WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

Михайлова Любовь Евгеньевна

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ А. Н. СКРЯБИНА

Специальность 09.00.03 – история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

ТВЕРЬ-2008

Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных наук Тверской государственной сельскохозяйственной академии

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор

Александров Владимир Борисович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Евлампиев Игорь Иванович

доктор философских наук, профессор

Ильин Виктор Васильевич

Ведущая организация – Академии повышения квалификации

и профессиональной переподготовки

работников образования РФ

Защита состоится 3 октября 2008 года в 14.00 на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Скорбященская, д. 44а

Автореферат разослан 3 сентября 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук,

доцент С.П.Бельчевичен

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого определены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже XIX – XX веков. Это было время, богатое достижениями, как в области художественного творчества, так и в области мировоззренческого поиска.

Серебряный век – период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.

В авангарде данного процесса находились деятели художественной культуры, многие из которых были личностями возрожденческого масштаба. В своем духовном поиске они нередко выходили за рамки собственно художественного творчества в область глобальных философских обобщений.

Философские размышления деятелей Серебряного века дали небезынтересные результаты, не потерявшие своего значения и в наши дни как характерные для отечественной культурной традиции формы отклика на ценностный кризис, обусловленный наступлением жесткой технизированной социальной реальности. Современная ситуация видоизменения ценностного сознания сближает нас с первой половиной ХХ века, с наследием русских мыслителей, которые пытались в условиях разрушения привычной им картины мира найти устойчивую основу человеческого существования. В современном технизированном российском обществе также ощущается кризис ценностной системы. Это во многом связано с историческими реалиями последнего столетия, когда Россия дважды проходила кардинальную смену ценностного вектора. На современном этапе развития вновь оказались потрясены духовные основы общества. Присутствие в современном российском обществе состояния духовной растерянности, смятенности делает актуальным обращение к русской философской мысли рубежа XIX – XX вв.

Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был А. Н. Скрябин, великий русский композитор (1872 – 1915). Его произведения искусства явились ярким примером новой культуры начала ХХ века. Однако музыкальное творчество композитора во многом фундировалось философскими размышлениями. Скрябин глубоко осознавал необходимость новых мировоззренческих оснований художественного творчества. Это осознание нашло выражение в его философских размышлениях, которые содержат весьма ценные идеи, касающиеся природы художественного творчества, личности художника-творца. Актуальность обращения к философскому наследию А. Н. Скрябина обусловлена его стремлением к нравственному возрождению, к оздоровлению духовности современного ему общества, к трансляции определенных нравственных установок.

Идеи Скрябина не потеряли актуальности и в наши дни в контексте проблематики развития искусства, его роли в общественной жизни, взаимосвязи художника и социальной среды.

Степень научной разработанности проблемы.

Существует целый ряд глубоких исследовательских работ, посвященных Серебряному веку. Новый всплеск интереса к этому периоду приходится на последние десятилетия. Анализ представленной литературы выявил наличие двух аспектов разработанности проблемы.

Во-первых, это исследования, посвященные изучению Серебряного века как особого типа русской культуры, в частности, поискам истоков данного феномена, осмыслению мировоззрения, выделению характерных черт. Интерес к Серебряному веку проявился практически сразу после падения этого типа культуры в России. Однако историческая ситуация в советский период препятствовала как адекватной оценке названной эпохи, так и ее исследованиям. Об этом периоде писали в рамках общего анализа истории культуры. Подобные исследования (например, монография Л. Е. Кертмана1), проводившиеся в советскую эпоху, отличаются идеологической ангажированностью, хотя в них зачастую содержался достаточно репрезентативный анализ культуры Серебряного века. Такие русские философы, как С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, А. В. Флоровский, эмигрировавшие из России, продолжали изучать культуру Серебряного века за рубежом.

