоретическом плане показана возможность разработки этой проблемы в разных направлениях. В отечественных исследованиях Я–концепция не сводится к памяти, но предлагаются более общие понятия, чем и Я–концепция, и память. Ментальная репрезентация – понятие, которое позволяет в общем контексте рассматривать человека как субъекта и его когнитивные процессы во взаимодействиях с миром (А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; А.В. Брушлинский, 2000, 2001), следовательно, Я–концепцию и память относить к единой системе. Другую перспективу разработки этой проблемы обозначает Л.М. Веккер (1998). Он отмечает, что память способствует удержанию Я и является универсальным интегратором психики, участвует во взаимодействиях человека с внешним миром. Таким образом, функционирование Я ставится в зависимость от деятельности памяти.

В зарубежных работах намечаются, по меньшей мере, три линии исследований. В одних работах (W. Mischel & C. Morf, 2003) функционирование Я уподобляется устройству по динамической переработке информации и функционированию когнитивных процессов. В других работах (J. Kihlstrom, L. MarcheseFoster, & S. Klein, 1997) Я–концепция относится к памяти на том основании, что в памяти кодируется Я в виде абстрактной информации об атрибутах личности.

В третьей линии работ, напротив, память рассматривается как компонент иерархически организованной системы Я (A. Bandura, 1989; A. Greenwald & M. Banaji, 1989; R. Tafarodi, T. Marshall, & A. Milne, 2003). Взятые совместно, однако, все эти работы свидетельствуют о разнопорядковости и множественности отношений между Я–концепцией и памятью. Эта проблема остается открытой и требует дополнительных исследований.

Проблема разнопорядковости и множественности отношений между Я–концепцией и памятью обнаруживается и со стороны Я–концепции. Я может пониматься как унитарное или многоаспектное образование (M. Leary & J. Tangney, 2003). Однако в наименьшей степени изучены взаимоотношения памяти и Я–концепции с учетом многоаспектности последней. С учетом полимодального подхода к Я–концепции (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004) ее взаимоотношения с памятью не изучались.

Целью исследования является изучение характера взаимосвязей Я–концепции и памяти.

Объектом исследования являются Я–концепция и двигательная память.

Предметом исследования являются взаимоотношения полимодального Я и двигательной памяти на танцевальные движения (на примере старших дошкольников). Вид памяти (двигательная память) определялся по предъявляемому для запоминания материалу (память на танцевальные движения).

Методологической основой исследования являются системный подход (В.А. Барабанщиков, 2004, 2005; Б.А. Вяткин, 2005; В.П. Кузьмин, 1982;

Б.Ф. Ломов, 1984) и представления о когнитивных взаимодействиях человека с миром (А.В. Брушлинский, 2000, 2001; А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; Т.А. Ребеко, 1998). С позиций системного подхода двигательная память характеризуется разнопорядковыми и множественными отношениями, взятыми совокупно. Двигательную память можно понимать, во-первых, как самостоятельную систему, во-вторых, как часть своей видо-родовой макростемы – когнитивного взаимодействия человека с миром (включая его Я–концепцию), втретьих, как систему, которая имеет внутреннюю структуру (запоминание информации, ее хранение в кратковременной, оперативной и долговременной памяти и воспроизведение), в-четвертых, в связи с внешними условиями, в частности, с условиями предъявления материала для запоминания.

Теоретической основой исследования являются концепции полимодального Я (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004), полимодальности двигательной памяти (В.И. Гончаров, 1981; Е.П. Ильин, 1990, 2002; А.Ц. Пуни, 1979; В.П. Умнов, 1980), множественной (A. Paivio, 1986) и амодальной (J. Theios & P. Amrhein, 1989) ментальных репрезентаций вербальной и невербальной информации.

Теоретическое значение работы выражается в развитии представлений о Я–концепции и двигательной памяти дошкольников как единой системе. Большое значение для понимания особенностей и функционирования этой системы имеет идея полимодальности, объединившая полимодальное Я с полимодальностью двигательной памяти. Получившая эмпирическую поддержку, эта идея выражается в разработке концептуальной (интегративной) модели Я–концепции и двигательной памяти. Данная модель раскрывает особенности вкладов субмодальностей Я в двигательную память с учетом условий предъявления информации, ее хранения в кратковременной, оперативной и долговременной памяти, а также в особенности воспроизведения движений. Обнаруженная при этом многоаспектность способствует углублению знаний о характере взаимоотношений Я–концепции и двигательной памяти и намечает новую – «полимодальную» – перспективу исследований в данном направлении.

Научная новизна работы выражается в том, что впервые получены эмпирические данные в пользу влияния способов предъявления движений (визуально – вербально) на их хранение в кратковременной, оперативной и долговременной памяти, а также на особенности их воспроизведения. Впервые выявлена структура Я–концепции (полимодального Я) у детей дошкольного возраста. Впервые обнаружено, что полимодальное Я оказывает эффекты на воспроизведение танцевальных движений при невербальном и вербальном предъявлении и хранении их в кратковременной, оперативной и долговременной памяти. Впервые разработана основанная на эмпирических данных интегративная модель полимодального Я и двигательной памяти дошкольников.

