WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |
С учетом отсутствия единой терминологии в современной национальной правовой системе России в отношении данной категории лиц, а также с учетом частого применения терминологии, не соответствующей принятым мировым стандартам, предлагаем привести дефиницию в отношении данной категории лиц к единообразию и соответствию международным требованиям. Согласно международной классификации болезней принята терминология «психическое расстройство и расстройство поведения» (F 00 – F 99).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы дополняют ряд разделов отечественной истории государства и права. Они расширяют сферу научного знания, определяя ряд важных аспектов создания, развития и реализации законодательства о душевнобольных. Разработанные в диссертации проблемы позволят дать объективную оценку как прошлого, так и современного правового статуса данной категории населения.

Практическая значимость исследования. Полученные в процессе диссертационного исследования положения и выводы могут быть использованы в преподавании курсов истории права и государства России, в подготовке учебно-методических пособий, а также при разработке специальных курсов по истории законодательства в области психиатрии, в том числе и в специализированных медицинских вузах.

Возможно использование содержащихся в диссертации положений и выводов для осмысления современной концепции проведения реформы в области содержания, лечения, обеспечения, защиты и реализации прав граждан, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: IV Межрегиональная научная конференция «Проблемы обновления России» (Н. Новгород, 27 апреля 2006 года); V Межрегиональная научная конференция «Общественная палата как институт политической системы РФ» (Н. Новгород, 19 апреля 2007 г.).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России и внедрены в учебный процесс данного вуза, используются в учебном процессе Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России и Нижегородского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, показывается степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, указываются хронологические рамки работы, ее теоретическая и методологическая основа, формулируются положения, выносимые на защиту, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава «Генезис и эволюция российского законодательства о душевнобольных (XVIII первая половина XIX века)» состоит из трех параграфов, в которых исследуются возникновение отдельных правовых норм, регулирующих правовое положение душевнобольных лиц, и развитие российского законодательства в данной области до середины XIX века.

В первом параграфе «Общая характеристика правового положения душевнобольных» диссертант условно выделяет и анализирует основные периоды (этапы) развития российского законодательства в области регулирования прав душевнобольных лиц, обосновывая тем самым хронологические рамки своего исследования:

– первый период – церковного призрения до издания Судебника Ивана III 1497 года;

– второй – государственного попечения до издания свода законов 1649 года;

– третий – от издания Соборного Уложения до начала развития русского имперского законодательства;

– четвертый – до начала XX века.

Первый период обуславливается принятием христианства. Данный факт стал причиной появления в законодательных актах статей, установивших общественное призрение, исполнение обязанностей по которому было возложено на представителей христианства – церковь и монастыри.

Так, в Синодальной редакции Устава Св. князя Владимира (ст. 16) определялись категории лиц, подлежащих церковному призрению, и учреждались для них «странноприемницы»2.

Изданием общероссийского Судебника Ивана III 1497 года начинается второй период в истории русского законодательства. В течение этого времени дело общественного призрения оставалось по-прежнему в ведении духовенства – церкви и монастырей.

Законодательными памятниками данного периода являются Судебник 1497 года и Судебник 1551 года. Судебник 1551 года требовал переписать всех душевнобольных и установить за ними уход со стороны здоровой части населения (гл. 73).

Следует отметить, что в отличие от западноевропейских государств указанного периода, где в церковном ведении находились вопросы, связанные с преследованием и уничтожением людей, «одержимых дьяволом» (к данной категории относились и душевнобольные), русское духовенство отклонило от себя данную функцию, определив над душевнобольными только надзор со своей стороны.

Все уставы и указы до издания Уложения царя Алексея Михайловича не закрепляли вопросов, связанных ни с регламентацией правового статуса душевнобольных, ни с призрением.

