WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |

С вхождением Балкарии в состав России зачанка закрепляется термин«старшины». В 50-е гг. ХIХ в.администрация Центра Кавказской линииотмечала их как уздени I- степени. Самичанка идентифицировали себя как таубии.Показателен в этом отношении архивныйдокумент, где Иналуко Соттаев подписывается кактаубий. В посемейных списках 1886 годавсе чанка идентифицировали себя таубиями. Окончательно терминчанка закрепился с подачи администрации Кабардинскогоокруга в связи с началомдеятельности «Комитета по разборуличных прав…». В пунктах программы действийотмечался и разбор прав чанка. Впореформенный период встречается термин «первостепенныеуздени»применительно к чанка. Например, впрошении житель аула Хасаут КургокоЧипчиков от 14 сентября 1872г., указывал, что происходит«…из первостепенных узденей карачаевскогоплемени».

В пореформенныйпериод чанка пытались отстоять своюпривилегированность. Тщетными оказалисьих попытки попасть в состав балкарской депутации 1852–1853 гг. дляпредставления императору Николаю I, они были устраненыот этой почетной миссии. Даже попыткипопасть в списки привилегированныхсословий оказались напрасны. Комитет пришел к мнению: «в горских обществах Кабардинского округаправа дворянства, могли быть предоставленыединственнолишь таубиям, прочие же сословия, как точанки, существующие в одном Чегемскомобществе, не должны пользоваться». В отличие от них,карачаевские чанка получили право напредоставление дворянства.

Второй параграф «Езден (Уздени)» состоит их двух вопросов.

Кара езден/каракиши.Термин «ёзден» в переводе сбалкарского означает «сам от себя», т.е. человекзависящий сам от себя. Приставка «кара» в переводеозначает «древний, сильный, истинный,благородный». Из двух составных компонентов исложился сословный термин. «Каракиши» означает «сильный/могущественный +мужчина/человек».

Сословие ёзден в ХIХв. чаще встречается подтермином каракиши. Возможно, что этоттерминзакрепился в официальной документации сподачи таубиев, хотя в многочисленныхархивных документах это сословиеидентифицировало себя узденями. В вопросевнутрисословной стратификации узденей накатегории вызывает интерес то, что вомногих документах, касающихся каракиши середины ХIХ в., встречаются обозначения: «свободныйкаракиши» и«вольноотпущенный каракиши». Под свободнымикаракиши видимо следует понимать узденей,которые обладали правом свободногоперехода от одного таубия к другому таубию,или более вероятно это те каракиши, которые уже к середине ХIХ в. не несли повинностей в пользутаубиев.Помимо условного держания они имелиродовые земли. Вольноотпущенныекаракиши-вчерашние азаты, которые поистечении 2–3 поколенийперечислялись к каракишам. Они не имели родовых земель,хотя несли обязанности в пользу таубиев, ножили на его земле или в его владении. Видимоименно за ними обычай устанавливал строгийзапрет перехода от одного таубия кдругому.

Более высокимсоциальным статусом обладали древние родыи фамилии, которые имели и политическую власть. По Урусбиевскому обществу «древнейшиекаракиши пользуются большими правами, их чащеприглашают к совету». В 1872 г. хуламскимиузденями было подано прошение: «издревле живя вместес Шакмановыми (князья и владельцыХуламского общества) мы всегдапользовались в селении правами узденей,как между таубиями Шакмановыми, так и впростонародье».

Ясакчи.Ясакчи являлись «древними жителями» Балкарскогообщества и подверглись завоеванию потомкамиБасиата и Мисаки. Были установленыданнические отношения, которые впоследствиипереросли в политический патронат.Хронологические рамки появления Басиатаи Мисаки можно обозначить между ХIV–ХV вв. Данническиеотношения установились к началу ХVIв., а уже к ХVII веку переросли в факторвассалитета-сюзеренитета. Понятие «ясакчи» означало «данник-вассал» по отношению к«князю-сюзерену».

В рапортеКабардинского окружного народного суда от 29 июня 1866 г. за №353 Начальнику Терской областисказано: «ясакчи и чагары весьма зажиточны, апотому количество выкупной суммы определяются самимвладельцем; обыкновенно выкупающиеся насвободу отдают своему владельцу все своеимущество, из которого известная часть;если когда и выделяются, то это зависит от согласияили великодушия господина…». Этот рапортставит ясакчей в разряд зависимого сословиянаряду с чагарами. В работе Н.Н.Харузина«По горамСеверногоКавказа»есть интересные данные, раскрывающие сутьуказанной выше проблемы. В своей поездке вБалкарскоеобщество со слов таубия Хамурза хаджиШаханова он записал: «уздени произошли частью изпотомков дружинников Басиата, частью изтуземцев. Они получали землю от князей, неслиза это разные повинности. От всех этихповинностей князь мог освободить узденя,но случаи освобождения бывали редко. Иногда вблагодарность за свое освобождение князьтребовал,чтобы уздени дали ему все своеимение». Сприведенными словами таубия Хамурза хаджиШаханова перекликается жалоба таубия Муссы Женокова на имяНачальника Терской области, гдеуказывается: «при освобождении ясакчей взято всеимущество при выходе на волю».

