WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |

Политико-правовые сочинения и проекты, опосредованно или непосредственно связанные с созданием Основных государственных законов, позволяют в рамках данного исследования изучить отражение в идеологии, а затем в практическом воплощении подходов к определению места и роли основополагающих узаконений (коренных, основных, фундаментальных узаконений) в установлении правовых оснований организации государственной власти. В определении подходов к формированию официальных взглядов на роль законов (включая коренные) в управлении страной особое значение имели политико-правовые документы второй половины XVIII в.: «Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» (1767 г.) и «Начертание о приведении к окончанию Комиссии проекта нового уложения» (1868 г.) императрицы Екатерины II, – а также предложения по реформированию организации государственной власти П. И. Шувалова, Н. И. Панина, А. А. Безбородко13. Важное значение в изучении проблематики диссертации имеют политико-правовые документы: «Проект Коренных законов Российской империи» Г. А. Розенкампфа (1804 г.)14, «Введение к Уложению государственных законов Российской империи» (1809 г.), «Обозрение исторических сведений о Своде законов» (1833 г.) и «Руководство к познанию законов» (1834–1838 гг.) М. М. Сперанского15.

Научная новизна диссертации состоит в том, что вопрос об Основных государственных законах Российской империи 1832–1892 гг. в контексте изучения комплекса вопросов, связанных с предпосылками, созданием и определением правовых основ государственного строя России в качестве предмета историко-юридического исследования рассматриваются впервые. В работе на основе обобщения имеющихся исследований, анализа нормативно-правовых источников и изучения опубликованных документов были существенно расширены научные знания о правовом регулировании вопросов организации государственной власти и управления в России в XVIII – начале XX в. Результаты исследования способствуют рассмотрению научной проблемы, имеющей важное познавательное, социально-культурное и в определенной степени прикладное значение. В процессе исследования впервые в историко-правовой науке: показаны истоки выделения коренных законов в российском праве и обозначены взгляды носителей верховной власти и высшей бюрократии на их место и роль в оформлении и легитимации государственной власти, а также первые попытки систематизации основополагающих узаконений в XVIII – первой четверти XIX в.; уточнены концептуальные подходы М. М. Сперанского к созданию Основных государственных законов, основные этапы и содержание деятельности по их подготовке II отделением Собственной е.и.в. канцелярии, освещена, с учетом сложившихся в 1830–1910-х гг. в российской науке государственного права взглядов, юридическая природа Основных законов – проанализировано политико-правовое назначение, сущность, отличия от европейских конституций, систематизационная форма, структура, порядок издания и изменения, сфера действия и юридическая сила; дан разбор исходной базы и технико-юридических приемов создания и закрепления правовых положений в статьях Основных законов, показано сохранение в них нормативных предписаний ранее изданных коренных узаконений, определяющих основы государственного строя Российской империи – самодержавной организации государственной власти, системы престолонаследия, порядок вступления на престол, определение государственной символики, порядок деятельности императора в законодательной и управленческой сферах, а также его отношений с членами императорского дома и особенностей правового статуса последних.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Вопрос об установлении особого значения узаконений, определяющих основы государственного строя в России и получивших название «коренные законы» (позднее «основные законы»), был связан с идеологией и практикой государственного строительства и имел важное политическое и идеологическое значение в укреплении легальных оснований организации государственной власти в России и ее легитимации в обществе.
  2. В условиях укрепления самодержавия в правление Петра I в первой четверти XVIII в. основы государственного строя начинают закреплять две группы узаконений как основы будущих Основных государственных законов Российской империи: собственно «коренные» законы, устанавливающие общие черты формы правления и территориальной организации государственной власти, и текущие узаконения, определяющие порядок деятельности главы государства в основных сферах реализации верховной государственной власти – законодательной, управленческой и судебной.
  3. В условиях дворцовых переворотов, отсутствия четких законодательных механизмов восшествия на российский престол и усиления политического влияния фаворитов императриц на ход государственных дел обострилась проблема защиты дворянской аристократии от произвола главы государства и его ближайшего окружения, что поставило вопрос о четком определении правовых рамок деятельности монарха.

    Это нашло отражение в ряде проектов преобразования политико-правовой системы России (Екатерина II, П. И. Шувалов, Н. И. Панин, А. А. Безбородко), в которых обосновывалось выделение в особую группу основополагающих узаконений, получивших название «коренных законов», акцентировалось внимание на необходимости определения в них четких правовых положений об организации государственной власти и управления, направлений деятельности императора, и требования их соблюдения устанавливались в качестве необходимых условий развития и обеспечения стабильности государственно-правовой системы Российской империи. В определении подходов к созданию коренных законов Российской империи наиболее важен конец XVIII – первая четверть XIX в., когда во время работ по упорядочению законодательства Комиссии составления законов проблема выделения основополагающих узаконений выразилась в создании «Проекта Коренных законов Российской империи» Г. А. Розенкампфа (1804 г.), а затем в попытке обобщения некоторых основополагающих узаконений в разделе «О законах вообще» в рамках «Систематического свода существующих законов Российской империи» (1815 г.) и издания «Оснований российского права, извлеченных из существующих законов Российской империи» (1821 г.).

