WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |

Научная новизна истепень разработанности проблемы. Предлагаемая диссертацияпредставляет собой одну из первых попытокмонографического исследования удмуртскойпрозы второй половины ХХ – начала ХХI века в аспектехудожественного раскрытия проблемычеловека и мира, объединяющей различныеформы проявления ее национальногосвоеобразия. В работе впервые выявленаконцепция человека в удмуртской прозе всоотношении с главными этапами развития национальнойлитературы, а также в тесной связи систорией страны, общества, народа. Осмыслениеособенностей интерпретации мира ичеловека в удмуртской прозе обусловиловыделение таких мало изученных внациональном литературоведении проблем, какфилософско-мировоззренческие основытворчества национальных писателей,типология героя и конфликта, модификацияжанровых и стилевых форм,мифо-фольклорно-литературные взаимосвязи,художественная пространственно-временнаяорганизацияпроизведения, принципы изображениячеловека. В работе представлен материал,который в большинстве в своем впервыерассматривается под соответствующим угломзрения или впервые становится объектомлитературоведческого анализа. Это преждевсего произведения, созданные на новомисторическомэтапе развития литературы, – середина 1980-х– 2000-е годы иначало ХХI в.Концепция диссертации, ненастаивая на бесспорности отдельных выводов изаключений, потенциально открывает новыенаправления в изучении национальных литературрегиона и страны.

В удмуртскомлитературоведении монографических работ,посвященных изучению современной национальнойпрозы, к сожалению, нет. Не представляется возможнымназвать и такие работы, где самобытная,индивидуальная концепция мира и человека была быразносторонне описана на материалетворчества отдельных удмуртских авторов. Необходимоуказать и на весьма скудную разработкуудмуртскими учеными проблемы современного«прочтения» литературного наследия 1960–1970-х гг. Но при этомв удмуртском литературоведении существуетнемало интересных и ценных исследований поразличным аспектам национальной прозы,оказавших существенную помощь в написанииданной диссертации. Прежде всего опоройнашей диссертации служит академическое издание«Истории удмуртской советской литературы»(1988) в 2-х томах, а также ряд общих трудов поистории развития удмуртской литературы ХХвека: «Очеркиистории удмуртской советской литературы» (1957),«Счет предъявляет время» (1977), «Вопросыистории и поэтики удмуртской литературы ифольклора» (1984), «Проблемы эпической традицииудмуртского фольклора и литературы» (1986),«Движение эпохи – движение литературы. Удмуртскаялитература ХХ века» (2002) идр.

Важнейшее значение визучении удмуртской прозы имеют работыотдельныхавторов, для которых характерно стремлениесочетать историко-литературный анализматериала с постановкой некоторыхпринципиальных, имеющих теоретическое значениевопросов. Пути и проблемы развития удмуртской прозысквозь призму динамики жанра рассмотрены вработе Ф. Ермакова «Путь удмуртской прозы»(1975). Идейно-художественное многообразиетворческих исканий удмуртских писателей показано вкниге З. Богомоловой «Песня над Чепцой иКамой» (1976,1981). Исследование особенностей проявлениянационального и интернационального в удмуртскойлитературесодержится в монографии В. Ванюшева «Расцвет исближение: О типологии соотношениянационального и интернационального вудмуртской и других младописьменныхлитературах» (1980). Генезис удмуртскогоромана и его структурные особенностиявились предметом исследовательского внимания в работеА. Зуевой «Поэтика удмуртского романа» (1984).В ее же книге «Удмуртская литература вконтексте языческих и христианских традиций» (1997)сделана попытка осмыслитьрелигиозно-нравственные начала в творчествеудмуртских писателей. Под идеейпреемственности и новаторских исканийрассмотрена динамика развития удмуртскойпрозы в соответствующих разделах книги А. Шкляева«Времена литературы – времена жизни:Статьи об удмуртской литературе» (1992).Проблематика и поэтика произведенийизвестныхудмуртских прозаиков исследована встатьях А. Ермолаева, вошедших в его книгу«Заметки непостороннего. Статьи, рецензииоб удмуртской литературе» (2005).

Коллективными усилиямиудмуртских ученых и литераторов изданыкниги воспоминаний о Г. Красильникове и С.Самсонове, представившие читателю богатый материал изличных архивов писателей. Это работы«Г. Д.Красильников– писатель ичеловек: Статьи, воспоминания» (1982), «”А я остаюся с тобою...”: жизнь и творчество ГеннадияКрасильникова: статьи, воспоминания, стихи,дневник,письма» (2008), «Воспоминания о СеменеСамсонове: Статьи, воспоминания, письма»(2000). При всей научной весомости всехназванных здесь изданий во многих из нихдала себя знать известная приверженность кидеологии времени, в результате чеговесьма ценные и перспективные суждения обудмуртской литературе не смогли до конца проявитьсвое отношение к ее национальномусвоеобразию,сформировавшейся в ней системе принциповхудожественного изображения человека имира.

