WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

В библиотеку

Яд правах рукописи

ч»ч

sb

..'Tit*,

- f 4,«*~* 4tVi

', ','.*"Й»,<;;Х-ч ; ^K'ltf:

/'Vb,

, " 'l'4V«

ji^-i*.,"'''*'j **"^.^i^"^

14„^М

<J*jT '

ПРОКУРАТОВ Андрей Александрович

ИДЕЯ ПРАВОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

В ВОЗЗРЕНИЯХ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

XIX ВЕКА

Специальность: 12.00.01 -теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

i^

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

ВА МВД

Москва-2005

Bx.l

„листов

Работа выполнена на кафедре теории государства и права Московского университета МВД России

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор

Оксамытный Виталий Васильевич

Научный консультант - кандидат философских наук, доцент

Сигалов Константин Елизарович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Михайлова Наталья Владимировна

кандидат юридических наук, доцент Лимонова Наталья Анатольевна

Ведущая организация - Российский университет дружбы народов

Защита состоится 9 июня 2005 г. в 12.00 на заседании диссертационно­го совета Д 203.019.01 при Московском университете МВД России (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского уни­верситета МВД России.

Автореферат разослан « » апреля 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

И.В. Голованев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Значимость проблемы свободы в юридической теории вполне очевидна, хотя часто пра­вовую свободу понимают уже, чем она является в действительности. Она является, зачастую, основной в большинстве существующих правовых, по­литических, религиозных и философских концепций. Проблема свободы но­сит аксиологический, системообразующий, понятийный и жизнеутвер­ждающий характер, её решение напрямую определяет сущность и направ­ленность той или иной политической, правовой или философской доктрины, каждая из которых вкладывает в это решение свой смысл.

Тем не менее, само определение политического, правового и фило­софского понятия «свобода» крайне затруднено ввиду частой подмены его бытовыми и частнонаучными определениями. В рамках данного диссерта­ционного исследования стоит задача исследовать проблему свободы как мо­мента права применительно личности на примере становления представле­ний об этом феномене в воззрениях русских мыслителей XIX века.

Кроме того, актуальность работы обусловлена рядом факторов, имею­щих несомненную значимость для современности. Следует признать, что многие явления сегодняшнего дня правового, политического, идеологическо­го характера коренятся в российском прошлом. Незнание и непонимание это­го ведет к печальным последствиям. Гегель так оценивал уроки истории: «Правителям, государственным людям и народам, с важностью советуют из­влекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было извлечь из нее»1. Таким образом, учет опыта предшествующих поколений составляет не только академический ин­терес, но имеет и практическую значимость.

Гегель Г В Ф Лекции по философии истории СПБ, 1993 С 61

Во-первых, возникла необходимость выяснить, почему личные права и свободы в России традиционно считались вторичными, а интересы государ­ства и общества - первичными факторами общественного развития. Это важ­но потому, что «в прошлом тысячелетии было несколько переломных момен­тов, оказавших непосредственное влияние на трансформацию понятий прав и свобод человека и подходов к их практической реализации»2. Важно понять стратегию и тактику властей и политических сил, логику их поведения и принципы принятия решений, которые обусловили именно тот ход развития цивилизации в нашей стране.

Во-вторых, следовало понять, каковы причины того, что Россия и весь российский народ вынуждены преодолевать не только экономические и по­литические трудности, пытаясь достичь материального уровня жизни Запада, но и преодолевать гносеологические барьеры, обусловленные пониманием природы права, соотношением личного и общественного, существа граждан­ского общества и правового государства, а также многих других правовых, политических и социокультурных феноменов, которые в менталитете рос­сиянина и западного человека долгое время имели различное значение. По­нимание важности этих проблем позволяет понять их сущность, познание сущности способствует их разрешению. Это чрезвычайно важно, ибо, не­смотря на огромное внимание к проблеме свободы вообще, и правовой сво­боды, в частности эти идеи, так и не возобладали на практике.

