WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

Структураисследования. Работасостоит из введения, трех глав, разделенныхна параграфы, заключения и спискаиспользованных источников и литературы.

Основное содержаниедиссертации

Во введении обосновывается выбор темы, ееактуальность и теоретическая значимость, определяется научная новизна, формулируютсяпредмет, объект, цели и задачи исследования, даетсяанализ источниковой базы иосуществляется обзор научно-теоретическойтрадиции, характеризуются методологические основанияработы.

Первая глава «Международнаядеятельность метрополий впостколониальную эпоху какнаучно-теоретическая проблема».В этой главеставятся и раскрываютсяисходныетеоретико-методологические посылкиданного исследования, обозначаются те форматы, в которыхрассматривается внешнеполитическаядеятельность Великобритании в отношениизависимых народов.

В § 1«Теорияполитического конфликта – методологияизучения послевоенной структуры мира» подчеркивается, что средисовременного инструментарияисторико-политического анализа особоезначение для раскрытия избранной темыимеюттеорииконфликта, которые существуют в наукепрежде всего в качествеполипарадигмальных и междисциплинарных методов иобластей, хотя, вероятно, сегодня уже и естьоснования «говорить о самостоятельнойкомплексной науке конфликтологии,предметом которой является изучениеприроды, причин, механизмов конфликтов вчеловеческом обществе, а также разработка путей, ихпредотвращения и разрешения»59.

Это направлениеисследований разрабатывается на Западеуже в течение многих десятилетий, впоследнее время оно получает серьезноеразвитие в отечественной социогуманитарии,захватывая новые предметные области, средикоторых оказались и международныеотношения60. Пространствомеждународной политической практики,образующее основу мировогопорядка, отличает присутствие мощныхконфликтогенных факторов. Сама природаполя политики благоприятствует выборуакторами, «мобилизованными» группами – особенно вобществах с нарушенным социальнымравновесием – стратегий, ориентированныхпрежде всего на подавление противника,подкрепляемых восприятием политики какожесточенной борьбы, а оппонента в качествеантипода.

Неслучайно, и в науке,и в культуре конфликт оценивается, главнымобразом, в качестве зла, которое должно бытьпресечено. Между тем, в общественной науке,социологически информированнойисториографии все более активнопробивает себе дорогу идея,согласно которой конфликт, в том числе намеждународной арене – этонормативность реального, а его функция вовсене сводится к ставке на метод насилия, вряде случаев конфликт – особенно, если онзаключен в международно-правовые рамки– играетроль стабилизирующего фактора, обучаяцивилизованным методам действияпротивоборствующие стороны.

Весьма показательно,что один из самых видных конфликтологовновейшего времени Р. Дарендорф (который теоретическипрояснил и вопрос об автономном характереполитического конфликта)сформулировал положение о том, что и теорияконсенсуса,и теория конфликтаодинаково необходимы в науке, как в физикеволновая теория света и квантовая теория.Одни социальные вопросы решаются с помощьюинтеграционных теорий, другие – с помощью теории конфликтов. Еслиинтеграционная теория на основе системного анализаобращается к проблеме равновесия, токонфликтная теория – к динамике общества.

В ходе актуализацииэтих и иных теоретических конструкций наобъектном поле диссертации, выявляетсянеоднозначная роль той совокупностиконфликтов и напряжений, которые иобразуют «кипрский вопрос». Да,политический конфликт возникает исуществуетпо поводу целей, сфокусированных напроблеме функционирования политическойвласти в обществе, ее завоевания,использования и удержания. Но не только.На поле конфликта автономноспособны действовать и действуют факторысоциокультурного, этнического, психоментальногопорядков. Поэтому вне зависимости отрасчетов техже политических и экономических элитВеликобритании, Греции, Турции в отношенииКипра в рамках этого пролонгированногоконфликта происходит трудная, нонеобходимая «притирка» разных этнорелигиозных общностей.

§ 2«Внешняя политика Англии вформате транснациональных отношений имировой политики» раскрывает характер внешнеполитическойдеятельности Англии, исходя изпослевоенного социально-экономического положения страны. Дело в том,что Великобритания оказалась единственнойстраной Западной Европы, которойпослевоенное восстановление не принеслоощущения процветания и уверенности.

Когда в 1951 году квласти снова пришли консерваторы во главес 76-летним премьером У. Черчиллем, в стране не ожидалибольших перемен. В политике не произошлосерьезных изменений по сравнению сполитикой лейбористского правительства, еслине считать попыток денационализациижелезорудной и сталелитейнойпромышленности. Остальная частьлейбористской программы национализации,как и программа создания государствавсеобщего благосостояния, осталисьнетронутыми. Консерваторы продолжали удерживатьвласть в своих руках с 1951 по 1964 годы. В 1955году Черчилля сменил А. Иден, которого в свою очередьпосле кризиса, связанного с Ближним Востоком, сменилГ. Макмиллан.Несмотря на утверждение Макмиллана, что«большинству никогда не было так хорошо»,поскольку подняли уровень образованности,жилищного строительства издравоохранения, этот периодхарактеризовался вялым экономическимростом (ежегодный прирост был одним из самыхнизких в Европе и составлял 2,7%) и упадкоммеждународного престижа Англии.

