WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |

На правах рукописи

Воротникова Анна Эдуардовна

ГИНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ

ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ 19701980-х гг.

Специальность: 10. 01. 03 литература народов стран зарубежья

(литература стран германской и романской языковых семей)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Воронеж 2008

Работа выполнена в Воронежском государственном университете

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Якушева Галина Викторовна

доктор филологических наук, профессор

Кауфман Лия Соломоновна

доктор филологических наук, профессор

Цветков Юрий Леонидович

Ведущая организация: Калининградский государственный

университет им. И. Канта

Защита состоится « » 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 038. 14 в Воронежском государственном университете (394006, г. Воронеж, пл. Ленина, 10, ауд. 18).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.

Автореферат разослан « » 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета О.А. Бердникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1970–1980-е гг. – эпоха кардинального перелома в «женской истории», вызванного общедемократическими изменениями в жизни Запада и, в первую очередь, подъемом феминистского движения. Искусство слова, всегда чутко откликающееся на динамичные преобразования реального мира, переживает в последней трети ХХ столетия настоящий «женский бум»: представительницы слабого пола входят в литературу и как авторы произведений, и как их главные героини.

Проблемы социального бесправия женщины и возможностей ее духовно-личностной самореализации, и прежде не оставлявшие равнодушными писателей, приобрели поистине самодовлеющий характер в 1970–1980-х гг., в период эмансипаторского взлета. В это время сформировалось особое видение женственности: ее образ утратил четкие очертания, обнаружил онтологически заложенную в нем конфликтность и противоречивость. Авторы попытались приблизиться к образу новой женщины, придав ему доминантный статус в бытийной картине мира, сделав его основой осмысления широкой общественной, культурной, экзистенциальной проблематики.

Попытки определения литературы, обращенной к постижению новой женственности, привели к возникновению ряда терминов: «женская литература», «феминная литература», «феминистская литература», «женская эстетика». Однако терминологическое разнообразие, скрывающее множественность методологических подходов, не проясняет вовсе или проясняет лишь частично природу обозначившегося явления. Намеченные в исследовании «женской литературы» научные понятия взывают к более глубокому осмыслению и дальнейшей дифференциации.

Работы, посвященные изучению немецкоязычной «женской литературы», которая рассматривается в данной диссертации, носят в большинстве своем междисциплинарный характер. Концепции культурологической направленности ориентированы на раскрытие причин исторического аутсайдерства слабого пола (С. Бовеншен 1976, 1979), в то время как философские работы онтологизируют понятие женственности, лишая его связи с социальным контекстом действительности (статьи Э. Ленк, 1976; Ф. Гассауэр, 1980, 1983; Э. Мейер, 1978). В ряде исследований литературоведческий анализ конкретных произведений уступает место теоретизированию по поводу того, что есть «женская эстетика» (К. Рихтер-Шредер, 1986; З. Вейгель, 1983, 1987).

Более широкое видение изучаемого явления определяет исследования, в которых утверждается неразрывность связи между феминистской идейностью «женской литературы» и художественными способами ее воплощения (монографии М. Брюгман, 1986; М. Юргенсена, 1986). Подобные работы в большей степени обращены к выведению конкретных идейно-тематических доминант женского творчества при учете обусловивших их социально-исторических условий, а не к теоретическому конструированию лишенной эмпирических оснований «женской эстетики».

Представление «женской литературы» с разных, подчас диаметрально противоположных идейно-методологических позиций (сборник статей под редакцией Г. Пукнуса «Новая женская литература: немецкоязычные писательницы современности», 1980; двухтомное исследование под редакцией Г. Бринкер-Габлер, 1988) служит созданию панорамного охвата темы, но не вносит в нее необходимой ясности: размываются понятийные границы исследуемого явления, и утрачивается концептуальная четкость.

В предлагаемом исследовании предпринимается попытка проникновения в сущность «женской литературы» на основании анализа произведений отдельных авторов. О творчестве писательниц последней трети ХХ века написано много, что, однако, не решает проблемы. Подобные работы как в западной, так и в отечественной германистике замкнуты на произведениях одного автора, а потому вырывают их из контекста «женской литературы» и мало дают для понимания этой литературы как целостного явления.