В-третьих, рассмотрение основных направлений правовой и политиче­ской мысли на Западе и в России позволяет адекватно оценивать различные подходы к решению насущных вопросов действительности. В настоящее время все еще существует неизжитая традиция черно-белого изображения основных направлений общественной мысли. Это в значительной мере обед­няет реальное содержание истории и культуры не только XIX века, но и всей российской ментальное™. Вооружившись имеющейся методологией и исто­рическим опытом, исходя из анализа предлагаемых программ, можно пред-

видеть реальные социальные, правовые, политические, идеологические и ду­ховные последствия реализации этих программ. Это важно как для личност­ного, так и для общественного и государственного уровней при принятии решений политического и правового плана.

В-четвертых, проблема чрезвычайного разнообразия воззрений о пра­вовой свободе позволяет переосмыслить многие явления становления об­щественной, и, в первую очередь, правовой жизни России, что чрезвычайно важно для уяснения закономерностей развития общества в целом. Проблема личной правовой свободы для России актуальна вдвойне, вследствие посто­янного подавления личности на протяжении веков.

В-пятых, исследование проблемы становления правовой свободы лич­ности имеет несомненную практическую значимость и актуальность. Прак­тика повседневной работы юристов различного профиля невозможна без по­нимания содержания главной правовой ценности человека - свободы. Автор не разделяет пессимизма Гегеля и полагает, что человечество не будет вечно делать ошибки, не извлекая позитивный и негативный опыт из уроков про­шлого. Историю правовой мысли по важнейшим проблемам, касающимся личности и человека можно использовать как увлекательную книгу для до­машнего чтения, можно использовать как назидательную литературу для студентов и школьников, но практичнее всего употреблять еще и во благо реальной правовой деятельности, для осуществления правовых реформ, в борьбе за права человека, в деятельности правоохранительных органов. В этом также состоит актуальность данного исследования.

Состояние научной разработанности темы исследования. Анализ существующего научного аппарата по проблемам правовой свободы позво­ляет утверждать о недостаточной теоретической разработанности проблемы. Заявленная тема предусматривает некоторую смысловую условность, заклю­ченную в названии. На первый взгляд, задача представляется достаточно простой. Тем не менее, предстоит решить ряд вопросов. Во-первых, в понятие «свобода» вкладывается совершенно различный смысл; понятие «правовая

2 Теория и практика защиты прав человека М, 2004 С 3-4

свобода» обладает своим собственным содержанием, отличным от политиче­ской, национальной, культурной и т.п. свободы. Во-вторых, свобода лично­сти, особенно в России, обусловлена рядом культурных, цивилизационных и ментальных особенностей, которые придают особый, ни с чем не сравни­мый смысл, а идеи о правовой свободе личности обладают не только разно­образием, но и крайней противоречивостью и разнонаправленностью. Здесь очень часто научная объективность подменяется политической целесообраз­ностью, исследования из теоретико-правовой и философско-правовой пере­водятся в политологическую и нравственно-этическую плоскость. В-третъих, значительное количество исследований по данной теме относится к советскому периоду, поэтому обладает высокой степенью идеологизирован-ности; вокруг имен ряда мыслителей (как правило, радикального толка) соз­даны позитивные мифологемы, творчество других было незаслуженно под­вергнуто забвению и, зачастую, искажено. Собственно, искажалось и содер­жание творчества мыслителей радикального толка, из которого бралось лишь то, что было выгодно и удобно коммунистической идеологии; интерпретация исторических событий до некоторого времени также отвечала коммунисти­ческой идеологеме, оценка персонажей российской и западной истории стра­дали поверхностностью и однообразием. В-четвертых, в настоящее время в значительной мере преодолены пороки предшествующего периода, но иссле­дования, как правило, посвящены периоду в целом, творчеству того или ино­го мыслителя или целого направления в целом; проблеме правовой свободы посвящается незаслуженно мало внимания. В-пятых, если проблема право­вой свободы достаточно обстоятельно освещена теоретико-правовой литера­туре, хотя исследования носят в основном прикладной характер, в то в аспек­те истории учений о праве и государстве только в последнее время стали по­являться работы, имеющие серьезное значение. В-шестых, исследуемая про­блема остается не понятой без стержневого элемента - уяснения ее в рамках философии права. Можно констатировать, что фундаментальные философ-ско-правовые исследования по проблемам свободы личности появились

лишь в последние пять-шесть лет. В-седьмых, важным новшеством, способ­ствующим познанию различных сторон исследуемой проблемы, стал широ­кий доступ к переводной литературе, к трудам видных теоретиков, историков и философов права Великобритании, Франции, Германии, США и др.

