Pages:     | 1 ||

Показано существование квазистационарного режима скорости потока вероятности через барьер при температурах T > Bf, где Bf – барьер деления. Поэтому аналитическая формула Крамерса может быть использована при T > Bf.

Значение переходного времени определяет вес нейтронного канала распада на ранней стадии эволюции. Когда при больших энергиях возбуждения (ECN 100 МэВ) среднее время эмиссии нейтрона n становится сопоставимым или меньше, чем переходное время, отклонение вероятности деления от стандартного значения статистической модели становится существенно большим на первых шагах каскада девозбуждения. Оказывается, что в сильно возбужденных ядрах деление затруднено из-за переходных эффектов. Это можно эффективно описать в рамках статистической модели с модификацией Крамерса (но без переходных эффектов), используя большие коэффициенты трения.

Однако с такими эффективно большими коэффициентами трения нельзя описать другие экспериментальные наблюдаемые, например, полную кинетическую энергию фрагментов деления.

Формализм редуцированной матрицы плотности применен для описания процесса захвата налетающего ядра ядром-мишени. Рассмотрен диапазон энергий налетающего ядра E(0) от 0 до 50 МэВ над кулоновским барьером при значениях коэффициента трения p от 0.5 до 3 МэВ и углового момента L от до 80. Для рассмотренных параметров установлено характерное время захвата: 2.2 /МэВ. Показано, что координатная зависимость диффузионных коэффициентов достаточно слабая в околобарьерной области. Найдены оптимальные значения энергии налетающего ядра, приводящие к максимальным значениям вероятности захвата при разных значениях коэффициента трения.

Исследована зависимость вероятности захвата от углового момента L. Показано существование оптимального углового момента для процесса захвата. Ограничение снизу для L в данных расчетах не наблюдается, поскольку из-за учета квантовых статистических флуктуаций зависимости вероятности захвата от L, Ec.m. и трения становятся более плавными.

Показано, что рассмотрение статической деформации ядра-мишени или налетающего ядра позволяет достаточно надежно описывать вероятность захвата при энергии бомбардировки Ec.m. ниже эффективного кулоновского барьера для сферических ядер. Используя найденные вероятности захвата, рассчитаны сече16 ния образования испарительных остатков в реакциях O+233U, Ar+204,206,208Pb, 48 Ca+172Yb, Ti+198Pt при подбарьерных энергиях бомбардировки. Результаты, полученные в этой главе, оказываются в хорошем согласии с имеющимися экспериментальными данными (рис. 1 и 2).

Рис.1. Рассчитанные (сплошные линии) сечения Рис.2. То же, что и на рис.1, но для реакции функций возбуждения и испарительных остатков Ar+208Pb.

для указанных xn испарительных каналов в реакции Ti+198Pt. Экспериментальные данные показаны значками.

B Заключении суммируются результаты, выдвигаемые на защиту.

На защиту выдвигаются следующие результаты.

• В рамках микроскопического подхода и в случае общей связи между коллективной и внутренней (бозонной или фермионной) подсистемами получена система нелинейных немарковских уравнений Ланжевена, удовлетворяющая квантовым флуктуационно-диссипационным соотношениям и соотношению неопределенности. Разработана новая методика получения транспортных коэффициентов, зависящих явно от времени.

• Развитый микроскопический подход использован для рассмотрения влияния квантовых и тепловых флуктуаций на эволюцию двойной ядерной системы. Показано, что квантовые статистические эффекты увеличивают вероятность прохождения через кулоновский барьер, т.е. вероятность формирования двойной ядерной конфигурации. Для энергий достаточно ниже кулоновского барьера наблюдается рост проницаемости с диссипацией. Установлено, что в пределе сильного затухания, проницаемость потенциального барьера по координате массовой асимметрии (относительного расстояния), рассчитанная с помощью зависящих от времени микроскопических коэффициентов диффузии, оказываются больше в 7-8 (3-4) раз, чем проницаемость, рассчитанная с помощью постоянного феноменологического коэффициента диффузии по импульсу.

• Обнаружено сильное влияние диффузионных коэффициентов, зависящих от координаты, на скорость распада при низких температурах (выше температуры перехода от термического режима к туннельному режиму). Влияние координатной зависимости диффузионных коэффициентов на скорость распада намного сильнее, чем влияние квантовых эффектов из-за негармоничности потенциала. Данный эффект может быть важным в процессах спонтанного и вынужденного деления. Разработан новый численный метод решения мастер-уравнения для редуцированной матрицы плотности и эквивалентного ему диффузионного уравнения для функции Вигнера.

• Формализм приведенной матрицы плотности применен для описания процессов деления и захвата налетающего ядра ядром-мишени. Установлено, что в квантовом подходе переходные времена деления больше примерно в 2 раза, чем в классическом подходе, основанном на уравнении Ланжевена.

Показано, что при анализе экспериментальных данных по делению сильно возбужденных ядер (ECN 100 МэВ) следует учитывать увеличение переходного времени и множественности предразрывных нейтронов за счет квантовых эффектов, а не за счет увеличения ядерной вязкости. Показано, что аналитическая формула Крамерса с термодинамической температурой или с эффективной квантовой температурой достаточно хорошо описывает скорость деления, как в режиме слабой, так и сильной связи.

• Найдены оптимальные значения энергии бомбардировки, приводящие к максимальным значениям вероятности захвата налетающего ядра ядроммишенью при разных значениях коэффициента трения и углового момента.

Не обнаружен эффект L – окна, предсказанный в классических моделях без учета статистических флуктуаций. Изучена роль статической деформации ядра-мишени или налетающего ядра в процессе захвата при энергиях столкновения ниже эффективного кулоновского барьера для сферических ядер. Получено хорошее описание сечений испарительных остатков в реакциях слияния при подбарьерных энергиях.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. В.В. Саргсян, З. Каноков, Г.Г. Адамян, Н.В. Антоненко, Квантовые немарковские уравнения Ланжевена и транспортные коэффициенты, ЯФ 68, 2071 (2005).

2. Г.Г. Адамян, Н.В. Антоненко, З. Каноков, В.В. Саргсян, Квантовые немарковские уравнения Ланжевена, ТМФ 145, 87 (2005).

3. V.V. Sargsyan, Yu.V. Palchikov, Z. Kanokov, G.G. Adamian, N.V. Antonenko, Decay rate with coordinate-dependent diffusion coefficients, Physica A 386, (2007).

4. V.V. Sargsyan, Yu.V. Palchikov, Z. Kanokov, G.G. Adamian, N.V. Antonenko, Coordinate-dependent diffusion coefficients: Decay rate in open quantum systems, Phys. Rev. A 75, 062115 (2007).

5. V.V. Sargsyan, Yu.V. Palchikov, Z. Kanokov, G.G. Adamian, N.V. Antonenko, Fission rate and transient time with a quantum master equation, Phys. Rev. C 76, 064604 (2007).

6. V.V. Sargsyan, Z. Kanokov, G.G. Adamian, N.V. Antonenko, Quantum nonMarkovian Langevin formalism for heavy ion reactions near Coulomb barrier, Phys. Rev. C 77, 024607 (2008).

7. В.В. Саргсян, З. Каноков, Г.Г. Адамян, Н.В. Антоненко, Квантовые немарковские уравнения Ланжевена для перевернутого осциллятора, ТМФ 156, 307 (2008).

8. В.В. Саргсян, А.С. Зубов, З. Каноков, Г.Г. Адамян, Н.В. Антоненко, Квантовомеханическое описание начальной стадии реакции слияния, Препринт JINR-P4-2008-32 (ЯФ в печати).

Pages:     | 1 ||