WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в выражении смысла и характера феномена правовой свободы личности средствами истории и логики становления понятия. Свобода лич­ности нас интересует не сама по себе, а как средство выражения правовой ре­альности, постижения сущности и природы права. В исследовании содержа­ние феномена правовой свободы понимается не только в контексте отраже­ния предметной реальности, но и в смысловой организации идеологемы, как структура его концептов; в выявлении духовных доминант правовой культу­ры, отражающих глубинный, мировоззренческий, философский смысл фено­мена правовой свободы.

Научная новизна диссертации нашла отражение в следующих поло­жениях, выносимых на защиту.

1. Политическая, социальная и правовая свобода личности в Западном мире явились следствием упорной борьбы классов, народов, стран, регионов, религиозных конфессий, социальных групп, корпораций и отдельных людей за свои права. Борьба за свободу - государственную, национальную, личную

- проходит через всю европейскую историю. Исторический путь, пройден­ный западным миром объективно способствовал становлению свободы, но на Западе рано осознали, что свободу невозможно получить в дар, ее можно только завоевать. Завоеванная свобода обладает особой ценностью, на нее трудно покуситься. Эта свобода являлась образцом и идеологическим этало­ном для многих представителей российской общественной мысли.

2. Связь закона и свободы в различных интерпретациях красной нитью проходит через всю историю общественной мысли Нового времени. Необхо­димость обоснования своих прав ведет к развитию частного права как норма­тивной и регулятивной социальной нормы, а в последствие - к появлению документов конституционного типа, регламентирующих права и свободы стран и народов. Новые правовые документы создаются на основе теоретиче­ской деятельности мыслителей, разделяющих те или иные воззрения, отра­жающих политические амбиции определенных социальных слоев.

3.Европейская общественная мысль традиционно распадалась на три направления: либерализм, консерватизм и радикализм. В контексте европей­ской культуры наиболее последовательно проблему свободы личности рас­сматривал либерализм.

  1. Русская история обладала различными интенциями, обусловившими
    «историческую развилку», в ходе которой Россия пошла по пути деспотиче­
    ского подчинения свободы личности государственной, религиозной и об­
    щинной властью. Основные системообразующие идеи российской правовой
    культуры, воспроизводимые в XV - XIX вв., вырабатывали комплекс несво­
    боды у русского человека, формировали образ тотальной подчиненности его
    перед властью, полной растворимости личности в общественных структурах.
  2. Реформы, проводимые властью в первой половине XVIII в, не каса­
    лись положения прав и свобод личности, как крестьян, так и дворян. Запад­
    ное влияние властями тщательно верифицировалось, принимались исключи­
    тельно технологические новации. Только политические реалии и дворцовые
    перевороты, проводимые с помощью дворянства, заставили монархию во

10

второй половине XVIII в. предоставить некоторые политические, социальные и правовые свободы дворянам Конституционные проекты проводились не­смело, реального ограничения самодержавной власти в них не предусматри­валось.

  1. Русская правовая и политическая мысль в своем понимании общест­
    венных проблем, в том числе, правовой свободы личности распадается, в от­
    личие от западной, на четыре направления. Для каждого из этих направлений
    характерны определенные правовые ценности, т.е. такими целями деятельно­
    сти правового существа, которые превышают всякий предметно полезный
    результат, позволяют преодолевать чисто ситуативное отношение к реально­
    сти и делают право фундаментальной жизненной позицией человека. В кон­
    тексте такого понимания права свобода представляется в четырех формах.
  2. Для русских либералов понятия права, свободы личности были не­
    преходящими ценностями; это - «свобода для», связанная с достижением
    правовой самостоятельности и неподопечности - так воспринимали свободу
    либералы.
  3. Русские консерваторы право воспринимали крайне ограничено, кон­
    ституционные свободы считали вредными и опасными, свободу личности не
    считали необходимой. Это была «свобода от», выражающая независимость
    субъекта от давления обстоятельств и чужой воли, и способность его к про­
    изволу.
  4. Русские радикалы не были едины в своих воззрениях, для одних был
    характерен откровенный правовой нигилизм, другие принимали право как
    социальную ценность, одни полностью отрицали представления о свободе
    личности, другие - признавали ее значимости. Но для всех радикалов было
    характерно понимание «свободы вопреки», связанной с таким самоутвер­
    ждением правового существа, единственной целью которого является воз­
    вышение себя, как самоценности, над обстоятельствами и зависимостями.