В период царствования Алексея Михайловича был создан первый свод законов – Соборное Уложение 1649 года, где впервые за долгий период встречаются законодательные положения, касающиеся душевнобольных и защиты общества от вреда, который может нанести душевнобольной своими показаниями по уголовному делу. Здесь же они приравниваются по статусу к глухонемым и малолетним.

С восшествием на престол Петра I начинается новый этап развития русского законодательства, с этого момента называемого имперским. В основе русского имперского законодательства о юридическом положении душевнобольных лежит Устав Главного магистрата от 16 января 1721 года. В нем, в частности, на местные магистраты возлагалась обязанность об устройстве больниц для призрения «сирых, убогих, больных и увечных» не только в крупных, но и в небольших городах3. Однако, затем последовал Указ 1725 года, который вновь возлагал на монастыри обязанность по «приему и излечению» душевнобольных4. Проблема призрения душевнобольных вновь постепенно возвращалась в ведение монастырей, учитывая тот факт, что магистрат был упразднен после смерти Петра I. Затем в течение определенного периода вопрос об общественном призрении душевнобольных вообще не поднимался.

Последующие меры, предписанные императором, касались запрета душевнобольным служить в армии. Однако в связи с тем, что в период петровского царствования проводились непрерывные и кровопролитные войны, и это требовало постоянного пополнения численности армии, вышеуказанная норма была заменена иной, в соответствии с которой запрещалось исключать из числа новобранцев душевнобольных. Это свидетельствовало об отсут­ствии у законодателя единой выработанной позиции по отношению к гражданам данной категории.

Кроме перечисленных мер, указ 1723 года определял порядок наблюдения за имуществом душевнобольного, а также впервые в истории русского законодательства вводил запрет на заключение браков с душевнобольными5.

Все последующие указы фактически дублировали уже принятые и в основном регулировали порядок отправки и призрения различных категорий душевнобольных в монастырях. Такое положение продолжалось вплоть до второй половины XVIII века.

С началом царствования Екатерины II связано начало политики государственного призрения душевнобольных. В 1762 году в Москве был создан первый «специальный дом» для призрения и лечения душевнобольных лиц. Следует отметить, что процесс образования подобных заведений повсеместно в империи шел крайне медленно, что и послужило для законодателя поводом вернуться к уже проверенному способу призрения – монастырскому. Причем законодатель указом 1762 года покровительствовал душевнобольным из дворянского сословия, впервые в истории разделив единую категорию душевнобольных на сословия, уделяя особое внимание, естественно, более привилегированному классу.

25 октября 1767 года Сенат высказал новый взгляд на правовое положение душевнобольных. А именно: «помешательство дает повод приравнять страдающих им с малолетними во всех делах их касающихся»6. Однако с момента издания данного указа прошло почти тридцать лет, прежде чем был создан институт освобождения душевнобольных от юридической ответ­ственности.

В начале XIX века в основном внимание обращалось на законодательное регулирование способов призрения душевнобольных. В общих чертах намечались вопросы, связанные с охраной личности, имущественных прав душевнобольных, относящихся к привилегированному сословию в государ­стве – дворянству. Лица купеческого сословия и разночинцы обратили на себя внимание законодателя только в 1815 году, о крестьянах же упоминается только в 1830 году и то лишь по поводу их призрения и надзора за ними для предупреждения совершения ими действий опасных для себя и окружающих.

В завершение данного периода законодателем признана невменяемость деяний, совершенных душевнобольным лицом, установлен порядок утверждения решений о невменяемости и узаконены последствия таких решений. В общих чертах указаны те случаи, когда администрация может прибегать к принудительному помещению душевнобольных в заведения или другие места для безопасности как их самих, так и окружающих. При определении «помешательства» делятся на два вида («безумные» и «сумасшедшие») и установлены способы освидетельствования для признания помешательства: одну категорию освидетельствовали в Сенате, другую – во врачебных управлениях в присутствии определенного круга чиновников. Следует сказать, что законодатель в дальнейшем сам не придерживался принятой классификации.

