WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 10 |

На правах рукописи

'4 '

САЛОМАТИН АлексейЮрьевич

Модернизациягосударства и права в США(конец XVIII - XIX вв.)

12.00.01 - Теория и историяправа и государства; историяучений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации насоискание ученой степени доктора юридических наук

ж-1с

V*!, V '*°

* v'

"чЦ "'

)*Г

Саратов 2004

Работа выполнена вПензенском государственномуниверситете

Научныйконсультант

доктор юридическихнаук,

профессор Малько Александр Васильевич;

Официальныеоппоненты:

доктор юридическихнаук, профессор КозлшинИгорь Юрьевич;

доктор юридических наукТуманова АнастасияСергеевна;

доктор юридическихнаук, профессор ХачатуровРудольф Левонович

Ведущаяорганизация:

ГОУ В ПО «Уральскаягосударственная юридическаяакадемия»

^ "/Л*1**

Защитасостоится

диссертационногоСовета образовательномучреждении

О /7 _ _ на заседании

Д-21&239.02 приГосударственном высшегопрофессионального образования «Саратовская государственнаяакадемия права» по адресу: 410056, г. Саратов,ул. Чернышевского, 104, ауд. 2.

С диссертацией можноознакомиться в библиотекеГосударственного образовательногоучреждения высшего профессиональногообразования «Саратовскаягосударственная академия права».

года.

Автореферат разослан«Л-

•с/

Ученый секретарьдиссертационного Совета кандидатюридических наук,

доцент

В. В. Мамонов

Общая характеристикаработы

Актуальностьисследования. Теориямодернизации, бесспорно, является одним из важнейшихдостижений мировой науки на рубежеXX-XXI вв. Многогранная иплюралистическая, динамично развивающаясяи лишенная жесткойидеологической заданности она позволилаобъединить усилияпредставителей различных научных школ исмежных научных дисциплин.Причем, испытав расцвет на древеполитической и социальной науки, она в последнее времяначинает проникать и в сферу исследованиягосударства и права.

Специалисты совершенносправедливо ставят вопрос об истоках,исюрических волнах инациональных моделях модернизации.Процесс «осовременивания»,охватывая ныне в той или иной степенипрактически вес страны мира,впервые обозначился (пока лишьидеологически) на исходепозднего средневековья, но фактически дало себе знать в сфере материальной жизни лишь в концеXVIII в. Его провозвестниками сталиВеликая Французская иАмериканская революции.

Модернизациягосударства и права в США в целом проходилав рамках тех жезакономерностей, что были свойственны дляведущих европейских стран вXIX столетии (демократизациягосударственной власти ирасширение политического участиянаселения, обновление и систематизация правовых норм нафоне дифференциации отраслей права иструктурирования правовой системы). Вместес тем, американский вариант модернизации, как мы полагаем, носилболее последовательный и во многом более радикальныйхарактер.

Модернизациягосударства и права США протекала нестолько на
фоне сломастарых структур, сколько в результатесоздания новых
конструкций в ходе пионерскогоразвития. Фактор динамичного
переселенческого капитализмаспособствовал стремительнойконсолидации
государстваоптим-адщому функционированию его наоснове классического
разделения властей путемдостижения в максимально возможнойстепени
компромиссов.Исходя из федеративного устройства СШАбыла создана
гибкаяплюралистическая система правосудия исистема права, не
порвавшая с правом метрополии, ноприспособившая правовые нормы к
реалиям американскойдействительности. Указанные реформы

позволили превратитьамериканский социум уже в конце XIX в. вдинамичную, передовуюобщность, создав в известной мерепредпосылки длятрансформации скромной заатлантическойреспублики в ведущую державу мира.

Проделанный бывшимиамериканскими колониями путь представляетне только академический интерес в светедальнейшего развития теории модернизации,но он имеет и огромное практическоезначение. На рубеже ХХ-ХХ1столетий, когда человечество вынужденореагировать на глобальные вызовыпостиндустриального общества, аРоссийское государство иего правовая система подвергаютсясложным

3

преобразованиям,внимание юристов и политиков привлекаетмножество вопросов, начиная с оптимальногосоотношения ветвей власти и кончая целесообразностью тех или иныхноваций в сфере правовой политики (будь тореформа судебной системы или проблемасмертной казни).

Объектомисследования являетсягосударство и право США в конце XVIII—XIX вв,т.е. накануне и в период модернизационныхпреобразований.

Предметомисследования выступаютосновные элементы государственного механизма(законодательные и исполнительные органывласти на федеральномуровне, органы власти штатов и на местах,политические партии ипечать как дополняющие и оптимизирующиеработу государственногомеханизма) и правовая система (системаправосудия во главе с Верховным Судом исистема права в США, а также юридическиекадры), подвергавшиесямодернизации.