В современной России активизировался интерес к проблеме Серебряного века в различных ее аспектах: искусствоведческом, эстетическом, философском, социально-историческом. Исследования данной эпохи представляют в своих работах общую оценку культуры «русского ренессанса». Труды направлены на изучение картины мира культуры Серебряного века, на определение характерных черт данной культуры. Такие исследователи, как И. В. Кондаков, Ю. Р. Кричевская, А. Л. Русакова, Л. А. Рапацкая2 и др. в своих работах обращаются к характерным чертам картины мира данной эпохи. Ученые расходятся в некоторых нюансах, однако общая логика определения характерных черт мировоззрения Серебряного века сохраняется. Особенности, выделенные ими, органически продолжают одна другую и фактически складываются в единую целостную мировоззренческую картину.

В рамках культурологического и искусствоведческого исследования Серебряного века существуют работы российских и зарубежных авторов Е. А.  Борисовой и Г. Ю. Стернина, А. Пайман, Е. И. Кириченко3, исследующих конкретные явления и формы культуры данной эпохи. К ним, в первую очередь относятся труды, в которых дан содержательный анализ русской культуры.

Второй аспект разработанности проблемы представлен исследованиями, посвященными различным сторонам русской религиозной философии – как общего мировоззренческого фона, так и отдельных философских систем. Особенно активизировался интерес к религиозно-философскому наследию в посткоммунистическую эпоху, когда стали наблюдаться объективные попытки его непредвзятого прочтения современными исследователями. Среди авторов подобных исследований нельзя не отметить работы таких известных ученых, как В. В. Сербиненко, С. С. Хоружего, И. И. Евлампиева, В А. Ку-вакина, Н. С. Семенкина, И. И. Семаевой, С. С. Аверинцева, С. Д. Титаренко, Б. В. Емельянова, А. И. Новикова4, представивших основные принципы мышления творческих личностей эпохи рубежа XIX – XX вв., а также основную идеологию Серебряного века, вписав ее в контекст мировой философии.

Основная проблема, затрудняющая исследования данного периода, – отсутствие четких концептуальных основ, устойчивого терминологического аппарата. Несмотря на обилие исследований, посвященных эпохе рубежа XIX – XX вв., вопрос об однозначном восприятии данного феномена остается дискуссионным.

Философско-мировоззренческую основу Серебряного века составляют труды русских религиозных мыслителей, представляющих теоретическую ветвь философии Серебряного века. Наряду с «философами-профессионалами», занимавшимися теоретическими исследованиями, существовали так называемые «философы-практики». Этот термин исследователи применяли для обозначения деятелей искусства рубежа XIX – XX вв., которые творили художественные произведения на основе собственных философских воззрений. Для них произведение искусства становилось своего рода экспериментом, возможностью реализовать теоретические положения в художественной практике. К подобным мыслителям можно отнести Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Константина Бальмонта и других культурных деятелей. К ним же принадлежит Александр Скрябин. Их философские взгляды изучены недостаточно, не в той мере, как их художественное наследие. Данная работа призвана показать значимость философской деятельности Скрябина, обнаружить органическую связь философствования композитора с его художественным творчеством.

Исследовательских работ о Скрябине более чем достаточно. Однако практически все они посвящены его биографии, анализу музыкального стиля, подробному музыкальному «разбору» конкретных произведений, эволюции Скрябина как исполнителя и композитора. Таковы, например, исследования музыковедов А. А. Альшванга, И. Ф. Бэлзы, Л. В. Данилевича, В. Ю. Дельсона, А. И. Николаевой и др.5 Такого рода труды можно отнести скорее к исследованиям по теории и истории музыки.

