WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 |

Во втором параграфе «Онтология и космогония А. Н. Скрябина» представлены философские взгляды мыслителя на природу реальности, происхождение и эволюцию мира; прокомментированы его основные убеждения, касающиеся общих основ бытия, мировых процессов, восприятия материального мира, взаимоотношения мира и человека.

Третий параграф «Тема эсхатологизма в философии Скрябина» посвящен анализу темы эсхатологизма в системе мировоззрения мыслителя. В данном разделе раскрываются воззрения философа о конце света, предлагается оценка восприятия мыслителем такого явления, как смерть. Здесь также комментируется эмоциональный настрой Скрябина, связанный с эсхатологическими мотивами.

Глава II «Философия творчества А. Н. Скрябина» посвящена анализу восприятия феномена творчества мыслителем.

Первый параграф «Философская концепция творчества А. Н. Скрябина» представляет анализ понимания феномена творчества как фундаментального принципа философии мыслителя. Устанавливаются взгляды Скрябина на природу творчества, его сущность, творческий процесс и его результаты.

Во втором параграфе «Проблема личности художника-творца» рассматриваются основные воззрения Скрябина на личность художника-творца в широком смысле слова. Определяются основные черты творческой личности в понимании А. Н. Скрябина.

В третьем параграфе «Концепция музыкального творчества А. Н. Скрябина» исследованы попытки мыслителя реализовать философские воззрения в музыкальном творчестве. Представлено философское содержание отдельных произведений Скрябина, в которых наиболее ярко проявились данные попытки («Божественная поэма», «Прометей», «Мистерия»).

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются предварительные выводы относительно философских воззрений Скрябина и их отражения в музыкальном творчестве.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

  1. Установлены основные черты философского мировоззрения А. Н. Скрябина. Выявлены социокультурная обусловленность и историко-философские предпосылки формирования его философского мировоззрения, сложившегося под влиянием, прежде всего, идей Г.В.Ф. Гегеля, И.Г.Фихте, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Определено место композитора в общей панораме идей русской философии начала ХХ столетия.
  2. Проанализировано понимание мыслителем феномена творчества. Раскрыта взаимосвязь абстрактного и конкретного творчества как проявления духовной основы Универсума.
  3. Дана интерпретация концепция личности-творца Скрябина. Показано, что на воззрения мыслителя повлияли представления о личности, сложившиеся в эпоху Возрождения, а также философское наследие И.Г.Фихте и Ф.Ницше.
  4. Исследовано музыкальное творчество Скрябина как проявление его философских воззрений. Показано влияние мировоззренческой парадигмы композитора на создание таких крупных его произведений, как «Божественная поэма», «Прометей», «Мистерия».

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Основу философии А. Н. Скрябина представляет достаточно развитая онтология, которая включает в себя философскую концепцию космоса как развивающейся духовной реальности. Генезис его мировоззрения связан с осмыслением и синтезом отдельных положений мировой философской мысли, хотя Скрябин склонен представлять свои идеи как оригинальный текст. В его онтологической концепции явственно прослеживается влияние немецкой классической философии и философии жизни.

Ключевым моментом в философии Скрябина является его теория эволюции Вселенной, созданная под влиянием работ Г. В. Ф. Гегеля. Согласно ей, первоосновой бытия является Дух (творческий принцип). Он содержит в себе два противоположных начала: материальное и идеальное, которые в процессе развития бытия постепенно отделяются друг от друга. Когда их разъединение достигает кульминации, образовывается материальный мир. Далее происходит обратный процесс: объединение, завершающееся дематериализацией, коллапсом материи, повторным соединением материи и идеи в Духе. Мыслитель считал, что Дух после повторного объединения перемещается на следующую ступень развития, принадлежащую новому циклу. Общая направленность процесса виделась ему как уничтожение материи, снятие противоречия, лежащего в основе Духа.

Важнейшим отличием одного цикла от другого, по мнению Скрябина, являлось появление в каждом из них особого вида живых существ, «особой культуры». Этот вид существ отличался от прочих организмов, существующих в текущем цикле, тем, что именно он осознавал в себе частицу Духа, творческого начала. Для мыслителя наличие такого вида существ имело определенную цель – своими усилиями, своей творческой энергией и сплоченностью они помогали завершиться циклу Вселенной. Современное человечество – именно такой вид живых существ, не первый и не последний в эволюции.

