WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

– сформировать понятийный аппарат исследования посредством социологических процедур интерпретации и операционализации основных категорий;

– концептуализировать методологические и методические принципы прикладного социологического исследования альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии врача и пациента;

– сформировать программу и провести прикладное социологическое исследование по изучаемой проблеме;

– выявить и обобщить типичные формы альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии врача и пациента в условиях институциальной трансформации системы здравоохранения;

– обосновать теоретические выводы, разработать практические рекомендации в адрес субъектов системы здравоохранения в российском обществе.

Объект исследования – процесс социального взаимодействия субъектов здравоохранения, локализованный альтернативными практиками конфликта и консенсуса в контексте социального взаимодействия врача и пациента в условиях институциальной трансформации системы здравоохранения в современном российском обществе.

Предмет исследования – концептуализация модели альтернативных практик конфликта и консенсуса в комплексной регуляции конфликтов и прогнозировании последствий управленческих действий.

К элементам научной новизны диссертации можно отнести:

– инновационное определение понятийного тезауруса концептуальных конструктов социологического анализа альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии врача и пациента;

– эвристический анализ парадигмальных моделей социального взаимодействия врача и пациента, выявление их методологических оснований и существующих ограничений;

– оригинальный понятийный аппарат исследования, базирующийся на социологических процедурах интерпретации и операционализации основных категорий;

– авторскую концептуализацию методологических и методических принципов прикладного социологического исследования альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии врача и пациента;

– программа и результаты авторского прикладного социологического исследования по изучаемой проблеме;

– новое обобщение типичных форм альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии врача и пациента в условиях институциальной трансформации системы здравоохранения в современном российском обществе;

– управленческие перспективы обоснованных теоретических выводов, разработанных практических рекомендаций в адрес субъектов системы здравоохранения в современном российском обществе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальное взаимодействие рассматривается в единстве институциального, коммуникативного и структурно-функционального аспектов. В институциальном – как атрибут общественных процессов и отношений; в коммуникативном – посредством различных форм межличностного коммуникативного взаимодействия; в структурно-функциональном – через систему действий, продуцирующих структуру общества. В данном контексте этот феномен выступает ключевым концептуальным конструктом социологического анализа ассоциированных форм человеческой жизнедеятельности, их структуры, функционирования и развития. Исходя из этого, социальное взаимодействие понимается как имманентное свойство социальной системы, качество межличностного, интерсоциального процесса и его парадигмальная модель.

2. Парадигмальная модель унифицирует систему теоретических положений, методологических и методических принципов социологического анализа социального взаимодействия врача и пациента и представляет собой: во-первых, универсальную систему, выполняющую актуализирующую и организующую роль, как в бытии социума, так и отдельной личности; во-вторых, теоретический способ осмысления социальной реальности, методологический инструмент познания определенных социальных явлений и процессов; в-третьих, аппаратное средство для изучения сущности, генезиса и процессуальных характеристик социальных действий в их индивидуальности и совокупности альтернативных практик конфликта и консенсуса.

3. Конфликт и консенсус интерпретируются как диалектически взаимосвязанные социологические понятия, акцентирующие актуальные грани социальной реальности, два класса причин, которые позволяют любому обществу сохранять свои важнейшие черты и в то же время развиваться в нужном направлении под воздействием внутренних напряжений. Такой методологический подход позволяет выделить в качестве основного источника социального взаимодействия врача и пациента противоречие между противоположными, взаимообусловленными сторонами этого процесса, а также эмпирически верифицировать его продуктивность и направленность посредством сравнительных параметров альтернативных практик конфликта и консенсуса.

4. Сравнительные параметры альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии врача и пациента - это реально существующее у субъектов этого процесса определенное множество результатов отражения общественным мнением эмпирических показателей социального положения и мотивационной сферы сознания, интепретируемых в содержательных терминах как степень различия или сходства в потребностях, интересах, ценностях. На эмпирическом уровне они фиксируются через оценку самодовлеющей значимости для респондента тех или иных явлений, предметов реальной действительности (терминальные ценности), а также предпочтений при выборе тех, которые указывают на способ реализации соответствующих потребностей и интересов (инструментальные ценности).

5. Специфическое сочетание операциональных конструктов мотивационной сферы сознания (потребностей, интересов, ценностей) с фундаментальными символическими статусными доминантами (материальное положение, образование, престиж) и социально-демографическими индикаторами (возраст, пол, семейное положение, стаж работы) типологизирует следующие альтернативные практики конфликта и консенсуса: конкуренцию; приспособление; компромисс; избегание; сотрудничество. Эти типичные формы образуют в себе практически все референтно-ролевые показатели, характеризующие коммуникативное, когнитивное и поведенческое пространство социального взаимодействия врача и пациента.

6. Типичные формы альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии врача и пациента устойчиво коррелируют с различными противоречиями и проблемами институциальной трансформации системы здравоохранения в современном российском обществе. Наибольшие факторные нагрузки имеют следующие результативные признаки: принципы рыночной экономики и элементы коммерческой деятельности в здравоохранении; социально-экономическая значимость медицинских услуг; статус медицинской профессии; материальное положение медицинского работника; потребности практического здравоохранения; структурно-организационные преобразования в системе управления здравоохранением, транспарентность ее субъектов; правовые коллизии механизмов функционирования института охраны здоровья; идеология ценнос­тно-нормативных отношений врач–пациент.

