WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 11 |

Основная задача первой главы состоит в изложении концептуальной авторской модели ритмико-интонационного членения речевого высказывания в монологической речи. Под ритмико-интонационным членением (РИЧ) в настоящей работе понимается членение речевого текста на фрагменты разной размерности (от фоносинтагмы до сверхфразового единства), которое осуществляется говорящим с помощью особых звуковых средств в соответствии со смысловой и синтаксической структурой высказывания и с учетом универсальных принципов ритмической организации речи. В РИЧ находит своё проявление организационно-синтаксическая функция интонации, одна из ее основных функций.

Предлагаемая модель представляет собой теоретическую схему, ориентированную в перспективе на создание деятельностной модели ритмико-интонационного поведения говорящего в процессе текстообразования. По нашему мнению, в котором мы следуем взглядам Л.В. Щербы, только деятельностный подход может отразить сущностную природу процессов ритмизации и интонационного членения речи, которые до настоящего времени рассматривались исключительно статически, с позиции готового высказывания.

Л.В. Щерба, в работах которого были заложены основы синтаксической фонетики в отечественной лингвистике, трактовал РИЧ как явление, непосредственно связанное с процессом порождения речи. Достаточно напомнить, что минимальная единица РИЧ – синтагма – определялась им как «фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли»4. Акцент на процессе речи-мысли для Щербы не случаен: известно, что он сформулировал понятие активной грамматики говорящего, которую понимал как «сборник правил речевого поведения …они должны руководить говорящими при составлении фраз в соответствии с мыслями, которые эти говорящие хотят выразить»5. Рассуждая о возможном построении такой грамматики, Щерба выделил ряд этапов в создании предложения, которые хорошо согласуются с современными психолингвистическими моделями речепорождения.

В большинстве фонетических исследований, посвященных РИЧ, теоретически признаваемая связь с речевой деятельностью практически игнорируется. Преобладает статический подход, при котором живой продукт (линейно развертывающийся в процессе мыслительно-языкового конструирования текст) отрывается от деятеля (говорящего) и от избираемого им способа координации во времени тех механизмов, которые соучаствуют в текстопорождающем процессе. Это приводит к естественному сдвигу в интерпретации РИЧ: оно рассматривается просто как результат озвучивания готовой, полностью известной лексико-синтаксической структуры предложения, включающей сведения о коммуникативной организации. Статический подход с позиции готового высказывания сохраняется и в тех работах, где корреляции между лексико-синтаксической структурой и РИЧ описываются с помощью межуровневых правил, задающих соответствие между разными характеристиками предложения, как это имеет место в исследованиях, выполненных в русле идей порождающей фонологии6

.

Замена деятельностного рассмотрения статическим не проходит бесследно и для базовой единицы РИЧ: принципиальная для Щербы ссылка на процесс “речи-мысли” элиминируется, и синтагма трактуется просто как минимальная интонационно оформленная группа слов в составе предложения, которая обладает смысловым и синтаксическим единством.

Признавая правомерность и безусловную необходимость статического подхода на этапе выявления и каталогизации важнейших соответствий между разными языковыми характеристиками высказывания, мы считаем, однако, что такой подход не может вскрыть сущностную природу РИЧ. Оно относится к таким текстовым и дискурсивным явлениям, которые в силу своей природы требуют деятельностного рассмотрения.

Деятельностный подход расширяет круг вопросов, которые должны найти отражение в модели РИЧ. Помимо вопроса о глубинных источниках РИЧ (мотивационный аспект), требуют ответа также следующие вопросы: каким образом формируется РИЧ в ходе линейно-временного развертывания текста (процедурный аспект); какие звуковые средства используются говорящим для формирования РИЧ (собственно фонетический аспект); какова функция РИЧ текста в устной коммуникации для говорящего и для слушающего (функциональный аспект).

Деятельностная модель РИЧ должна в конечном итоге хорошо “вписываться” в интегральную модель текстообразующей деятельности говорящего. Интегральная модель должна задавать исходные теоретические ориентиры для моделирования конкретных языковых явлений и направлять усилия исследователей на получение таких результатов, которые были бы полезны для понимания и моделирования речевой деятельности в целом. Как справедливо подчеркивает В.Левелт, известный специалист в области психолингвистики, отсутствие эксплицитной ориентации на интегральную модель как на конечную цель объяснения речевого поведения делает невозможным сопоставление различных теоретических позиций и затрудняет использование огромного массива эмпирических данных, накопленных исследователями речи7. Учитывая это, мы включили в п.1.1. главы 1 изложение теоретических представлений, на которые развиваются в современных моделях типа “Речевая интенция Артикуляция (Звучание)”. Наше исследование ориентируется в основном на модель В. Левелта; ее обоснованию посвящена обширная монография [Levelt, цит. раб.], которая и на сегодняшний день является самым представительным трудом в обсуждаемой области психолингвистики. Модель Левелта представляет для нас особый интерес в связи с тем, что в ней, в отличие от многих других теорий, большое внимание уделяется анализу временной развертки процесса порождения высказывания, а также рассмотрению функций и устройства фонологического процессора речепорождающего механизма.