С изданием первого свода законов Российской Империи в 1833 году все вышеупомянутые общие положения были отражены в отдельных статьях, с заимствованием некоторых положений из иностранных законодательств. Это свидетельствует о более тщательном и конструктивном подходе со стороны законодателя к вопросам, связанным с определением и регулированием правового статуса душевнобольных.

Второй параграф «Уголовная политика государства в отношении душевнобольных лиц». Российское уголовно-процессуальное законодательство, связанное с проблемой душевнобольных субъектов, в исследуемый почти двухвековой период прошло в своем развитии от содержания душевнобольных преступников (и не только преступников) в абсолютно антигуманных условиях, в монастырских тюрьмах с целью изоляции от общества и возмездия, зачастую без указания сроков, до полного их освобождения от уголовной ответственности.

На начальном этапе законодатель останавливался только на мерах, ограждающих общество от подобных опасных для него элементов. В итоге государство приходит к осознанию необходимости призрения и лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, вне зависимости от совершения ими противоправных поступков, закладывая в законодательстве базу для дальнейшего развития института освобождения душевнобольных лиц от уголовной ответственности.

До 1801 года в законе отсутствовала процедура признания лица невменяемым, которая была введена указом Александра I. Законом были заложены основы освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости. Устанавливается порядок освидетельствования данной категории лиц – посредством земской полиции и Врачебной управы, с последующим помещением в специализированные дома безумных при Приказе общественного призрения.

Уже через год все душевнобольные, которые «состояли по делам Тайной Канцелярии», были перемещены из прежних мест заключения (в том числе и монастырских тюрем) в эти специализированные заведения.

31 января 1827 года Сенат определяет правила обжалования уголовных дел, участниками которых были душевнобольные, рассмотренных в совестных судах. В этом же году законодатель впервые оговаривает сроки и порядок содержания, а также освобождения душевнобольных, совершивших убийства, и по приговору суда направленных в качестве альтернативы наказанию на принудительное содержание и лечение в специализированные дома сумасшедших.

В статье 142 Законов уголовных издания 1832 года было установлено общее правило, касающееся лиц, страдающих неизлечимыми болезнями. Данная категория преступников освобождалась от телесных наказаний до выздоровления, это касалось и душевнобольных лиц.

В ноябре 1836 года Государственный совет дополнительно разъяснил процессуальный порядок объявления судебных решений по уголовным делам, обвиняемыми в которых были лица, в момент совершения преступления находившиеся в «припадке временного отсутствия рассудка»7.

В 1839 году в указе «О судопроизводстве по спорам и тяжбам государственных крестьян»8 определялись обстоятельства, освобождающие от наказания, которые не исключали виновность. В числе таких обстоятельств была и душевная болезнь. Причем законодатель предусматривал возможность телесного наказания таких лиц. Налицо сословный подход к вопросам установления невиновности лиц, совершивших преступления.

В 1844 году Государственный совет создает правила о производстве уголовных дел по убийствам, совершенным лицами, страдающими психическими расстройствами. Речь в данном случае шла не только об убийстве, но и о покушении на убийство и самоубийство.

Таким образом, активность законодателя в регулировании уголовно-процессуальных моментов, связанных с душевнобольными преступниками, проявляется в первой половине XIX века. Узаконения данного периода легли в основание Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и явились источником большинства норм, касающихся душевнобольных лиц в уголовном процессе.

В третьем параграфе «Становление института призрения душевнобольных» рассматривается возникновение в России института призрения за лицами, страдающими психическими расстройствами, как одного из показателей цивилизованности общества.

Известно, что в X веке в Киеве уже существовала организация призрения «нищих, странных и убогих людей». Призрение душевнобольных в Киевской Руси возникло раньше, и было поставлено лучше, чем в Западной Европе того времени. Обязанность по призрению возлагалась на монастыри, которые реализовывали данную функцию своими собственными силами и за счет средств добровольного пожертвования.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»