Сомнительным следует считать отбор анализируемых произведений в существующих на сегодняшний день исследованиях. Например, в монографии Р. Шмидт (1982) наиболее подробно изучаются радикальные феминистские романы и почти полностью игнорируется иной – толерантный и общечеловеческий – тип женских произведений, что ведет к искажению картины «женской литературы», ее неоправданному сужению.

В общетеоретических и специальных работах, посвященных творчеству современных немецкоязычных писательниц, сущность понятия «женской литературы» и смежного с ним понятия «женской эстетики» так и остается не выявленной полностью. Для прояснения ситуации, которая сложилась в современной филологической науке вокруг наметившихся в искусстве слова 1970–1980-х гг. феноменов, целесообразным представляется введение понятия гиноцентризм (gyne – греч. «женщина»). Термин заимствован из области гендерных исследований, где он обозначает специфическую конфигурацию властных отношений, предполагающую доминирование слабого пола в социальной и культурной жизни.

В предлагаемой работе гиноцентризм получает статус литературоведческого понятия и трактуется как идейно-эстетический принцип воссоздания и осмысления бытийной диалектики, реализующийся через обращение к доминантному в художественно-концептуальной системе произведения образу женщины. Актуализация понятия «гиноцентризм» позволяет сузить неоправданно расширенную сферу изучения так называемой «женской литературы» и «женской эстетики» и добиться большей определенности в их понимании.

Актуальность проведенного исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка проникновения в сущность все еще не познанного до конца явления «женской литературы», рассматриваемой под особым методологическим углом зрения – с учетом ее гиноцентрической направленности.

При общности идеи доминантного положения женщины в художественной картине бытия концепция женственности получает неоднозначное наполнение в гиноцентрических произведениях последней трети ХХ столетия. Специфика решения проблемы «женщина» приобретает непосредственное значение, когда автор обращается к ней как к ведущему идейному принципу при воспроизведении характеров, формировании образной системы, выборе повествовательной перспективы, построении сюжета и композиции. Поскольку существует прямая зависимость между концепцией женственности и выбором художественных средств ее воплощения (композиция, хронотоп, языковая деконструкция, повествовательная перспектива и т. п.), следует говорить о гиноцентризме не только как об идейном, но и как об эстетическом принципе.

Введение понятия «гиноцентризм» позволяет выбрать такой методологический ракурс исследования, благодаря которому удается избежать абсолютизации критерия гендерного авторства: гиноцентрический принцип может входить и в мужское творчество (Э. Паниц, П. Хандке и др.). Но поскольку гиноцентрический принцип наиболее полно реализовался в произведениях авторов-женщин, то и художественные варианты его воплощения исследуются в данной диссертации прежде всего в женских немецкоязычных романах 1970–1980-х гг.: «Малина» И. Бахман, «Кассандра» К. Вольф, «Лунные женщины» Б. Фришмут, «Любовницы» и «Пианистка» Э. Елинек, «Оскопление» К. Рейниг, «Пол мыслей» Ю. Генрих, «Линька» В. Штефан. Соответственно объектом исследования следует считать гиноцентрические романы обозначенного периода, а предметом исследования – особенности их поэтики и проблематики.

Хронологические рамки отбора произведений определяются с учетом социально-исторической и культурной ситуации. Конец 1960-х гг. – время студенческих волнений, подрывных тенденций в социалистическом мире, новой волны феминизма, активизировавшей деятельность женщин повсеместно, в том числе на поприще искусства. С этого момента и вплоть до середины 1980-х гг. гиноцентрический принцип приобретает едва ли не первостепенное значение в творчестве авторов-женщин. На конец 1980-х – начало 1990-х гг. приходится окончательное крушение социалистического лагеря, объединение Германии, изменение полоролевых отношений в сторону их унификации. В это время наблюдается некоторое снижение актуальности гиноцентрического принципа художественного осмысления действительности.

