WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 || 9 |

Структура главногоперсонажа повести во многом соответствуетструктуре сказочного персонажа. Геройдействует как бы в двух плоскостях: в кругудрузей (мир)и в мире преступников (антимир), что осмысляется автором и как своеобразное оборотничество героя.Антимир повести оченьпохож на антимир удмуртской бытовой сказки. Автор часто прибегает к образу ямы, которыйприобретает определенную символичность.Яма – этосвоеобразное мифологическоепространство, представляющее собойпограничное положение между реальным ипотусторонним мирами. В некоторых жанрахудмуртского фольклора яма может быть входом вцарство мертвых, здесь обитает нечисть. Вподполье дома Пахомова вырыта яма с двойнымдном, являющаяся одновременно исвоеобразным тайником, и приютом. В яме угероя находятся привезенные с войныдрагоценности и тут же прекращаютсяпреследующие его различные видения икошмары, также связанные с войной. Получается, что геройповести Пахомов – полумертвец, полуживойчеловек.Значимым символом,подчеркивающим отрешенность и нелюдимостьгероя, выступает такжеобраз высокого забора, закоторым находится дом Пахомова. Оградапрочерчивает границу между героем иостальным миром – светлым и свободным. Кроме этого,половина его дома «вкопана» в гору, чтоассоциируется с надмогильным холмом.

С именем Н.Никифорова (1954–2005)в современной удмуртской литературесвязаны художественныепоиски в области фантастических имистических жанров. В авторскомсознании «переварены» заговоры ипроклятия, бытовые суеверия и колдовскаямагия, пословицы и поговорки,представляющие собой своеобразное сочетаниедревнего мироощущения человека с современными наслоениями.Длясюжетообразованияего повести«Коршун, приносящий несчастье» важными оказываются такие мотивы, кактайна рождения героя, нарушение запретародственницей героя, свершение магическихдействий, приобретение сверхъестественныхспособностей, помощь мифологическогосущества.

В характеристикахгероев повести просвечивают функциисказочных персонажей. Более всех смифологическими корнями связан образстарого Онтипа, которого в деревне считают колдуном.Старикнакрепко связан с миром духов, в егодействиях могут проявляться и силы добра, идело дьявола. В древней удмуртскоймифологии есть такой вид испытания героя,когда человек за почитание им лешего, водяного,домового или другогохранителя получаетнеожиданнуюволшебную помощь. Удмуртскиемифологические персонажи в целом рядесказок могут вступать с человеком в различныедружеские и родственные связи, вызволить егоиз беды. Таки в повести Н. Никифорова выяснить тайну рожденияблизнецов удается с помощьюзнахаря, егоособых знаний о мире и уменияперевоплощаться. Из фольклорного мотивасоотношения силы человека исверхъестественной силы демоническогосущества писатель выбирает животворящий вариант.

В рамках«периферийной» области литературыпроисходит развитие «новой фазы» втворчестве и такого крупного прозаика, какГ. Перевощиков. В художественном осмыслении жизни людей,оказавшихся «на дне», писатель не избежалпросчетов («Белая ворона», «Щепка»). Но у этого прозаикапоявляется новый геройс инымкругозором и мироощущением. В основеего повести «Узы сяськаян вакытэ» («В пору цветенияземляники», 2002) и рассказа «Палэсмурт» («Леший», 2002)лежит коллизия роковойжизненной ошибки интеллигента, оставшегося один на один со своейсовестью, воспринимающегомир обостренно, порой почтигипертрофированно. В повести «В пору цветения земляники»актуальныевопросы современности и национальнаятематика получают нравственно-философское осмысление. В основу произведенияположена история семьи, которая представлена авторомв «обратном порядке». Ее поэтикаобнаруживает особенности известного в мировой литературнойпрактике романа«подведения итогов». Герой повести Юрий СергеевичНазаров –представитель элиты техническойинтеллигенции республики. Обращаясь к пограничнойситуациижизнь/смерть, в которой оказался герой, писательрассматривает ее в аспекте не только винычеловека, но и его беды. Когда-то молодой и честолюбивый герой не понял и непростил ошибки своей жены, выгнал ее из дому,обрек нанищету и неприкаянность. Традиционно (и до сих пор) женщина вудмуртскойсемье занимает главенствующее положение.Она «хранительница очага», а вместе с тем– чести,достоинства и репутации всей родословной. Писатель видит серьезную опасностьдля будущего своего народа в том, чтовнутренне надорванная женщина пересталабыть нравственной и духовной опоройсемьи. Помысли писателя, источником нравственногопротивостояния народа трагическимобстоятельствам истории во все временабыли именно устои семьи, крепящиеся женщинойизнутри и обороняемые мужчиной извне.

