WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 10 |

§1 «Становление американскойконституционной модели и ее новаторская сущность» содержит описание генезисаамериканской государственности в ееконфедеративной, а затем федеративнойформе. Отмечаютсяобстоятельства утверждения в бывшихамериканских колониях республиканскойформы правления, анализируютсяконституции отдельных штатов, принимаемых, начиная с 1776г., в которых явственно выражен приоритет законодательнойвласти.

Лидерствозаконодательного органа - конгресса, былопрописано и в СтатьяхКонфедерации, впервые создавших правовуюоснову для

обьединенияамериканских ипатов в борьбе против общеговрага - бывшей метрополии.Однако при всей своевременности созданияконфедеративного союза он быстро показалсвои функциональные недостатки, преждевсего финансовую иорганизационную беспомощность.Конституционный конвент вФиладельфии в 1787 г. попытался этинедостатки устранить, разработав в ходе длительных, ноконструктивных дебатов федеративнуюмодель нового государства.

Подавляющая часть«отцов-основателей» США стремились кцентрализации за счетусиления исполнительной ветви. Однакоподобный курс встречалподозрения и противодействия со стороныприверженцев прав штатов, итолько большая сплоченность симпатизантовКонституции 1787 I. обеспечила ейратификацию необходимым большинствомштатов. Ценой этой победыстали моральные обязательстватриумфаторов дополнитьконституционный документ Биллем оправах.

Подведем некоторыеитоги. Менее чем за два десятилетия бывшиеамериканские колонистысумели создать принципиально новую конституционную модель, отличнуюот британского конституционализма ивообще от Iосу дарственно! о режима влюбой из европейских стран.

Во-первых, Конституция США стала первойписаной конституцией в мире.

Во-вторых, согласноКонституции, в США была впервые учрежденапрезидентская республика,оказавшаяся эталоном для многих странЗападного полушария, азатем и других государств.

В-третьих, Конституция не только подтвердилана практике теоретическиеизыскания по поводу разделения властей, нои дополнила эту схемусистемой конкретных сдсржск ипротивовесов.

В-четвертых, Конституция впервые зафиксирвалаобразование федеративногосоюза. Все предшествующие сложносоставныегосударственныеобразования (Швейцарская конфедерация,Соединенные Провинции Нидерланды) быликонфедерациями.

В-пятых, в качестве важного дополнения вКонституцию был принят Билль о нравах,более широкий и глубокий по содержанию, чембританский Билль о правах1689 г.

Прашатизм«отцов-основателей», сумевших добитьсяразумных компромиссов,обеспечил высокое качество«конституционного продукта». Заинтересованность всех штатов вконституционной стабильности и придание в общественном сознанииКонституции духа непререкаемого, почти религиозного авторитетаспособствовали развитию в США конституционного монизма (вотличие от более типичного для мировой иевропейской практикиконституционного плюрализма). В то жевремя, созданные в СШАблагоприятные политические и правовыеусловия, несомненно,способствовали материальному процветаниюмолодого I осу даре гва п еговысокой привлекательности в глазахевропейских иммигрант».

23

§2 «Законодательная деятельностьамериканского конгресса в контексте модернизационныхпроцессов» прослеживаетразвитие инстигуга высшей законодательнойвласти, ее структуру и деятельность,влияние на политику государства.Обращается внимание на то, что изначальноконгресс сконцентрировался на решениивопросов экономической жизни: тарифном,банковском, земельном,«внутренних улучшений». В нем постепенновырабатывается сложныйпроцедурный механизм. Формируется системаспециальных (временных), азатем постоянных (отраслевых) комитеюв.Политическая инициатива в20-30 лет, предшествовавшая Гражданскойвойне, переходит от палатыпредставителей, являвшейся главным распорядителем финансов, к сенату,сумевшему выработать крупные компромиссные соглашения повопросу о территориях и статусе работа вних. Славу сената в эти годысоставляюг блестящие ораторы У. Уэбстер,Г. Клей и Дж. Кэлхун, каждыйиз которых олицетворяет, соответственно,северо-восточные, западные и южныештаты.

В период Гражданскойвойны конгресс усиливает свою активность,чему способствует какчрезвычайная обстановка, так и большаяидеологическаяоднородность законодательного органа,который покинули конгрессмены-южане. Именно в 1861-1865гг. не только принимается широкая программа законодательныхмер, начиная с гомстед-акта и кончая банковским законом, но иучреждается Объединенный комитет обеихпалач по ведению войны,осуществляющий значимые контролирующиефункции за исполнительнойвластью.

После Гражданскойвойны, когда чрезвычайные полномочияпрезидента утратили своюформальную и неформальную силу, конгресссумел сохранить и дажеувеличить свое политическое влияние черезновый объединенный органобеих палат - Комитет по Реконструкции. Бмупринадлежит заслугапринятия наиболее значимой в послевоеннойжизни 14-й конституционной поправки иинициирование процедуры импичмент против президента Э. Джонсона. Ихотя после неудачи импичмента весной1868 г. и принятия 15-йконституционной поправки полшика Реконструкция постепенно сходитна нет, именно в это же время расцветаетдеятельность постоянныхкомитетов, которые, по мнению В. Вильсона,тщательно надзирают за политическойжизнью в стране. «Лидеры палаты -председатели главных постоянныхкомитетов», которые действую! разрозненно, «не соразмеряя своегошага с другими».