Социально-историческая специфика произведений писательниц Австрии, ГДР и ФРГ никоим образом не игнорируется в работе, но и не абсолютизируется. В 1970–1980-е гг., когда отошли в историю первые десятилетия раздельного строительства двух антагонистических систем, более значимым, чем внешние идейные различия, порожденные преходящими условиями социальной действительности, оказалось глубинное родство гиноцентрических произведений писательниц из ГДР и из капиталистических немецкоязычных стран.

1970–1980-е гг. – чрезвычайно насыщенная пора в истории немецкоязычной литературы в целом и «женской» в частности, поэтому исчерпывающий охват материала не является целью данного исследования. Более важным представляется рассмотрение явления в его единстве и индивидуальной для каждой писательницы специфике. В диссертации исследуется творчество как всемирно известных писательниц, чьи имена уже вошли в историю литературы (К. Вольф, Э. Елинек, И. Бахман), так и их менее знаменитых соотечественниц, чье творчество интересно главным образом как социокультурный феномен (например, В. Штефан). Подобное «соседство» призвано выявить многообразие концепций женского бытия, представленных сквозь призму гиноцентрического принципа.

Один очевидный критерий общности рассматриваемых произведений – их отнесенность к романному жанру, пользующемуся особой популярностью у пишущих женщин, что объясняется свободой его формы, открытостью навстречу новым веяниям, отсутствием предзаданности его становления.

Цель работы – исследовать реализацию принципа гиноцентризма в поэтике и проблематике женских романов Германии и Австрии 1970–1980-х гг. В рамках данного исследования поставлены следующие задачи:

–решить проблему существования гендерно детерминированной эстетики;

–установить основные значения понятия «женская литература» и обосновать необходимость ее изучения с точки зрения реализации в ней гиноцентрического принципа;

–выявить наиболее репрезентативные для гиноцентрической литературы Германии и Австрии указанного периода типы романов с точки зрения представленных в них концепций женского бытия;

–определить способы художественного воплощения концепций женского бытия в гиноцентрических романах;

–наметить место гиноцентрического принципа в женской романистике Германии и Австрии в последующем литературном развитии.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка целостного осмысления, т. е. с художественной и идейно-тематической точек зрения, женских романов через призму воплощенного в них гиноцентрического принципа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ряда известных специалистов в области изучения романного жанра и способов выражения авторского сознания В. Кайзера, Ф.К. Штанцеля, М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Д.В. Затонского, Н.Т. Рымаря, И.В. Млечиной, Т.Л. Мотылевой, В.А. Пестерева, С.Н. Филюшкиной.

Выбор методов исследования обусловлен сложностью поставленных задач и неоднозначностью объекта изучения. Применение традиционных историко-литературного и сравнительно-типологического методов, а также метода текстологического и лингвистического анализа позволило рассмотреть гиноцентрические романы современных немецких писательниц на разных уровнях, в результате чего была достигнута системная интерпретация их как произведений самобытных, отмеченных уникальным авторским мировидением, и в то же время как отдельных модификаций гиноцентрической романной прозы, репрезентирующих в совокупности единое явление. Методологические установки диссертации базируются на принципах, выработанных в различных отраслях гуманитарной науки (социологической, исторической, психологической, философской, лингвистической, мифологической и других), что обусловлено самой целью – представить женскую гиноцентрическую романистику как многостороннее явление, требующее учета всех факторов его возникновения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Креативность не является гендерно маркированным феноменом в эссенциалистском смысле: представители обоих полов творят в единой системе эстетических координат. Псевдонаучное понятие «женской эстетики» правомернее было бы заменить на феминную эстетику, соотносимую с авангардистскими практиками письма и не сводимую к биологическому полу автора.

2. Понятие «женская литература» получает множественные толкования в зависимости от критериев, положенных в его основание (гендерное авторство, целевая аудитория читателей, соответствие эстетическим стандартам, манифестация феминистского мировоззрения, идейно-тематическое наполнение, стиль, ракурс представления), что приводит к размыванию и даже утрате сущности явления. Введение понятия идейно-эстетического принципа гиноцентризма как основы художественного освоения бытия позволяет выявить диалектику различия и общности, уникальности и единства женских романов в общелитературном процессе последней трети ХХ столетия.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»