WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

Серединцева Анна Сергеевна КОММУНИКАТИВНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕН­ ТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖ А ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫК У (на материале английского языка) 13.00.02 ± теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) АВТОРЕФЕ РАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Пятигорск ±2007 2

Работа выполнена на кафедре профессиональной иноязычной комму­ никации государственного образовательного учреждения высшего про­ фессионального образования «Волгоградский государственный универси­ тет».

Научный руководитель ± доктор педагогических наук, профессор АСТАФУРОВА Татьяна Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор ДЖ АНДАР Бетти Махмудовна кандидат педагогических наук, доцент ТЕН Элеонора Геннадьевна Ведущая организация ± ГОУ ВПО «Волгоградский государ­ ственный педагогический университет»

Защита диссертации состоится 1 октября 2007 года в 12 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Пятигорский го­ сударственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставро­ польский край, г. Пятигорск, ПГЛУ, пр. Калинина, 9, конференц-зал №1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пяти­ горский государственный лингвистический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Пятигорский госу­ дарственный лингвистический университет»: http://www.pglu.ru

Автореферат разослан 30 августа 2007г.

Ученый секретарь диссертационного совета Лезина В.В.

3 I. ОБЩ АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Развитие современной системы языкового образования определяется политическими, экономическими, социокультурными процессами, глоба­ лизационный характер которых способствует использованию английского как языка международного общения, расширяя роль и функции этого учебного предмета в программах профессионального образования в Рос­ сии. Интенсификация международной деятельности, наличие широкого спектра возможностей общения с профессионалами других культур и из­ менение статуса иностранного языка вызвали необходимость смещения акцентов в подготовке учителей.

В Концепции модернизации Российского образования, предусматри­ вающей вступление России в единое Европейское образовательное про­ странство, предъявляются новые требования к уровню подготовки сту­ дентов языковых специальностей педагогического колледжа. В соответ­ ствии с условиями развития современного общества наряду со знаниями и умениями решать профессиональные задачи учебного процесса приори­ тетной является способность будущих учителей иностранного языка адаптироваться в мультикультурной среде для обмена новыми педагоги­ ческими технологиями и методами обучения иностранному языку, в том числе с помощью технических средств нового поколения, в частности, мультимедийных.

Оптимизация подготовки учителей иностранного языка для началь­ ной и средней школы в педагогических колледжах связана с потребно­ стью школ в учителях как «субъектах диалога культур и посредниках международного общения» (Буркова, 2001). Однако анализ исследований по данной проблеме (Н.Н. Битюцкая, О.И. Буркова, Ю.Д. Ермакова, М.Г. Лапердина, Е.М. Кирилова, Л.Н. Шевякова) свидетельствует о том, что выпускники педагогических колледжей не обладают уровнем ино­ язычной коммуникативной компетенции, достаточным для осуществле­ ния межкультурного профессионального взаимодействия, поскольку обу­ чение иностранному языку в среднеспециальных учебных заведениях пре­ имущественно сводится к овладению лексико-грамматической системой языка, охватывает ситуации, связанные со школьной тематикой, не направлено на развитие коммуникативных умений и навыков, необходи­ мых учителю как посреднику межкультурного диалога. Поэтому развитие иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка рассматривается как приоритетное направление совершенствования со­ держания языкового образования в педагогическом колледже, в котором особую роль приобретают знания, умения и навыки успешного осуще­ ствления коммуникации в ситуациях межкультурного общения, воспита­ ние, развитие и образование личности будущего учителя в контексте диа­ лога культур.

Одним из актуальных направлений, способствующих совершенствова­ нию обучения иностранным языкам в педагогическом колледже в соот­ ветствии с Концепцией модернизации образования, представляется ком­ муникативно-ситуативное обучение, опирающееся на концептуальные по­ ложения коммуникативного подхода, изложенные в работах отечествен­ ных (И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.Р. Максимова, Р.П. Мильруд, А.А. Миролю­ бов, Е.И Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова и др.) и зарубежных (N.

Chomsky, W. Littlewood, T. Lynch, D. Nunan, S. Savignon, J. Van Ek) уче­ ных. Отличительной особенностью коммуникативно-ситуативного обуче­ ния студентов педагогического колледжа является использование комму­ никативных ситуаций (как базовой единицы обучения), отражающих современные проблемы социума и направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции учителя.

