WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

Выделение основополагающих узаконений в политике и законодательной деятельности российского монарха основывалось на определении содержания полномочий великого князя, а затем российского царя. В XVII–XVIII вв. происходит сосредоточение всей полноты верховной государственной власти в руках монарха как главы государства. Формирование специальных законоположений, связанных с организацией государственной власти и управления, началось в правление Петра I, когда в условиях утверждения самодержавия потребовались его легализация на законодательном уровне и легитимация в обществе. Петр I определил и законодательно оформил принципиальные политико-правовые основы власти российского царя, а затем и императора – самодержавие и неограниченность власти государя. В итоге российский самодержец сосредоточил в своих руках всю полноту верховной государственной власти. Ему принадлежало исключительное право издания узаконений, верховное государственное управление и принятие любого решения в этих сферах деятельности. Кроме того, в его ведении пребывали все находящиеся на государственной службе лица. В правосудии монарху принадлежало по уголовным делам право конфирмации (утверждения) приговоров, помилования и амнистии, а по иным – разрешения жалоб и ходатайств. Большое политическое значение имело принятие 1 ноября 1821 г. Петром I титула императора, который закреплял внешнеполитические успехи России и имперскую форму устройства Российского государства. Вместе с тем установлением права выбора наследника он создал определенные предпосылки для последующей нестабильности самодержавной формы правления. Одновременно самодержавие выступало в качестве предпосылки ее возможного перехода в деспотизм власти и требовало введения правовых ограничений возможного произвола со стороны самодержавного монарха и его окружения. В правление Петра I было издано 29 узаконений, положения которых вошли позднее в Основные государственные законы.

Период дворцовых переворотов 1720–1860-х гг. внес определенную нестабильность в организацию государственной власти и управления, связанную с возможностью прихода к власти нелегитимным способом. Резко усилилось влияние «сильных персон» – фаворитов императриц на характер реализации верховной государственной власти. В России установилась «фаворитарная модель правления» с фактическим влиянием придворной олигархии на принятие политических и государственных решений. В правления от Петра I до Екатерины II было издано всего 18 узаконений основополагающего характера, которые не внесли принципиальных изменений в правовые основания государственного строя России. Вопрос об ограничении самовластия и модернизации правления начал выражаться в размышлениях аристократии об образе политической системы России. Это нашло отражение в проектах ограничения самодержавия: кондициях членов Верховного тайного совета, политико-правовых проектах А. П. Волынского и П. И. Шувалова. Сложившаяся в указанный период модель организации и функционирования верховной государственной власти не способствовала повышению эффективности управления государством и модернизации государственно-правовой системы России. Проблема создания коренных законов обозначилась в числе важнейших.

Особое значение в формировании подходов к выделению в системе права коренных законов имело правление Екатерины II, которая осознавала необходимость модернизации государственно-правовой системы России и создания механизмов легитимации в общественном сознании существующего государственного строя, что требовало усиления идеологического обоснования самодержавной формы правления. Первые законодательные акты Екатерины II, а затем создание 14 декабря 1766 г. Комиссии для сочинения проекта нового Уложения показали намерения императрицы укрепить политико-правовую систему России, а ее Наказ указанной Комиссии стал идеологическим манифестом «просвещенного абсолютизма» и четко обозначил программу движения «к законной монархии». В нем получила обоснование форма правления в виде абсолютной монархии, установлен в качестве ведущего принцип законности в деятельности государства, определены основы законодательной деятельности и системы узаконений, государственного управления, правосудия и др. Позднее в Начертании о приведении к окончанию Комиссии проекта нового уложения от 8 апреля 1868 г. Екатерина II не только обозначила основные контуры развития государственно-правовой системы России, но и издала 24 законодательных акта, отнесенных к коренным законам. В правление Екатерины II большое значение в развитии взглядов, связанных с выделением коренных законов Российской империи и определением механизмов реализации верховной власти, имели проекты фундаментальных государственных законов Н. И. Панина, в которых были указаны направления процесса создания Основных законов Российской империи; а также предложения А. А. Безбородко по определению основополагающих узаконений. Все это создало важные теоретические и организационные предпосылки для будущих работ по упорядочению Основных законов.

