WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |

Особую трудностьдля становления новыхжанров удмуртской прозы представляло развитие емкихповествовательных форм,раскрывающихиндивидуальное начало в народной жизни. В центре вниманияписателей старшегопоколениячаще оказывался образ колхозного руководителя,борющегося за устранение недостатков в народномхозяйстве. Интереслитературы к вопросам партийного исоветского руководства, столь яркопроявившийся в русской литературе в«овечкинский период», рассматривалсянашими писателями на материале жизни своегонарода. Эволюция национальной картинымира в прозе изучаемогопериода наиболее четкопросматривается в творчестве Т.Архипова (1908–1994). Важное достоинство его романа «У рекиЛудзинки» –конкретность локального национального мира, умениевидеть «первоэлементы» этого миранародным умом и душой. Другая сильнаясторона романа – критиканегативных социальных явлений, привнесенных новымвременем, с позиции народныхгуманистических идеалов. В этих случаяхавтор ориентируется на «натуру», языкнарода, просторечный юмор, перерастающий в сатиру. Неся в себе характерные чертыисканий советской литературы 1960-х годов,архиповский роман углублял в удмуртскойлитературе возможности реалистически-бытовой,аналитической линии.

Новую ступень вразработке современной тематики удмуртской литературы отражает роман Т. Архипова«Красота человека», посвященный жизни строитейКамской гидроэлектростанции. Роман этот многогероен, но он сильно отличается отпанорамных полотен прежних лет. Авторскаяактивность способствует трансформацииописательно-повествовательной структуры визобразительную, что придает произведениюособую экспрессию. В диссертации выявлены механизмывзаимодействия разных эстетическихтенденций вхудожественном мире удмуртскогоромана. Так, указанный тип конфликта, –открытое противостояниегероев-антиподов, персонифицирующихпротивоположные социально-общественныесилы, – являясь, с одной стороны, наследникоммодели классовогопротивопоставления, одновременно был ипреемником бинарнойтрадициифольклора. Вромане Т. Архипова действуютхудожественные законы, вобравшие в себятрадиции фольклора, принципы натурализма иреволюционного романтизма, «сплавленные» с приемамисоветского реалистического искусства.Рассмотренный в произведениях И.Гаврилова, Т.Архипова, М. Петрова тип конфликтаотражает процесс рождения в недрахнародного самосознания сознаниясоциального, аналитического.

Во втором параграфе«Проза Г.Красильникова: постижение внутреннегомира человека, народные истоки творчества,своеобразие психологизма»прослеживается выход литературы нановыйуровень художественного постижения личности, который во многомсвязан с трансформациейвнешнего конфликта во внутренний,психологический. В работе текстуально доказывается,что творчество Г.Красильникова обозначилов удмуртской литературе1960–70-х гг.тенденциюпсихологически углубленного изображениямира и человека, обусловившуюинтеллектуализацию национальной прозы.Этапными для эволюции национального литературногосамосознания стали его лирическая повесть«Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой», 1960),проблемно-философский роман «Арлэнкутсконэз» («Начало года»,1965),социально-психологический рассказ«Кошкисез мед кошкоз» («Уходящий пустьуходит», 1971). Вто время, как многие удмуртские писатели оттеняли всвоих героях прежде всего исключительные,волевые качества, Г. Красильниковстремился изобразить современника «совсеми его определениями»:национальными, родовыми, социальными,психологическими, моральными, внутреннимии внешними,в их совокупности ивзаимосвязи.

Повесть«Остаюсь с тобой» написана от лица молодогогероя, выпускника сельскойшколы. «Бунтующий» герой русской «молодежной» прозы1960-х годов впоисках своего места в жизни часто выбиралдалекие дороги и чужедальние края. Поиски красильниковским героем своего жизненного предназначениясвязаны свозвращением молодогочеловека в отчий дом, сосознанием себя частью родного края.Удмуртский писатель, будучи подверженнымтем же творческим проблемам и поискам, что иавторы русской «молодежной» прозы тоговремени, реагирует на это соответственноличностному и национальному опыту, традициямкрестьянской нравственности иособенностям народной жизни. Источник драмы героевКрасильникова в том, что в них не расцвелоподлинно личностное, неповторимоиндивидуальное начало, национальноесамосознание и достоинство. Красильников раньше и проницательнее другихудмуртских писателей почувствовалнадвигающуюся трагедию вырождениядеревни, забвения национальных традиций, появлениямаргинальных типов. Проблемы «маргинального мира»окажутся в центре внимания удмуртской литературы лишьна рубеже ХХ – ХХIвеков.

