WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

Учреждение Российской академии наук

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

На правах рукописи

ЛЕВИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

ПРОБЛЕМА БИОГРАФИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ
И. С. ТУРГЕНЕВА 1840-1850-х ГОДОВ

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург
2008


Работа выполнена в Отделе новой русской литературы
Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

Научный руководитель: доктор филологических наук

Мостовская Наталия Николаевна.

Научный консультант: кандидат филологических наук

Прозоров Юрий Михайлович.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Данилевский Ростислав Юрьевич;

кандидат филологических наук, доцент

Балакшина Юлия Валентиновна

Ведущая организация: Орловский государственный университет

Защита состоится « » 2008 г. в 14.00 на заседании Специализированного совета Д. 002.43.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН по адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Автореферат разослан « » ноября 2008 г.

Ученый секретарь совета

кандидат филологических наук С. А. Семячко.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. И. С. Тургенев неоднократно подчеркивал наличие в своих произведениях значимого автобиографического элемента. Биография Тургенева и автобиографическая основа его художественного мира разносторонне изучены в историко-литературной науке. При всем том существует научная потребность в детализации многих представлений из этой области, в дополнительном документировании ряда фактов, в расширении круга источников тургеневской биографии, в обследовании не только собственно тургеневских, но и примыкающих к тургеневским исторических материалов, семейных, родовых, областнических, а также относящихся к сфере литературно-общественных отношений писателя. Все это известно далеко не в полной мере, между тем бльшая полнота знаний здесь возможна. Этими обстоятельствами обуславливается актуальность диссертационной темы и предпринятой для ее освещения исследовательской работы.

Степень разработанности проблемы. О важности привлечения биографического материала при исследовании творчества писателя, о неразрывной связи текста и автора и о возможности объяснения фактами жизни фактов творчества писали многие исследователи и биографы Тургенева. Одной из первых попыток рассмотреть произведения Тургенева в совмещениях с его биографией стала работа С. А. Венгерова. Известную роль в изучении биографического слоя тургеневского творчества сыграли вышедшие на рубеже XIX-XX вв. исследования и публикации И. Ф. Рынды, Ж. Мурье, И. М. Малышевой. Об отражениях биографии писателя в его произведениях, о необходимости биографических изысканий для понимания художественного своеобразия Тургенева писали М. К. Клеман и П. Н. Сакулин. Л. П. Гроссман особенно подчеркивал пристальное внимание Тургенева к семейной истории, документальным свидетельствам прошлого. «Духовная» биография писателя, религиозно-философские, этические и эстетические взгляды Тургенева оказались в центре внимания Д. Н. Овсянико-Куликовского, Ю. И. Айхенвальда, М. О. Гершензона, В. В. Розанова.

Особым вкладом в тургеневедение явились «возвращенные» в 1990-е гг. произведения писателей и мыслителей русского зарубежья, в частности документально-художественное повествование Б. К. Зайцева «Жизнь Тургенева». К выводу об автобиографичности подавляющего большинства произведений Тургенева приходят испанский исследователь Х.-Э. Суньига и В. Н. Топоров. В нашем анализе историко-литературного материала мы не могли не учитывать авторитетные мнения современных тургеневедов, перу которых принадлежат получившие широкое признание труды. Это Г. Б. Курляндская, В. А. Громов, В. М. Маркович, В. А. Чалмаев, Ю. В. Лебедев, Н. П. Генералова, И. А. Беляева и др. Весьма важными и ценными для нашей работы оказались и исследования аспектного профиля — книги Н. М. Чернова, В. Н. Боровицкой, Л. А. Балыковой и др.

Главный объект диссертационного исследования – творчество И. С. Тургенева 1840-1850-х гг. Рассмотрение художественных произведений Тургенева сопровождается в диссертации изучением сопутствующих биографических источников, эпистолярия, материалов семейного архива, в первую очередь писем матери писателя В. П. Тургеневой.

