WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

информации как объекта права, выражающим ее юридическую природу и специфику правового опосредования следует отнести- содержание, право­вой режим, форму представления

Диссертантом дается определение информационной сферы, под кото­рой понимается совокупность информации, информационных правоотно­шений и информационной инфраструктуры. Устанавливается, что эффек­тивное правовое регулирование информационной сферы является основой информационного общества, представляющего собой общество, в котором при условии приоритетного соблюдения информационных прав и свобод личности правовыми и организационными методами обеспечивается мак­симально активное информационное взаимодействие

Во втором параграфе «Информационная сфера в правовой политике современного российского государства» рассматривается правовая инфор­мационная политика как основа правового регулирования области обраще­ния информации, средство обеспечения устойчивого, направленного, по­следовательного развития информационной сферы как правового про­странства.

Автор отмечает, что развитие информационного взаимодействия ста­новится объективной предпосылкой регулятивного опосредования со сто­роны публичной власти особой области общественных отношений, возни­кающих в процессе информационной деятельности. В связи с этим необхо­димо формирование комплекса мер, задач, целей, программ, методов, реа­лизуемых в сфере действия права и посредством права Диссертант полага­ет, что правовая информационная политика как форма государственной политики, вьфажаясь в нормативно-правовых актах, направленных на ре­гулирование, развитие и совершенствование особого вида общественных отношений - информационных, является одним из приоритетных направ­лений современной правовой политики Ее специфика, по мнению автора, состоит в координации посредством права информационных процессов,

16

17

правовом обеспечении всех сфер информатизации, подготовке предложе­ний, мер, программ по развитию информационной сферы как правового пространства, создании условий для повышения уровня правовой инфор­мированности. Учитывая такие характеристики информационных процес­сов как значимость в общественном развитии, глобальность, в области пра­вового регулирования информационной сферы и формирования информа­ционного общества правовая политика должна базироваться на междуна­родно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообще­ством.

На основе анализа теоретических работ в области исследования пра­вовой политики, международных и национальных нормативно-правовых актов, диссертантом устанавливается, что наряду с общими принципами правовой политики принципами правовой информационной политики должны являться: демократизм (демократическое участие), приоритет ин­формационных прав и свобод личности, ограничение доступа к информа­ции исключительно на основе закона.

Автор отмечает, что основанная на названных принципах государст­венно-правовая деятельность способствует обеспечению доступности вла­сти для всех граждан, формированию адекватного ситуации общественного мнения, ответственности государства перед обществом, укреплению связей и взаимодействия между Федеральным центром и регионами, что в целом способствует развитию демократии, достижению общественного согласия, эффективности управления, укреплению федерализма и целостности стра­ны.

Важнейшими направлениями правовой информационной политики являются формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное правовое регулирование информационной сферы; формиро­вание единого информационного пространства России и вхождение в ми­ровое информационное пространство; развитие людских ресурсов, способ-

ных отвечать требованиям информационного общества (в том числе повы­шение внимания базовому образованию); повышение правовой информи­рованности общества; обеспечение информационной безопасности и дру­гие.

Диссертантом делается вывод, что задачи правовой информационной политики как основные направления государственно-правовой деятельно­сти в информационной сфере должны сводиться к двум аспектам: правово­му обеспечению социально-экономических преобразований, вызванных активизацией информационного взаимодействия и развитием информаци­онной инфраструктуры, и правовому обеспечению функционирования ин­формационной сферы как правового пространства.

Автором устанавливается, что проведение соответствующих полити­ко-правовых мероприятий на основе названных принципов и методов спо­собствует достижению основной цели правовой информационной полити­ки, а именно, формированию информационного общества, становление которого является одним из необходимых условий упрочения основ право­вого государства и гражданского общества. Диссертантом исследуется во­прос соотношения понятий информационного общества и гражданского общества, устанавливается их взаимосвязь, общие черты и различия. Дела­ется вывод о необходимости дополнения научного содержания идеи право­вого государства информационной составляющей.