Близкую точку зрениявысказывает по этому поводу и М Я. Острогорский: «Комитеты,которые сделались всемогущими, назначались спикером в силурегламента. Председатели наиболее важныхкомитетов со спикером во главе сделалисьдиректорами палаты».

Между тем, остро вконце XIX в.встает проблема обструкционизма па Капитолийском холме. В палатепредставителей се удалось разрешитьблагодаря энергичнымдействиям спикера Т. Рида, но в сенате«флибустьерство» (т.е. срывзаконодательной работы) имелопрочные

корни, связанные сболее высоким статусом сенатора и немногочисленностью этой палаты.Правда, в исключительных случаях сам сенати исполнительная власть (вследствиеоказываемого ей политического прессинга) могли нейтрализоватьтактику намеренного забалтывания и срыва законодательного процесса,но это требовало особых усилий.

Масштабызаконодательной деятельности конгресса впоследние десятилетияXIX в. резковозросли: так, если в 1789-1799 гг. на каждый из5 конгрессов в среднемприходилось 147 законодательныхпредложений и в 1849-1859 гг. - 1320,то в 1889-1899 гг. - 15482. Причем среди принятыхконгрессом законовпреобладали частные, а не публичныезаконопроекты, что косвенно указывает наусиление лоббистской деятельности.

В массиверассматриваемых в это время вопросовпо-прежнему преобладаютпроблемы экономической политики. Средистарых тем фигурируюттарифные законы, вместе с тем появляются иновые -денежный стандарт ирегулирование монополий, чтодемонстрирует продвижениеАмериканского государства по путииндустриализации и модернизации.

Расширяется(преимущественно с 1810-1820-х гг.) и расследовательская деятельностьконгресса, который таким образом пытается осуществить контроль надисполнительной властью.

Даже в сфере внешнейполитики, где казалось бы ключевую рольдолжны были игратьпрезидент и его кабинет, конгресс вкритические моментыангло-американской войны 1812-1815 гг.,американо-мексианской 1848-1849 гг. ииспано-американской войны 1898-1899 г. сказалсвое веское слово.

Таким образом, ни окаком подчиненном положении конгресса вотношении исполнительнойвласти не может быть и речи. Недаром один изведущих юристов США первойполовины XIX в. Дж. Стори поставил законодательную власть в центрсвоего правового анализа в классическойработе «Комментарии на КонституциюСоединенных Штатов».

Однако иабсолютизировать властные позицииконгресса не следует, 1смболее, что они под влиянием усложненияфункций государственного управления и ростагосударственного аппарата начинаютподвергаться корректировке.Тем не менее, и в дальнейшем, в XX столетииконгресс сохранил оттенокместничества (в отличие от парламентовевропейских стран,представлявших компактные территории). Какутверждает Д. У. Брсйди, этоимеет следующие причины: во-первых, членыконгресса жбираютсяместными общинами и на основе местныхполитических вопросов;во-вторых, будучи избранными, политикистремятся попасть в комитеты исходя изместных политических вопросов; в-третьих,система постоянныхкомитетов сильна своей стабильностью;в-четвертых, партийныегруппировки в конгрессе, как правило, слабыи расколоты по причиненеоднородности политических интересов, итаким образом они не в силахсоздать коалиции, способные противостоятьместнической политике

24

комитетов; в-пятых,система организации, правил и процедур впалате представителейобслуживает тех, кто стремится сохранитья{а1ик сщо.'

§3 «Расширение компетенции иуправленческой активности федеральныхисполнительных структур. Повышениезначимости президентскойвласти» отслеживаеттенденцию постепенного и закономерного расширенияфактических и формальных полномочийфедеральной бюрократии иБелого Дома. При этом автор констатирует,что первоначальные замыслы«отцов-основателей» создать сильноепрезиденство не вполнеудались, ибо государственный бюджет игосударственный аппарат вконце XVIII в.имели скромные параметры, а наиболее удаленные частигосударства, находящиеся на западнойгранице (например, Кентукки), не были готовык беспрекословному выполнению распоряжений федеральных властей.Крахом закончились и попытки исполнительной власти совместно сзаконодательной в 1798-1799 гг. подавить всякую оппозицию встране.

Смена власти врезультате победы на президентскихвыборах 1800 г. республиканской партии открыладорогу более «экономному правительству». Этот новый подходне только отвечал массовым общественным настроениям, но иматериальным возможностям государства.Представителиутвердившейся в Белом Доме «вирджинскойдинастии» президентоволицетворяли «мягкий», корректный стильобщения с конгрессом, хотястепень его успешности у каждого из главгосударства баяа различной(черезвычайно успешный у Т. Джефферсона,умеренно-успешный у Дж.Монро и малоэффективный у Дж. Мэдисона, чьеправление пришлось на годыангло-американской войны 1812-1815 гг.).Чрезвычайно широкуюамбициозную программу мер предложилвыходец из Новой Англии Дж,К. Адаме, но она была проигнорированаконгрессом.

