WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |

На пра­вах ру­ко­пи­си

ЦЫРЕМПИЛОВА ИринаСеменовна

РУССКАЯПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

И ГОСУДАРСТВЕННАЯВЛАСТЬ В 1917-1930-е гг.

(НА МАТЕРИАЛАХБАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА)

Спе­ци­аль­ность 07.00.02 – оте­че­ст­вен­наяис­то­рия

Ав­то­ре­фе­рат

дис­сер­та­ции насо­ис­ка­ние учё­ной сте­пе­ни

док­то­раис­то­ри­че­ских на­ук

Улан-Удэ- 2009


Ра­бо­тавы­пол­не­на в От­де­ле ис­то­рии, эт­но­ло­гии и со­цио­ло­гии Ин­сти­ту­та мон­го­ло­ве­де­ния, буд­до­ло­гии и ти­бе­то­ло­гии СО РАН

Офи­ци­аль­ныеоп­по­нен­ты: док­тор ис­то­ри­че­скихна­ук,

член-кор­рес­пон­дент РАН

Ла­мин Вла­ди­мирАлек­сан­д­ро­вич

док­тор ис­то­ри­че­скихна­ук,про­фес­сор

Хар­чен­коЛю­бовьНи­ко­ла­ев­на

док­тор ис­то­ри­че­скихна­ук

Ми­ты­по­ваГун­с­ема Сан­да­ков­на

Ве­ду­щаяор­га­ни­за­ция ГОУ ВПО «Ир­кут­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет»

За­щи­тасо­сто­ит­ся 10 марта 2009 г. в10.00 час. на за­се­да­ниидис­сер­та­ци­он­но­го со­ве­та Д 003.027.01 приИн­сти­ту­те мон­го­ло­ве­де­ния, буд­до­ло­гии и ти­бе­то­ло­гии СО РАН (670047,Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия, г. Улан-Удэ, ул.Сахь­я­но­вой, 6)

С дис­сер­та­ци­ей мож­но оз­на­ко­мить­ся в Цен­траль­ной на­уч­ной биб­лио­те­ке Бу­рят­ско­го на­уч­но­го цен­тра СО РАН (670047,Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия, г. Улан-Удэ, ул.Сахь­я­но­вой, 6)

Ав­то­ре­фе­ратра­зо­слан 06февраля 2009 г.

Уче­ный сек­ре­тарь

дис­сер­та­ци­он­но­госо­ве­та Жам­суе­ва Д.С.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Ак­ту­аль­ность ис­сле­до­ва­ния.Религия, являясь факторомличной, общественной и государственнойжизни, играет важную роль в историинародов, их духовной культуре. Поэтомурелигиозный вопрос всегда оставался вцентре внимания власти и находилвоплощение в политике как государства вцелом, так и его регионов.

На современном этапевопросы взаимодействия и взаимовлияниярелигии и ее институтов с политической иэкономической системой государстваявлениями культурно-духовной сферыприобрели особую важность.Противоречивость и значимостьрелигиозного фактора в обществе диктуютнеобходимость учета исторического опытапредшествующих институтов власти,изучения проблем церковно-государственныхотношений в XX в. как в теоретическом, так и вконкретно-историческом аспектах.

Положение Русскойправославной церкви в современномобществе, повышенное внимание к ее роли вдуховном и нравственном возрождениистраны также актуализируют изучение ееистории. Одновременно с этим необходимоконстатировать, что РПЦ до сих пор не имеетдостоверной истории своего существованияв советский период. Современная российскаяисториография пристальное вниманиеобращает на эволюцию политики высших партийных игосударственных органов по отношению кцеркви, особенностицерковно-государственных взаимоотношений.Однако действительную картину религиознойжизни в стране нельзя воссоздать безанализа регионального материала, безрассмотрения проблем взаимоотношениймежду церковью и местными властнымиструктурами. В наиболеесерьезной разработке нуждаетсярегиональный компонент историицерковно-государственных взаимоотношенийв 1917-1930-е гг.

Особенно это касаетсяистории взаимоотношений Русскойправославной церкви и государственнойвласти в 1917-1930-е гг. на территорииБайкальского региона, которая нуждается вспециальном изучении, исследовании ееотдельных аспектов и реконструкции наоснове вновь открывающихся документальныхисточников подлинной событийной канвы.Этими позициями и обусловленаактуальность и необходимость комплексногоизучения заявленной проблемы.

