WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |   ...   | 10 |

Системе судебныхучреждений приходилось действовать внепростых условиях организационногоплюрализма и переплетающихся полномочий.Однако не меньше осложнял процесссудопроизводства плюрализм систем права. Вывшие американские колониина рубеже ХУШ-Х1Х вв. были слишком отличны и и колированыдруг от друга, что бы в них наблюдаласьтождественность норм права.Они в разной степени восприняли английскоеобщее право с егогосподством прецедентов и устарелыхтрадиций.

Несмотря на то, чтоугроза английскому общему праву как правудискредитировавшей себяметрополии после Войны за независимостьбыстро миновала (его простобыло нечем заменить), с конца XVIII в. стремительно продвигается процессамериканизации английских правовых установлений. Увеличиваетсязначение статутногозаконодательства.

В то же время, даже кконцу XIX в.статутная составляющая не знала исключительно господствующегоположения в американском правовЬм материале (как это было вконтинентальной Европе), ибесчисленное

33

количество правовыхпрецедентов создавало дополнительныетрудности для функционирования правовогомеханизма.

В §2 «Верховный Суд как координаторправовой политики в федеративном государстве» рассматривается вопрос о роливысшего федеральногосудебного органа. Отмечается, чтопервоначально, в 1790-е п., Верховный Суд СШАне занимал значимой позиции во властныхструктурах и не былнаиболее желанным местом службы длянаиболее амбициозных государственных деятелей. Однако сназначением председателем Суда Дж. Маршала в 1801 г., подчинившегосвоему влиянию других судей, и особенно после знаменитогорешения по делу МагЬцгу v.МасЛкоп в 1803 I.. Суд окончательноприсваивает себе право конституционногоревю. Заметный следоставило решение МагНп v.НшНег к Ьекзее (1816), вкочором подчеркивалось, чтоюрисдикция Верховного Суда неограничивалась деламинижестоящих федеральных судов, араспространяется на все дела, охватывающие проблемыфедерации.

I ^националистическая аргументацияполучила свое продолжение в следующем поворотном решении -МсСиНосН v. Магу1апс1 (1819). Касаясь вопроса о законности введенияштатом Мэриленд налога на деятельностьместного ВторогоНационального банка филиала, Суд, неподвергая сомнению правоштата на налогообложение, толькоподчеркнул, что «суверенитет штатараспространяется на все, что существует сего санкции, но никак не на структуры,созданные конгрессом».

Указанное решениевызвало негативную реакцию, ибобанк-монополист,управлявший узким кланом акционеров, встране не любили. Болеепопулярным было решение по делу СНЬЬопхv. О§с1еп (1824),где спорящими сторонамибыли обладатель пароходной лицензии Огден(он получил ее отизобретателя парохода и монополиста Р.Фултона) п другой пароходчик Гиббоне, получившийразрешение конгресса США на занятиеприбрежной торговлей. Вердикт штатаНью-Йорк в пользу Огдена создавал опасный прецедент, ибо он не толькоподрывал власть конгресса, но и блокировал для всех аутсайдеровпароходное движение в водах Нью-Йорка.Поэтому Верховный Суд поддержал Гиббонса,исходя из конституционного принципа о праве конгрессарегулировать межштатную торговлю.

Впрочем, данноеразумное решение не могло примирить многихсторонников прав штатов сизлишне жестоким и амбициозным поведениемверховных судей. В конгрессбыло внесено 26 предложений с целью изменить состав Суда или характерего решений. Критика в адрес судебногооргана звучала в устахсенаторов и конгрессменов 13 из 24 штатов.Временное несогласие срешениями Суда было характерно для 6штатов. Аргументы в пользуправ штатов выдвигали их губернаторы,законодатели и судьи. Всеэто давление на Верховный Суд, возможно,возымело бы успех, если быего поддержала исполнительная власть.Однако из президентов лишьЭ. Джексон (1829-1837) частично и не вполнепоследовательно оказал воздействие на федеральныйсудебный орган.

34

В 1830-е гг. в связи сизменениями в составе суда и новыми общественными веяниями ВерховныйСуд в своей правовой политике переходит от жесткого федерализмак более взвешенному федералистско-регионалыюму подходу. При новомпредседателе Р. Тэни в решении о споредвух мостостроительныхкомпаний в 1837 г. (СНаг1е8 шусгВпа^е v.ХУаггеп Впс1§е) происходит отказ отклассической формулы нерушимостиконтракта в пользуконцепции, что штат имеет праворегулировать отношения, связанные со «всеобщим благом». Е5этом и других делах (например, Впясо v. Вапк оГ КепШску) Верховный Суд сгораздо большей снисходительностью, чем прежде,смотрел на действия отдельных штатов всоциально-экономическихвопросах. Впрочем, некоторое полевение впозиции Суда никак несказалось на интерпретации наиболеевзрывоопасной проблемы в1850-е гг. —проблемы рабства. В деле Вгес! §со(1 v. ЗапсН'огс! (1857)судьи не только пошли против общественногомнения в северных штатах, нои важнейшего постановления федеральнойзаконодательной власти -Миссурийского компромисса 1820 г. Под надуманным предлогом они, по сути,дела усугубили раскол американскогообщества, безоговорочноприняв сторону южан-рабовладельцев.

