WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 11 |

На правах рукописи

КРИВНОВА ОЛЬГА ФЁДОРОВНА

РИТМИЗАЦИЯ И ИНТОНАЦИОННОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА

В “ПРОЦЕССЕ РЕЧИ-МЫСЛИ”

( опыт теоретико-экспериментального исследования)

Специальность:

10.02.19 теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор, чл.-корр.РАН Т.М. НИКОЛАЕВА

доктор филологических наук, профессор

Р.К. ПОТАПОВА

доктор филологических наук

Р.Ф. КАСАТКИНА

Ведущая организация: Санкт- Петербургский государственный университет, филологический факультет

Защита диссертации состоится 13 июня 2007 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.24 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени

М.В. Ломоносова

Автореферат разослан «____ » _____________ 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета О.В.Дедова

Общая характеристика работы

В современной лингвистике фокус внимания исследователей постепенно смещается с отдельного высказывания (предложения) на системный анализ связного текста, а с последнего – на человека, создающего и понимающего этот текст. Методологическим сдвигам сопутствует изменение оценки лингвистического статуса и функциональной роли конкретных языковых средств, в особенности тех, которые непосредственно связаны с передачей коммуникативно-смыслового намерения говорящего в условиях реального устного дискурса. Просодические характеристики речи и их языковые соответствия являются ярким примером такого изменения. 20-30 лет назад, в период преобладания структурно-семиотического подхода, включение фразовой просодии в сферу лингвистического анализа требовало специального обоснования. Известный французский исследователь Ф. Мартэн писал в те годы о просодии фразы: «Бедные родственники официальной и узаконенной лингвистики, которая почти всегда отбрасывала их во внешние сумерки маргинальности, просодические факты, тем не менее, являлись объектом пристального внимания со стороны многих исследователей»1. При этом сама природа фразово-просодических явлений требовала выхода как за пределы предложения в текст, так и за пределы языка как системы в дискурс. Во многом благодаря этому, как тонко отметила Т.М. Николаева, лингвистика оказалась подготовленной к созданию грамматики текста «в самой своей периферийной части – в изучении фразово-просодических структур»2, и, в частности, в теории синтагмы академика Л. В. Щербы.

Авторы французского энциклопедического словаря науки о языке О. Дюкро и Ц.Тодоров идут еще дальше в оценке значимости просодических данных и, предвосхищая будущие тенденции в лингвистике, пишут: «Возрастающий интерес, который проявляют современные лингвисты к просодическим фактам, должен, очевидно, иметь глубокие последствия: на уровне методов, что само собой разумеется, но также и на теоретическом уровне: введение столь важных дополнительных данных предполагает изменение объекта теории, т.е. концепта самого языка»3.

В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания и текста выдвигаются на передний план не только в фонетике, но все чаще затрагиваются и в таких лингвистических дисциплинах, как синтаксис, семантика, анализ устного дискурса, когнитивная лингвистика. В то же время многие вопросы фразовой и текстовой просодии остаются нерешенными, требуют теоретического осмысления и экспериментальной проверки в рамках целостной концепции текстопорождающей деятельности человека, объясняющей, в частности, и его звуковое поведение. Существенна и обратная связь - от просодических исследований к более глубокому пониманию и моделированию процессов и механизмов порождения и понимания речевых текстов.

Основная цель диссертационной работы состоит в изложении и теоретическом обобщении многолетних экспериментальных исследований автора по тематике, связанной с ритмико-интонационной организацией звучащего текста. Исследования объединены единым предметом и объектом изучения, единой теоретической базой, а также в значительной степени и единым материалом.

Предметом рассмотрения является природа и роль процессов ритмизации и интонационного членения речевого высказывания в механизмах порождения и понимания звучащего текста.

Объект исследования – ритмико-интонационная организация высказываний в репродуцированной монологической речи, в режиме чтения письменного текста.

Материал работы включает озвученные русские тексты научного и публицистического функционального стиля, а также особенности речевого поведения носителей языка, выявленные в ходе специальных экспериментов, проведенных автором. Общее время длительности озвученных текстов около одного часа.

Бльшая часть экспериментов проводилась на материале научного текста лингвистического характера, который был прочитан без предварительной подготовки (“с листа”) диктором, профессиональным лингвистом, носителем московской произносительной нормы, имеющим навыки чтения текста перед микрофоном. Для прочтения был выбран фрагмент раздела “Введение” из книги А.А.Зализняка “Русское именное словоизменение”, М., 1967, стр. 3-11. При проведении экспериментов, в зависимости от конкретной задачи, основной экспериментальный текст использовался целиком или отдельными фрагментами.

Выбор научной речи в качестве экспериментального материала не случаен, хотя и не дает оснований для распространения обнаруженных в нем закономерностей ритмико-интонационного членения (РИЧ) на монологическую речь в целом. Научная речь связана с передачей сложного мыслительного содержания, что предполагает функциональную значимость РИЧ для восприятия и понимания научного текста и одновременно развернутость, полноту выражения сложной, иерархической организации фонетического членения при порождении или чтении текста.

Обращение к репродуцированной форме устной речи связано с желанием максимально ограничить действие вторичных факторов, оказывающих влияние на формирование РИЧ в связной речи, сохранив в то же время действие центральных тенденций. Мы исходим из допущения, что выразительное, осмысленное чтение текста “с листа” представляет собой имитацию естественного процесса текстопорождения идеальным говорящим, максимально ориентированным на слушающего и не знающим трудностей в решении задач концептуализации и поиске языковых средств, с помощью которых формулируется и выражается передаваемая информация. Деятельностная модель ритмического и интонационно-паузального поведения говорящего при осмысленном, выразительном чтении текста с листа может рассматриваться как идеализация реального механизма, работающего при отсутствии “сил трения”.