Суэцкий кризис 1956года, который привел к власти Макмиллана, спредельной ясностью продемонстрировал истинноеположение Великобританииво внешнейполитике. Британские правительстванадеялись, что их претензии на «особыеотношения» с Соединенными Штатами будутдостаточными, чтобы защитить интересыАнглии наБлижнем Востоке и ее статус мировойдержавы. Вместо этого Соединенные Штаты,СССР и оппозиционные партии в странеобъединились в осуждении действий Англии и Франции,напавших наЕгипет (что вызывало сомнительные аналогиис умиротворением «диктаторов» в тридцатыхгодах). Упадок влияния Англии за рубежомстал очевиден и спровоцировал в 1956 годупадение фунта стерлинга, отставку Идена, атакже –после того как Англия решила отказаться от кампаниипротив Египта – к отдалению от нее Франции.

Наиболее серьезнойпроблемой оставался медленныйэкономический рост. Британская экономикастрадала от того, что позднее назвалиэкономикой «стоп-вперед» (политика дефляции,после прекращения которой происходилрезкий взлет инфляции), что сопровождалосьхроническими симптомами избыточныхрасходов правительства, жизнью в кредит, втом числерегулярными и непредсказуемыми платежнымикризисами.

Политика правительствне помогала британской экономике, но корниэкономических проблем лежали не здесь. Онибыли гораздо глубже. Англия оказалась врядах «неудачников» как раз в результате того,что была самой мощной промышленной державоймира и вышла победительницей в двухмировых войнах, которые расстроили ееавуары и привели кзначительным долгам за рубежом. Дажевыгодные прежде географические факторы теперьвыглядели как помеха. Остров находился встороне от центра Европы; значительная плотностьнаселения влекла за собой большиеэкономические расходы на поддержаниеэффективной инфраструктуры61.

В этих условиях Англияпостепенно отказывалась, причем, как считаютнекоторые историки62, вполнеосознанно, от претензий на главенствующуюроль в западном альянсе. Главныевнешнеполитические интересы Лондонапостепенно сосредоточивались в Европе, но и здесьпрепятствия и трудности подстерегалиАнглию практически на всех главных направленияхее внешней политики.

Настоящей трагедиейдля консервативных, колониальных кругов Англиистал начавшийся кризис британскойколониальной системы. Кроме того, наряду сослаблением международных позиций Англии,падением ее роли в международныхотношениях британские военные специалистыпризнавали серьезное ухудшениевоенно-стратегического положения страны,особенно в результате появления ряда новыхвидов оружия, таких, как атомное, ядерное,ракеты с большим радиусом действия63.

Однако эти «минорные»для английского истеблишментаобстоятельства нельзя возводить в абсолют.На том же Кипре Англии удалось сохранитьбазы для своих самолетов, несущих ядерноеоружие, а в 1961 году правительство туманногоАльбионаразместило на Кипре штаб-квартиру новогообъединенного командования английскихвооруженных сил на Ближнем Востоке.

Во второй главе «Кипрскоенаправление политики Великобритании вобстановкераспада колониальной империи» предметом анализастановятсяфакторы внутреннего и внешнего порядка,определявшие особенности политики Лондона в отношенииКипра смомента окончания Второй мировой войны до1960 года – времени обретения островом независимости.

В § 1этой главы – «Интернационализация “кипрскоговопроса”» рассматриваетсяпроцесс возникновения и углубления кипрскойпроблемы на фоне распада британскойколониальной империи. После Второй мировойвойны произошли кардинальные изменения в системемеждународных отношений. На фоне пораженияреакционных сил, замахнувшихся на самиосновы человеческой цивилизации, создания усилиямидержав антигитлеровскойкоалиции Организации Объединенных Наций,укрепления позиций Советского Союза –государства, которое выступало в качествеантипода западной системы,активизировалосьнационально-освободительное движение вколониальных странах. Британская империяподверглась мощному давлению со стороныколониальныхнародов. Начинается распад«Британской средневосточной империи»–своеобразного комплекса колоний,подмандатных территорий, сфер влияния,нефтяных концессий, баз и коммуникаций в обширномрайоне между Средиземным морем и Индийскимокеаном.

Кипр, будучибританской колонией с 1925 года, являлся одним изфорпостов этого комплекса. В 1946 годуделегация греков-киприотов прибыла вЛондон с требованием объединить остров сГрецией. Обеим палатам английскогопарламента была передана резолюция, принятаяправительством Греции, призывавшая кмирным переговорам по вопросу об «энозисе»Кипра. Лондон ответил решительнымотказом.