В изображениивнутреннего конфликта героя и страданийего души Перевощиков обращается кобщезначимым принципам литературы философскогонаправления:несобственно-прямаяречь, внутренний монолог, потоксознания, сопряжение в единомсюжетно-композиционном построении разныхвременных пластов, переключениехудожественного повествования из планажитейски-бытового в план абстрактно-символический. Отказавшись отжестких правил удмуртского синтаксиса, писательпридаетбольшое значение ударно-смысловому словуфразы, что позволяет ему выразить томедлительность, то торопливость речи персонажа,сделать фразу прерывистой, короткой,создавать неожиданные ассоциативныесвязки.

Таким образом, удмуртская проза второй половины ХХвека являет многослойную картину жизни общества и народа,отражает широкий спектр художественных поисков,связанных, прежде всего, с кристаллизациейконцепции человека. Сегоднялитература выдвигает идеюнародного самосознания как опору для выхода изкризисасовременности, совершенствованиядуховного мира человека на основесохраненияосновополагающих национальных ценностей.Напряженно ипроницательно вглядываются нашиписатели впроблемынародной жизни, стремятся восстановитьраспавшуюся связь времен общимитворческими усилиями,достичь синтеза национального с общечеловеческим.

В заключении подводятся итоги исследования,делаются обобщающие выводы, которыеявились основой положений, выносимых назащиту.

Содержание работыотражено в следующихпубликациях:

Монографии, сборникинаучных статей

1. Зайцева, Т. И. Идеал и реальность: Герой и конфликт в художественнойлитературе народовПоволжья иПриуралья (50–80-егг.). –Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН,1993. – 128 с. 8,44 п.л.

2. Зайцева, Т. И. Современная удмуртская проза(1980–2000-е гг.):научное издание. Ижевск: Удмуртскийгосударственный университет, 2006. – 174 с. 11,21 п.л.

3. Зайцева, Т. И. Удмуртская проза второй половиныХХ – началаХХIвека: национальный мир ичеловек: Монография. – Ижевск: Изд-во«Удмуртский университет», 2009. 376 с. 22,2 п.л.

Статьи,опубликованные в реферируемыхнаучных журналах, входящих в перечень ВАК

1. Зайцева, Т. И. Современная удмуртскаямемуарно-биографическая проза: художественныеособенности и тенденции развития // ВестникЧувашского университета. Гуманитарные науки. – 2006. – № 5. – С. 164–173. 0,6п.л.

2. Зайцева, Т. И. Генрих Перевощиков и современнаяудмуртская проза: сутьперемен// Вестник Вятскогогосударственного гуманитарногоуниверситета. – 2008. – № 2(2). – С. 121–124. 0,4 п.л.

3.Зайцева,Т. И. Современная удмуртская проза ифольклор: особенности взаимодействия,национальная специфика // ВестникЧелябинского государственного педагогическогоуниверситета. – 2008. – № 8. – С. 176–185. 0,48 п.л.

4. Зайцева, Т. И. Духовная проза М.Г. Атаманова как явлениесовременной удмуртской литературы // ИзвестияВолгоградского государственногопедагогического университета. Серия:Филологические науки. – 2008. – № 10 (34). – С. 202–205. 0,37п.л.

5. Зайцева, Т. И. Современная проза Удмуртии: междунациональным и массовым // Известия Уральскогогосударственного университета. Серия 2.Гуманитарные науки. – 2008. – Вып. 16 (№ 59).– С. 226–236. 0,75п.л.

6. Зайцева, Т. И. Документальная основа современной удмуртской прозы// Гуманитарные науки в Сибири. Серия:Филология. – 2008. – № 4. – С. 39–42. 0, 46 п.л.

7. Зайцева, Т. И. Мирдетства в современной удмуртской прозе //Вестник Воронежского государтвенногоуниверситета. Серия: Филология.Журналистика. – 2008. – № 1. – С. 42–45. 0,42 п.л.