Предметом диссертационного исследования выступает такая проблемная область литературного своеобразия Тургенева, как биографизм, понимаемый и как отражение биографических обстоятельств и впечатлений в творчестве писателя, и как особого рода принцип тургеневской поэтики, предполагающий художественное преобразование действительности, реальность «исходного» материала художественного образа.

Цель представленной работы — выявление биографического и автобиографического субстрата в художественной ткани тургеневских произведений, созданных в 1840-1850-е гг., установление связи между сюжетами, темами, героями, фразеологией произведений и, с другой стороны, фактами биографии писателя. Как результат разысканий подобного рода предусматривается и определение степени биографичности созданных в этот период произведений. Кроме того, к целям работы относится обнаружение малоизвестных фактов биографии и творчества И. С. Тургенева и их комментирование.

В круг основных задач исследования входит:

— выявить характер, степень и формы влияния эпистолярного языка В. П. Тургеневой на художественный язык И. С. Тургенева 1840-1850-х гг.;

— рассмотреть письма В. П. Тургеневой как один из возможных биографических источников художественной тематики раннего творчества писателя;

— проследить отражение фактов биографии писателя и характерных для него в 1840-е гг. умонастроений в рассказе «Гамлет Щигровского уезда»;

— установить биографические источники, автобиографические сюжеты, темы, образы драматургии Тургенева 1840-1850-х гг.;

— разработать материалы для комментария к малоизученным эпизодам личной и творческой биографии И. С. Тургенева.

Методологическую основу исследования составил традиционный для академического литературоведения историко-литературный метод, предполагающий изучение явлений литературы и культуры в контексте исторического развития общества, смены форм и направлений искусства слова, исторической жизни идей. Одним из преломлений историко-литературного метода выступает в диссертации историко-биографический подход, обогащающий научную картину литературного развития материалом биографических источников творчества писателя и биографическими параллелями.

Научная новизна диссертации состоит в существенном уточнении представлений о характере, степени и формах влияния на раннее творчество писателя эпистолярного наследия В. П. Тургеневой; отдельные произведения (в частности, рассказы из повествовательного цикла «Записки охотника» — «Петр Петрович Каратаев» и «Гамлет Щигровского уезда», пьесы для театра) впервые анализируются с опорой на обширный историко-литературный и архивный материал, что даёт возможность сопоставить реальные факты биографии писателя с тем, какое отражение они нашли в его творчестве, объяснить природу биографизма данных произведений. Это позволяет включить в поле зрения литературоведения ряд новых фактов, а также биографических материалов, ранее либо не принимавшихся во внимание, либо не рассматривавшихся во взаимосвязи с творчеством Тургенева.

Положения, выносимые на защиту:

1. Письма В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу необходимо рассматривать как уникальный биографический источник; богатейший фактический материал, который они содержат, в целом ряде случаев выступает в качестве комментария к художественным текстам Тургенева.

2. Эпистолярное наследие В. П. Тургеневой оказало значительное влияние на раннее творчество Тургенева, что проявилось на различных его уровнях: языковом, образном, сюжетном, тематическом.

3. Одной из отличительных особенностей и во многом даже основ тургеневского творческого метода 1840-1850-х гг. является автобиографизм. В рассказе «Гамлет Щигровского уезда» проявился особый вид литературного автобиографизма — психологический автобиографизм, или автопсихологизм. Совпадение обстоятельств жизненного пути «уездного Гамлета» и фактов биографии самого писателя, отражение умонастроений Тургенева в исповеди его героя, глубина и подробность психологического анализа позволяют рассматривать этот рассказ как произведение, наделенное рядом признаков художественной автобиографии писателя.

4. Изучение биографических источников, событийной канвы сюжетов тургеневских пьес позволяет сделать вывод: в драматургии писателя, не в меньшей степени, чем в повестях и рассказах 1840-1850-х гг., нашли преломленное отражение реальные ситуации жизни Тургенева, его личные переживания, настроения и взгляды.