Скрябин условно называл смену циклов сменой рас. Понятие «раса» для него в данном контексте имело теософский смысл. Под этим понятием подразумевалась замкнутая, отдельная стадия развития определенного вида живых существ, осознающих Дух. По мнению мыслителя, эти расы сменяли друг друга, и смена шла тогда, когда предыдущая раса полностью исчерпывала свой потенциал.

Следствием онтологических воззрений мыслителя стал несколько нестандартный эмоциональный фон, сопровождавший его эсхатологические воззрения. В отличие от декадентских концепций «конца света», скрябинские идеи полны жизнеутверждающей силы. Конец света в понимании Скрябина означал всего лишь переход на другую ступень развития, начало нового цикла, эволюцию так называемой «расы».

  1. Центральной темой философии Скрябина является проблема творчества. Феномен творчества носит для философии Скрябина основополагающий характер. Это центральный узел мировоззрения мыслителя, связывающий воедино все его размышления. Этот круг идей складывается под влиянием воззрений И.Г.Фихте, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. В поисках смысла творчества мыслитель приходит к выводу, что целью творческого процесса должно являться «идеальное произведение искусства».

Мыслитель обнаруживал истоки творчества как в Боге, так и в человеке. Он считал, что дар творчества дан человеку свыше, но только сам человек может его обнаружить (как желание творить) и раскрыть, развить. Скрябин наделял творчество такими чертами, как стихийность, величественность, переменчивость, полагая творчество одним из атрибутов Бога или Духа.

Совершенствуя онтологию, мыслитель утвердился в мысли о Духе как творческом принципе, являющемся субстанцией. Философ пришел к мысли, что творчество является высшим понятием, причиной всего остального. Объяснить его до конца невозможно, так как не существует критериев объяснения, потому что его не с чем сравнить.

В процессе определения феномена творчества Скрябин, в конце концов, предположил необходимость разделения творчества на «творчество абстрактное» и «творчество конкретное». Под «абстрактным творчеством» философ подразумевал субстанцию, движущую силу. С помощью этого творчества создается мир, который видит и представляет художник в широком смысле слова. Полем для размышлений, по мнению философа, здесь может служить лишь определение истоков и сущности этого феномена. «Конкретное творчество» понималось мыслителем как процесс, а не как состоявшийся факт. Основной вопрос, которым задавался Скрябин, анализируя «конкретное творчество», – это вопрос о природе творческого процесса и о его результате.

Причинами творчества для мыслителя являются острое желание человека творить и, возможно, психологическое успокоение при осознании ошибок и виртуальном исправлении их. Творческий процесс начинается вдохновением, источником которого служат явления природы, реальные наблюдения, а также творчество другого человека. В период взлета творческой мысли может быть создана только канва, которая нуждается в тщательной отделке, где уже главную роль играет не вдохновение, а кропотливый труд, поиск совершенных форм. Целью этого совершенствования, по мнению Скрябина, становится создание «идеального произведения искусства».

Особо важным Скрябин считал должное определение критериев идеального произведения. В своих размышлениях он приходит к выводу о необходимости для создания идеального произведения наличия «творческого лица», индивидуальности; нешаблонности мышления, некой иной логики построения произведения, отсутствия зацикленности, поиска иной структуры, иных средств выражения; и, наконец, о необходимости философской основы, глубокого смысла, цельности идеи.

  1. В философии творчества Скрябина центральное место принадлежит личности-творцу. Мыслитель развивает эту идею под влиянием И. Г. Фихте и Ф. Ницше. Творческая личность наделяется небывалым могуществом. Ее основная задача заключается в том, чтобы посредством создания «идеального произведения искусства» привести Вселенную к завершению очередного цикла.

Серебряный век воспринял ренессансную трактовку личности. Основными характеристиками личности данная эпоха считала индивидуализм и наличие собственного устоявшегося мировоззрения.

Суммируя размышления мыслителей Серебряного века, можно выделить следующие критерии «идеальной личности, способной создать идеальное произведение искусства».