Цель диссертационногосочинения состоит восуществлении конкретно-историческогоанализа комплекса взаимоотношений органовуправления, духовенства, верующихправославных епархий и органоврегиональной власти на территорииБайкальского региона в 1917 – 1930-е гг.

Для достиженияпоставленной цели необходимо решитьследующие задачи:

- рассмотреть степеньизученности и состояние источниковой базыпо проблеме исследования;

- выявить уровень икачество взаимоотношений Русскойправославной церкви и региональной властина территории Байкальского региона впериод перманентной смены политическихрежимов (1917-1922 гг.);

- проанализироватьстановление и особенностицерковно-государственных взаимоотношенийв Байкальском регионе в 1920-е гг.;

- исследовать причины,развитие и последствия противоборстваобновленческого и тихоновского теченийРПЦ, а также роль органов государственнойвласти и спецслужб в его осуществлении натерритории Байкальского региона;

- рассмотретьантирелигиозную государственную политикув регионе, приведшую к деформациицерковно-государственных взаимоотношенийв 1930-е гг.;

- изучить опытреализации административно-репрессивнойполитики государства по отношению кправославной церкви, духовенству иверующим в Байкальском регионе во второйполовине 1930-х гг.

Объектомисследованиявыступают местное православное религиозноесообщество в единстве его компонентов(органы управления, духовенство, верующие)и региональная власть на территорииБайкальского региона в 1917- 1930-е гг.

Предметом исследованияявляется уровеньвзаимоотношений, характер связей, степеньпротивостояния Русской православнойцеркви и государства в Байкальскомрегионе, репрессивно-административнаяполитика государства в отношенииправославия, его институтов, священников иверующих.

Методологическойосновой диссертационногоисследования выступают основополагающиепринципы исторического познания: принциписторизма, системный подход, принципобъективности и ценностный подход.

В исследовании принциписторизма выступает как стержневой,объединяющий все уровни историческогоисследования –от эмпирических фактов до теоретическихконструкций. При этом непременным условиемполучения достоверного знания о прошломявляется применение принципа историзмапри соблюдении требований системности иобъективности научногоисследования.

Системность в данномслучае определяется не столько свойствамивзаимоотношений Русской православнойцеркви и региональной власти, сколькоцеленаправленной деятельностью самогоисследователя. Системный подход позволяетвыстраивать новые предметы изученияцерковно-государственных взаимоотношенийна территории Байкальского региона впервые десятилетия советской власти,задавая их типологические и структурныехарактеристики.

Принцип объективноговзгляда на историю ориентируетисследователей на комплексный анализ иоценку фактов, относящихся к данной теме вих совокупности. Принцип объективностипозволил рассмотреть вопросы исследованияс позиций истинности и достоверности,опираясь на конкретные исторические факты.

Использование этихпринципов в диалектическом единствепозволяет раскрыть социально-политическиеаспекты формирования и развития политикигосударства по отношению к православию ипоказать их взаимосвязь и взаимовлияние напримере Байкальского региона в период1917-1930-е гг. В свою очередь это позволиловыявить социальные функции проблемы:функция социальной памяти, научно -познавательная, воспитательная, политико-идеологическаяфункции.

Ценностный подход вистории выступает не только как важнейший,но и как дискуссионный в методологииистории. Поскольку объектом историческогоисследования выступает прошлоечеловеческого общества, то научное егоизучение будет обязательно включать в себяопределенное отношение ученого к предметуисследования. Предложенный подход неявляется доминирующим в нашемисследовании, асубъективно-индивидуальная точка зренияпроявляется в диссертации только черезпринцип объективности.

В процессе работыприменялись и специальные методы,характерные для историческогоисследования. В их числе хронологический метод,который позволяет рассматриватьстановление и развитиенормативно-законодательной базы попроблеме взаимоотношений Русскойправославной церкви и государства вхронологической последовательности врассматриваемый период; сравнительно-историческийметод, который позволяетодновременно изучать и сравниватьполитические процессы, происходящие натерритории Байкальского и других регионов;проанализировать развитиецерковно-государственных взаимоотношенийв разные периоды; статистический метод,который позволяет проследить основныеколичественные изменения численностиверующих, священнослужителей, культовыхзданий в Байкальском регионе и др.