Ю.Чисто русским явлением является наличие в общественной мысли такого направления как религиозно-этическое, обусловленное особенностями

11

русского менталитета, исторического пути, пройденного Россией, особенно­стями русского восприятия религии. В рамках этого направления свобода личности признавалась при условии соблюдения нравственного и юридиче­ского законов. Для представителей этого направления было характерно понимание свободы как «свободы ради», вызванной способностью и стрем­лением правового существа к самоотвержению, к самопожертвованию.

11. Три «классических» направления по-разному позиционировались со своими западными аналогами. Более всего сходства было у радикалов, менее всего - у консерваторов. Исходя из этого, невозможно утверждать, что все направления общественной мысли внесли свой реальный вклад в современ­ное представление о свободе личности. Теоретические воззрения и политиче­ские действия отдельных фигурантов русской истории сегодня годятся толь­ко для политического паноптикума. Теоретические воззрения других - явля­ются ценнейшим источником русской правовой культуры, идейной основой формирования правового государства и гражданского общества в России.

Теоретическая значимость работы. В настоящее время ни для кого не является секретом, что политической и правовой деятельностью часто за­нимаются непрофессионалы, слабо разбирающиеся в основополагающих теоретико-правовых, историко-правовых и философско-правовых вопросах. Это порождает узконормативистский подход и своеобразный правовой и по­литический нигилизм. В числе прочего, он обусловлен незнанием особенно­стей правовой и политической истории нашей страны, отсутствием адекват­ного представлений о правовой и политической жизни зарубежных стран. Проводимое исследование на базе классических и сравнительно новых мето­дологических подходов обнаруживает перспективу научного предвидения правовой и политической действительности на основе компаративистского и линейного анализа правовой действительности. Рассмотрение проблемы ста­новления прав и свобод личности может помимо этой задачи внести опреде­ленный вклад в теорию прав человека.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует адекватному восприятию правовой действительности, направ­лено на совершенствование правового и политического воспитания и образо­вания, может служить базой для аргументации практической деятельности работников правоохранительной сферы различных направлений (прежде всего, сотрудников оперативного, следственного аппарата, работников юс­тиции, судов и прокураторы, уполномоченных по правам человека в регио­нах России). Результаты исследования могут быть положены в основу орга­низации подготовки высококвалифицированных специалистов правоохрани­тельных органов, проведения занятий в средних школах.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические вы­воды и положения диссертации нашли свое отражение в трех опубликован­ных статьях, а также в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, проводившихся в Московском университете МВД России в 2002-2005 годах.

Структура диссертации. Работа состоит их введения, двух глав (вось­ми параграфов), заключения и списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, со­стояние научной разработанности и научная новизна, методологические и теоретические основы, цели и задачи диссертации, ее практическая и теоре­тическая значимость.

Первая глава - «Общая характеристика правопонимания и свободы личности к началу XIX в.к - посвящена общетеоретическим вопросам по­нимания смысла правопонимания, правовой свободы в Западной Европе и

12

13

России, определения места и значимости личностной свободы как правового и политического феноменов.

В первом параграфе - «Свобода и права личности в идеалах и цен­ностях Нового времени» - анализируется ход становления правовой свобо­ды в западном мире, описывается борьба за обретение социальной, полити­ческой и правовой свободы личности, раскрывается содержание основных западноевропейских и североамериканских политических и правовых кон­цепций, основным содержанием которых была свободы личности, воззрений виднейших представителей западной политической и правовой мысли по проблеме свободы личности.

Характер западного общества, сумевшего создать, защитить и распро­странить на все сферы общественной жизни ценность непреходящего поряд­ка - свободу, обусловлен всем ходом истории Запада. Этому способствовал ряд факторов: оптимальное сочетание варварского и античного компонентов культуры, Великие географические открытия, развитие передовых техноло­гий, Ренессанс, Реформация, Просвещение. Западноевропейцы сопротивля­лась любым попыткам правящих институтов сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Вся логика феодальной системы Западной Европы была такова, что нигде и никогда не было возможности полностью подчинить от­дельно взятого рыцаря его синьору. Это способствовало становлению инди­видуализма как одной из фундаментальных западных ценностей. Для обеспе­чения своих частных прав и свобод западноевропейцы были вынуждены за­няться самостоятельной политической жизнью, они рано осознали, что сво­боду невозможно получить в дар, ее можно только завоевать.

