WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |

С начала 1990-х гг.начинается современный период развитияисторической науки.

На первом этапе начинает формироватьсяисториография проблемы, в основе которойлежат нормативно-законодательные актысоветской власти (декрет СНК РСФСР от 23января 1918 г. «Об отделении церкви отгосударства и школы от церкви» и др.),статьи и выступления партийных игосударственных деятелей, что наложилоотпечаток на формирование идеологическихустановок в изучении проблемы.

В первом параграфеакцентируется внимание на том, что в начале1920-х гг. историография проблемыпредставлена и иным направлением в лицерусских религиозных философов: Н.А.Бердяева, С. Н. Булгакова, И.И. Ильина иевразийцев, которые считали коммунизмсвоего рода религией со всеми присущими ейэлементами и резко критиковали действиясоветского правительства в отношениицеркви. Этот этап представлен иэмигрантскими работами профессоров А.В.Карташева и И.А. Стратонова и др., которыезаложили основу для изучения проблемыгосударственно-церковных взаимоотношенийв советской России и которую впослевоенный период развили зарубежныеисследователи.

В 1920-е гг. был ещевозможен относительно научный плюрализм.На этом этапе открывается полемика междустароцерковцами и живоцерковцами. Апологетические сочинения лидеровобновленческого движения (А.И. Введенский,Б.В. Титлинов, А.И. Боярский) можно выделить как отдельную группу публикацийрассматриваемого периода. С одной стороны,они содержали порой единственные в своемроде исторические свидетельства, а сдругой стороны, стремились подвестиканоническую основу под новоявленныйраскол.

Теоретические работы ивыступления видных партийных игосударственных деятелей Н.И. Бухарина, П.А.Красикова, В.И. Ленина, А.В. Луначарского,И.И. Скворцова-Степанова, Л.Д. Троцкого, Ем.Ярославского и др. не только разъяснялиполитику советской власти в религиозномвопросе, но и являлись практическимруководством в деле антирелигиознойпропаганды. Концептуальные установки этихработ определили методологическую основусоветской историографии проблемы.

В целом, разрушениеорганизационной системы Русскойправославной церкви расценивалось какзакономерное и прогрессивное явлениереволюционной эпохи. Деятельность же самойцеркви в 1917-1930-е гг. сводилась к борьбеиерархов. Место народных масс вовнутрицерковных процессах того времениглубоко не анализировалось, верующийправославный человек не был ни объектом, нисубъектом исследований.

Таким образом,сложившаяся в советской историографииконцепция церковной истории 1917-1930 гг. быласкорее результатом выполненияопределенного идеологического иполитического заказа, чем осмыслениемвсего многообразия историческойдействительности той эпохи.

Отмечается, что на втором этапеполностью исчезает инакомыслие иальтернативность суждений в историческойнауке. Что касается проблемыцерковно-государственных взаимоотношений,то ее рассмотрение на этом этапе не сталоспециальным предметом официальнойисториографии. Это доказывается общимсокращением количества работ, чтообъяснялось тенденциями развитияисторической науки и некоторымослаблением антирелигиозной деятельности.В качестве обобщающейработы, в которой рассматривалисьформирование государственно-церковныхотношений в СССР, а также деятельностьпартийных и государственных органов поруководству этой сферой, можно отметитьсборник статей «ХХ-летие отделения церквиот государства» (1938).

Во время ВеликойОтечественной войны и в послевоенные годымежду властью и православием стал возможен«неожиданный диалог». Нормализациягосударственно-церковных взаимоотношенийнашла отражение в возобновлении в 1943 г.издания «Журнала Московской Патриархии».Событием стала и публикация МосковскойПатриархией сборника «Патриарх Сергий иего духовное наследие», в который частичнобыли включены интересные церковныедокументы и статьи православногодуховенства.

В параграфеподчеркивается, что к началу 1950-х гг. вистории государственно-церковныхвзаимоотношений сложилась нестандартнаяситуация. С одной стороны, религиозныеорганизации укрепляют свои позиции,расширяются их права и др. С другой стороны,партийными и государственнымируководителями отсутствие руководящихустановок по борьбе «с религиознымдурманом» воспринималось как отступлениена идеологическом фронте, «сползание смарксистских позиций». Возникшие в результатедвойственность и неопределенность немогли не повлиять на официальнуюисториографию. Еслисравнивать предыдущий и последующий этапы,то следует констатировать, что второй этапразвития историографии проблемы являлсясамым «бесплодным».