Методологияисследования Соискатель использовалсравнительно-правовой и историческийметод, а также концептуальные положениядиалектико-материалистическогоподхода. В своей работе автор применилидею модернизации,попытавшись сформулировать ее основныечерты в сфере государства иправа. Диссертант согласен с И. В.Лрхиновым, чю «существоправовой модернизации заключается вэволюционных измененияхправовой системы и ее структурныхэлементов в направлении введения и упрочнениядемократических и гуманистическихпринципов правовогорегулирования».1

Хронологические рамкиисследования охватываютпериод несколько больший,чем столетие (конец ХУ111-Х1Х вв.), ибо саморождение независимогоАмериканского государства в 1770-1780-е гг.стало свидетельством иотправной точкой модернизационныхпроцессов. В ходе первогоэтапа модернизации (до конца 1820-х гг.)американской аристократической элитойбыла апробирована новая республиканскаямодель управления, а такжебыла создана разветвленная судебнаясистема, начался поиск новых правовыхконструкций. В годы «джексоновской демократии» произошло расширениедемократических начал в обществе и государстве, имели местосовершенствование системы права и системысудов, равно как истремительная экспансия государства назапад. В последней третиXIX в., после Гражданской войны,происходит окончательноетерриториальное оформление государства ина фоне превращения США введущую промышленную державу мира,завершается процессмодернизации государства и права.

Цели и задачи. Диссертационное исследованиеимело своей целью описатьмодель модернизации государства и права вСША, показав общие закономерности (свойственные всемразвитым странам) и чист американские особенности.

1Лрхипои, И. В. Модернизация торгового праваи коммерческого процесса России и Х1>( - начале XX вв. : апюрефсрат насоискание ученой сюнснп доюори юридических паук / И. В. Лрхинон. -Саратов, 1999. - С. 4-5.

4

Для достиженияуказанной цели были поставлены следующиеисследовательскиезадачи:

  • рассмотретьвопрос опутях формированияи особенностях
    американскогоконституционногостроя ипроанализировать
    эволюциювысшей законодательной и высшейисполнительной власти
    встране, а также взаимодействие междуними;
  • показатьспецифическиефункцииполитическихпартий,
    дополняющих работугосударственного механизма;
  • раскрыть степень свободы печати ивзаимодействие печатных изданий
    с государством;
  • подвергнуть анализу системуамериканского федерализма,структуру
    органов власти вотдельных штатах и графствах;
  • рассмотреть особенностиформирования правовой системыСША,
    деятельностьВерховного Суда СШАкак еесвоеобразного
    координатора;
  • продемонстрировать усложнение ирасширение сферы гражданских
    правоотношений в связи сувеличением масштабовхозяйствования,
    динамизацией и дифференциациейсоциально-правовой жизни;
  • описать процесс совершенствованияуголовной политики и такой его
    ведущей черты, как тенденция кгуманизации наказаний;
  • датьзаключение означенииюридическойпрофессии в
    государственной и правовой жизниСША.

Научная новизнаработы обусловленанеизученностью проблем государственной и правовоймодернизации как применительно к США, таки в отношении ведущихевропейских стран, находящихся с нимиприблизительно на одномуровне общественного развития. Впервые вотечественном правоведениипредпринимается попытка рассмотретьдеятельность всех ветвейвласти в США и политических институтов,способствующихфункционированию государственногомеханизма, комплексно проанализироватьразвитие различных отраслей права и правовых учреждений в историческиответственный период становлениясовременного общества.

Автор на примере СШАформулирует основные направления модернизации, очерчиваетхронологические рамки и показывает еединамику, демонстрируяускорение модернизационных процессов впоследней трети XIX в. вмомент завершения образования общенационального рынка иисчезновения западной границы.

В работе даетсяхарактеристика американской моделимодернизации и делаютсявыводы о возможности применения ееотдельных аспектов к российскойгосударственно-правовойдействительности.

На защиту выносятсяследующие положения:

1. В ходеисторически-закономерного процессамодернизации, который внаиболее развитых странах осущесгвлялся вконце XVIII—XIXвв.:, имело местообновление всей сферы государственнойжизни, включая

5

изменения в формахгосударственного правления, степениучастия масс в политическомпроцессе, положении печати в государстве. Всфере права новациивыражались в интенсивной систематизацииправовых норм п созданииобщенациональных кодексов, в вычлененииновых отраслей и подотраслей права и его обновлениипрежде всего на основе уважения свободы и собственности индивида, вгуманизации уголовной политики и укреплении независимости судов.Фактически в рассматриваемый периодзавершается формированиенациональных правовых систем.

2. Исходным пунктоммодернизации США стало создание нарубеже
1780-1790гг. федеративногогосударства - беспрецедентнойпо тому
временигосударственноймодели, вкотором«отцы-основатели»
постарались максимальносбалансировать отношения междуразличными
ветвями властии интересы регионов.