Поскольку в годыГражданской войны многими на СевереВерховный Судвоспринимался как тайный пособник южан,президент А. Линкольн не только тщательно подошел кназначению новых членов, но особеннотщательно обдумал вопрос ио его новом председателе - С. Чейзе. В первыепослевоенные годы высшийсудебный орган страны, как указываетМ. Келлер, несмотря наотдельные факты фрондерства, вел себявполне лояльно по отношениюк федеральным властям (и прежде всего - поотношению к властизаконодательной). Суд признал основныепоследствия Гражданскойвойны (верховенство национальной властинад властями платов, конецрабства, легитимность конгрессовскойРеконструкции). Он нанесудар по попыткам штатов ввести налог нафедеральные облигации и подтвердил право национальногоправительства взимать конфискационныйналог на банкноты штатных банков.

Курс на поддержкуразумной государственной централизациибыл продолжен припредседателе М. Уэйте, при котором, поподсчетам Р. Гэдлоуэя, средисудей беспрецедентно доминировалилибералы (5 членов, включая исамого председателя), а 2 члена считалисьуменными и лишь 2 члена -консерваторами. В основополагающемрешении Мипп v. ПНгкш (1877), принятомв период активной деятельности фермерскихгрейнджерких организаций,была подтверждена правомочность состороны властей штатовустанавливать максимальные расценки налюбой вид бизнеса,связанный с «общественными интересами».Однако уже на рубеже 1880-1890-хгг. меняется не только председатель Суда(им становится консерватор М. Фуллер), но исостав членов. Согласно тому же Гэллоуэю, с4 консервативнонастроенными судьями часто проявляютсолидарность 4 умеренных, алиберальное крыло остается представленнымлишь одним

35

—*—I

членом. В общественнойатмосфере усилившейся социальнойполяризации иполитического наступления окрепшегомонополистического капитала Суд в 1890-е гг. принимает ряднепопулярных, нелогичных решений. Так, вделе 1)8 V.В.С. КшцЫ Сотрапу (1895) судьивпервые обратились к толкованиюантитрестовского закона Шермана инамеренно интерпретировали егочрезвычайно узко, лишь как на запретмонополизации в сфере торговли, но никак не производства. В деле 8ту1Нv. Атея (1898)они посчитали для себя возможным выдвинуть рядфинансово-экономических критериев поопределению прибыльноститой или иной компании и па основании своихумозаключений признализакон штата Небраски о снижении грузовыхжелезнодорожных тарифовнеконституционным, ибо он лишает предпринимателей «справедливых»прибылей. По, пожалуй, апофеозом судебного консерватизма ипротиворечивости стало решение по делуРоПоск v.Рагтеге Ьоап & Тгик1Сотрапу (1895), затронувшее проблему принятого конгрессом СШАпрогрессивного подоходного налога. Ктооппоненты сумели склонитьСуд в свою пользу, доказывая (вопрекипредшествующейконституционно-правовой практике), чтовводимый налог является«прямым», а значит, он находится вне сферыполномочий конгресса.

Верховному Судуприходилось рассматривать и дела обущемлении гражданских прав в южных штатах.Последней точкой в этой категории делстало решение Р1ек8у v.Рег§ияоп (1896), лицемернопризнавшее, что законы осегрегации в местах общественногопользования не подразумевают неполноценность представителейчерной расы. Более соответствовал демократическим традициям исходдела Омск \Уо v. Норкшь (1886): заключенных в тюрьму Сан-Францискоза нарушение городского ордонанса 200 хозяев прачечных китайскогопроисхождения Суд потребовал освободить, таким образом признавна высоком конституционном уровне законность и полезностьиммиграции для США (независимо от цветакожи и разреза глазиммигрантов).

За немногим более чемстолетие Верховный Суд превратился вчрезвычайно значимыйорган.

Решая проблемуувеличения потока судебных дел, конгресс в1891 г. в помощь Судуорганизовал новую инстанцию - окружныеапелляционные суды, чтоблаготворно влияло на повышениепрофессионализма судей (впрочем, среди председателей Судапо-прежнему преобладали адвокатыполитиканы с богатым административнымпрошлым либо, что еще хуже, малоизвестныепрактикующие юристы).

Возвышению ВерховногоСуда, бесспорно, как подчеркивал 3. М. Черниловский, способствовалаамериканская конституция, затруднявшая внесениеконституционных поправок и оставлявшаятем самым большое поледеятельности для конституционныхзапретов. Однако присвоенные Верховным Судомполномочия не были строго очерченнойили постоянной константой.Они менялись в зависимости отполитической

36

конъюнктуры, отхарактера соперничества между двумяосновными ветвями власти - законодательнойи исполнительной. Даже в решающие моментыгосударственного развития,когда Суд превратился в последний оплотконсервативной элиты (конец XIX в.), он избегалоткрытой конфронтации с другими ветвями власти ипримеривал на себя роль координатора, а неинициатора правовойполитики.

