WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |

На правах рукописи

ЗАЙЦЕВА ТатьянаИвановна

УДМУРТСКАЯ ПРОЗА ВТОРОЙПОЛОВИНЫ ХХ –НАЧАЛА ХХIВЕКА: ЧЕЛОВЕК И МИР, ЭВОЛЮЦИЯ,ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГОВОПЛОЩЕНИЯ

Специальность 10.01.02–

Литература народовРоссийской Федерации

(финно-угорская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации насоискание ученой степени

доктора филологическихнаук

Саранск – 2009

Работа выполнена накафедре финно-угорских литератур ГОУ ВПО«Мордовский государственный университетимени Н. П. Огарева»

Научный консультант– докторфилологических наук, профессор Демин Василий Иванович

Официальные оппоненты– докторфилологических наук, профессор Пахорукова Вера Васильевна

доктор филологических наук,профессор

Мышкина Альбина Федоровна

доктор филологических наук,профессор

Киндикова Нина Михайловна

Ведущая организация– Удмуртский институт истории, языкаи литературы УрО РАН

Защита диссертациисостоится «___» ___________ 2009 года в _____ часов назаседании диссертационного совета Д 212.117.09по присуждению ученой степени докторафилологических наук при ГОУ ВПО«Мордовский государственный университетимени Н. П. Огарева» по адресу: 430000,г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

С диссертацией можноознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО«Мордовский государственный университетимени Н. П. Огарева».

Автореферат разослан«___»________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационногосовета А. М.Гребнева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ

В настоящее времялитературоведамиУрало-Поволжья с особой остротой ставится вопрос онеобходимостисравнительно-типологического подхода кизучениюнациональных литератур и локальныхкультур региона и страны1. В. Родионов пишет: «Созрелвопрос о написании академических трудов поистории литератур отдельных регионов. Идеясоздания подобного исследования порегиону Урало-Поволжья... официальнопрозвучала на III Всероссийской конференциифинноугроведов (г. Сыктывкар, 1–3 июля 2004 г.), врезолюцию которой было занесено предложение опроведении в г. Чебоксары круглого стола повыше названнойпроблеме. В рамках межрегиональнойконференции «Ашмаринские чтения» (г. Чебоксары,21–22 октября 2004г.) состоялся специально посвященный данной проблеме круглыйстол»2. Однакопрошедшие годы не дали очевидногопродвижениявперед в реализации данного замысла, поскольку попыткакомплексногоизучения коллективноголитературно-художественного опыта регионасвязана с такой серьезной проблемой, какслабая освещенность литературной жизни внациональныхреспубликах за последние десятилетия.Монографические исследования наших ученых, какправило, заканчиваются обзором литературы1970-х – начала 1980-х годов.Чтобы представить общую художественнуюсистему литературырегиона, понять внутренние закономерностинационального литературного процесса,предвидеть характер межнациональныхсвязей литератур, необходимо выявить реальную картинуразвития каждой отдельно взятойнациональной литературы.

Актуальностьисследования. Диссертациянаправлена на исследование основных свойств иособенностей удмуртской литературы второйполовины ХХ –начала ХХI в.,выявление художественного своеобразиянаиболее значительных явлений национальногоискусства художественногослова. Постижение доминантных признаковобщих тенденций развития удмуртской прозы,дающее возможность представить национальнуюлитературу как самобытную целостнуюсистему, –актуальная задача, стоящая сегодня переднашими литературоведами. В реферируемой диссертациивнимание сосредоточено на одном изфундаментальных аспектов проблемынационального художественного слова, а именно – изученииприсущего литературе понимания человека имира. «Человек, –писал М. Бахтин, – организующийформально-содержательный центрхудожественного видения, притом данныйчеловек в его ценностной наличности вмире»3. Человек и еговзаимоотношения с окружающим миром – коренная проблемаудмуртскогохудожественного сознания, благодарякоторой литература на каждой стадииразвитияобретала свою основную созидательную силу,обозначала духовно-нравственные константысобственного бытия. Вусловиях утверждения идеи всеобщегообезличивания жизни, падения ценностичеловека как индивидуума и кризиса искусстваособую актуальность приобретает изучениеопыта литератур малочисленных народов, которые однимииз первых решают проблемусопротивляемости личности натискуглобализационных процессов в современном мире.