Удмуртская проза итворчество больших самобытныхнациональных прозаиков стали предметом исследованияне только отечественных литературоведов, но и зарубежныхученых10. К настоящемувремени некоторые работы зарубежныхисследователей переведены на русский иудмуртский языки11. В диссертации активно использованлитературно-критический и научныйматериал периодической печати.

Положения, выносимые назащиту.

– Возрождение национальнойидентичности в удмуртскойлитературе 1960-х годов тесносвязано с обновлением идеихудожественного конфликта, котораявключает в себя стремление авторавернуться к оценке мира и человека спомощьюнациональных и общечеловеческихкритериев. Развитие этой идеи в системехудожественных конфликтов удмуртскойпрозы оказалось устойчивым на протяжении несколькихдесятилетий и во многом определилосвоеобразие последней.

– Национальное мироощущениеопределяет и эволюцию концепции героя вудмуртской литературе. Создавая образчеловека вего взаимоотношениях с окружающим миром, авторы удмуртскойлитературы на всех этапах ее развитиясвязываликомплекс «положительных» качеств героя не столько сидеологией эпохи, сколько с особенностяминационального характера, его устойчивымипсихологическими чертами.

– Жанровая специфика удмуртскойпрозы не может быть до конца объяснена внеее связи с концепцией национальногосамосознания. Так, наряду с идеологическими иобщекультурными тенденциями в масштабахстраны,провозгласившими роман ведущимжанром 70–80-хгодов XX века, в удмуртской прозе «периода застоя»неофициально ключевую эстетическую рольиграет рассказ, который дает возможность вчастном психологическом конфликтепоставить проблему национальной самобытности. Жанр«производственного» или «колхозного»романа в удмуртской прозе такжеосложняется специфически-авторскимичертами, связанными с национальным пониманиеммира и человека.

– В «постперестроечный» период вудмуртской литературе неизмеримо возрастает рольтворческой индивидуальности. Какследствие этого эстетика постсоветской удмуртскойлитературы формируется в творчествезрелых, известных писателей, т.е. замена одногоэстетического кода другим связана главнымобразом не со сменой творческих поколенийписателей и даже не с новыми именами, а сновыми творческими установками ипроизведениями авторов старшего исреднего поколений. Определяющим факторомв движении удмуртской литературыстановитсяэволюция индивидуального творческогосознания писателя, которая основывается нарасширении границнационально-эстетического сознания.

– В удмуртской прозе 1990–2000-хгодов наряду синдивидуально-художественным факторомприобретают определенное эстетическоезначение объединяющие литературныетенденции, направления: этнофутуризм,религиозно-христианское направление,эстетика «массовой» литературы. Важнейшимнаправлениемв развитии этого периода становитсядокументально-художественная, мемуарно-биографическая проза.Ее динамичное развитиеопределяетпроцесс формирования культурных формновой писательской идентичности, поисковнациональнымхудожником своего места в новомисторическомпространстве.

– Особое значение в развитииспецифики удмуртской литературыпринадлежитудмуртской мифологии как одной изважнейших основ национального миросозерцания. Рольнациональной мифологии на рассматриваемомнами отрезке развития удмуртскойлитературы не может быть сведена только ксознательному творческому усвоению ипереработке сюжетов и образов, символика мифа проявляется у многих удмуртских писателейподсознательно, что в конечном итоге лишьусиливает его эстетическое и нравственноевлияние на художественный мирпроизведения.

Теоретическая ипрактическая значимость исследования.Результаты, достигнутые в ходеисследования, могут бытьиспользованы при написании новой академической «Историиудмуртской литературы», вузовских и школьных учебников.Работа востребована в практикеуниверситетского преподавания целого рядалекционных курсов: «Литература народовРоссии», «Литература финно-угорских народов», «История удмуртской литературы» идр., спецсеминаров и спецкурсов. Диссертационное исследованиепослужит опорой для дальнейших разработок в областисравнительного литературоведения, егоматериалыпослужат базой для прогнозированиякультурной политики в республике и регионе.