В правление Александра I вопрос об коренных законах был первоначально связан с конституционными законопроектами, которые должны были ограничить власть самодержавного монарха и ввести элементы представительных учреждений. Это нашло отражение в даровании Конституционного устава Царству Польскому и в нереализованных проектах Всемилостивейшей грамоты, русскому народу жалуемой (1801 г.) и Уставной грамоты Российской империи (1820 г.). В итоге преобладающим стало понимание конституции как совокупности основополагающих узаконений, изданных верховной властью и ставящих ее в рамки «законной монархии». При этом еще более рельефно обозначилась проблема выделения и создания коренных (основных) законов Российской империи как правовой базы, определяющей основы государственного строя в России. В правление Александра I было издано 64 законодательных акта, имеющих отношение к основам государственного строя, положения которых вошли в Основные государственные законы 1832–1892 гг.

Попытки навести порядок в основополагающих узаконениях Российской империи были предприняты Комиссией составления законов в конце XVIII – первой четверти XIX в. Комиссия при подготовке «Книги законов» обозначила проблему выделения и сведения воедино «коренных законов Российской империи». Первые работы в этом направлении провел И. С. Ананьевский, определивший подходы к выделению законоположений о самодержавной власти. Позднее (1804 г.) при составлении плана «Книги законов» были выделены ее части, которые должны были включать законодательные акты, связанные с организацией и функционированием верховной государственной власти. Систематизаторы законов прекрасно осознавали, что без четкой организации правового материала, связанного с определением правового статуса императора, порядка реализации его власти в различных сферах деятельности, основ законотворческого процесса и реализации узаконений и другими вопросами организации верховной государственной власти, было невозможно выстроить четкую систему законодательства, согласовать правовое регулирование в отдельных областях без его увязки с законодательными началами, определяющими основы государственно-правовой системы Российской империи.

Первую попытку детальной теоретической проработки вопросов, связанных с созданием Основных законов Российской империи, предпринял руководитель Комиссии составления законов Г. А. Розенкампф. Его проект «Коренные законы Российской империи» базировался на наиболее крупных актах основополагающего характера и следовал принципам установления основ государственного строя в германской юриспруденции. В проекте предлагались положения, которые определяли основы вероисповедания и организации верховной государственной власти: форма правления олицетворялась с государством и закреплялась в виде абсолютной монархии, закреплялась персонализация государственной власти и государства в лице царя, определялись исключительные права императора во внешне- и внутриполитической деятельности и устанавливались его обязанности, а также предлагались основы правового статуса населения страны – обязанности и права подданных. Здесь же формулировались положения о престолонаследии и о содержании главы государства и двора. Несмотря на то, что данный проект не получил дальнейшего хода и не привел к решению проблемы создания Основных законов в целом, он явился важным этапом в решении этого вопроса. Наработки Г. А. Розенкампфа были использованы М. М. Сперанским при создании концепции Основных государственных законов Российской империи в 1826–1832 гг.