  1. Законодательная власть в силумножественности еепредставителей,
    теснойсвязи с регионами и избирателями,контроля над бюджетом и
    назначенияминагосударственныедолжностиоказалась более
    приспособленной для принятиявзвешенных управленческих решений.Как
    свидетельствуетзаконодательнаядеятельность конгрессаСША, он
    функционировалпрагматичноиоперативно,преимущественно
    концентрируясь на выработкеэкономической политики. Однако кконцу
    XIXв., когда системаконгрессовских комитетов стала слишкомгромоздкой,
    амасштабы государственнойдеятельности возросли,законодательная
    властьобъективно немогла неослабить свойконтроль над
    государственным механизмом.
  2. Исполнительная власть на начальнойстадии была и в дальнейшем
    оставаласьдостаточнослабой пообъективнымобстоятельствам
    (значительныетерриториальныемасштабы,отсутствиедолжной
    материальной иорганизационной базы, предубеждениенаселения против
    «государства-деспота»). Однакотерриториальный рост государства, азатем
    и госаппаратастимулировал властную активностьпрезидентов (независимо
    от качества ихлидерских способностей).В чрезвычайныхусловиях
    Гражданскойвойны былаапробирована политикагосударственною
    интервенционизма, ав послевоенныедесятилетия, хотя ипроизошло
    возвращение кидеалам 1а!$$с2-1шге, на практике наблюдаетсяих эрозия
    параллельно спрофессионализацией государственнойслужбы.
  3. Важные специфические функции(стабилизации конституционного
    строя,государственногоцелеполагания,кадровогоотбора на
    государственныедолжности,политическоймобилизации) выполняли
    политические партии в США,чья институционализация (в отличиеот
    европейских стран) небыла затруднена кардинальнымиограничениями в
    избирательном праве.Безоговорочное доминированиереспубликанских
    идей иширокого набора демократических принциповизначально сделали из
    партий обязательных посредниковмежду государством и гражданами, аих
    устойчивоекомбинирование в двухпартийный тандемпреимущественно

центристскойориентации, позволялововремя интегрироватьв его структуры радикальныеполитические течения.

  1. Функциюпо укреплениюдемократического строявыполняла
    печать,которая в США (в отличиеот европейских стран в XIX в.)
    пользоваласьширокой свободой.Государство не толькосняло всякие
    цензурныеограничения, но, выполняя волюполитических партий, частично
    финансово стимулировало«полезные» для них газетные издания.Впрочем,
    г:на партийная зависимостьнезначительного сегмента прессыисчезла в
    последниедесятилетия XIX в. в связи скоммерциализацией печати, что
    однако никак не ослабило ееинтереса к политической проблематике.Ввиду
    дифференциацииизданий (особенно журнальных) печатноеслово более
    адресно ицеленаправленно оказалось обращенным кразным социальным
    слоям.
  2. КирпичикамиАмериканского федеративного союза былиотдельные
    штаты, которые всвоем конституционном развитии взаимнообогащали
    друг друга. В тоже время, не менее значимую роль выполнялиболее мелкие
    территориальные единицы - графстваи местные общины, в рамках которых
    еще вколониальный периодамериканцыапробировали модель
    гражданского общества. В контекстемодернизационных процессов кконцу
    XIXв. происходит усложнениеуправленческих функций каквластных
    структур штатов,так и местных органовсамоуправления.
  3. В то время какКонституция 1787 г. и закон осудопроизводстве
    1789г. закрепили судебныйприоритет за федеральнымисудами, а
    естественныйростфедеральногозаконодательстваспособствовал
    увеличениюнагружи на федеральные суды, в штатах такжеинтенсивно
    происходилостановление индивидуальных системсудебных учреждений.
    Этотпроцесс плюрализации системсудопроизводства и усложнявшихся,
    перекрещивающихсяполномочий сопровождалсятакже плюрализацией
    систем права. При этомамериканизация английского общего права(т.е
    адаптация права бывшейметрополии к местным условиям) инекоторое
    увеличение значениястатутного законодательствавовсе не избавило
    правовую систему США от засилияпрецедентов и иных функциональных
    перегрузок.
  4. Вусловиях слабогогосударственного аппаратаи постепенно
    формирующихся традицийфедерализма Верховный Суд США нетолько
    быстро присвоилсебе право конституционного ревю, но ифактически ста.л
    координатором правовойполитики в стране. Действуя вряде случаев
    конъюктурно инепоследовательно, он, какправило, старался избегать
    острых конфликтов с другимивластными ветвями на федеральномуровне.
    Выполняя функцию«страхующего механизма» в системевластных органов,
    вконце XIX в.
    Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 10 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»