WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |

Основной смысл права человека на правовую защиту состоит в том, что оно предоставляет личности правовую возможность самостоятельно или посредством иных компетентных субъектов результативно отстаивать свои жизненно важные притязания. Эти притязания есть устремления людей к незыблемости и сохранности наиболее важных для достойного образа их жизни и вытекающих из природных, духовных и интеллектуальных свойств человека потребностей. Притязание человека на защищенность основополагающих условий достойного существования внутренне присуще человеку как существу разумному. Осознание условий достойного существования означает готовность человека к целеустремленной борьбе – к борьбе за самого себя. Осуществление человеком акта притязания на защиту как раз и выражается в признании за ним права на правовую защиту. Поэтому правомерно рассматривать этот акт как способ «перехода человека в плоскость своего правового бытия»5, а само притязание – в качестве второго уровня сущности защиты прав человека.

Следующий уровень сущности защиты прав человека относится к глубинной природе прав человека в целом, которая, по мнению В. П. Федорова, представлена тремя составляющими – телом человека, его душой и духом. «…Три составляющие, – подчеркивает он, – тело – душа – дух, образуют ту объективную основу, из которой вытекают естественные, сущностные, неотчуждаемые качества и свойства человека как человека. Они выражают сущность человека и без них человека нет. Это такие качества и свойства человека, без которых его нормальное существование и развитие как человека невозможны»6. И далее автор пишет: «Эти естественные, неотчуждаемые качества и свойства человека, без которых, по существу, нет самого человека, в правовой форме, фиксируются и защищаются как естественные права человека»7. Таким образом, третьим и наиболее глубоким уровнем сущности защиты прав человека является способность человека к самосохранению путем защиты тех качеств и свойств, которые касаются его тела, души и духа.

Надо отметить, что этот уровень сущности защиты прав человека наиболее труден для познания. Об этом свидетельствует та часть классической философии, которая была сориентирована на выявление и понимание первооснов прав человека8, а также исследования выдающихся юристов прошлого9. Однако именно на этом уровне происходит осмысление существа и ценности защиты прав человека.

Изложенное относительно сущности защиты прав человека позволяет утверждать, что она носит многоуровневый характер и нерасторжимо связана с природой самих прав человека, каждое из которых есть в то же время и проявление сохранения человеком своих естественных качеств и свойств. Этим и объясняется особая системообразующая и регулятивная роль защиты прав человека по отношению к правам человека в целом и правовым средствам их реализации. И именно поэтому защита прав человека – главная цель и основное назначение любой демократической правовой системы. С этой точки зрения становится понятной причинно-обусловливающая роль защиты прав человека по отношению ко всей системе правозащитного регулирования.

В диссертационном исследовании всесторонне рассматриваются логика и содержание закономерностей формирования системы правозащитного регулирования. Отмечается, что эти закономерности есть не что иное, как проявления необходимости создания нормативно- и организационно-правовых условий регулирования осуществления права человека на правовую защиту. С практической стороны складывание системы правозащитного регулирования выражается в организующей деятельности международного сообщества и национальных государств по юридическому закреплению всего набора специально-правовых средств, институционально и функционально рассчитанных на обеспечение реализации права человека на правовую защиту. Наряду с правовыми средствами система правозащитного регулирования включает в себя и поведенческий элемент – правозащитную деятельность как самого человека, так и компетентных субъектов, обладающих правом на использование специальных юридических средств, направленную на обеспечение эффективного осуществления прав человека и пресечение их нарушений, а также восстановление нарушенных прав и применение мер наказания к виновным за их нарушение.

В функциональном аспекте система правозащитного регулирования есть динамическое явление, представляющее собой единство следующих стадий результативного воздействия на общественные отношения: 1) формирование общей нормативно-правовой базы правозащитного регулирования. Содержанием этой стадии является нормоустановительная деятельность компетентных субъектов; 2) возникновение конкретного субъективного права человека – права на правовую защиту прав человека и субъективных юридических обязанностей в случае нарушения прав человека или угрозы таковой; 3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом правозащитном поведении участников общественного отношения; 4) определение и реализация мер принуждения защиты прав человека.