Между тем, в силу относительной новизны специальности «Иностранный язык» в среднеспециальных учебных заведениях, коммуни­ кативное наполнение содержания обучения иностранному языку остается недостаточно разработанным, что делает невозможным решение задач, по­ ставленных современным обществом перед педагогическими колледжами, и негативно сказывается на качестве профессионально значимых иноязыч­ ных умений и навыков, необходимых выпускникам языковых специально­ стей среднеспециальных учебных заведений.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами:

- возрастающими требованиями к уровню подготовки учителей языковой специальности в условиях педагогического колледжа;

- необходимостью корректировки содержания обучения иностран­ ным языкам в педагогическом колледже в соответствии с Кон­ цепцией модернизации образования;

- потребностью школ в учителях иностранного языка, владеющих высоким уровнем развития иноязычной коммуникативной компе­ тенции и способных подготовить учащихся к межкультурному общению;

- недостаточной разработанностью в отечественной лингводидак­ тике вопросов, связанных с проблемой развития иноязычной ком­ муникативной компетенции у студентов педагогического колле­ джа.

Объектом данного исследования является процесс обучения ино­ странному языку студентов педагогического колледжа по специальности 050303 «Иностранный язык».

Предметом исследования является процесс формирования иноязыч­ ной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного язы­ ка.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, прак­ тической разработке и опытной проверке методики обучения студентов педагогического колледжа иностранному языку как специальности в со­ ответствии с Концепцией модернизации образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что обучение иностран­ ному языку студентов педколледжа по специальности 050303 «Иностран­ ный язык» станет более эффективным и будет способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, если оно осуществляется в рамках коммуникативно-ситуативного обучения, базовой единицей кото­ рого выступает учебная ситуация, на основе разработанной модели и комплекса языковых упражнений и коммуникативных заданий по разви­ тию иноязычных коммуникативных умений и навыков.

Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо ре­ шить следующие задачи:

- проанализировать основные подходы к определению сущности коммуникативно-ситуативного обучения иностранным языкам и выделить его основные принципы и системообразующие элемен­ ты;

- обосновать целесообразность использования учебной ситуации как основы коммуникативно-ситуативного обучения иностран­ ным языкам и выделить ее наиболее значимые экстралингвисти­ ческие параметры;

- произвести конкретизацию содержания иноязычного коммуника­ тивно-ситуативного обучения иностранному языку студентов педколледжа;

- разработать модель и систему упражнений и коммуникативных заданий по развитию иноязычных коммуникативных умений и на­ выков у студентов педагогического колледжа и эксперименталь­ но проверить их эффективность.

Для анализа поставленных задач были использованы следующие мето­ ды исследования: теоретические ± анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы по психологии, педагогике, лингводи­ дактике, методике обучения иностранным языкам; сравнение, прогнози­ рование, моделирование; эмпирические ± наблюдение за процессом обу­ чения английскому языку в педагогическом колледже; анкетирование, ин­ тервьюирование, беседы с преподавателями и студентами, тестирование, опытное обучение; статистические ± методы обработки и интерпрета­ ции данных.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области лингводидактики, теории обучения языкам и культурам, педагогики, психологии, философии, рас­ крывающие специфику коммуникативного подхода к обучению иностран­ ным языкам (Б.Г. Ананьев, В.А. Артемов, И.Л. Бим, Л.Л. Вохмина, М.С.

Выготский, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, В.Г. Костомаров, В.П. Ку­ зовлев, А.Н. Леонтьев, И.Р. Максимова, Р.П. Мильруд, О.Д. Митрофано­ ва, Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, У. Риверс); антропоцентрические прин­ ципы развития коммуникативной компетенции (И.Н. Бим, Н.И. Гез, Я.М.

Колкер, Н. Б. Мечковской, Е.Н. Соловова, В.В. Сафонова, В.П. Фурмано­ ва, Л.И. Харченкова, N. Chomsky,W. Littlewood, T. Lynch, D. Nunan, S.