Объектом исследования является правовая действительность России в контексте ее истории и в сравнении с правовой действительностью Запада. В объект исследования входит менталитет личности как русского, так и за­падного человека. Временные рамки исследования — XIX в., но рассматрива­ются и интенции, заложенные в предшествующие эпохи, без рассмотрения которых невозможно понимание смысла явлений и процессов анализируемого периода.

Предметом исследования избираются история и логика становления представлений о правовой свободе личности в российской общественной мысли XIX века, а также философско-правовые и историко-правовые прин­ципы выявления и описания природы и содержания этого феномена в целом.

Цель исследования. Исследование проблемы генезиса феномена пра­вовой свободы личности предполагается осуществить в юридическом, фило-софско-правовом, историко-правовом, религиоведческом и культурологиче­ском аспектах. Либеральное, консервативное, радикальное и религиозно-этическое направления в русской общественной предполагается рассмот­реть не только в сущностном, но и в сравнительном аспектах. Подобный подход не является новацией и уже сумел доказать свою жизнеспособность. Предполагается выявить закономерности и характерные черты становления правовых качеств личности в динамике ее борьбы за свои права, охарактери­зовать в этой связи парадигмы, характеризующие основные идеологические концепции XIX в. и их трансформацию в современность. Достижение дан­ной цели предполагается с помощью решения следующих задач:

- изучить «феномен XIX в.», на протяжении которого происходило становление и самой правовой свободы как социально-правового феномена,

и формировалось представление о нем в сознании политиков, писателей, философов, юристов;

- выяснить причины и условия, в силу которых Запад и Россия совер­
шенно по-разному прошли этот путь, по-разному понимали свободу, по-
разному пытались ее достичь;

— объяснить различие западноевропейского и российского подходов к пониманию и обоснованию свободы вообще, и правовой свободы личности в частности, обусловленное характером цивилизации, общественно-производственной технологии, господствующей собственности, религии, ха­рактером общественных отношений, менталитетом;

- определить отличие и сходство в понимании феномена личностной
правовой свободы среди различных направлений общественной, и, прежде
всего, правовой мысли России XIX в.;

- указать, каким образом доминанты духовности и основные систе­
мообразующие идеи правовой свободы личности наследуются в XX и XXI
веках.

Методологическую основу исследования составили общенаучные, теоретико-правовые, историко-правовые, философско-правовые, культуроло­гические и религиоведческие методы исследования, позволяющие изучать предмет, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне в его взаимо­связях и взаимовлияниях с другими явлениями действительности.

В качестве исследовательского инструментария применяются методы формально-логического и компаративистского анализа, герменевтики, мето­ды, обеспечивающие междисциплинарный подход к предмету. В исследова­нии анализируются исторический, культуроведческий и религиоведческий материал.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Проблема свободы - одна из самых привлекательных тем для мыслителей всех эпох и народов. Трудно найти крупного философа, историка, правоведа, политолога, богослова, педагога, экономиста, который не обращался бы к этой теме. Зна-

чительное число мыслителей прошлого, чьи научные интересы составляла правовая свобода личности, представлены в данном исследовании.

Проблемы личностных прав и свобод, правового положения личности нашли отражение в работах современных авторов С.С. Алексеева, П.Д. Ба-ренбойма, А.Б. Венгерова, С.Б. Глушаченко, В.Е. Гулиева, В.Д. Зорькина, В.П., В.Н. Казакова, Казимирчука, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, Н.И. Ко-зюбры, А.И. Ковлера, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, В.И.Лафитского, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, Н.И. Луковской, Г.В. Мальцева, И.П. Малино­вой, А.Н. Медушевского, B.C. Нерсесянца, В.В. Оксамытного, А.С. Пиголки-на, Н. Рулана, В.М. Савицкого, В.П. Сальникова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Ту­манова, В.Е. Чиркина, А.И. Яковлева и др.

Философско-правовой подход к рассмотрению проблемы свободы личности содержится в трудах В.П. Малахова, С.В. Моисеева, Г.С. Померанца, С.П. Синхи, Э.Ю. Соловьева, Ю.В. Тихонравова и др.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»