Во второй главе «Теоретико-правовые основы регулирования инфор­мационной сферы» исследуются структурные элементы информационной сферы: информационные правоотношения, в том числе в глобальных ин­формационных сетях, и информация. Выявляются особенности, исследует­ся содержание информационных правоотношений, определяются основные характеристики информации как объекта права, и в свете этого выявляются проблемы, особенности и методы повышения эффективности правового регулирования информационной сферы.

18

19

В первом параграфе «Информационные правоотношения: понятие, со­держание, структура, классификация» автор рассматривает информацион­ные правоотношения как особый вид правовых отношений, характеризует структуру, содержание, выявляет особенности информационных правоот­ношений

На основе обобщения материала научного и законодательного харак­тера, соискатель делает вывод о том, что информационные правоотноше­ния являются особым видом правовых отношений, возникающих в процес­се информационной деятельности, производства, сбора, хранения, преобра­зования, поиска, распространения и потребления информации. Автор отме­чает, что зачастую информационные правоотношения тесно взаимодейст­вуют и совпадают с правоотношениями, регулируемыми нормами отрасле­вого законодательства, которым конкретизируется право на информацию, провозглашенное Конституцией Российской Федерации; право на личную и семейную тайны, неприкосновенность частной жизни; устанавливаются ограничения доступа к информации; определяются правила работы с от­дельными вилами информации; предусматривается ответственность за на­рушение информационных прав и свобод, злоупотребление свободой ин­формации.

Спецификой информационных правоотношений является то, что они возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере в про­цессе производства, сбора, хранения, преобразования, поиска, распростра­нения и потребления информации; реализации отношений, связанных с информационными ресурсами, информационными системами, информаци­онными технологиями; устанавливаются государством в зависимости от потребностей правового урегулирования возникающих отношений и осно­ваны на приоритете информационных прав и свобод; регулируются инфор­мационными правовыми нормами, развивакигся в зависимости от техничес­кого прогресса в сфере информационных технологий; направлены на удов-

летворение информационных потребностей граждан, общества, государст­ва и обеспечение своевременной реакции на правонарушения в информа­ционной сфере

Автор на основе выявленных особенностей предлагает определение информационного правоотношения, под которым следует понимать урегу­лированное правом и охраняемое государством общественное отношение, возникающее в процессе информационной деятельности, участники кото­рого выступают в качестве носителей информационных прав и обязанно­стей

Диссертантом анализируются общие и специальные (формально-юридические) предпосылки возникновения информационных правоотно­шений, характеризуются субъекты информационных правоотношений, предлагается классификация объектов; исследуется содержание рассматри­ваемых правоотношений, которое образуют корреспондирующие друг дру­гу субъективные информационные права и юридические обязанности, ис­следуется структура субъективного права и юридической обязанности; ин­формационные отношения классифицируются по признакам особенностей опосредованных общественных отношений, в зависимости о поведения участвующих в них субъектов, по степени конкретизации и субъектному составу, по характеру обязанностей и т д.

Как особый вид информационных правоотношений соискатель иссле­дует правоотношения в глобальных информационных сетях Диссертант исходит из того, что в целом глобальную сеть нельзя отнести ни к объек­там, ни к субъектам правоотношений. В свою очередь в электронном ин­формационном пространстве существуют и взаимодействуют множество субъектов и объектов правоотношений, в процессе информационной дея­тельности возникают, изменяются и прекращаются информационные пра­воотношения, имеющие определенные особенности в силу «виртуального» характера. Эти особенности проявляются в характеристиках глобальной

21

20

•-'";,;-;'

информационной сети, субъектном составе, характере и методах правового регулирования.

Автор выделяет такие специфические черты информационных право­отношений в глобальной сети как виртуальность и анонимность взаимо­действия, в связи с чем предлагает актуализировать внимание на психоло­гических аспектах поведения субъекта правоотношений, повышении зна­чения правового воспитания и уровня правовой культуры. Диссертант ут­верждает, что упорядочение интернет-отношений возможно осуществить посредством комплексного применения методов правового воздействия, в том числе воспитательных и социальных.