Savignon, J. Van Ek); лингводидактические аспекты создания учебной коммуникативной ситуации (М.Л. Вайсбурд, Д.И. Изаренков, К.З. Заки­ рьянов, З.В. Корнаева, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьев, А.А. Миролю­ бов, В.Л. Скалкин, Р.В. Фастовец и др.); профессиональную компетенцию учителя иностранного языка (В.Д. Аракин, А.П. Беляева, И.Л. Бим, Е.М.

Верещагина, Н.И. Гез, Ю.В. Еремин, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В.Г.

Костомаров, Б.А. Лапидус, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, В.М. Филатов, С.Ф. Шатилов и др.).

Научная новизна исследования состоит в определении учебной си­ туации как основной единицы коммуникативно-ситуативного обучения;

разработке и описании параметров ситуации и комплекса коммуникатив­ ных ситуаций, необходимых для развития коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка; в создании лингводидактической модели коммуникативно-ситуативного обучения иностранному языку как специальности в педагогическом колледже; в разработке системы упраж­ нений и коммуникативных заданий, направленных на поэтапное развитие иноязычных коммуникативных умений и навыков у студентов педагогиче­ ского колледжа.

Теоретическая значимость исследования заключается в выделении принципов и системообразующих элементов коммуникативно-ситуатив­ ного обучения иностранному языку; конкретизации содержания иноязыч­ ного коммуникативно-ситуативного обучения студентов педагогического колледжа; разработке алгоритма овладения учебной ситуацией; выделе­ нии критериев сформированности коммуникативной компетенции буду­ щих учителей иностранного языка; научном обосновании лингводидакти­ ческой модели и системы упражнений по развитию иноязычной коммуни­ кативной компетенции с опорой на учебную ситуацию как основную еди­ ницу обучения.

Практическая ценность диссертационного исследования заключает­ ся в методическом обосновании и разработке комплекса коммуникатив­ ных ситуаций, их параметров; алгоритма учебной деятельности по овла­ дению коммуникативной ситуацией, а также в возможности применения предложенной модели в обучении студентов другим иностранным язы­ кам.

На защ иту вы носятся следующ ие положения:

1. Коммуникативно-ситуативное обучение иностранному языку направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетен­ ции студентов педагогического колледжа и предполагает органи­ зацию учебного процесса на основе ситуации как основной едини­ цы обучения, имитирующей реальное иноязычное общение.

2. Разработанный комплекс учебных ситуаций и их параметров, охватывающий личную, общественную и учебно-профессиональ­ ную сферы деятельности, удовлетворяет коммуникативные по­ требности будущих учителей иностранного языка в межкультур­ ном общении.

3. Алгоритм учебной деятельности по овладению коммуникативной ситуацией включает: создание условий мотивации (Pre-activity);

формирование и развитие иноязычных коммуникативных умений и навыков (While-activity); использование полученных знаний и умений в креативных заданиях (Post-activity).

4. Оптимизация иноязычного коммуникативно-ситуативного обуче­ ния студентов педагогического колледжа достигается благодаря разработанной лингводидактической модели, в которой овладе­ ние профессионально значимыми ситуациями межкультурного общения осуществляется на коммуникативно-удовлетворитель­ ном, коммуникативно-достаточном и коммуникативно-оптималь­ ном уровнях в результате постепенного усложнения параметров ситуации и варьирования характера управления учебной деятель­ ностью со стороны преподавателя (жесткое, гибкое, эвристичное).

5. Эффективность реализации модели коммуникативно-ситуативно­ го обучения достигается благодаря последовательному развитию лексико-грамматических навыков и коммуникативных умений посредством комплекса языковых упражнений и коммуникатив­ ных заданий.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры профессиональной иноязычной коммуникации ВолГУ и заседа­ ниях предметно-цикловой комиссии Волжского индустриально-педагоги­ ческого колледжа структурного подразделения Волжского института эко­ номики, педагогики и права. Основные положения и выводы исследова­ ния были изложены и обсуждены на региональной научной конференции Поволжья и Северо-Кавказского региона «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (2004, ВолГУ), на международной научно-практической конференции «ELT Symphony: Teaching English in the New Millennium» (Волжский, 2004), на 1-ой Всероссийской научно-методической конфе­ ренции «Языковое образовательное пространство: личность, коммуника­ ция, культура» (2005, ВГПУ), на 3-ей Всероссийской научной конферен­ ции «Англистика 21 век» (2006, Санкт-петербург).

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»