Изображение атмосферыповседневного национального жизненногоуклада достигается в повести за счетнового для удмуртской литературы тех летспособасюжетосложения: ослабление событийнойосновы, выход на первый план разноплановых душевных состояний героя. Открытое противостояниегероев-антиподов уступает место внутреннемустановлению характера человека, обусловившего размывание контрастного принципапостроения образной системы произведения в целом. Жизнеописаниегероя даетсяавтором в двух ипостасях. План внешний, традиционный–биографические факты и эпизоды,обрисовывающие общуюкартину жизни героя. Иодновременно писатель прослеживаетформирование у героя новых нравственныхпредставлений, пропуская событийнуюсторонуповествования через его сознание. Вразвитии внешнего сюжета нередко возникаютсвоеобразные паузы, содержащиелирико-философские раздумья героя омолодости, истории народа, судьбеземледельца. Все это формируетсвоеобразный «внутренний» сюжет, в которомпроявляется и лирическое начало повести, иособая формапсихологизма в самораскрытии героя.

Новыйэстетический уровень постиженияудмуртской литературой человека каквыразителя национального мира и потенцииудмуртской литературы в сферепсихологизма выявил романГ. Красильникова «Начало года». Вобразах главных героев романа удмуртскаялитература обрела художественноевоплощение проблемы репрессиинациональной интеллигенции в годы культаличности, драматической разъятости народной жизни,истории. А это уже само собойвосстанавливало в правах национальнуюреальность, искаженную официальнымидокументами. Авторскаяконцепция мира и человека во многомопередила свое время, поэтому онаподверглась жесткой критике, основанной наидеологических, этических, а неэстетических постулатах. Приведенныев диссертации мнениякритиков, отражая реальность, на фонекоторой развивалась национальнаялитература, наглядно показывают то, как медленноменялась «художественная атмосфера» вреспублике.

Поступки и действиягероев характеризуются в романе главнымобразом через их мысли. Многие эпизодыстроятся как развернутый внутренниймонолог или исповедь героя,писатель умелоиспользует приемперекрестных оценок, сложно опосредованныххарактеристик, несобственно-прямую речь каксредство психологическогоанализа. При построенииобраза человека удмуртский писатель отдает предпочтениетрадициям «косвенной»психологии Тургенева, Чехова. Это помогает раскрытиюприроды образа: в героесосредоточена концепция народного миропорядка – человек обязанблюсти свой долг перед предками ипотомками, творить добро, но не разжигатьзло и месть. Писательстремился загранями его натуры увидеть черты «национальнойбиографии» народа, показать неугасимостьсозидательных сил нации. Образ несет в себеширокое обобщение.

В третьемпараграфе «Новые принципы художественногоизображения мира и человека в малой прозе(Г. Красильников, Р. Валишин)» предметомисследования является удмуртский рассказ«шестидесятых», осмысляется его роль всмене литературной эпохи.Сюжетно-композиционная система,структураконфликта, поэтика художественногообобщения –круг проблем, позволяющих соотнести конкретныйанализ с тенденциями эволюции образа мираи человека в удмуртской прозе.

Многомерный способподачи героя, проблемная насыщенностьмалоизученных в удмуртской литературеобстоятельств и коллизий обеспечили особоеположениерассказу Г.Красильникова «Уходящийпусть уходит».Непритязательная конфликтная ситуация, реализуясьв сюжетномразвитии рассказа, разбивается насоставные части и обнаруживает новые черты и качества.Намеченные микроконфликты, соотносясь с различнымипротиворечиями действительности (утрата нравственных начал в труде,отношения рядовогоколхозника с обюрократившейся местной властью и др.),помогают раскрыться стоящим за внешнимиобстоятельствами сложным социально-психологическим явлениям ипроцессамвремени, и одновременнообъясняют более глубокие мотивы поведениягероя. Представленный в диссертации материалдискуссии относительно идейного смысла иэстетического достоинства рассказаинтересен тем, что показывает силуполемического заряда, который был заложен писателем в этотжанр и саму атмосферу тех лет. Вхудожественной системе рассказа сошлисьоба ракурса проблемы личности и общества–обязанность человека перед обществом идолг, внимание общества к человеку.Писатель провидчески нащупал зерноконфликта в том, о чем более определенно иобстоятельно говорит литература сегодня.

Удмуртский рассказ шестидесятых–семидесятых годов искал новые пути художественногоосвоения народной жизни ивносилструктурно-изобразительные коррективы вее осмысление. Особенно весом и значителен в этомсмысле вклад в литературу Р.Валишина. Невовлеченными в научный оборот и в силуэтого почтинеизвестными остаются егорассказы «Тополь куаръёс» («Тополиныелистья»), «Чырс чумерен шыд» («Кислый суп склецками»), «Тодметъёс» («Приметы»),«Тодьыгубиос» («Белые грибы»). Входе анализа рассказов определяется,что творчество Р. Валишина является своеобразным мостоммежду литературой века минувшего и веканастоящего, мыслится как явление,подготовившее почву для разработкиисториософской и этической проблематики.В его произведенияхна первом плане отношение героя не просто ксобытиям текущей жизни, но к событиям и явлениям,запечатленным человеческой памятью.Отсюда –отсутствие инерции «гладкого» сюжета,фрагментарность композиционныхпостроений, смысловая многозначность иуплотненность символики.

