WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Основную задачу третьего параграфа - «Типология концепций происхождения права» - составляет исследование существующих концепций с помощью разработанных автором системы критериев. Классификация концепций происхождения права предполагает сложную систему критериев, что обусловливает возможность их сравнительного исследования, а также изучения общей системы связей между данными концепциями и существующими типами правопонимания. В диссертации предлагается система показателей для каждой из концепций: научное или спекулятивное изучение проблемы; привязанность концепции к определенному историко-культурному типу развития общества или ее универсальный характер; признание автором теории познаваемости первопричины права; выделение явлений, причинно-следственные связи, между которыми указывают на возникновение права; построении концепции на основе достигнутых знаний в этой области или оригинальная трактовка ученого; использование специального научно-понятийного аппарата; антропный принцип; указание на закономерные или корреляционные связи с определенным типом правопонимания; указание на эволюционное (поступательное) развитие права либо признание его природы неизменной.

На основании этих показателей в работе представлены подробные характеристики таких концепций происхождения права как, теологическая (авторитетообразующая) (Протагор, Ф. Аквинский, И.А. Ильин, А. Мень), историко–материалистическая (К. Маркс, Ф. Энгельс, Е.Б. Пашуканис), антропологическая (Г. Мэн, Г. Спенсер, З. Фрейд, А.С. Ященко), концепция мимесиса (социального подражания) (Ульпиан, П.А.Кропоткин), политическая (Г.Ф. Шершеневич), нравственная (этическая) (Г. Гроций, И. Кант, В.С. Соловьев, Р. Дворкин), концепция солидаризма (хабитуализации) (Г. Пухта, Р. Иеринг, Д. Роулз), синергетическая (Т. Гоббс, Л. Фуллер, Дж. Финнис) и спонтанная (Г.В.Ф. Гегель, А. Кауфман, Ж. Маритен, В.С. Нерсесянц).

Определяющим критерием при классификации стало единое для представителей этой концепции правопонимание, при этом каждая из концепций правогенеза имеет свою внутреннюю специализацию.

Вторая глава - «Общая характеристика типов правопонимания» - включает три параграфа.

В первом параграфе – «Сущность проблемы правопонимания» - подчеркивается, что понятие права пред­ставляет собой научное объяснение сущности права. Определение права - простое перечисление его сущностных свойств. Разные интерпретации права означают разные представления о сущности и соответственно разные по­нятия (концепции) права. Но это не значит, что у права действи­тельно есть разные сущности или множество сущностей. Просто есть вариационные или ошибочные интерпретации, искажающие сущность права или отрицающие наличие у права самостоятельной сущности. Автор считает, что существующая с момента зарождения философско-правовой мысли дискуссия об истинном правопонимании, не достаточно отвечает реальным условиям развития общества. Разногласия между сторонниками естественно-правовой доктрины и юридического позитивизма наиболее ярко показывают недостатки каждого из этого подходов к решению проблемы. Юридическая наука не имеет четко обозначенной цели в решении данного вопроса, который традиционно ставится как «определение, что такое право вообще Без чего все остальные исследования в области юридической науки будут страдать неясностью и отсутствием определенного научного содержания» (Е.Н. Трубецкой 1906 г.)7. Понятие права не может быть однозначным, «не может быть права вообще»8. Отсюда решение проблемы правопонимания надо осуществлять с позиции понимания природы, потребностей институтов с ним неразрывно связанных – личности, общества, государства, т.к. право есть форма общественного сознания. В свою очередь существующие различные концепции о природе человека, общества и государства, не дезинтегрируют понимание права, а лишь отражают по-новому стороны феномена права.

Для каждой концепции правопонимания важно учитывать сочетание теоретической и практической цели этого научного направления, где с одной стороны необходимо исследовать право в понятии (философско-правовой подход), а с другой рассмотреть право в реальности (социология права). Автор полностью разделяет точку зрения В.П. Малахова о том, что «процесс образования права, формируется на стыке представлений о праве и правопонимания, т.е. на стыке эмпирических знаний и интеллектуальных интуиций»9.