То, что глобализациязаостряет вопрос о бытии национальнойлитературы до предела, свидетельствуютконфликты, развернувшиеся внутрисообщества представителей удмуртской культуры.В республике уже несколько лет дебатируется вопрос о том,находится ли национальная литература всостоянии кризиса, упадка, деградации или,видоизменяясь, продолжает развиваться,искать новые художественные формы, способные передатьнеоднозначное авторское ощущение себя иокружающего мира. Среди публичныхвыступлений широкий отклик получилапубликация в газете «Инфо-Панорама»интервью «Художнику в условиях рынка напомощь государства лучше не надеяться» сизвестным в республике политиком икультурологом А. Г. Красильниковым. В оценкахперспектив национального культурногопространства автором интервью занята пессимистическаяпозиция и высказан ряд мрачныхпрогнозов:«...вряд лиона (литература – Т. З.) найдет свое место на рынке»4.Против суждений, проникнутых недоверием кжизнеспособности национальных традиций всовременном мире, выступили председатель Союзаписателей УР Е. Е. Загребин, председательСоюза композиторов УР А. Г. Корепанов, критик А.Шкляев. Два полюса этико-эстетическихвзглядов о месте удмуртской литературы всовременном «глобализирующемся» миреиллюстрируют также заголовки статей в газете«Удмуртская правда». «Путь к себе лежитчерез Европу»– называютсвое интервью главный редактормолодежного журнала «Инвожо» («Солнцеворот») П. Захарови арт-редактор журнала А. Арзамазов5. «Путьв Европу начинается с Родины» – не соглашаются сними Е. Загребин и другие удмуртскиеписатели6.

Полемизирующиестороны,по-разному оценивающие современноесостояниеудмуртской литературы и ее историческиеперспективы, сходны в том, что их высказывания носятэмоциональный характер, оторваны от живойлитературной практики, ихточка зрения выстраивается без учетаданных филологического анализа. Таким образом, аналитическоеобоснование проблем и перспектив развитиянациональной литературы на современномэтапе –актуальная и насущная задача, ибо лишь выверенныеанализом конкретных произведений ипроиллюстрированные их цитированиемнаучные рассужденияпозволяют взглянуть на историю развития удмуртскойлитературы в ее многоаспектных связях сэпохой, определить потенциальную значимостьвозникновения в ней самобытных явлений.

О том, чтодуховно-нравственные, художественныепоиски удмуртских писателей нуждаются внепредвзятом теоретическом обсуждении спривлечением новых эстетических концепций иметодологических критериев анализа,свидетельствуют также дискуссии вокруг термина «этнофутуризм»(подробный анализ эстетическойситуации рубежа XX–XXIвв. дан в гл. 3.1). В этом плане особую актуальность приобретает выборнаправления нашего исследования, т. к.«теория художественного человековедения»является универсальной эстетическойкатегорией,дающей ключ к пониманию внутреннегомеханизма национального литературного процесса,его исторической изменчивости, связей собществом, культурными традициями народа.Предложенный в диссертации аспектизучения динамики удмуртскойлитературы позволяет по-иному осмыслить содержательныйпотенциалпроизведений наших авторов, написанных в1960–1980-егоды, сделатьакцент наактуальных для современного читателя иисследователяпроблемах. Такой подходпродуктивен и по отношению к текущейхудожественной практике (1990–2000-е гг.), т. к. даетвозможность привести новейшийлитературный материал в определенную систему.

Важнейшее значение дляхарактеристики проблемы человека и мира вудмуртскойпрозе имеет изучение системыдуховно-нравственных, этнических ценностей,отстаиваемых национальной литературой.Актуализация важнейшихпредставлений национальнойлитературы о сущностичеловека, сложившихся в недрах народныхтрадиций и проецируемых насоциально-исторический контекст текущеговремени, является назревшей проблемой.Актуальность наших принципов анализа образачеловека в удмуртской прозе состоит также в том,что в работе используется идеямеждисциплинарного подхода, позволяющегоучитывать достижения философской антропологии,социально-психологические икультурно-исторические факторы,повлиявшие на формирование национальногохарактера.

Цель и задачиисследования. Цельдиссертационного исследования состоит в том, чтобывыявить особенности осмысления образачеловека и мира в удмуртской прозе 1960–2000-х годов и началаХХI века, определить актуальныетенденциихудожественного раскрытия личности впроизведениях национальных авторов. Реализацияцели предполагает решение следующих задач:

–показать динамику образа мира и человека вудмуртской прозе указанного периода,проследить эволюцию взглядов удмуртскихписателей на проблему взаимоотношенийчеловека и мира, отразившуюся в развитииобразной системы их произведений;

–определить ведущие тенденции инаправления в движении современнойудмуртскойпрозы с точки зрения обозначеннойпроблемы;

–выявить в литературе анализируемогопериода типологию конфликта, определить его роль вструктурировании образа главного героя всвязи с освоением литературой сложных формпсихологического анализа;

–обозначить особенности воплощения образачеловека и мира в жанровом,жанрово-стилевом аспектах (роман, повесть,рассказ, писательские воспоминания,документалистика и др.);

–выявить роль и значение мифо-фольклорныхтрадиций в развитии новых художественныхструктур, направленных на освоениесовременной действительности в связи сэтнокультурными и этнофилософскимиособенностями художественного мышлениянациональных писателей;

–исследовать особенности познания мира ичеловека удмуртской литературой «массового»характера;

–определить особенности проявления всовременной удмуртской прозе религиозно-нравственных традиций,объяснить их роль в формировании самосознаниянациональной литературы;

–проанализировать философскую доминанту всовременной удмуртской прозе, определить рольэтой доминанты в развитии перспектив новойлитературы.