Существует ряд исследований, в которых фрагментарно рассматривается и философское наследие Скрябина, проводятся параллели между мировоззрением композитора и его музыкальным творчеством. Среди авторов таких работ следует особо отметить выдающихся деятелей Серебряного века Константина Бальмонта и Вячеслава Иванова. Среди современных исследователей это, прежде всего, И. Л. Ванечкина и Б. М. Галеев, а также исследователи, чьи статьи сформировали сборники «Ученые записки», выпускаемые Мемориальным домом-музеем А. Н. Скрябина в г. Москве.6 Авторы вышеупомянутых работ оценивают по достоинству философское наследие мыслителя, однако, они стремятся изложить отдельные постулаты философии Скрябина, сравнить их с воззрениями современных композитору деятелей искусства, как русских, так и зарубежных (В. Кандинским, М. Чюрленисом и др.). Глубокий анализ философских воззрений Скрябина в трудах этих авторов практически отсутствует. Эти труды представляют попытку описать мистическое или поэтическое понимание мировоззрения мыслителя, работы направлены на поиски предзнаменований, предсказаний, параллелей и совпадений.

Исследований, в которых мировоззрение А. Н. Скрябина подвергалось бы глубокому философскому анализу, практически нет. К этой проблеме обращался лишь известный и уважаемый философ А.Ф.Лосев. Его статья «Мировоззрение Скрябина»7, посвященная памяти композитора, стала одной из опорных работ для данной диссертации. В ней А.Ф.Лосев раскрывает некоторые аспекты картины мира Скрябина, выявляет историко-философские предпосылки его мировоззрения.

Таким образом, философское мировоззрение А. Н. Скря-бина не получило пока достаточного анализа. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого являются мировоззренческие основы Серебряного века как специфической эпохи в русской культуре, а предметом – философское мировоззрение А. Н. Скрябина.

Цель и задачи исследования: Целью диссертации является исследование философского мировоззрения А. Н. Скря-бина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  • определить социокультурные и философские истоки формирования философского мировоззрения А. Н. Скрябина;
  • установить основные положения концепции творчества Скрябина;
  • исследовать понимание Скрябиным личности художника-творца;
  • изучить влияние философских воззрений А. Н. Скрябина на его музыкальное творчество.

Источники исследования представлены двумя видами текстов. Во-первых, это работы самого Скрябина, в которых являют себя его философские воззрения по вопросу о природе и сущности творчества, творческом процессе и результате творчества – создании «идеального произведения искусства». Необходимо отметить малочисленность и малодоступность авторских текстов Скрябина. К ним можно отнести переписку8 и теоретические записи мыслителя9, которые он вел на протяжении всей жизни. В письмах к возлюбленным, друзьям и коллегам Скрябин нередко делился своими воззрениями о природе творчества, о творческой личности, отмечал положительные или отрицательные стороны произведений, сочиненных его знакомыми и им самим. Теоретические записи дают возможность выявить эволюцию мировоззрения мыслителя и сформировавшиеся основные постулаты его философии.

Во-вторых, к источникам работы следует отнести воспоминания о Скрябине его родных, современников и единомышленников.10 Они дополняют представление о мировоззрении мыслителя и о его творческом пути. Учитывая особенности мышления Скрябина, который предпочитал сначала сформировать целостную концепцию, и лишь затем ее записывать, воспоминания как источники представляют несомненную ценность, поскольку на их основе представляется возможным проследить достаточно подробную эволюцию взглядов мыслителя, а также те идеи, которые он не успел развить.

Методологические основы исследования определялись особенностями темы и структурой работы. В диссертационном исследовании применялись общенаучные методы исследования: системный подход, герменевтическая стратегия анализа, сравнительный и структурно-функциональный анализ.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и иллюстраций. Общий объем диссертации – 142 страницы.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности поставленной проблемы, определяются объект и предмет, ставятся цель и задачи, раскрывается методологическая основа работы.

Глава I «Основные принципы мировоззрения Скрябина» посвящена анализу содержания философских взглядов мыслителя и выявлению характерных черт его мировоззрения.

В первом параграфе «Основные черты культуры Серебряного века» исследуется своеобразие картины мира данной эпохи, устанавливаются основные черты культуры и принципы мышления, характерные для культуры Серебряного века.

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»