5. Комедия И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» написана под творческим влиянием поэмы М. Ю. Лермонтова «Сказка для детей», что подтверждается не только присутствием в тексте имени поэта, цитат из его произведения и достаточно явными реминисценциями, но сказывается и в трактовке образа главной героини и развитии сюжета тургеневской комедии.

Теоретическая значимость. Исследование художественных текстов Тургенева в совокупности с большим корпусом документальных материалов позволило не только уточнить представления о творческой лаборатории писателя, но и поставить теоретический вопрос о формах и методах художественного преобразования действительности в русской классической литературе XIX в.

Практическая значимость. Осуществленный в диссертации подход к изучению проблемы биографизма в творчестве Тургенева целесообразно применять в дальнейших исследованиях, при анализе других произведений писателя. Результаты исследования могут быть учтены в работах, посвященных биографии Тургенева и особенностям поэтики писателя, в комментариях к изданиям его сочинений.

Рекомендации по использованию полученных результатов. Материалы диссертации и полученные выводы могут быть использованы при подготовке вузовских лекционных курсов, практических занятий, спецкурсов по творчеству Тургенева. Данные работы могут найти применение в научно-экспозиционной деятельности музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях. Материалы работы были изложены в докладах на Тургеневских чтениях в Государственном литературном музее И. С. Тургенева (Орел, 2003), XV, XVI, XVIII, XIX Всероссийских Тургеневских чтениях в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» (2004-2008); IV Международных Чеховских чтениях в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» (2008), Щелыковских чтениях-2008 в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике А. Н. Островского, на заседаниях Отдела новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН (2005, 2008).

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 215 наименований. Общий объем — 182 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертации, освещается история изучения вопроса, формулируются цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.

Глава I. Повествовательный цикл «Записки охотника» в свете переписки И. С. Тургенева с В. П. Тургеневой

1.1 Переписка И. С. Тургенева с В. П. Тургеневой. К историко-литературному описанию

Данная глава основана на материалах семейного архива Тургеневых, в первую очередь, письмах В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу. Эпистолярий В. П. Тургеневой позволяет не только очертить житейский кругозор матери писателя, оценить ее личность, понять ее нравственно-психологический и культурно-исторический тип, но и дает богатейший биографический материал для изучения ранних периодов жизни и творчества И. С. Тургенева, времени становления, духовного созревания писателя. В разное время исследователи творчества писателя приходили к выводу о том, что не только страсть к эпистолярному жанру, но и свое писательское дарование Тургенев, вероятно, в какой-то степени унаследовал от матери.

125 полных писем и фрагментов писем Варвары Петровны Тургеневой к И. С. Тургеневу хранятся в рукописном отделе РНБ. За время, которое охватывает переписка (30 июля 1838 г. — 17 августа 1844 г.), не сохранилось ни одного письма И. С. Тургенева к матери, но о содержании некоторых из них мы можем судить по ответам Варвары Петровны. Эпистолярий матери писателя имеет тем большую ценность, что за эти годы писем Тургенева к другим адресатам известно очень мало. Лишь немногие из писем В. П. Тургеневой опубликованы полностью. По большей части в биографических и историко-литературных работах используются цитаты из ее переписки с сыном. В диссертации нами учитывается весь комплекс писем В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу.

При том внимании к документальным свидетельствам семейного прошлого, которое всегда проявлял писатель, он, безусловно, не мог обойти вниманием письма матери. Не мог не оценить в них того, что биограф Тургенева определял как качества «страсти, блеска», пройти мимо метких, прямодушных, образных характеристик людей и нравов. Послания Варвары Петровны были для него важнейшим источником сведений о событиях в жизни семьи, родственного и поместного окружения, словесным образом семейно-родового мира. Кроме того, письма В. П. Тургеневой к сыну выступают в качестве уникального контекста тургеневских текстов.

1.2. Лексико-фразеологическое сходство языка В. П. Тургеневой и художественного языка И. С. Тургенева 1840-х-1850-х годов

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»