На третий этап приходится возобновление систематическойантирелигиозной пропаганды в соответствиис постановлением ЦК КПСС от 7 июля 1954 г.,наметился рост интереса к проблемегосударственно-церковных взаимоотношений.После ХХ съезда демократическиепреобразования в целом способствоваликачественным изменениям в историографии.Однако идеолого-теоретическая базапо-прежнему оставалась в рамках оценочныхпараметров 1920-1930-х гг. При этом, авторысчитали, что борьба против религии и церквив целом приобрела характер идеологическойборьбы за господство научногомировоззрения.

Оценивая изданные в этигоды работы, посвященные религиознойтематике, следует отметить ихразноплановость. Проводятся исследованияфилософского, исторического, юридического,социологического, педагогического и др.характера. Расширяется тематика иувеличивается количество научныхисследований, что позволяет нам выделитьтакие направления как:

- изучение становленияи развития нормативно-правовой базыгосударственно-церковных взаимоотношенийв советский период (М.М.Персиц, В.А. Куроедов, В.И. Клочков,В.Н.Калинин, Ю.А. Розенбаум и др.);

- исследование церковных расколов 1920-хгг. (П.К. Курочкин, Р.Ю. Плаксин, А.А. Шишкин идр.). В то же время критическое освещениеистории и положения религии в СССР,негативная характеристика религиознойполитики государства и апологетика РПЦпредставлены в публицистических книгах,мемуарах, либо богословских трудах русскихэмигрантов различных политическихориентаций, а также церковных авторов иавторов самиздата (А. Левитин, В. Шавров, Л.Регельсон, митр. И Снычев и др.);

- рассмотрение вопросаизъятия церковных ценностей. В отношенииизъятия церковных ценностей висториографии того времени утвердиласьверсия о том, что церковь изначальноотказалась помочь бедствующим от голодалюдям и целенаправленно сопротивляласьлюбому изъятию церковных и богослужебныхпредметов. Изучение темы началось в 1960-е гг.(Н.А. Чемерисский, Р.Ю. Плаксин и др.);

- изучение процессастановления, развития и утвержденияатеистических воззрений в СССР, а такжепартийного руководства атеистическимвоспитанием. В работахпредпринимались попытки определитьположение и значение атеизма в обществе,дать научный анализ проблемаматеистического воспитания и одновременноопровергнуть «вымыслы о политике«государственного атеизма» в СССР,полемизируя с богословскими концепциями ороли и месте церкви и религии в жизничеловека;

- изучение отношенийсоветской власти и церковных организацийна региональном материале, которые в1960-1980-е гг. стали предметом специальногоисследования ряда докторских икандидатских диссертаций (Поволжье, Урал,Мордовия, Сибирь и др.). Но комплексрегиональных особенностей политического исоциально-экономического развитияпрактически не был выявлен и не учитывалсяисследователями.

Создание в конце 1950-х гг.Сибирского отделения Академии наук СССРпозволило повысить уровень историческихисследований и начать разработку темы«Власть и церковь в СССР» на материалахСибири. Заметным явлением стали труды И.Д.Эйгорна по истории религии и атеизма,классовой борьбы в 1917-1937 гг. в регионе.Автор сосредоточил свое внимание на«церковной контрреволюции»: роль церкви взаговорах и мятежах, ее классовая сущность,причины краха, политическаяпереориентация духовенства. Исследованиюистории проведения в жизнь декрета «Оботделении церкви от государства и школы отцеркви» в Забайкалье в 1918 – 1923 гг., изучениюхарактера и форм борьбы духовенства сгосударством посвятил диссертационноеисследование М.Л. Нейтман. В 1982 г. вышламонография И.М. Шильдяшова, в которойисследовался процесс секуляризациидуховной жизни народов Сибири.