Массовые социальныесимпатии и организационный ресурс нашелопытный политик иадминистратор Э. Джексон, при котором былапроведена некотораяреорганизация в министерствах иведомствах. ФактическиДжексон первым из президентов обратился кизбирателям за поддержкой впротивостоянии с законодателями и ееполучил в ходе президентских выборов 1832 г.

Президенты 1840-1850 гг.(за исключением разве что Дж. Полка) носвоим административнымдостижениям и интеллектуальным интересамвряд ли моглисоответствовать «отцам-основателям» США ипервым президентам.Госаппарат, безусловно, количественновырос, но единственныморганизационным новшеством сталоучреждение Министерствавнутренних дел, в которое влилисьразнородные подразделенияиз других министерств - Земельное,Патентное, Пенсионное ведомства и Ведомство по деламиндейцев. В целом же эффективное 1Ь административной системы быланевысокой: наблюдалась частая

' Впк1у, О. XV. СгШса! Йес1юп5 ат)Соп^гех.чюпа! РоПсу Мактц / О. 1Л/. Вгас1у. -81апЛж1, Са1., 1988.-Р. 12.

26

сменяемость главдепартаментов, а сами они гораздо большеинтересовались сферойпартийной политики, чем государственнымуправлением.

Чрезвычайнаяобстановка Гражданской войны потребоваларасширенногогосударственного вмешательства (начиная сдополнительного привлечения средств и ихсвоевременного и эффективногорасходования и кончаяформированием армии не менее чем в 1 млнчеловек). Однако в условияхмирного времени на смену убитомупрезиденту А. Линкольну пришел менее дальновидный, несклонный к компромиссу с общественныммнением и конгрессом Э. Джонсон. Конгрессбез труда нашел повод для импичмента (им стало нарушениезакона от 23 марта 1867 г. о досрочном увольнении любого члена кабинета).И хотя для окончательного решения вопроса не хватило лишь одногоголоса, действительно проигравшей стороной оказался политическиуниженный и разбитый президент Джонсон,а не конгресс.

После окончанияГражданской войны чрезвычайные расходывоенного времени (в 1865 г-. -1287 млн долларов) резко сократились, ностабилизирововавшийся кконцу 1870-х гг. бюджет на уровне 250 млн долларов значительно превышалдовоенную отметку в 60 млн долларов Значительно вырос игосударственный аппарат: с 26 тыс. в 1851 г. до155 тыс. человек в 1890-е гг. Встране появились новые управленческиеструктуры (Министерствоюстиции, Министерство сельского хозяйства,Комиссия по межштатнойторговле, Комиссар по делам иммиграции,Бюро по образованию), чьеучреждение свидетельствовало обусложнении функцийгосударственного управления. Одновременностала решаться задача посовершенствованию подбора кадров всоответствии с принятым в 1883 г. законом Пендлтопа.

Закон 1883 г.представлял только первый, еще весьмаробкий шаг в борьбе зареформу государственной службы противкоррупции. Тем не менее, в 1884г. конкурсному отбору подлежали 11%должностей, а в 1900 г. -уже 46%.По системе партийного патронажа былнанесен серьезный, но отнюдь не смертельный удар.

Процесс модернизациив сфере исполнительной власти тормозили инеблагоприятные субъективныеобстоятельства. Герой Гражданской войныгенерал У. Грант оказалсяслабым администратором, игрушкой в рукахпартийных боссов. «Темнымилошадками», а значит, компромисснымифш-урами для выдвинувших ихпартийных фракций были Р. Хейс и Б. Гаррисон. Репутацию «борца скоррупцией и патронажем» имел Г. Кливленд, но он был неадекватно инедальновидно послушным в отношении большого бизнеса.Политической карьерой У. Маккини управлялего личный менеджер,крупный предприниматель М. Ханна, и такимобразом бизнес впервыепродемонстрировал свое превосходство надстарой партийной элитой и желаниенепосредственно, а не через подставных лицвмешиваться в политическую жизнь.

27

В течение XIX в.известным индикатором усиленияпрезидентской властиоказалось расширенное использованиехозяевами Белого Дома права вето (после Гражданской войныпрезидентское вето начинаем восприниматься как нормальная,более того, рутинная процедура). В сферевнешней политики юридической основойэкспансии президентской власти становятся участившиеся случаизаключения так называемых «соглашенийисполнительной власти» (за150 лет - с 1789 по 1939 гг. президент заключили около 1200 соглашений сдругими странами без формальногоодобрения сената и примерно 800 договоров - сего согласия).

§4 «Развитие политических партий ипечати как институтов, содействующих укреплениюгосударственного механизма»деятельность партии ипечати рассматривается в контексте особыхусловий США.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 10 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»