Такой подход позволяет развивать каждое учение о праве на протяжении человеческой истории. Концепция эволюционирует видоизменяться, так как предлагаются различные подходы философско-правового характера (методы научного познания), развивается правовая жизнь общества. Отсюда с одной стороны наблюдается небольшое количество типов правопонимания, но индивидуальных, субъективных трактовок – множество.

Во втором параграфе - «Многообразие типов правопониманий и его причины» - отмечается, что, сформировавшиеся на сегодняшний день научные концепции о праве разнообразны, но к числу основных, в современной теоретико-правовой науке относят четыре, а именно: позитивистский, социологический, психологический и естественно–правовой.

Одной из причин многообразия пониманий права является отсутствие четких критериев для определения концептуальности научного направления в области изучения природы права.

Только в современной российской теоретико-правовой науке активно разрабатывается около десяти концепций права: актуализированная естественно-правовая концепция (С.С. Алексеев, В.К. Бабабаев), модернизированный нормативистско-этатистский подход (М.И. Байтин), социологическая юриспруденция (М.Н. Марченко, В.Г.Графский), либертарно-юридическая концепция права (В.А. Четвернин), «социократическая» правовая теория (Г.В. Мальцев),10 концепция реалистического позитивизма (интегративного типа современного правопонимания) (Р.А. Ромашов)11, философско-правовая концепция (В.П. Малахов)12 и другие. Однако, такое разнообразие концепций, во-первых, не отрицает существующие, т.н. классические концепции правопонимания, а во-вторых, некоторые из концепций выступают, подчас, лишь новой трактовкой известных постулатов.

Другая причина заключается в ошибочном сопоставлении типа понимания права и вида права в рамках определенной концепции. Конкурирующий характер между воззрениями на право требует от них, как выше указывалось, теоретической и практической обоснованности, что, как правило, воплощаются в различных образах, формах, видах. Так, например, в интегральной социологической концепции права Г.Д. Гурвича помимо основного понятия «социальное право» выделяется индивидуальное право и субординирующее право.13 Автор считает, что каждая концепция правопонимания должна предполагать сравнение нового подхода к праву с уже устоявшимися концепциями, несмотря на сложность правовой системы в рамках концепции. Это позволит корректировать развитие научной правовой мысли, не допускать до конца непродуманных проектов.

Еще одна важная причина многообразия подходов к праву лежит в сфере соотношения права с религией, моралью, экономикой. Данные социальные константы не должны противопоставляться праву. Все они, включая право, есть стороны человеческой жизни (правовая, религиозная, экономическая, нравственная). История правовой мысли показывает невозможность формирований полностью «чистых учений о праве» с одной стороны, и ущербность соотношения права лишь с одной из форм человеческой жизни с другой14.

В третьем параграфе – «Типология правопониманий» - рассматриваются наиболее характерные черты указанных классических типов правопонимания. Автор обращает внимание, что, несмотря на длительность существования научных взглядов на природу позитивного и естественного права, по сути, в философской и юридической науке не был достаточно изучен вопрос о допустимости их соотношения. Эти два подхода объединяет рациональное восприятие этих правовых форм человеком, объединяет возможность выбора, свободы человека. С позиции автора этого недостаточно, что также признавали Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, представители исторической школы права, И.А. Ильин и другие.

Для определения классификации этих подходов к праву используются следующие критерии: признание права как необходимую, авторитетную форму человеческой жизни; характерный правовой способ социальной регуляции; состояние правовой свободы личности; способ поддержания и распространения права в жизни общества; наличие обоснованной концепции происхождения права в контексте понимания его природы; признания, что право как и человечество возможно рассмотреть через призму истории. Эти критерии в полной мере отражены в следующих концепциях о праве.