8.Зайцева,Т. И. Почерки новойэпохи: о повести удмуртского писателя Г.Красильникова «Остаюсь с тобой» //Филология и человек.– 2009. – № 3. 0,4 п.л.

Научные публикации в другихизданиях

1. Зайцева, Т. И. Характер и конфликты в современнойпрозе литератур народов Поволжья //Проблемы творческих связейудмуртскойлитературы ифольклора: Сб. статей. – Устинов: НИИ при СМ УАССР, 1986. – С. 140–160.

2. Зайцева, Т. И. Конфликт в современномудмуртском рассказе // Малыежанры прозыв литературах народовПоволжья иПриуралья:Сб. статей.–Ижевск: Удмуртский институтистории, языка и литературы УрО АН СССР, 1989. – С.84–105.

3. Зайцева, Т. И. Улонлэношмес синэз= [Родник жизни] // Вордскем кыл. – 1993. – №4. – С. 30–36. (на удм. яз.).

4. Зайцева, Т. И. Шедьтон но ыштон = [Обретения и потери] // Вордскемкыл. – 1994. – № 3. – С.12–16.(на удм.яз.).

5. Зайцева, Т. И. Prose of а «newwave» // Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum.Jyvskyl. 10.– 15.8.1995. Pars II. Summaria acroasium in sectionibus et symposiisfactarum. Jyvskyl, 1995. P.278.

6. Зайцева, Т. И. Удмуртская проза «новой волны» // Congressus OctavusInternationalisFenno-Ugristarum. Jyvskyl.10. – 15.8.1995. Pars VII. Litteratura. Archaeologia. Anthropologia. Jyvskyl, 1996. P. 239–243.

7. Зайцева, Т.И. Туала литература сярысь малпанъёс = [Размышления о текущем литературном процессе] // Кенеш. – 1997. – №1. – С. 12–14. (на удм. яз.).

8. Зайцева, Т. И. Возвращаясь к писателю. (К проблеме эволюциитворчества С. А. Самсонова) // УдмуртскаялитератураХХ века:направления и тенденции развития:Учеб. пособие. Ижевск:Удмуртский государственныйуниверситет,1999. –С. 207–216.

9. Зайцева, Т. И. Лыдзисьно критика= [Читатель и критика] // Вордскемкыл. – 2000. – № 3. – С.68–69.(на удм.яз.).

10.Зайцева, Т.И. Современнаяудмуртская детская проза // Материалы II-й Всероссийской научнойконференциифинно-угроведов«Финно-угристика на пороге III-готысячелетия»(филологическиенауки) 2–5 февраля 2000 г. / Правительствореспублики Мордовия, МНИИЯЛИЭ,МГУ им.Н. П. Огарева,МГПИ им.М. Е. Евсевьева:Редкол. М. В.Мосин (отв.ред.) А.С. Алямкин, Д. В.Цыганкин идр. Саранск:Тип. «Крас.Октябрь», 2000. – С.395–397.

11. Зайцева, Т. И. Udmurtische Literatur Ende des XX Jahrhunderts und ihre Leser (auf demMaterial der Prosa) // Congressus Nonus Internationalis Fenno-Ugristarum7. – 13.8.2000. Tartu. Pars III. Summaria acroasium insectionibus et symposiis factarum. Folkloristica. Ethnolodia. Litteratura.Archaeologia.Antropologia. Genetica. Tartu, 2000. P. 290.

12.Зайцева,Т. И. Удмуртская литература конца ХХ века и ее читатель (на материале прозы) // Congressus Nonus Intrnationalis Fenno-Ugristarum 7 –13.08.2000. Tartu. Pars VIII. Dissertationes sectionum: Literatura. Archaeologia. Antropologia. Genetica. Acta Congressus. Tartu,2001. P. 237–241.

13. Зайцева, Т. И. Асвакытэзлэн пиез. СемёнСамсоновлы – 70 =[Сынсвоего времени. СеменуСамсонову – 70] //Кенеш. – 2001. – №8. – С. 50–54. (на удм. яз.).