В § 3 «Усложнение и расширение сферыгражданских правоотношений» анализируются новые правовыетрактовки, отрасли и институты, появившиеся под влияниемхозяйственного и социального прогресса.После Войны за независимость конца XVIII в. упрощаетсяоборот земли, и она становится объектом достаточнодемократической и прагматичной аграрнойполитики. Широкоиспользуется заклад земель, но вопрос осанкциях в отношениинеплательщиков решался в каждом штатеиндивидуально в соответствии сэкономической и социальной конъюнктурой(между прочим, такжеконъюнктурно решался в штатах и вопрос онорме ссудного процента). Врезультате принятия в 1862 г. гомстед-акта -уникального в мировойпрактике закона о бесплатной раздачепоселенцам участков площадью не более 160 акров, к 1900 г.была основана каждая шестая ферма в США. Несмотря на многочисленныезлоупотребления со стороны скотоводческих и земельныхкомпаний, пользующихся услугами подставных лиц, закон 1862 г., а затеми законы, стимулирующие лесонасаждения и ирригацию, вцелом сыграли положительную роль в освоении девственныхтерриторий.

В то же время, темаохраны окружающей среды находит в концеXIX в. слабое правовое подтверждение (заисключением организации в 1872 г.Йеллоустонского заповедника и принятиязакона 1891 г. о резервировании в федеральную собственность земельполностью или частично покрытых лесом). Зато наблюдается расцветзаконодательства, содействующего предпринимательским отношениям.Достаточно интенсивно развиваетсяправовое регулирование корпораций. Вотличие от Европы, они в США достаточно свободно учреждаются,хотя власти штатов и придумали несколько способов сдерживания (вих числе - «страхующая оговорка», которая позволяла легислатуревнести изменение в любую хартию по любому поводу). С середины XIX в., когдаорганизационно-финансовые возможности партнерствоказываются явно недостаточными во многихсферах бизнеса, одни штат задругим не только принимает унифицированные правила,разрешающие упрощенную регистрацию корпораций, но и запрещаетсоздание корпораций старым, концессионнымспособом, т.е. путем выдачииндивидуальных хартий. А вскоре новымсловом в мире бизнеса нарубеже Х1Х-ХХ вв. становятся тресты ихолдинг-компании, которые позволяютпреодолеть последние правовыеограничения, связанные сотраслевой диверсификацией, размеромкапитала и географий деятельности.

Сложную эволюциюпроделало контрактное право: отклассической концепциинезыблемости договора переходят к болеегибкому его

37

пониманию в видедоктрин невозможности исполнениядоговора, тщетность договора и доктрины «публичногопорядка». Достаточно широко используется право государства напринудительное использование частнойсобственности (етшеп1 (1оташ). К концу XIX в. наблюдаетсядействие двух противоречивых тенденций - большийучет интересов земельных собственников при проведениитранспортных коммуникаций, а с другойстороны, расширение трактовки«общественного блага» при изъятии собственности.

Федеральноезаконодательство о банкротстведемонстрирует исключительнуюнеустойчивость. Неоднократно вопрос этотвызывал острейшие дебаты,но каждый из принятых законов (1800, 1841, 1867 гг.)действовал в течениекороткого промежутка времени по причинеострейших социальныхразногласий, которые легче былоурегулировать на уровне отдельных штатов, чем действуя изцентра. Наконец, экономический кризис1893-1897 гг. стимулировалпринятие нового закона 1898 г., согласнокоторому принудительноебанкротство не могло быть навязано никому(прежде всего - фермерам), заисключением корпораций. Закон не касалсявозможных изъятий ипослаблений должникам, которые моглипришиь отдельные штаты, и он устанавливалприоритетную выплату 3-месячпой зарплатыперсоналу обанкротившегосяпредприятия.

Возмещение ущерба,являющегося побочным эффектомматериально-техническогопрогресса и предпринимательскойдеятельности, - это правоваяновация преимущественно середины XIX в. Причем судьииспользовали концепциинепосредственной причиныущерба (г.е. требовалось доказать, что ущербвызван только действиями ответчика),неосторожностипострадавшего, приведшей к несчастномуслучаю, теорию принятия на себя риска иправило сослуживца, чтобыминимизирован, ответственность предпринимателей.Правда, в последние десятилетия XIX в. ситуация начинает меняться: подвлиянием возрастающей статистики происшествий и увеличивающихсярисков штаты принимают постановленияо безопасности движения инормах безопасности в промышленности, асудьи проявляя большую человечность ктруженикам, менее жестко соблюдают прецеденты,провозглашенные в деликтном праве.

Целенаправленно вконце ХУШ-Х1Х вв. развивается патентноеправо. Начиная с закона 1790 г., и затем вактах 1836, 1870 гг. были тщательно соблюденыправа изобретателя, что, впрочем, неизбавило общество ш «лжеизобретателей» «патентныхвойн», от дальнейшего поиска оптимального баланса междумонополией патентообладателя и стимулированием внедрениянововведений.

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |   ...   | 10 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»