Варьирование выкупнойплаты от 90 до 450 рублей при освобожденииясакчи объясняется пропорциональностьюсуммы и года аренды, в зависимости от тогопервый это или последующие года. Самаадминистрация признавала особое положениеясакчи: «рядом с этими зависимыми 3-хозначенных категорий, в горских племенахсуществовали еще сословия, члены которых, будучи личносвободными, находятся в зависимомположении от лиц высших сословий по пользованиюземлей, принадлежащей последним. Зависимыепо земле несут землевладельцам известныеповинности, освященные временем и обычаем,и находятся как бы в договорных отношенияхк владельцам земель. В такой поземельнойзависимости находятся в горских обществахКабардинского округа каракиши иясакчи».

В начале 1864 г. доверенные от узденей(ясакчи) Балкарского общества обратились кначальникуКабардинского округа спрошением, в которомнастаивали на снятии с нихзависимого положения от таубиев. Приведенныйдокумент датируетсяначалом 1864 г., когда вадминистрацию посыпались прошения именнобалкарских узденей с просьбами отменитьзависимое положение от таубиев, в силупродолжения ими несения повинностей, тогдакак в других обществах Балкарии данныеотношения постепенно прекратились. Об этомговорится в другомархивном документе, датируемом 3февралем 1862 г. В прошении уздениуказывают, что только уздени Балкарскогообщества несут повинности, а остальныеуздени балкарских обществ, прекратиливассально-сюзеренные отношения с таубиями.Оба приведенных документапримечательны тем, чтопрошение в1862 г. подали уздени ВерхнейБалкарии. Прошение 1864г. подали уздени НижнейБалкарии.

Распоряжением графаЕвдокимова от 12 января 1863г. отношения между князьямии узденями считалисьупраздненными. Видимо, этимраспоряжением графа Евдокимовавассально-сюзеренные отношения былиотменены в Кабарде и в остальныхобществах Балкарии. Во время записейобычногоправа М. М.Ковалевский фиксировал их из сообщенийтаубия И. М.Урусбиева, владельца Урусбиевскогообщества, который разъяснял права сословий применительно к 1862г., в документе есть дата, вынесенная в скобки(каракиши до 1863 г.), т.е. каракиши несли оговоренные повинности до 1863 г.

Численность ясакчи вовсех архивных документах проходит в 3166человек. Н. Ф.Грабовский утверждал, что ясакчи жилиисключительно в Балкарском обществе. УМ. М.Ковалевского отмечается, что «больше всего чесакчи жило вБолкарах у Абаевых, Бекановых, Жулоковых идр.».Численность населения Балкарскогообщества к 1866 году составляло около пяти тысяч человек. Совместитьс этой цифройоставшуюся часть населенияв две тысячи остальныхсословий невозможно. Весьма вероятно, что цифра 3166человек приемлема дляобозначения всего узденского сословияБалкарского общества.

Третий параграф «Кул»состоит из двухвопросов.

Чагары. Чагары почисленности к середине XIX в.составляли четвертую часть населенияБалкарии, т.е. 25 %. В последнее время принято считать, что к 1867 г., т.е. к моменту проведениякрестьянской реформы в Балкарии, население достигло 13тысяч человек.

В сведении о числедворов освобожденных холопов в Горскомучастке относительно дворов обрядных даныследующие цифры по обществам и селам:Урусбий –21 двор, Холам –29, Безенги – 49, Чегем– 111, аул Гирхожан– 14, Балкария – 136дворов. Можно предположитьусреднённыйпоказатель в 8 человек, исходя из наличияобщей численности чагар более 3000 человек. Таким образом,получится следующая таблица:Урусбий – 21двор –168 человек, Холам –29 дворов – 232 человек, Безенги –49 дворов-392 человек, Чегем –111 дворов – 880 человек, Гирхожан – 14 дворов –112 человек, Балкария –136 дворов –1088 человек. Итого 360 дворов – около 3000 человек.Данная цифра более близка кистине. При общей доле освобожденных,которая колебалась от 3388 человек до 4209 человек,цифра 3390 более точна. Другуюгруппу кулов, казаков и каравашей определяли от842 до 1014 человек. Из приведеннойтаблицы видно, что более трети чагарпроживало в Балкарском обществе, другая третьприходится на Чегемское общество, чтообъясняется большой численностьюнаселения этих обществ.

Говоря овозникновении сословия чагар со словтаубия Муссы Барасбиева, Н.П. Тульчинский приводитинтересные данные: «Постоянные и удачные набеги всебольше и больше увеличивали сословие рабов, а так каксодержание большого количества их в однихруках требовало соответственных затрат нажизненные потребности, что становилось втягость господам, то владельцы отделялиизвестную часть рабов и отпускали их отсебя. Вольноотпущенные селились в удобныхместах и занимались хлебопашеством…».Вариация перехода из казака в чагарыбыла распространеннымявлением. Поэтому Е.Г. Битовой казаки и караваши определены в 1014 человек.В 1867 г. былоосвобождено 871 человек изказаков и каравашей.Разница в 150 человек объясняется тем, что онибыли признаны чагарами, т.е. их права былирасплывчаты в силу недавнего перехода в данное сословие. Переход зависелот произвола владельца. Это могли бытьособые услуги, оказанные владельцу: вернаяслужба, кормление ребенка, а такжерелигиозныйфактор.