Во-первых, это мера индивидуализма, то есть, наличие собственного «я», осознание особенностей своей «формы» (внешности, жизненного пути) и «содержания» (мировоззрения). Под «внешним» индивидуализмом понимались такие черты, как обращающая на себя внимание внешность, необычное поведение и некоторые символические вехи жизненного пути, биографии. Носители культуры Серебряного века могли вести себя несколько экстравагантно, их манеры, речь, поведение, - все служило знаком особенности, индивидуальности. Некоторые личности доводили внешний индивидуализм до того, что начинали перекраивать свою жизнь по законам произведения искусства. Примерами могут послужить Александр Блок, Андрей Белый. Любое событие воспринималось ими как символическое и требующее осмысления и реакции.

Во-вторых, «идеальная личность» должна быть способна «творить на грани», синтезировать знания из разных областей жизни. Она должна быть всесторонне развита, уметь гармонично применять свои энциклопедичные знания на практике.

В-третьих, критерием «идеальной личности» стала степень приближения личности по могуществу к Богу. Под реализацией последнего критерия мыслители Серебряного века понимали создание «идеального произведения искусства».

Взгляды Скрябина на художника-творца практически идентичны воззрениям Серебряного века. В своем анализе личности-творца мыслитель делает акцент на внутреннем индивидуализме. По мнению мыслителя, только человек, осознавший свой внутренний индивидуализм, воспринимающий себя практически равным Богу, может реализовать себя в творчестве.

А. Н. Скрябин считал необходимыми для личности следующие качества: универсальность, энциклопедичность, способность творить в разных сферах деятельности. Мыслитель определял идеальную личность формулой «философ – музыкант – поэт». По мнению Скрябина и других философов Серебряного века, личность, сочетающая в себе знания и умения из нескольких областей человеческой деятельности, способная к синтезу и творчеству на грани этих областей, могущественна настолько, что может претендовать на роль демиурга-творца, совершенствующего мир, продолжающего дело Бога.

Скрябина интересует личность-творец в качестве «орудия», помогающего завершить дематериализацию мира. Философ утверждал существование Бога как Духа, творческого принципа, импульса, создавшего Вселенную и определенный вид существ, которые Скрябин назвал «расами», носителями Духа. На данный момент в мире существует «человеческая раса», творческая личность правит миром как творение и «представитель» Духа в материальном мире. Качественные переходы, о которых уже было сказано, совершаются под управлением единоличного художника-творца. Не Бог, а человек помогает движению Вселенной, только он способен довести цикл эволюции до конца.

  1. Музыкальное творчество мыслителя представляет собой реализацию его философских воззрений. Скрябин претендовал на то, чтобы стать «идеальной личностью», которая создаст «идеальное произведение искусства». Его концепция музыкального творчества предполагала создание произведения, синтезирующего все виды искусств на музыкальной основе. Целью «идеального произведения искусства» Скрябин полагал подготовку человеческого сознания к качественному преобразованию в единую Сверхличность для завершения очередного цикла развития Вселенной.

Для Серебряного века было характерно своеобразное сочетание «теории и практики», попытка воплотить теоретические идеи в «материальном мире», в произведениях искусства, которые послужили бы оправданием его философских взглядов. Скрябин, как представитель культуры Серебряного века, был одним из тех, кто постарался создать произведение в контексте своей философии. Воплощение своих теоретических взглядов явилось задачей его музыкального творчества. Вся жизнь мыслителя была посвящена созданию «идеального произведения искусства».

Первым постулатом в концепции музыкального творчества А. Н. Скрябина стало убеждение в том, что для идеального произведения искусства необходимо синтезировать знания из многих областей человеческой деятельности. Стремление объединить в одном произведении максимальное количество видов человеческой деятельности характерно для эпохи Серебряного века. Скрябин предложил свои способы и приемы объединения нескольких видов искусства в одном произведении.

По мнению Скрябина, для того, чтобы создать идеальное произведение, в первую очередь необходима основа, как теоретическая, так и практическая. Теоретической основой должны стать философские убеждения личности-творца. Они могут быть выражены в авторском тексте, который будет сопровождать произведение и который станет направляющим вектором, исключающим разночтения и неправильные толкования. Практической основой для синтеза мыслитель предлагает сделать музыку как искусство максимально нематериальное и эмоциональное. В мелодию должны вплестись свет, слово, жест, танец, архитектура, даже аромат.

Pages:     | 1 || 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»