В рассматриваемые годысерьезные шаги в исследовании государственно-церковныхвзаимоотношений 1920-1930-х гг. сделаны висториографии русского зарубежья (Д.В.Константинов, М. Польский, Г. Рар (А. Ветров),А. Боголепов и др.). Основная задача этихпубликаций заключалась в отражениирепрессивной политики государства поотношению к церкви (И. Андреев, Л. Регельсон,В. Степанов (Русак) и др.)

С 1960-х гг. проблемавзаимоотношений государства и РПЦ сталаобъектом изучения зарубежной«советологии», которая утверждала, что РПЦне являлась контрреволюционной силой и невела борьбы против советского строя, а лишьвынужденно защищалась отразворачивавшихся преследований1.

На заключительном– четвертом этапе – стал возможен пересмотр прежних подходов визучении государственно-церковныхотношений. В работах этих лет верующиестали признаваться такими же гражданами,как и неверующие, отмечалось наличиеошибок «субъективистского характера» и«волюнтаристских решений» по отношению крелигиозным организациям со стороныруководства партии и государства идр. В коллективном труде«Русское православие: вехи истории» (1989)впервые в научной литературе признавалось,что православная церковь подвергаласьгонениям и запретам со стороны советскойвласти.

К 1000-летию крещенияРуси РПЦ были изданы очерки своей историиза минувшее тысячелетие в двух выпусках,где впервые за годы советской властицерковь озвучила качество и содержаниесвоих отношений с государством. Заметным явлением внаучной литературе конца 1980-х гг. сталсборник «На пути к свободе совести»,специально посвященный положению религиив стране.

Подводя итоги советского периодаисториографии, в работе делается вывод отом, что поставленная проблема в стране в целом, и в Байкальскомрегионе являлась одной из наименееизученных в научной литературе.

С одной стороны, сложившаяся в советскойисториографии характеристикагосударственно-церковных взаимоотношений1917-1930-х гг. была идеологически задана иимела неизменную методологическую базу. Сдругой - практически не рассматривалась иоставалась вне критики деятельностьгосударства по регулированиювзаимоотношений с церковью, деятельность ироль спецслужб в проведении «церковной»политики изучаемого периода, неисследовались документы органов высшегоцерковного управления и др.

В со­вре­мен­ной ис­то­рио­гра­фии про­бле­мы мож­новы­де­лить два на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний: к пер­во­му от­но­сят­ся ра­бо­ты об­ще­го пла­на, ко вто­ро­му – ис­сле­до­ва­ния, вы­пол­нен­ные на ма­те­риа­лах от­дель­ных ре­гио­нов стра­ны.

Отмечается, что в1990-е гг. стал скла­ды­вать­сяоп­ре­де­лен­ный сте­рео­тип в изу­че­нии про­бле­ма­ти­ки – ана­лиз взаи­мо­от­но­ше­ний церк­ви и го­су­дар­ст­ва как про­ти­во­стоя­ние этих ин­сти­ту­тов с яв­ным про­яв­ле­ни­ем черт дик­та­та со сто­ро­ны вто­ро­го.

К пер­вым круп­ным ра­бо­там 1990-х гг., вко­то­рых за­яв­лен­ная про­бле­ма на­шла объ­ек­тив­ное ос­ве­ще­ние, сле­ду­ет от­не­сти тру­ды В.А. Алек­сее­ва, О.Ю. Ва­силь­е­вой, М.И. Один­цо­ва. По­лу­чи­ла свое раз­ви­тие и со­вре­мен­ная цер­ков­ная ис­то­рио­гра­фия. Вы­шли обоб­щаю­щие ра­бо­ты пре­по­да­ва­те­лей Мо­с­ков­ской и Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ных ака­де­мий В. Цы­пи­на и Г. Мит­ро­фа­но­ва и др.

За­ру­беж­наяис­то­рио­гра­фия по­след­них лет вне­сла оп­ре­де­лен­ный вклад в изу­че­ние церковно-го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Сре­ди них от­ме­тим ра­бо­ты ка­над­ско­го ис­то­ри­ка Д.В. По­спе­лов­ско­го, на­чав­ше­го за­ни­мать­ся про­бле­мой в 1980-е гг.,аме­ри­кан­ско­го ис­то­ри­ка д-ра Дэ­ви­са, фин­ско­го ис­сле­до­ва­те­ля А. Лу­ук­ка­нен и др.