14. Зайцева, Т. И. Олег Четкарёвлэнгожъяськон амалъёсызпумысен коняке малпанъёс = [Некоторые размышленияо писательской манере Олега Четкарева] //Первой удмуртской грамматике 225лет: Сб. статей. Ижевск:УИИЯЛ УрОРАН, 2002. – С.138–141.(на удм.яз.).

15. Зайцева, Т. И. Эволюция читательскихи критическихоценок романа Г. Красильникова «Началогода» // Движение эпохи – движение литературы.Удмуртскаялитература ХХ века: Учеб. пособие / Под ред. Т. И. Зайцевой и С.Т.Арекеевой. Ижевск: Издательскийдом «Удмуртский университет», 2002. – С.129–145.

16. Зайцева, Т. И. Боль писателя (о книгеНиквлада Самсонова «Мой дом выше твоего») // Движение эпохи– движениелитературы. Удмуртская литература ХХ века:Учеб. пособие / Под ред.Т. И.Зайцевой и С. Т. Арекеевой. Ижевск: Издательский дом«Удмуртский университет», 2002. – С. 197–202.

17. Зайцева, Т. И. К проблеме изучениясовременнойудмуртскойлитературы ввузе // Материальная и духовная культуранародов Поволжья и Урала: История и современность:Материалырегиональнойнаучно-практическойконференции. Глазов: Глазовский гос. пед. институт, 2002. – С.76–78.

18. Зайцева, Т. И. В.Котковлэнтворчествоез = [Творчество В. Коткова] // Вордскем кыл. – 2003. – №9. – С. 63–67. (на удм. яз.).

19. Зайцева, Т. И. Особенности авторскогоприсутствия в современной удмуртской прозе // VIРоссийскаяуниверситетско-академическая научно-практическая конференция:Материалы докладов. / Отв. ред. В. А. Журавлев. Ижевск:Удмуртский государственный госуниверситет, 2003.– С. 197.

20. Зайцева, Т. И. Эстетическиевозможности современнойудмуртской прозы // Языки и литературынародов Горного Алтая.Международныйежегодник – 2003 / Под ред. А. А.Чувакина.Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. – С.97–106.

21. Зайцева, Т. И. Художественныеособенности русской литературыУдмуртии // Русскоелитературоведение в новомтысячелетии.Материалы III-йМеждународнойконференции «Русское литературоведениев новомтысячелетии». В 2-х т. Т. 2.М.: Издательскийдом «Таганка» МГОПУ, 2004. – С.322–324.

22. Зайцева, Т. И. 90-ти аръёсысь удмурт проза. Соеэскерон ужпумъёс = [Удмуртская проза 1990-х гг. Проблемы ее изучения] // Вордскем кыл. – №7. – 2004.– С. 62–66. (на удм. яз.).

23. Зайцева, Т. И. Журналы и развитие художественнойлитературы //Средства массовой информации в современноммире. Петербургские чтения: Материалымежвузовской научно-практической конференции/Под. ред.В. И. Конькова.СПб.: Розамира, 2004. – С. 370–372.

24. Зайцева, Т. И. Современный обликудмуртской прозы: верностьтрадиции ичувство нового //Urlisztikai tanulmnyok14. Permiek, Finnek, Magyarok. rsokSzj Enik60. szletsnapjra. Budapest: ELTE Finnugor Tanszk, 2004. – S. 521–525.

25. Зайцева, Т. И. Перекличка времен.Размышления о литературномтворчестве отцаМихаила // Сверой, надеждой, любовью.Ижевск: Удмуртский государственный университет. 2005. – С.58–64.

26. Зайцева, Т. И. Осмысление современнойудмуртскойлитературы как системы // Г. Д.Красильников и тенденцииразвитияпрозаических жанров внациональных литературах Урало-Поволжья:Сб.статей / Сост. В. М. Ванюшев, Г. А.Глухова; отв.ред. В.М.Ванюшев. Ижевск: Удмуртский государственныйуниверситет, 2005. – С. 104–108.

27. Зайцева, Т. И. Современная удмуртскаяпроза. Кпроблемечитательской направленности текста //Тезисы секционных докладов Х Международногоконгрессафинно-угроведов:Фольклористика и этнология.Литературоведение.Археология, антропология, этническаяистория: III часть.Йошкар-Ола: Марийский государственныйуниверситет, 2005. – С.156–157.

Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 || 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»