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования в системе правозащитного регулирования диссертантом выделяются такие элементы его механизма, как: а) акты признания правосубъектности человека; б) нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок реализации права на правовую защиту прав человека; в) индивидуально-правовые акты реализации права на правовую защиту прав человека; г) правозащитные отношения.

Особенностями системы правозащитного регулирования является то, что она предстает как единый универсальный механизм защиты прав человека, включающий в себя как в единую систему международные и внутригосударственные средства и методы регулирования. Также отличительной чертой является ее межотраслевой характер.

Логика и содержание закономерностей формирования системы правозащитного регулирования позволили диссертанту определить эту систему как взаимосвязанную совокупность специальных правовых средств и правозащитной деятельности, включенных в процесс регулирования общественных отношений, путем осуществления права человека на правовую защиту.

Система правозащитного регулирования является структурным элементом системы права, системы правового регулирования и одновременно правозащитной системы.

Для всестороннего выявления характеристики системы правозащитного регулирования имеет принципиальное значение выявление ее целей и функций.

Целями системы правозащитного регулирования являются, с одной стороны, обеспечение эффективного осуществления прав человека, а с другой – обязательное и результативное пресечение нарушений прав человека, восстановление нарушенных прав человека и применение мер юридической ответственности.

В диссертационном исследовании обосновывается тезис о том, что формирование целей системы правозащитного регулирования связано с осознанием как отдельным человеком, так и обществом в целом того социально-юридического результата, во имя которого и признается право человека на правовую защиту. По мнению диссертанта, при выявлении «дерева целей» системы правозащитного регулирования надо исходить из того, что существует исходная, базовая цель. Она представлена состоянием должной правовой защищенности человека и конкретизируется в целях менее абстрактного порядка. Особое внимание уделено анализу материальных и субъективных (интеллектуальных и волевых) начал формирования целей системы правозащитного регулирования.

Цели системы правозащитного регулирования как нормативные программы достижения юридически должной результативности тесно связаны с функциями.

В функциях системы правозащитного регулирования проявляются назначение и сущность защиты прав человека. Они имеют ряд особенностей:

1) в функциях системы правозащитного регулирования реализуется регулятивная ценность защиты прав человека;

2) функции системы правозащитного регулирования выражают наиболее существенные, главные черты всей системы правозащитного регулирования как взаимосвязанной совокупности специальных правовых средств, а также деятельности компетентных субъектов, обладающих правом на использование специальных правовых средств для осуществления защиты права человека на правовую защиту;

3) функции системы правозащитного регулирования представляют собой такие стратегические направления осуществления правозащитного регулирования, в которых осуществляется упорядочивание общественных отношений, возникающих из факта реализации права человека на правовую защиту;

4) функции системы правозащитного регулирования воздействуют на общественные отношения путем регламентации правомерного поведения всех субъектов правозащитных отношений;

5) функции системы правозащитного регулирования характеризуются стабильностью и постоянством своего содержания и форм осуществления. Это качество свидетельствует о том, что цели правозащитного регулирования устойчивы и неизменны. Данный признак функций системы правозащитного регулирования важен еще и потому, что он способен привнести в существующий политико-правовой режим ту систему ценностей, которая вытекает из высокого гуманистического и демократического статуса защиты прав человека.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ функций системы правозащитного регулирования позволяет сформулировать и их дефиницию: функции системы правозащитного регулирования – это основные направления ее воздействия на общественные отношения в целях достижения правовой защищенности человека.

В третьей главе «Метод регулирования защиты прав человека» – анализируются проблемы назначения метода правозащитного регулирования, закономерности его формирования, сущности и действия. При их исследовании диссертант исходит из тезиса о том, что наличие различных видов методов правового регулирования обусловлено в конечном счете многообразием и разнородностью общественных отношений, урегулированных правом.