Од­ной из ак­ту­аль­ныхпро­блемсо­вре­мен­ной ис­то­рио­гра­фии яв­ля­ет­ся про­бле­ма пе­рио­ди­за­ции ис­то­рии цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных взаи­мо­от­но­ше­ний в ХХ в. Свет­ски­ми и цер­ков­ны­ми ис­то­ри­ка­ми в ка­че­ст­ве ос­нов­ных кри­те­ри­ев при вы­де­ле­нии эта­пов взя­ты: а) при­ня­тие нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, оп­ре­де­ляв­ших по­ло­же­ние ре­ли­ги­оз­ных ин­сти­ту­тов (Дек­рет СНК РСФСР от 23ян­ва­ря 1918 г. об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ст­ва и шко­лы от церк­ви, По­ста­нов­ле­ние ВЦИК и СНК РСФСР«О ре­ли­ги­оз­ных объ­е­ди­не­ни­ях» 1929 г. и др.); б)ре­шаю­щие со­бы­тия в цер­ков­ной жиз­ни (По­ме­ст­ный Со­бор РПЦ 1917-1918 гг.,об­нов­лен­че­ский рас­кол, Дек­ла­ра­ция ми­тро­по­ли­та Сер­гия 1927 г. и др.); в) врам­кахцер­ков­ной тра­ди­ции – сме­на пер­во­свя­ти­те­лей, по­сле­до­ва­тель­но воз­глав­ляв­ших Рус­скую пра­во­слав­ную цер­ковь.

Со­вре­мен­ныерос­сий­ские ис­то­ри­ки при­сту­пи­ли к объ­ек­тив­но­му ана­ли­зу по­ло­же­ния РПЦ в го­ды ре­во­лю­ций и Гра­ж­дан­ской вой­ны, во­про­са об от­но­ше­нии церк­ви к свер­же­нию мо­нар­хии, Бе­ло­му дви­же­нию и др. (М.А.Баб­кин, А.Н.Ка­ше­ва­ров, Н.Г. Не­ча­ев, М.В. Шка­ров­ский и др.).

Од­ним из ас­пек­товсо­вре­мен­ной рос­сий­ской ис­то­рио­гра­фии яв­ля­ет­ся изу­че­ние дея­тель­но­сти выс­ших пар­тий­ных и го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов по ру­ко­во­дству и про­ве­де­нию ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной по­ли­ти­ки: По­лит­бю­ро ЦК РКП(б), Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной ко­мис­сии ЦК, ГПУ-ОГПУ и т.д.Кон­фи­гу­ра­ции осо­бо­го взаи­мо­дей­ст­вия пар­тий­ных струк­тур со спец­служ­ба­ми в реа­ли­за­ции го­су­дар­ст­вен­ной ре­ли­ги­оз­ной по­ли­ти­ки уда­лось рас­смот­реть Н.Н. Покровскому,Н.А. Кри­во­вой,С.Н. Са­вель­е­ву, М.Ю.Кра­пи­ви­ну, С.Г. Пет­ро­ву, Ю.Н. Ма­ка­ро­ву и др.

Активно раз­ра­ба­ты­вае­мой как свет­ски­ми, так и цер­ков­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми ста­ла про­бле­ма об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла в РПЦ 1920-х гг. Всо­вре­мен­ных ра­бо­тах пред­при­ня­ты по­пыт­ки най­ти ре­ше­ние та­ких во­про­сов как взаи­мо­связь дви­же­ния за цер­ков­ное об­нов­ле­ние кон­ца ХIХ – на­ча­ла ХХ вв. и об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла 1920-х го­дов (М.В. Шка­ров­ский, В. Цы­пин, М. Да­ни­луш­кин, Д.А. Го­ло­вуш­кин и др.), са­мо­стоя­тель­ность до­ре­во­лю­ци­он­но­го и со­вет­ско­го об­нов­лен­че­ст­ва (И.В. Со­ловь­ев, Д. По­спе­лов­ский в не­ко­то­рых аспектах, Н.А.Кри­во­ва и др.), роль ОГПУ вини­ции­ро­ва­нии и про­ве­де­нии об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла (В.А. Алек­се­ев, О.Ю. Ва­силь­е­ва, Н.Н. По­кров­ский и др.).

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»