  4. Проблема создания Основных государственных законов Российской империи получила новое политическое звучание в связи с намерением Николая I навести порядок в законодательном массиве и создать свод действующего законодательства, что должно было усилить режим законности и не только улучшить «основанное на законе» государственное управление в целом, но и четко определить, с учетом ранее изданных узаконений, правовые основы государственного строя – исходные положения организации верховной государственной власти и направления деятельности императора как главы Российского государства. Общая концепция построения и содержания Основных государственных законов, как и Свода законов Российской империи в целом, была разработана М. М. Сперанским, который на основе изучения предшествующего опыта российской и европейской законодательной практики правового закрепления основ государственного строя и деятельности главы государства теоретически обосновал необходимость самодержавия в России, охарактеризовал основные направления деятельности носителя верховной государственной власти в законотворческой и управленческой сферах.
  5. В ходе систематизации действующего законодательства II отделением Собственной е.и.в. канцелярии и создания Свода законов Российской империи в 1826–1832 гг. были проведены работы по упорядочению 164 узаконений, где представлены отдельные законоположения и на основе которых были созданы Основные государственные законы Российской империи, открывающие и составляющие первую часть общегосударственного Свода законов Российской империи 1832 г. В дальнейшем по мере издания новых узаконений, относящихся к основным законам (в 1833–1892 гг. их последовало более 50), в Основные государственные законы вносились дополнения посредством издания Продолжений Свода законов Российской империи, затем они переиздавались в рамках новых изданий Свода законов Российской империи в целом (1842, 1857 гг.) или как отдельные издания (1886, 1892 гг.).
  6. Юридическая природа Основных государственных законов, изданных в 1832–1892 гг., определялась их особым местом в государственно-правовой политике российской государственной власти как одного из основных средств легализации и легитимации основ государственного строя в Российской империи. Выступая в качестве правовой основы государственного строя в России, они являлись актом консолидации основополагающих узаконений и имели повышенное, системообразующее значение в системе упорядоченного в рамках Свода законов Российской империи действующего законодательства.
  7. Основные государственные законы Российской империи 1832–1892 гг. содержали систематизированный комплекс законоположений, отражавших уровень правового закрепления оснований организации государственной власти в Российской империи и регламентирующих полномочия императора как главы государства в сфере законотворчества и государственного управления, его взаимоотношения с членами императорского дома и особенности правового положения последних.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нем освещаются вопросы, имеющие существенное значение для развития исторического и теоретического цикла юридических наук. В диссертационной работе сформулированы положения и выводы, развивающие и дополняющие ряд разделов истории государства и права, изучающих процесс становления российской государственности и правового оформления основ государственного строя в Российской империи, а также дополняющие ряд тем по социальной и политической истории России.

Значение работы связано с тем, что в нем впервые последовательно и системно изучается проблематика заявленной темы исследования. Это касается выделения предпосылок, определения концептуальных подходов и создания Основных законов, анализа юридической природы Основных законов в контексте их оценок в российском правоведении 1830–1910-х гг. Немаловажное значение имеет проведенное в рамках диссертационной работы исследование развития законодательства, определившего правовые основы государственного строя в России и составившего базу создания положений Основных государственных законов 1832–1892 гг. При этом в работе не только дается анализ содержания Основных законов, но и показывается процесс институционализации в их разделах положений относительно отдельных параметров организации и функционирования верховной государственной власти в сферах законотворчества и государственного управления. Результаты исследования содействуют созданию более полного научного представления о месте и роли Основных государственных законов в оформлении организации государственной власти и управления во второй четверти XIX – начале XX в.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в изучении политико-правовых традиций развития государственной власти в России и их учете, в известных пределах, в развитии современных государственно-правовых институтов. Работа имеет значение для дальнейших научных разработок по истории отечественного государства и права, истории России – исследованиях эволюции организационно-правовых основ оформления самодержавной формы правления в России, изучении положения главы Российского государства в организации государственной власти, механизмов законотворчества и государственного управления в Российской империи и других вопросов политико-правового развития России в XIX – начале XX в. Материалы работы могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий и в процессе преподавания учебных курсов «История государства и права» и «История политических и правовых учений» в высших учебных заведениях юридического профиля, а также при разработке спецкурсов, рассматривающих вопросы организации и институционализации верховной государственной власти в России. Кроме того, выводы, сформулированные в работе, могут использоваться в преподавании исторических дисциплин – политической и социальной истории, истории государственного управления и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации: неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Уральской академии государственной службы; излагались на научно-практической конференции «Системность в праве» (г. Екатеринбург, 2007 г.) и «круглом столе» «Систематизация законодательства в России: история и современность» в Институте государства и права РАН (г. Москва, 2008 г.); используются в преподавательской и научной работе со студентами по дисциплине «История государства и права России» в Сургутском государственном университете; отражены в пяти научных публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, характеризуется его методологическая, теоретическая, эмпирическая и источниковая основы, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов и их внедрении в научную и педагогическую деятельность.

Первая глава «Политико-идеологические и организационно-правовые предпосылки формирования коренных законов Российской империи в 17001820-е гг.» содержит три параграфа, в которых освещается процесс поиска путей определения основополагающих узаконений, устанавливающих правовые основы организации государственной власти и управления в Российской империи в XVIII – первой четверти XIX в.

Период XVIII – первой четверти XIX в. стал важным этапом в формировании комплекса политико-идеологических и организационно-правовых предпосылок создания Основных государственных законов. В данный период четко определилась политическая линия на закрепление и укрепление правовых основ государственного строя – «законной монархии», идеологическое и теоретическое обоснование получили вопросы их содержания и значения в системе права России.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»