Во втором параграфе «Информация как объекта права и информаци­онных правоотношений» информация исследуется как особый феномен правовой действительности, выявляются ее особенности и основные харак­теристики с точки зрения права.

Законодатель определяет информацию как «сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»12. Анализируя указанное определение, соискатель делает вывод, что оно соответствует положению, согласно которому для права важен такой аспект понимания сущности информации как семантическая составляющая, включающая смысловую сторону информации.

Автор утверждает, что информация как элемент информационной сферы может рассматриваться в качестве объекта права как в материализо­ванном, так и нематериальном виде, так как самостоятельность и ценность информации не исчерпывается характеристиками и свойствами материаль­ного носителя, на котором она зафиксирована При этом особенности ин­формации как объекта права проявляются через характеристики информа­ции, определяемые в зависимости от содержания (отвечающего признаку

12 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г «Об информации, информатизации и защите ин­формации»//Собрание законодательства РФ -1995 -№ 8 -Ст 609

22

ценности), правового режима (с точки зрения ее доступности) и формы представления, а также в силу свойств неотчуждаемости и непотребляемо­сти, которые предопределяют специфику информации как объекта права. Соискатель подчеркивает, что признак ценности является комплексным, объединяющим в себе признаки полезности, достоверности, полноты, свое­временности.

Анализ доктринальных подходов в вопросе определения характера права, возникающего у управомоченного в отношении информации, и сформулированных в законодательстве правомочий обладателя информа­ции позволил диссертанту сделать вывод о том, что правомочие обладания является правомочием собственности, то есть в отношении информации, зафиксированной на материальном носителе либо представленной в нема­териальном виде, возможно и правомерно распространение права собст­венности. Автор полагает, что свойства информации (самостоятельность информации по отношению к своему носителю, многократность использо­вания, неисчерпаемость, неотчуждаемость, системность и другие) не ис­ключают закрепления монополии на информацию институтом права собст­венности, а требуют расширения традиционной сферы действия права соб­ственности, обусловленного объективной природой нематериальных объ­ектов. Информация, как и любой объект права, может участвовать в оборо­те, но постольку, поскольку это не противоречит ее сущности.

Соискатель полагает, что правомочие владения включает в себя зна­ние содержания информации, определенных сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их пред­ставления; право изменения содержания информации; право устанавливать в отношении информации режим тайны; право ограничивать доступ к та­кой информации третьих лиц путем обеспечения технических, организаци­онных и иных мер. Право пользования информацией проявляется в исполь­зовании информации в деятельности. Право распоряжения означает право

23

распространять информацию любым законным способом, не нарушая права третьих лиц, например, в коммерческих целях; вводить информацию в гра­жданский оборот.

Научно-правовая оценка различных видов информации позволяет ав­тору сделать вывод о том, что информация является объектом права в слу­чае, если она имеет социальную значимость и ее предоставление (распро­странение, опубликование) осуществляется в силу закона и в соответствии с предусмотренными законом правилами либо в ее отношении установлен правовой режим тайны.

В третьем параграфе «Особенности правового регулирования инфор­мационной сферы» автор выявляет особенности, определяет основные про­блемы правового регулирования информационной сферы, предлагает на­правления повышения его эффективности.

На основе полученных в ходе исследования выводов и анализа зако­нодательства, регулирующего информационную сферу, соискатель выделя­ет основные формы (способы) правового регулирования:

  1. координация посредством права информационных процессов, пра­
    вового обеспечения всех сфер информатизации, информационных отноше­
    ний в целях способствования развитию и функционированию информаци­
    онной сферы как правового пространства (в форме запретов, дозволений,
    связываний);
  2. закрепление и гарантирование свободы информации как права сво­
    бодно искать, получать, передавать, производить и распространять инфор­
    мацию любым законным способом (в форме дозволений и обязываний);
  3. ограничение свободы информации, установление соответствующих
    запретов только на основании закона с соблюдением соответствующих
    процедур (в форме запретов);

4) обеспечение эффективной юридической ответственности за неис­полнение информационно-правовых норм и нарушение информационно-правовых норм (в форме обязываний).

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»