Теоретические установки современных моделей речепорождения обсуждаются по необходимости кратко, с акцентом на те положения, которые важны для концепции данной работы. Особое внимание обращено на такие особенности модели, как внутреннее устройство речепорождающего механизма, параллельное конструирование всех значимых характеристик высказывания, инкрементный способ его линейно-временного развертывания; необходимая сериальность (цикличность) концептуальной обработки смысловой информации, обусловленная ограничениями на функционирование тех психофизиологических механизмов, которые вместе с языком соучаствуют в формировании, вербализации и звуковом кодировании мыслительного содержания, передаваемого в высказывании.

Функционально- структурная схема модели Левелта для режима устной речи приведена ниже на рис.1. Схема адаптирована в целях настоящей работы на основании [Levelt 1989: 9; 470].

Концептуально-эмотивная сфера

С

И

С

Т

Е

М

А

П

О

Н

И

М

А

Н

И

Я

Р

Е

Ч

И

В

О

С

П

Р

И

Я

Т

И

Е

Р

Е

Ч

И

Коммуникативные интенции и

Глобальные установки речепорождения


КОНЦЕПТУАЛИЗАТОР

Генератор сообщений



Система самоконтроля

(мониторинг)

Семантическая структура высказывания (превербальное

сообщение)

Языковая сфера

ФОРМУЛЯТОР

ЛЕКСИКОН

Грамматический процессор

Лексемы

Лексико-синтаксическая структура высказывания (грамматическая характеристика)

Формы

Фонологический процессор

Фонетическая характеристика / фонетический план высказывания

("внутренняя речь")

Моторная сфера

АРТИКУЛЯТОР

Артикуляционный поток

(внешняя речь)

Акустический сигнал

Рис.1. Функционально-структурная схема модели порождения речи по Левелту,1989. Пунктирные стрелки соответствуют каналам обратной связи.

Что касается временного развертывания процесса речепорождения, особенности которого рассматриваются в пп.1.1.2, 1.1.3, то здесь принципы обработки информации производны от главного функционального требования к работе речепорождающего механизма в режиме реального времени. Это требование формулируется следующим образом: процессоры в составе речепорождающего механизма должны работать так, чтобы в результате порождалась плавная речь, причем достаточно быстро, не вызывая у слушающего состояния напряжения, связанного с ожиданием речевой продукции говорящего. В этом смысле можно говорить о плавной внешней речи как о речевом потоке, почти непрерывно текущем во времени. Эта метафора, очень популярная в лингвистических работах, отражает интуитивное ощущение важности сформулированного требования и свойства плавности устной речи. В известных психолингвистических моделях предполагается, что порождение плавной, удобопроизносимой, удобовоспринимаемой и легко понимаемой речи входит в коммуникативные намерения кооперативного говорящего. Можно сказать, что в его целевые установки входит порождение эвфоничной устной речи в широком смысле слова.

Главным условием порождения плавной речи признается параллельно-инкрементная стратегия обработки информации. В развернутом виде она формулируется так: все компоненты речепорождающего механизма, логически последовательные по своим задачам, во временнм плане могут работать параллельно, но они работают над разными фрагментами конструируемого высказывания, лишь с небольшой задержкой во времени в работе каждого последующего процессора относительно работы предыдущего, т.е. обрабатывают информацию локально, без значительного “заглядывания вперед”, в последующий фрагмент входной информации. Анализируя следствия инкрементного принципа, Левелт пишет: Если кванты информации, над которыми работают последовательные процессоры, небольшие по размеру, т.е. не требуют много времени на обработку, артикуляция может следовать “по пятам” за концептуализацией [цит. раб: 27-29].

Теоретические представления об устройстве и функционировании речепорождающего механизма в режиме реального времени, изложенные в 1.1, лежат в основе предлагаемой нами деятельностной модели РИЧ. Авторская концепция, принципиальные положения которой описываются в разделе 1.2, ориентирована на устную монологическую речь как на такой вид речевого поведения, который предполагает творческий характер текстообразования, направленность на передачу достаточно сложного мыслительного содержания в условиях длительного воздействия речи одного коммуниканта на другого. Именно в этой форме речи ритмико-интонационное членение имеет наиболее полное выражение и обладает наибольшей функциональной значимостью.

Опираясь на базовые положения современных моделей речепорождения, можно сформулировать следующую гипотезу о природе фонетического членения и связанных с ним явлений. Паузация, интонационное членение и ритмизация речи в каноническом случае являются естественным результатом рациональной стратегии текстопорождения. Под последней понимается такая стратегия, при которой все механизмы, обеспечивающие речевую деятельность, согласованы друг с другом по своим возможностям, скорости обработки информации, скоординированы во времени и направлены на достижение одной цели – максимально полной и достаточно быстрой реализации коммуникативного намерения говорящего в форме плавной, эвфонически организованной речи. Исходя из изложенного в разделе 1.1, в п.1.2.1 диссертации выделяются и обсуждаются следующие глубинные источники РИЧ:

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 11 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»