Были поставлены пять задач исследования:

• выяснить особенности двигательной памяти старших дошкольников при невербальном (визуальном) – вербальном предъявлении танцевальных движений;

• выяснить особенности полимодального Я старших дошкольников;

• выяснить эффекты полимодального Я на двигательную память старших дошкольников;

• выяснить особенности взаимодействий полимодального Я, условий предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти по параметрам воспроизведения их амплитуды и ориентации в пространстве;

• построить интегративную модель полимодального Я и двигательной памяти старших дошкольников.

Исследовательские гипотезы формулировались в терминах корреляционного, дисперсионного факторного и конфирматорного факторного анализа, а также в терминах путевого анализа (структурных линейных уравнений).

На основании теоретических и эмпирических данных, полученных при анализе литературы, были выдвинуты пять групп гипотез.

Первая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей двигательной памяти при невербальном (визуальном) и вербальном предъявлении танцевальных движений (решение первой задачи). Были сформулированы три исследовательские гипотезы. Примером исследовательской гипотезы этой группы служит предположение, что условия предъявления (визуально – вербально) танцевальных движений производят раздельные эффекты на их хранение в оперативной, кратковременной, долговременной памяти по параметрам их амплитуды и ориентации в пространстве.

Вторая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей полимодального Я (решение второй задачи). Примером этой группы гипотез служит предположение, что связность субмодальностей полимодального Я у старших дошкольников является высокой.

Третья группа гипотез была направлена на тестирование эффектов полимодального Я на двигательную память (решение третьей задачи). Была сформулирована одна исследовательская гипотеза: полимодальное Я производит эффекты на двигательную память старших дошкольников.

Четвертая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей взаимодействий полимодального Я, условий предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти (решение четвертой задачи). Были сформулированы три исследовательские гипотезы. Например: полимодальное Я, условия предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти взаимодействуют по параметрам воспроизведения точности амплитуды.

Пятая группа гипотез была направлена на построение интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти (решение пятой задачи). Были сформулированы четыре исследовательские гипотезы. Примером этой группы гипотез является предположение, что структура интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти старших дошкольников складывается из субмодальностей полимодального Я, условий предъявления (невербально – вербально) и хранения (в оперативной, кратковременной, долговременной памяти) танцевальных движений по показателю точности воспроизведения амплитуд.

Участники. В исследовании приняли участие 144 ребенка (68 мальчиков и девочек) дошкольного возраста (возраст в диапазоне от 6 до 7 лет, М = 6,5 лет, SD = 4,4 месяца). Исследование проводилось на базе детских садов № 4 и Екатеринбурга.

Дети имели опыт занятий музыкально – ритмическими движениями (M = 1,5 года, SD = 3,3 месяца). Каждый ребенок дал согласие на участие в исследовании, и получено разрешение родителей.

Метод исследования Процедура. Были разработаны оригинальные процедуры исследования двигательной памяти на танцевальные движения с учетом возраста детей. Стимульным материалом для исследования двигательной памяти была танцевальная комбинация, состоящая из восьми движений. Были выделены четыре условия предъявления танцевальной комбинации и ее воспроизведения после хранения материала в разных видах двигательной памяти: (1) одно предъявление и воспроизведение (хранение в кратковременной памяти); (2) несколько предъявлений и воспроизведение: количество предъявлений определял сам ребенок (хранение в оперативной памяти); (3) воспроизведение через 10 минут после первого предъявления (хранение в долговременной памяти); (4) воспроизведение через 24 часа после первого предъявления танцевальных движений (хранение в долговременной памяти в течение 24 часов).

Танцевальная комбинация предъявлялась (в разные дни) детям невербально (визуально) и вербально, причем танцевальная комбинация предъявлялась разным детям в случайном порядке.

Каждый ребенок воспроизводил танцевальную комбинацию (эталон) индивидуально. Эталон и фактически воспроизведенные детьми комбинации записывались на видеопленку при одних и тех же позициях видеокамеры.

Применялся контент-анализ речевой продукции детей для определения особенностей субмодальностей их полимодального Я. Предметом контент-анализа были местоименные формы: личное местоимение я (в котором выражается субмодальность Авторское Я), местоимение я в категориях падежа – меня, мне, мной, обо мне (в которых выражается субмодальность Вторящее Я), личное местоимение 3-го лица – он, она, оно, они или замещающие их логические подлежащие (в которых выражается субмодальность Превращенное Я), притяжательные местоимения – мой, моя, мое (в которых выражается субмодальность Воплощенное Я) (Л.Я. Дорфман, 2002; Л.Я. Дорфман, И.М. Гольдберг, 2000). Эти местоименные формы были использованы в качестве показателей субмодальностей Я.

Каждого ребенка (индивидуально) просили подробно рассказать о том, как он провел предыдущий день. Продолжительность рассказа не ограничивалась. Рассказ записывался на диктофон. Применялся количественный контент-анализ местоименных форм в рассказах детей по диктофонным записям.

Инструментарий. Измерялись двигательная память на танцевальные движения и субмодальности Я с учетом возраста детей.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»