Показательны предметыи вещи, входившие в набор калыма чагар, кудаобязательно входили: ружье, лошадь и сабля,т.е. вооружение и экипировка в случаепризыва владельца. Перевод чагара в каракиши былобусловлен стремлением создать себе опорув обществе за счет увеличения своихузденей. Видимо они составляли большуюопору в отличие от природных узденей,обладавшихбольшей степенью независимости. Чагар узденя не могстать каракиши в силу того, что узденямзапрещалось иметь своих узденей. Но он могстать каракиши, если в силу обстоятельств был проданузденем князю. Каракиши составляли опорукнязя, выходили все под ружьё. Но в отличие от узденей,они наряду с дворянскими обязанностяминесли и трудовую повинность.

Казаки и Караваши.Доля их составляла не более10 % населенияБалкарии. В соотношении распределения пообществам оно выглядит следующим образом:в Урусбиевском обществ 48 дворов, вХуламское обществе 27 дворов, вБезенгиевском обществе 26 дворов, в Чегемском обществе 134двора, в Балкарскомобществе 159 дворов, вауле Герхожан 6 дворов. Всего было освобождено в 1866–67 гг. 400 дворов.

Казакии караваши не имели права создавать семью,однако архивный материал подтверждает это лишь отчасти. Таубии имели право «продавать и даритьказаков кому угодно, употребить их в ролиприслуги, а жен их и дочерей в роде служанокони такжевправе держать у себя». По отношению к каравашамадат предусматривал: «законного мужа неимеет, а ежели господин позволит холостомумужчине жить с нею, то он может черезнесколько времени запретить это, в такомслучаехолостой не должен считать женой служанку,с которой жил». Адаты признают правовременныхбраковсреди казаков и каравашей. Поэтому приопределении численности семьи невозможнообозначить среднюю цифру, сколько человекприходится на двор. В среднем она можетколебатьсяот 1 до 4–5 человек. Каравашиимели право избрать изказаков и чагар себе временного мужа.Рожденные дети становились собственностьювладельца. Посредством таких браковвладелец имел новую категорию рабов в видемужчины-повара (легава или шапа).Родившиеся от таких браков мальчикипополнялиэту категорию.

Временным брак могбыть из-за произвола со стороны владельцев,«еслигосподин, женивший своего дворовогочеловека (казака) сам уплачивает калым, ипоэтому дворовые люди никак не могутразводиться с женами, как это делаютдругие». Таким образом, вышесказанноеподтверждает наличие у казаков и каравашей семьи,хотя и временной. Владелец раздроблялсемью, видимо, сознательно, чтобы упроститьповиновение своего холопа. Духсолидарности по крови был бы действеннымметодом в борьбе за свои права. Об этомговорят многочисленные фольклорные сюжеты имотивы. Перевод казака икараваша в чагары имел несколько действий.Адат предусматривал женщине каравашке привыходе замуж за чагара перейти в данноесословие,если муж-чагар уплачивал за нее калым. Вданном случае она становилась чагаром тоговладельца,кому принадлежал чагар, ее муж. Караваша за вернуюслужбу могли выдать замуж за чагара, в этомслучае и дети от этого брака будутчагарами. В особенности, выполняя функциикормилиц, караваши получали поощрение ввиде выхода замуж и создания полной семьи.

Третья глава «Сословные отношения впореформенный период» состоит из двух параграфов. Первыйпараграф «Крестьянская и административно-судебная реформа в60–70 гг. ХIХв.» состоит из трех вопросов.

Освобождение чагар, казаков икаравашей. 18 ноября 1866 г. в торжественной обстановкебыло объявлено об освобождении горскихкрестьян. В целях успешного проведенияреформы былисозданы мировые посреднические суды.Урусбиевское и Чегемское общества вошли вБаксанскийпосреднический суд, Балкарское, Хуламскоеи Безенгиевское общества вошли вЧерекскийпосреднический суд.

Точную цифруподлежавших освобождению крестьянневозможно установить. Данные архивных документовразнятся от 3800 до 4200 человек. За выкупосвобождались чагары, казаки и караваши.Отличительные особенности в развитии балкарскихобществ,сказывались и в вопросе освобождения чагар. Чагары Урусбиевского обществаосвобождались на условиях оставления за собойодной трети земли и имущества с уплатойуменьшенной выкупной суммы, чагарыЧегемскогообществаполучали одну треть земли и половинуимущества с взносом уменьшенноговыкупа, чагары Хуламского и Безенгиевскогообществ- одну треть земли и одну третьимущества без выкупной платы, и чагары Балкарскогообщества половину земли и одну третьимущества без выкупной платы. Условия освобождения при сравнении были наиболееблагоприятны для чагар Балкарского,Хуламского и Безенгиевского обществ.Казаки и караваши в силу неимения имисвоих земельи дворов были оставлены навременнообязанных отношениях.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»