Признание Россией прав человека на конституционном уровне обусловило переориентацию всей правовой системы нашего общества на обеспечение их защиты. В свою очередь, практика защиты прав человека с неизбежностью породила качественно особые правоотношения, требующие адекватного своей природе метода правового регулирования. Диссертантом предпринята попытка детального обоснования гипотезы о том, что таким методом является метод правозащитного регулирования.

В работе отмечается, что формирование метода правозащитного регулирования – естественная закономерность, отражающая обусловленность и специфику функционирования всей системы правозащитного регулирования. И как таковая она детерминирована целым рядом субъективных и объективных факторов. К числу основных из них диссертант относит сложившееся современное правопонимание, включающее в себя идеалы прав человека и их защиты. Суть действия этого фактора выражена в связанности господствующих в обществе представлений о праве с реально существующим правом и методами его действия. Из этой связанности, помимо всего прочего, вытекает, что каждый конкретный метод правового регулирования отражает собой специфику тех нормативно-правовых предписаний, способом осуществления которых он выступает. Именно поэтому правопонимание имеет не только сугубо академическое, но и практическое значение. Правозащитный потенциал права объективного и субъективного (нормативная основа системы правозащитного регулирования) как раз и осуществляется посредством метода правозащитного регулирования.

В юридической науке никто не оспаривает факт существования правозащитных отношений10. С точки зрения диссертанта, правозащитные отношения, обладая такой качественной особенностью, как наличие у сторон правозащитных полномочий и корреспондируемых с ними юридических обязанностей, объективно требуют и адекватного их юридической природе метода регулирования. Таким методом может быть только метод правозащитного регулирования, ибо только он является естественным и наиболее приспособленным инструментом реализации регулятивной ценности права человека на правовую защиту. Способность правозащитного метода реализовывать собой право человека на правовую защиту и позволяет ему осуществить полномасштабную целенаправленную организацию динамики правозащитных полномочий и соответствующих юридических обязанностей. В пользу такого утверждения свидетельствует и тот факт, что юридическая предметность правозащитных отношений обозначает себя не только по горизонтали правовой системы общества, но и по ее вертикали, выходящей за национальные рамки. Дело в том, что сам факт признания наличия именно правозащитного отношения между гражданином и должностными лицами, органами и организациями государства, во-первых, уравнивает их в юридическом плане, во-вторых, превращает деятельность представителей государственной власти в контролируемую как самим гражданином, так и иными правозащитными организациями и, в-третьих, предоставляет гражданину весь набор правозащитных полномочий, которые предусмотрены и национальным, и международным законодательством о защите прав человека. Отсюда становится очевидным, что метод регулирования правозащитных отношений, кроме того, должен обладать статусом международного регулятора. Кроме правозащитного метода, таким статусом не обладает ни один другой.

Комплексность и относительная обособленность нормативно-правовой основы системы правозащитного регулирования являются прямым следствием существования и функционирования правозащитных отношений. Комплексность и все более обозначающаяся обособленность нормативно-правовой основы правозащитного регулирования, с одной стороны, делают невозможным ее полнообъемное действие через какой-либо отдельный отраслевой метод, включая и конституционно-правовой, а с другой – предполагают формирование такого способа своего осуществления, который бы отражал в себе их наиболее фундаментальные, но вместе с тем и специфические цели, принципы и признаки. Таким методом, по мнению диссертанта, должен быть метод правозащитного регулирования, или, что одно и то же, правозащитный метод.

Особое внимание в диссертации уделено вопросам назначения правозащитного метода в общей системе правового регулирования прав и свобод человека. Автор полагает, что своим назначением метод правозащитного регулирования имеет: очерчивание общих границ, пределов тех отношений, на которые распространяется его регулятивное воздействие; установление требуемых правозащитной практикой нормативно-правовых предписаний материального и процессуального характера; наделение участников правозащитных отношений соответствующими право- и дееспособностью; определение перечня юридических средств защиты.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»