Свобода личности, частная автономия и становление личностного ин­дивидуализма ведет к необходимости защиты своих прав, посредством за­воевания прав городами, становления корпоративных интересов, освобожде­ния от крепостной зависимости. В дальнейшем, классы, социальные слои, национальные сообщества, регионы и целые страны начинают отстаивать

14

свои права и свободы. Как правило, это происходит революционным путем, в ходе которого старый порядок меняется новым.

Идеологическое обоснование обладания свободой на протяжении все­го Нового времени лежало в русле развития правовых и политических кон­цепций. Связь закона и свободы в различных интерпретациях красной нитью проходит через всю историю общественной мысли Нового времени. Необхо­димость обоснования своих прав ведет к развитию частного права как норма­тивной и регулятивной социальной нормы, а в последствие - к появлению документов конституционного типа, регламентирующих права и свободы стран и народов. Теоретическим обоснованием этих правовых документов были концепции мыслителей, разделяющих воззрения, отражающих полити­ческие амбиции тех или иных социальных слоев.

Европейская общественная мысль традиционно распадалась на три на­правления: либерализм, консерватизм и радикализм. В контексте европей­ской культуры наиболее последовательно проблему свободы рассматривал либерализм. Основополагающие параметры либеральной идеологии состоя­ли в следующем: частная собственность, частная жизнь, частные интересы, личная свобода, возможности свободы развития каждого индивида являются основополагающей общественной ценностью. Развитие творческого потен­циала личности ведет к развитию общественной и государственной органи­зованности («развитие каждого есть условие развития всех»). К либераль­ным идеям относятся представления о рациональном устройстве мира я про­гресса в истории, об общем блага и праве, конкуренции и контроле, разделе­нии властей, правовом государстве, конституционализме, народном пред­ставительстве, самоуправлении.

Второй параграф - «Особенности русского понимания права и свобо­ды в контексте исторических эпох» — посвящен выявлению интенций и па­радигм традиционного русского понимания свободы.

Возможности становления свободы в домонгольской Руси характери­зовались альтернативными тенденциями развития, как по общеевропсйско-

15

му, так и по собственному пути, что было обусловлено относительно позд­ним становлением личностного начала и незначительным влиянием идеоло-гем классической античности. Монгольское завоевание жестко определило путь развития российской государственности, носящей чрезвычайно деспо­тический характер, подавлявший любые проявления свободы личности.

Характер русского православия и наследие византийской ментальное™ окончательно предопределил ориентацию на неюридические отношения с властью, произвол со стороны последней, терпимость и принятие лично­стью произвола, свободолюбивые интенции религиозности были подавлены, государственная религия подавляла личность и свободу с еще большим усер­дием, нежели светская власть. Основные системообразующие идеи россий­ской правовой культуры, воспроизводимые в XV - XIX вв.: идея правды, идея служения, идея милости, идея мучения вырабатывали комплекс несво­боды у русского человека, формировали образ тотальной подчиненности пе­ред князем, барином, хозяином, распластанности его перед властью, полной растворимости личности в общественных структурах, которые тоже были не­свободны, так как гражданское общество отсутствовало.

Третий параграф - «Представления о свободе личности в России к концу XVIII - началу XIX вв.». подводит итог поискам правопонимания в России, останавливается на причинах, обусловивших постепенный слом ста­рой парадигмы в понимании свободы личности. Верховная власть четко осознавала необходимость проведения реформ с целью вывода России из международной изоляции и вхождения ее в «европейский дом» в качестве полноправного субъекта политических и международно-правовых отноше­ний. Эти реформы осуществлялись исключительно «сверху», далеко не весь правящий класс реально осознавал их необходимость. Реформы проводились путем чрезмерного усиления эксплуатации народа, подавления проявлений политической и правовой свободы.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»