Объект исследования– удмуртскаяпроза второй половины ХХ – начала ХХI в. Рассмотрениеобозначенных задач осуществляется наоснове анализа ключевых произведенийведущих удмуртских писателей. Выбор именопределяется необходимостью охарактеризоватьосновные литературные направления итечения, подбор произведений даетпредставление об альтернативностилитературных явлений.

Предмет исследования–доминантные признаки общих тенденцийразвитияудмуртской прозы указанного периода восмыслении проблемы человека и мира.

Методологической итеоретической основой диссертации являются труды ведущихлитературоведов, критиков, культурологов:М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, С. Г. Бочарова, А.Ф. Лосева, Г. Д. Гачева, Г. И. Ломидзе, М. Б. Храпченко,Г. Н. Поспелова, А. С. Бушмина,В. Н. Топорова, Е. Б. Есина, В. Е.Хализева, Л. В. Чернец и др.Теоретико-методологическую базудиссертации также составили работы финно-угорскихлитературоведов и исследователейнациональныхлитератур Урало-Поволжья – А. А. Ермолаева, З.А. Богомоловой, В. М. Ванюшева, А. С. Зуевой, А.Г. Шкляева, К. К. Васина, Г. Н. Сандакова, Н. И.Черапкина, Е.И. Чернова, А. И. Брыжинского, В. И. Демина. В. М. Макушкина, Т.И. Кубанцева, В. В. Пахоруковой, Н. В.Буриловой, В. А. Латышевой, Г. И. Федорова, В. Г. Родионова,Г. Б. Хусаинова, А. Х. Вахитова, Р. Н. Баимова и др.

Говоря ометодологической основе исследования,необходимо указать наособуюзначимость для нас трудов тех ученых, вкоторых разработана концепция человека вхудожественной литературе. Это работы М. М.Бахтина, Д. С. Лихачева, Л. Я. Гинзбург, А. Г.Бочарова, А. А. Газизовой, Л.А. Колобаевой А. П.Герасименко,В. М. Головко, Ю. М. Павловаи др. Специфика представлений о мире ичеловеке в удмуртской литературесопряжена с проблемой национальногохарактера.Существуетмножество определений понятия«национальный характер». История исследованияпонятия «национальный характер» и мнениясовременных ученых об этой категорииобобщены в работе Р. Хайруллина7.Непосредственное отношение крассматриваемой в диссертации теме имеютисследования отечественных ученых, заложивших основыизучения национального характера влитературахнародов России. Это работы Г.Ломидзе, Н. Джандильдина, Ю.Суровцева, И. Кона, Н. Воробьевой, С. Хитаровой, Л.Арутюнова, Л. Якименко, Р.Бикмухаметова и др.

В связи с проблематикойдиссертационного исследования неизбежновстает вопрос об употребляемости термина«национальный образ мира».Однозначногоопределения этого понятия учеными невыработано. Серьезный анализ его употребления вразличных областях науки проделан встатьях С. В. Шешуновой8 и А. Д.Хуторянской9. Влитературоведении как взаимозаменяемыеиспользуются понятия и выражения «картина мира»,«образ мира», «модель мира»,«художественный мир прозы», «картинапоэтического мира», «мир писателя» и др. Главное жев «картине мира» или «образе мира»,представляемом литературой того или иного народа,– это связи ивзаимоотношения человека и окружающегомира, человека и действительности, как быэти связи не объяснялись, какими бы изобразительнымисредствами не были выражены. В понимании категорий «образ мира»,«картина мира», используемых вдиссертационной работе в качествесинонимичных рабочих терминов, опорой для нас служаттруды таких известных культурологов, философов, психологов,как Г. Гачев, Ю. Лотман,А. Лосев,Л. Гумилев, М.Каган, М. Хайдеггер, Ж. Делез и др.

В диссертациииспользуются историко-литературный,историко-генетический, проблемно-эстетический,структурно-семантический методыисследования. Проблема преемственноститрадиций,вопрос об авторской позиции,жанрово-стилевые особенности произведенийрассматриваются в работе в связи сметодологиейанализа художественной концепциичеловека.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»