В позитивистском понимании право - это государственно-властные веления и другие офи­циальные установления независимо от их содержания. Такая по­зиция является отождествлением права и закона. Общество признает публичную власть, тем самым, придавая политическому режиму легитимность. Государство имеет сложную систему правоприменительных органов, что, безусловно, характерный правовой способ социальной регуляции. Правовая свобода личности определяется исключительно политической волей суверена, но она присутствует. Автор подробно останавливается и на других критерия юридического позитивизма.

Учение о «естественном пра­ве» является важным идейным течением со времен антич­ности и до настоящего времени, несмотря на то, что сам тер­мин, несомненно, способен ввести в заблуждение. Доктрина естественного права представляет собой несколько большее, чем просто теория права и концепция его возникновения. Она отражает лишь философский, но не практический характер концептуального учения. Автор считает, что концепция естественного права не отвечает необходимым требованиям, применимым для самостоятельного типа правопонимания.

Историческая особенность возникновения социологического типа правопонимания стало активное развитие институтов гражданского общества в новое время. Социологический тип правопонимания подробно рассматривается в отношении к обозначенным критериям.

Психологическая концепция понимания права, по сути, учла все недостатки присущие юснатуралистическому подходу. За основу взят психический мир человека, а право есть явление психическое. Признание права есть психические переживания. Социальная регуляция осуществляется в виде эмоций (императивно-атрибутивных и моральных). Психологический тип правопонимания подробно рассматривается в отношении к обозначенным критериям.

В третьей главе «Типы связей концепций происхождения права и типов правопонимания», содержащей четыре параграфа, дается общая характеристика взаимообусловливающего процесса в области отражения идей происхождения права в определенных типах правопонимания. При этом данный процесс носит многогранный характер, и выражается в различных формах и видах. Каждый тип связи есть научно доказанный факт наличия целостного образования, явления. Он определен единым восприятием определенного подхода к правогенезу и пониманию права.

Особенность первого параграфа - «Типы связей в социально-духовной сфере и их отражение в правовой теории» - состоит в том, что в социально-духовной (этической) интерпретации права феномен права предполагает выражение представлений о действительном праве. Например, в трактовке теологической концепции правогенеза у человечества возникает чувство вины в утрате первичного (истинного) права. Появляется человеческое право (право-магия), следовательно, можно говорить о религиозности позитивного и социального права. Вместе с тем, теологическая концепция правогенеза не связана с психологической концепцией права, поскольку подчеркивает признание права познаваемым и реальным. Право в социально-духовной сфере в зависимости от концепции правогенеза аргументировано предстает в формах общественного бытия исторической, политической, моральной, экономической, религиозной, планетарной и эстетической.

Во втором параграфе «Закономерные и корреляционные связи концепций происхождения права и типов правопонимания» акцентирует внимание на переходных моделях как от концепций происхождения права к правопониманию, так и наоборот.

Для концепции позитивистского правопонимания характерны закономерные связи с концепциями историко-материалистической, синергетической, теологической, коммуникативной. Корреляционный тип связи наблюдается с политической концепцией происхождения права.

Для социологической концепции правопонимания закономерные связи присутствуют с теологической и коммуникативной концепциями правогенеза. Корреляционные связи - с антропологической концепцией, концепцией мимесиса (социального подражания).

Для психологической концепции правопонимания характерны закономерные связи с концепциями синергетической и коммуникативной. Корреляционный тип связи имеет место быть с нравственной (этической) концепцией происхождения права.

Для естественного правопонимания закономерных связей с теориями происхождения права нет, тогда как корреляционный характер связи можно обозначить только со спонтанной теорией происхождения права.

Третий параграф - «Исторически и культурно определенные связи концепций происхождения права и типов правопонимания» - посвящен проблеме присутствия исторического и культурного начала в праве. Большинство из концепций происхождения права, как правило, опирались на определенные исторические факты, духовно-культурные ценности своей нации. Подобная научная практика просуществовала до ХХ века. Вместе с тем, автор выделяет в работе специфические историко-культурные характеристики определенного типа правопонимания древних народов (античность), феодальной Европы, Западной Европы и России XVIII - XX веков.

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»