7. Бюрократическая модель представляет собой реалистическую, естественную систему социального взаимодействия врача и пациента в условиях институциальной трансформации системы здравоохранения в современном российском обществе и включает наряду с рациональными, формальными и эмоционально нейтральными моментами иррациональные, неформальные, личностные. Основополагающими измерениями в модели являются проблемы: коммуникативного или символического порядка; временной упорядоченности социальных действий множества участников; противоречащих друг другу значений (символов); дефицита ситуационных ресурсов; социального контроля; мотивационного характера; стратификационного порядка. В этой концептуализации модель позволяет формулировать комплексное представление проблемы, регулировать конфликты, прогнозировать последствия альтернативных управленческих действий, сравнивать результаты.

Теоретическая и практическая значимость исследования может быть представлена в нескольких направлениях:

1. Проведенное исследование способствует приращению нового знания о социальных процессах, положении групп и слоев в трансформирующемся обществе, специфике их взаимодействия; расширяет проблемное поле социологии, развивает теорию и методологию специальных социологических теорий; обобщает теоретические положения по проблемам институциализации здравоохранения в современном российском обществе.

2. Сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы в сферах социальной политики, социальной работы, менеджмента в здравоохранении, государственном и муниципальном управлении.

3. Теоретическое содержание работы и эмпирические данные могут быть использованы в курсах по социологии, теории социальной работы, специализированных курсах по социальным проблемам в области здравоохранения.

Апробация диссертации. Выводы диссертации апробированы на методологических семинарах и заседаниях кафедр правовой социологии и психологии Саратовского юридического института МВД России, организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права Саратовского государственного медицинского университета, социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета. Результаты исследования докладывались на международных и российских научно-практических конференциях: Толерантность и межэтнические отношения в России, Саратов, 2004; Управление и право в системе здравоохранения России и Норвегии, Саратов, 2005, 2006, 2007; Конфликты в переходном обществе, Саратов, 2005; Современное общество: актуальные проблемы и тенденции развития, Волгоград, 2006; Гуманитарные методы исследований в медицине: состояние и перспективы, Саратов, 2007; Гармонизация интересов семьи, государства и общества: проблемы и пути решения, Саратов, 2006, 2007; Актуальные проблемы современной науки, Самара, 2007. Материалы работы используются в учебном процессе Саратовского государственного медицинского университета, практической работе управленческих структур социальной сферы и Управления контроля качества медицинской помощи Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области. По теме диссертации опубликованы 6 научных статей общим объемом 3,2 п.л.

Структура диссертации включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованной литературы, приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, показывается степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, характеризуются его теоретические и методологические основы и эмпирическая база, раскрывается научная новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость, формируются положения, выносимые на защиту. В первой главе «Концептуальные конструкты социологического анализа альтернативных практик конфликта и консенсуса в социальном взаимодействии субъектов здравоохранения» определяется понятийный тезаурус концептуальных конструктов социологического анализа изучаемой проблемы, формируется категориальный аппарат диссертационного исследования. В первом параграфе «Парадигмальные модели социального взаимодействия субъектов здравоохранения» анализируются методологические основания и существующие ограничения парадигмальных моделей социального взаимодействия врача и пациента. Осуществляя социологический анализ предметной области исследования на теоретическом уровне, автор отмечает, что понятие «социальное взаимодействие» является базовым концептуальным конструктом ряда социологических теорий, которые, при условности всякой классификации, можно объединить в три парадигмальные модели, отличные друг от друга социологические культуры познания процесса социального взаимодействия врача и пациента.

Первая из них базируется на натуралистической методологии и развивается в русле традиций инстинктивизма (У. Мак-Даугалл), бихевиоризма (Э. Торндайк) и необихевиоризма (Э. Толмен), согласно которым социальное взаимодействие врача и пациента следует рассматривать как солидарность, возникающую ситуативно, по конкретному поводу и в зависимости от стратегических или тактических целей индивида. Привлечены теория социального научения (А. Бандура), концепция оперантного бихевиоризма (Б. Скиннер), теория обмена (Г. Келли). Исследователи, предпочитающие поведенческий анализ социального взаимодействия врача и пациента, различаются с точки зрения ортодоксальности следования этим методологическим принципам. Ко второй модели автор относит методологические положения понимающей социологии М. Вебера и феноменологической социологии А. Шюца, исходя из которых социальное взаимодействие врача и пациента изучается не посредством казуального объяснения человеческого поведения, а анализируется в контексте значимых смысловых элементов социальной жизни. Весьма близка к этому направлению школа символического интеракционизма, непосредственные создатели которой Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мид концентрировали внимание на анализе социального взаимодействия в контексте его символического содержания. В третью парадигмальную модель автор включает методологические принципы, предполагающие анализ процесса социального взаимодействия врача и пациента с позиций структурного функционализма Р. Мертона, Т. Парсонса, Дж. Хоманса. Т. Парсонс вводит в научный оборот понятие образца социального действия, включающего выбор определяющих его переменных величин. Этот образец характеризуется специфической конфигурацией и структурой взаимодействия и представляет собой самоорганизующуюся систему.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»