В рассказе «Приметы» оживаюткартины трудных военных лет, в его основе своеобразная поэтикавоспоминаний. Убранноехлебное полесплошь усыпано метками, что ставят для себяженщины и дети, выделяя участки предстоящейработы надолгий трудовой день. В рассказе создаетсяодновременно символически-обобщенный ипредметно-конкретный образ отличительногознака –метки: человек в жизни оставляет свои следы,но и жизнь «метит» человека шрамами. Для рассказахарактерна насыщенность изысканнымисловосочетаниями, необычными словоформами,колоритными метафорами и сравнениями,своеобразна ритмическая организованность текста.В рассказе«Белые грибы» обозначиласьновая сфераинтересов удмуртской литературы – внимание к едвауловимому, скрытому душевному состояниюгероя. Поводом кразмышлению для рассказчика стали соленые грибы напоминальном столе, накрытому по поводувнезапной смерти товарища по работе. Р. Валишин создалрассказ-предостережение, написал отом, чтов каждодневной суете инепомерной спешке исчезает мирестественных и милосердных отношений между людьми,выработанных вековечным трудом наземле иблизостью к природе. Трагический исход всознании рассказчика преломляется неоднозначно.Анализрассказа показывает, что тропинка, ведущая рассказчика на дачу коллеги, оказаласьдорогой не только к загородному дому, но ипутем еговозвращения к самому себе, к состояниюестественности и простоты.

Подводяпредварительные итоги, можно говорить, чтогерой удмуртской прозы конца 1950-х – начала 1970-х гг.вырастает из опыта литературыпредшествующих эпох, что обусловливает егопереходную сущность: от героя,ограниченного идеологическими рамками, ксвободной личности, осознающей своинациональные корни и человеческуюиндивидуальность. Ведущей жанровой формойданного периода развития удмуртскойлитературы является роман, структуракоторого, посравнению с романом прошлыхлет, транформируется:эпический конфликт постепенно отходит на второйплан и уступает место психологическому.Данный тип конфликта позволяет начатьдвижение к созданию образа нового героя, чейвнутренний мир не определяется классовойпринадлежностью и в меньшей степени зависит от идеалов конкретнойэпохи. Привсем драматизме внешних и внутреннихсторон народной жизни, отраженных впроизведениях «шестидесятников», в понимание мира и человека они стремилисьвнести свое представление о гармоничноми разумном устройстве мира, в которомчеловек-труженик является подлинным властелиномземной красоты, духовного богатствапредков. Художественныепоиски писателей, попавшихв поле зрения нашего анализа, определили пути познания удмуртскойпрозой национального характера инародногодуха, формирование новых средствхудожественной выразительности,изменениежанровых систем.

Вторая главадиссертации «Особенностимиромоделирования в удмуртской прозе 1970-х– середины1980-х годов»состоит из четырехпараграфов, в каждом из которыхпоследовательно раскрывается эволюциялитературы в понимании и творческом воплощенииобщественной сущности человека. Разные подходы писателей кизображению мира и человекараскрыты исходя из ихэстетическихвоззрений. Впервом параграфе «Социально-активныйгерой в прозе С. Самсонова и П. Чернова» наматериале произведений названных писателей дается анализ обозначенной проблемы, отмечается специфика«производственного» романа в удмуртской литературе, его место и рольв познании мира и человека.

Литературная жизнь семидесятых – восьмидесятыхгодов, получивших ярлык «застойных»лет, долгое времяоцениваласьнегативно.Удмуртская проза этоговремени отмечена подъемоминтереса к проблемно-ориентированнымпроизведениям, основной тон в нейзадают роман и повесть, какправило, выросшие из очерка и посвященныехозяйственно-производственной жизниколхозов в условиях научно-технического прогресса.В крупных жанрахдоминируютпредставления о мире прежде всего какфеномене социальном. Расцветубольших жанровых форм,ориентированных на ту или инуюхозяйственно-экономическую проблему, вудмуртской литературе способствовал рядпричин. Это было и искреннее желание писателеймасштабно охватить и осмыслитьсоциально-экономические, политические, нравственныепроблемы современного мира и народнойжизни. Тяготение к объемности и масштабностиизображения мира и человекаможно объяснить и тем, чтона литературную арену выходит поколениеписателей, начало становления которыхпришлось на предшествующие десятилетия, ав семидесятые годы они обращаются уже кразработке романных форм. Следует отметить ито, что именно крупные романы обиндустриализации сельского хозяйстваполучали одобрение официальнойкритики, их часто выдвигали на соискание различныхлитературных премий.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»