В конце 1940-х годов вгреко-кипрской общине появилисьпланы вооруженного объединения с Грецией.Осторожная позиция Греции в этом вопросе,особенно после вступления ее в 1952 году вНАТО, стала тем не менее более инициативной. В середине 1950-хгодов греки-киприоты провели первые акциипротив британских объектов на острове.Интернационализация «кипрскоговопроса»усиливается после обращения Греции 16августа 1954года в ООН с просьбой включить в повесткудня 9 сессии Генеральной Ассамблеи вопрос:«Применение к населению острова Кипрпринципа равноправия и самоопределениянародов под руководством ОбъединенныхНаций». После того, как ООН отклонила греческоеобращение, начинается активная вооруженнаядеятельность на острове состороны ЭОКА – национальнойорганизацииборцов-киприотов засвободу. За 1955 и 1956 годы онаорганизовала свыше 1200 акций, в результате которыхпогибли сотни человек, в том числе около стаангличан(чиновники, военные и гражданские лица). Виюне 1955 годаА.Иден выступил в палате общин с идеейсозыва в Лондоне конференции дляобсуждения «политических и военныхвопросов, касающихся ВосточногоСредиземноморья, включая Кипр». Конференциязакончилась провалом, но в тактическомвыигрыше оказалась Великобритания – ей удалосьподключить к участию в разрешении «кипрскоговопроса»Турцию.

В §2 «Цюрихско-лондонские соглашения 1959 года– базовыеусловия независимости Кипра» раскрывается процесс подготовки и проведениядвух важнейших конференций, в результатекоторых Кипр обрелнезависимость. По инициативе США иВеликобритании в феврале 1959 года в Цюрихе состоялась греко-турецкая конференция. В нейпринялиучастие делегации во главе спремьер-министрами Греции и Турции. Врезультате переговоров обе стороныдостигли согласия на предоставление Кипрунезависимости на основе гарантий состороны Великобритании, Турции и Греции.Данное решение предусматривало также сохранениебританскихвоенных баз на Кипре.

Чуть позже в Лондоне состоялась встречаминистров иностранных дел Греции, Турции иВеликобритании, на которой стороныпродолжили обсуждение достигнутых в Цюрихе соглашений в рамках подготовкипятисторонней конференции с участиемгреческой и турецкой общин Кипра, котораядолжна была закрепить этидоговоренности.

17 февраля 1959 года конференцияначала свою работу, а двадня спустя были согласованы и подписаныцелый пакетдокументов:Основы государственного устройства(конституции) Республики Кипр; Договор огарантиях между Великобританией, Грецией,Турцией и Республикой Кипр; Договор о союземежду Грецией, Турцией и Республикой Кипр;Декларация правительства Великобритании опередаче власти в руки кипрскогоправительства и др.

Важнейшей вехой напути к независимости стали президентскиевыборы, прошедшие в декабре этого же года.Первым президентом республики сталархиепископ Макариос,лидер турецкой общиныФ. Кучук–вице-президентом. В апреле 1960 годаОбъединенная комиссиязавершила работу надпроектом конституции. Виюле состоялись выборы первого высшегозаконодательного органа РеспубликиКипр –Палаты представителей. По конституциипредседателем Палаты должен быть представитель греческойобщины, а заместителем – турецкой. 7 августакаждая из общин избрала собственныйпарламент –Общинную палату, они осуществляликонтроль в области религии, культуры,образования,облагали прямыми налогами граждан своейобщины, контролировали судебные органы,муниципалитеты.

16 августа 1960 года вНикосии последним английским губернаторомКипра, представителями правительств Греции иТурции, президентом и вице-президентомКипра была подписана и с того же днявведена в действие Конституция РеспубликиКипр. Одновременно были подписаны Договор обобразовании Республики Кипр, Договор о гарантияхмежду Грецией, Турцией и Великобританией,Договор о союзе между Грецией, Турцией иРеспубликой Кипр. По договору о гарантияхВеликобритания, Турция и Греция получили возможностьвмешиваться во внутренние дела Кипра. Подоговору о союзе Греция и Турция размещали свои войскана территории острова.

Итак, Кипр былпровозглашен независимой сувереннойреспубликой. Отныне он мог устанавливатьдипломатические отношения с другимигосударствами и вступать в международныеорганизации. Однако Цюрихско-лондонские соглашения с самого начала значительно сузилисвободу и суверенитет только что образовавшейсяреспублики. Основные положенияКонституции,по сути дела, продуцировалиантагонизм между греческой и турецкойобщинами, что сделало возможным вмешательствостран-гарантов во внутренние дела Кипра.

В третьей главе «Независимый Кипрво внешней политике Великобритании»ставитсязадача проанализироватьпричины и истоки тех значительныхтрудностей,с которымистолкнулся Кипр в условиях своей независимости, аравным образом – отразить политику Великобританиии позицию ООН по отношению к межобщиннымстолкновениям на острове.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»