Элементы Основных законов Российской империи впервые были сформулированы и выделены в отдельный правовой документ под названием «Основания российского права» в 1815 г., что явилось результатом деятельности Комиссии составления законов по наведению порядка в действующем законодательстве России. Это был официальный акт, в котором сочеталась консолидация изданных узаконений с инкорпорацией извлечений из действующих законодательных актов. Источники данного издания отразили состояние законодательного закрепления основ государственного строя в Российской империи. «Основания российского права» содержали определение верховной власти и государственного управления, понятия закона и классификации узаконений, закрепляли систему законодательства и виды узаконений, основы законотворческого процесса с исключительным правом самодержца на законодательную инициативу и утверждение новых узаконений. Также определялись порядок объявления и обнародования законов, их учета и хранения, принципиальные положения относительно действия узаконений во времени и в пространстве, основополагающие принципы реализации правовых предписаний, порядок и последствия отмены законов. «Основания российского права» стали первым актом консолидации узаконений в сфере основ государственного права. Они же определили весь круг законоположений относительно способа организации и деятельности верховной государственной власти, содержали элементы Основных государственных законов Российской империи. Данный опыт, продолживший поиски путей упорядочения коренных законов, стал важным этапом и был учтен при создании Основных государственных законов Российской империи 1832 г.

Одновременно был получен опыт систематизационных работ в этой сфере, а подготовленные проекты и акты упорядочения основополагающих узаконений стали этапом и базой дальнейших работ, в определенной степени обеспечили последующий успех в создании Основных законов. Работы по созданию и изданию Основных государственных законов в 1826–1832 гг. стали логическим продолжением процесса укрепления правовых оснований государственного строя в Российской империи.

Вторая глава «Концепция, создание, переиздания и юридическая природа Основных государственных законов Российской империи 18321892 гг.» содержит три параграфа, в которых рассматривается формирование концепции создания Основных законов М. М. Сперанским, ход создания, издание и переиздания Основных государственных законов в 1830–1890-е гг., а также характеризуется юридическая природа Основных законов 1832–1892 гг.

В первой четверти XIX в. М. М. Сперанский в ряде политико-правовых сочинений и записок концептуально обосновал необходимость создания Основных государственных законов, показав их место и значение в политико-правовой системе Российской империи и Своде законов Российской империи. В работах М. М. Сперанского 1802–1809 гг. были основательно разработаны на теоретическом уровне вопросы создания Основного закона для Российской империи, которые вылились в предложения по созданию Уложения государственных законов. Центральным трудом, в котором М. М. Сперанский проработал проблему создания коренных законов, стало «Введение к Уложению государственных законов» (1809 г.). В нем он наиболее полно изложил свои взгляды на сущность «коренных законов», которые рассматривались в контексте плана коренного переустройства политико-юридической сферы деятельности Российского государства в целом. М. М. Сперанский дал характеристику организации государственной власти (формы государства) в России: «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным». Форма государства характеризовалась как империя (единое, централизованное государство) с монархической формой правления, при которой в руках императора сосредотачивалось неделимое верховенство государственной власти («державная власть во всем ее пространстве заключается в особе императора»), но на основе коренных законов. М. М. Сперанский последовательно провел мысль о том, что необходимо «постановить образ правления империи на непременяемом законе» – в его основе должны были находиться не подвергающиеся изменениям («непременяемые») в процессе текущего законотворчества коренные (Основные) законы.

В январе 1826 г. он представил Николаю I записки о состоянии работ по систематизации узаконений с предложениями по ее дальнейшему проведению. В них М. М. Сперанский дал общую схему предстоящих работ – создание собрания законов, свода законов и кодификация узаконений отраслевого характера. В основе систематизации, по его мнению, должно было находиться создание Свода законов. При этом М. М. Сперанский подчеркнул общее понимание этой формы систематизации законодательства: «Свод… есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке». Он указывал, что «законы вообще можно разделить на два главные разряда: I. Коренные, или, как они в учреждении об императорской фамилии наименованы, основные (фундаментальные) и II. Законы управления». «К первому разряду» он относил «законы о наследии престола, о порядке законодательства и о правах, разным состояниям от самодержавной власти присвоенных», т. е. основополагающие узаконения. Тем самым М. М. Сперанский в плане предстоящих работ определил место коренных (Основных) законов в будущем Своде законов как законов основополагающих и системообразующих, на основе и в соответствии с которыми должна была выстраиваться вся система общегосударственного законодательства Российской империи, регламентация деятельности государства и подданных.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»