Апробациядиссертации. Основноесодержание диссертации отражено в двухмонографиях, сборнике научных статей,учебно-методических пособиях и программах вузовскихкурсов, статьях, опубликованных вразличных научных изданиях,в том числе в журналах, входящих в переченьВАК. По теме исследования прочитаныдоклады на Международных финно-угорскихконгрессах (Ювяскуля, 1995; Тарту, 2000;Йошкар-Ола, 2005), Всероссийских научныхконференциях финно-угроведов (Саранск, 2000;Сыктывкар, 2005), Всероссийских научныхконференциях «Литература Урала: Проблемарегиональной идентичности и развитиехудожественной традиции» (Екатеринбуг, 2006),«Литература Урала: Автор как творческаяиндивидуальность (региональный инациональный аспекты)» (Екатеринбург, 2007),«Литература Урала: Локальные тексты и типырегиональныхнарративов» (Екатеринбург, 2008), «Проблемыфилологии народов Поволжья» (Москва, 2007; 2009),Межвузовских научно-практическихконференциях «Средства массовойинформации в современном мире.Петербургские чтения» (Санкт-Петербург, 2004;2005), Российскихуниверситетско-академических научно-практическихконференциях (Ижевск, 1997; 1999; 2001; 2003; 2005; 2007).Результатыдиссертации излагались также ввыступлениях на Международных научных инаучно-практическихконференциях, посвященныхпроблемам развития языка и культуры, – «Язык, литература,культура: диалог поколений» (Чебоксары, 2003), «Русскоелитературоведение в новом тысячелетии»(Москва, 2004), «75 лет высшему образованию вУдмуртии» (Ижевск, 2006), «Продвижение имиджарегионовРоссии (Продвижение имиджа Удмуртии: опыт иперспективы)»(Ижевск, 2007), «Духовная традиция в русскойлитературе. К 450-летию добровольноговхождения Удмуртии в состав Российскогогосударства» (Ижевск, 2008), межрегиональных – «Материальная идуховная культура Поволжья и Урала: История исовременность» (Глазов, 2002; 2005),«Коми-пермяки и финно-угорский мир»(Кудымкар, 2005), «Историко-педагогическийопыт и проблемы разработки учебно-методическихизданий на современном этапе» (Ижевск, 2007).

Структура работы.Диссертация состоит извведения, трех глав, заключения, библиографии,включающей 488 наименований. Объемдиссертации – 404 страницы.Главы и параграфы диссертации разнородныпо своему объему, что определяетсярассматриваемым материалом ипроблематикой соответствующих разделов. Выделяетсябольшим объемом глава, посвященнаяудмуртскойпрозе 1990–2000-хгодов, поскольку она складывается наоснове мало используемого в литературоведческом обиходематериала.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

Во введенииобосновывается актуальность исследования,рассматривается степень разработанностиего темы, определяются цели и задачи,научная новизна диссертации, формулируютсяположения, выносимые на защиту, характеризуетсятеоретическая и методологическая базаработы, определяется ее научное ипрактическоезначение.

Первая главадиссертации «Удмуртскаяпроза конца 1950-х – начала 1970-х годов: концепция мира ичеловека, типология конфликта, художественныеоткрытия», состоящая из трехпараграфов, посвящена исследованию становленияхудожественной специфики удмуртской прозыпериода «оттепели» и основных тенденций ееразвития. Акцент делается на раскрытиитипологии и эволюции конфликта, которыйиграет ведущую роль в воспроизведенииудмуртскими писателями образа мира ичеловека. В первом параграфе «Сменаидейно-эстетических ориентировпанорамно-эпического романа в творчествеИ. Гаврилова и Т. Архипова»речь идет о том, что вудмуртской прозе с конца 1950-х гг. началсядинамичный процесс формирования новыхэстетических и художественных принципов: развитие иуглубление психологизма, борьба сописательностью и политизированнойиллюстративностью, реабилитация фольклора,родного языка и народной точки зрения намир и человека, ориентация на традиции литератур,имеющих большой исторический опыт, и преждевсего –русской. В работе обоснована мысль, чтолитература настойчиво стремилась сформировать внационально-общественном сознании идеюсамоценности каждого отдельногочеловека. В работеохарактеризована сложность,неоднозначность и противоречивостьобщественного и культурногоразвития вреспублике тех лет.

Прорыв удмуртской прозы накачественно иной уровень художественногоразвития связан в первую очередь створчеством писателей Г.Красильникова (1928–1975) иР. Валишина (1937–1979).Существеннымаспектом в подходе этих писателей к изображению мира и человека было то, что они стремились понять и художественнопостичь суть характера современника,сосредоточить свое внимание на самобытныхосновах его личности, выявляя в немтрадиционно-деревенское и одновременно тоновое, что рождало изменившееся время.Чтобы показать роль изначение Красильникова и Валишина вобновлении поэтики удмуртской прозы,в параграфе в качествесопоставительно-фонового материала проанализированыпроизведения писателей старшегопоколения, начавших свой путь в литературе довойны. Этороман-трилогия И. Гаврилова«Вордиськемпалъёсын» («В родных краях»,1958–1963), роман-дилогия Т. Архипова «Лудзи шур дурын» («У реки Лудзинки», 1949–1957) и его же роман«Адямилэнчеберез» («Красотачеловека», 1962), повесть М. Петрова «Зардон азьын» («Перед рассветов»,1954). Относительно специфики художественных особенностей анализируемых произведенийв работе выделены такие их черты, как тяготение к монументальности, кразвернутому эпическому повествованию.Несмотря на перегибы идеологического иполитического планов, однозначная оценка этих романовневозможна. В работеотмечается, что формы иприемы удмуртской советской классики складывались внепростых отношениях с фольклором, традициями народной культуры.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»