Период наиболее интенсивной работы над выбранной темой пришелся на 80-е – 90-е годы прошедшего столетия и совпал с рядом важных, переломных событий, из которых отметим два: смену научной парадигмы в лингвистике – переход «от «жизни в языке» к «языку в жизни» – и активное внедрение компьютерной техники в практику фонетических исследований, что было особенно важно для настоящей работы.

Методологические установки диссертации базируются на двух источниках: это, во-первых, теория синтаксической фонетики (синтагмы) Л.В. Щербы и, во-вторых, концепции, развиваемые в современных моделях порождения речи типа “Речевая интенция Артикуляция”. Указанные источники образуют теоретическую базу всех экспериментальных исследований автора, посвященных проблеме ритмико-интонационной организации речи, и служат основанием для концептуальной интерпретации экспериментальных данных.

Конечной задачей изучения процессов ритмизации и интонационного членения звучащей речи является, на наш взгляд, создание деятельностной, объяснительной модели этих явлений, модели, которая хорошо вписывалась бы в интегральную модель порождения речи и в ее фонетический компонент.

Деятельностная перспектива значительно расширяет круг вопросов и аспектов изучения соответствующей проблемной области: помимо  основного, мотивационного, аспекта, связанного с вопросом «каковы глубинные источники РИЧ», необходим анализ и других аспектов:  процедурного (каким образом возникает РИЧ в ходе порождения речевого высказывания), собственно фонетического (какие звуковые средства используются говорящим для формирования РИЧ), и  функционального (какова роль РИЧ в устной коммуникации).

Очевидно, что ответить детально на все указанные вопросы в рамках одного исследования невозможно, но общая деятельностная перспектива служила важным целевым ориентиром при планировании всех экспериментов, выполненных автором по тематике диссертационной работы.

Одна из основных задач исследования состояла в том, чтобы сформулировать концепцию деятельностной модели ритмико-интонационной структуры речевого высказывания и расширить эмпирическую базу для построения такой модели с помощью экспериментов, специально направленных на верификацию модели и ее конкретное фактологическое наполнение.

Актуальность поставленной задачи может быть аргументирована, по крайней мере, тремя соображениями. Во-первых, отмеченным выше интересом лингвистики к естественной звучащей речи в процессе ее создания и понимания. Во-вторых, теоретически принимаемым многими фонетистами положением об отражении в ритмико-интонационном членении текста особенностей мыслительно-языковой деятельности говорящего. В-третьих, недостаточностью теоретической и экспериментальной разработки проблемы в целом, преимущественно статическим подходом к изучению и описанию ритмико-интонационной организации текста.

Конкретные задачи, которые рассматривались и решались в экспериментальном плане, таковы:

  • уточнить сущность и проявление иерархической природы ритмико-интонационной организации речи;
  • исследовать особенности перцептивного обнаружения и оценки глубины ритмико-интонационных разрывов (просодических швов) в звучащем тексте;
  • оценить различия в смысловой значимости просодических швов разного происхождения и глубины;
  • исследовать возможность перцептивной сегментации звучащего текста на предложения-фразы только на основе просодической информации без использования лексико-синтаксических ключей;
  • исследовать базовые свойства фонетической синтагмы как единицы ритмической организации высказывания (фонетическая длина, тенденция к изохронии, метрическая схема, внутренний ритм, глубина завершающего ПШ, корреляция с лексико-синтаксической структурой и смысловым членением предложения);
  • проанализировать роль фактора речевого дыхания в интонационно-паузальном членении текста;
  • разработать специальный описательный аппарат (набор временных признаков-дескрипторов), с помощью которых стандартным образом зафиксировать закономерности временного оформления фоносинтагмы в рамках представительного экспериментального массива;
  • по результатам проведенного “временнго ”анкетирования” выявить стандартную временную схему фоносинтагмы, построить ее количественную модель и проверить практическую применимость модели для просодической параметризации ритмической схемы синтагмы и высказывания в целом;
  • проанализировать результаты взаимодействия факторов, влияющих на временню реализацию словесного ударения в разных линейно-ритмических позициях фоносинтагмы;
  • произвести анализ краевых фонетических явлений на границах фоносинтагмы и интонационной фразы (финальное продление и ларингализация);
  • исследовать интегральную темповую характеристику синтагмы, в том числе на перцептивном уровне;
  • получить конкретные характеристики текстоориентирующей и операциональной роли РИЧ при восприятии и смысловом анализе звучащего текста;
  • проверить применимость теоретических положений и практических результатов работы в действующей модели автоматического синтеза русской речи.

В экспериментах автора по тематике диссертации использовались различные методы научного исследования, в зависимости от характера конкретных задач, которые возникали по ходу работы. Основным был метод моделирования – концептуального и компьютерного. При анализе ритмико-временной структуры текстовых фрагментов широко использовался корпусный метод, который позволяет представить большой массив фактических данных комплексно – с учетом разноуровневых характеристик речевых фрагментов, начиная от чисто акустических и кончая текстово-дискурсивными. Единица собранного банка данных, оформленного в виде картотеки, – фонетическая синтагма, состав банка 540 единиц.

В фонетической части исследования применялись все методы экспериментальной фонетики – слуховой и аудиторский анализ, аналоговый и цифровой методы инструментальной обработки речевого сигнала. Для выявления особенностей речевого поведения, связанных с ритмико-интонационным членением текста, активно использовался метод лингвистического эксперимента, для применения которого автором диссертации были разработаны оригинальные методики, позволившие получить интересные экспериментальные результаты.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 11 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»