Хронологические рамкиисследования охватываютпериод 1917 – 1930-егг. Нижняя граница обусловлена свержениемсамодержавия, когда на сменувзаимодействию и взаимовлияниюправославия и его институтов сполитической и экономической системойвласти как основой российскойгосударственности пришел принципиальноновый уровень церковно-государственныхотношений: сначала партнерских, а затем всоответствии с декретом «Об отделениицеркви от государства и школы от церкви»была изменена идеология государства иосуществлен переход от православия катеизму. Верхняя граница диссертационногоисследования обусловлена тем, что врезультате административно-репрессивнойполитики государства все религиозныеинституты РПЦ на территории Байкальскогорегиона были ликвидированы.

Территориальные рамкиисследования включают в себятерритории, традиционно близкие погеополитическому исоциально-экономическому развитию,этнической составляющей, географическойблизости, для которых организующим иобъединяющим началом выступает природныйфеномен – озероБайкал. В современных границах вБайкальский регион входят Иркутскаяобласть, Забайкальский край и РеспубликаБурятия.

Особенностьюрайонирования Байкальского региона в1920-1930-е гг. являлись постоянныеадминистративно-территориальныетрансформации, осуществляемыегосударством: Иркутская губерния иЗабайкальская область, Восточно-Сибирскийкрай (Восточно-Сибирская область),Бурят-Монгольская Автономная СоветскаяСоциалистическая Республика, Иркутскаяобласть c Усть-Ордынским БурятскимАвтономным округом и Читинская область сАгинским Бурятским Автономнымокругом.

Эти изменения влияли насостояние церковныхадминистративно-территориальных единиц,которые также трансформировались всоответствии с гражданскимрайонированием. Высшимицерковно-административными единицамиБайкальского региона являлись Иркутская иЗабайкальская епархии, делившиеся наблагочиния и благочиннические округа,которые в свою очередь делились на приходы.На протяжении 1920-х гг. в епархияхосуществлялись реорганизации благочинийпо составу приходов. Также в 1929 г. в составИркутской епархии вошли православныеприходы, располагавшиеся на территорииБМАССР, а в 1936 г. приходыЧитинско-Забайкальской епархии. В связи собновленческим расколом на территориирегиона происходило формированиецерковно-административных единиц науровне Иркутского, Забайкальского,Верхнеудинского уездных церковныхуправлений.

Научная новизнадиссертации заключается впостановке проблемы, которая с учетом обозначенныххронологических и территориальных рамок ранее нерассматривалась в исторической науке.Изучение всего комплексавзаимоотношений Русской Православнойцеркви и органов государственной властиБайкальского региона в период 1917 – 1930-х гг. впервыевыступает в качестве самостоятельногопредмета научного исследования. Висследовании в исторической динамикерассматривается эволюция политикигосударства по отношению к религиозныминститутам, с учетом изменения позицийепархиального руководства, духовенства иверующих по отношению к светскойвласти.

В рамках исследованияпроведены выявление, отбор, систематизацияи взвешенное изучение обширной имногоаспектной исторической информации,позволившей выявить региональныеособенности государственно-церковныхвзаимоотношений. Большая часть источниковпо истории органов государственной властии церковных учреждений, использованных вдиссертации, впервые вводится в научныйоборот.

Практическая значимостьданной работы заключается ввозможности использования ее результатовспециалистами для реконструкции историисоветского общества 1920-х – 1930-х гг., дляподготовки и написания обобщающих работ поотечественной и региональной истории, приразработке учебных пособий по краеведению,для разработки спецкурсов и спецсеминаровпо истории религии.

Результаты и выводыдиссертационного исследования могут бытьиспользованы для формирования научнообоснованной региональной политики поотношению к религиозным институтам иучтены для координацииобщегосударственной вероисповеднойполитики, особенно в современных условияхее политизации и идеологизации.

Апробацияисследования. Результатыисследования отражены в 28 публикацияхавтора (общим объемом 45 п.л.), в том числедвух монографиях. Положения и выводыисследования неоднократно докладывалисьавтором на научно-теоретических инаучно-практических конференциях разногоуровня, в том числе международных: «История белой Сибири» (Кемерово,2003, 2005), «Историко-культурноеи природное наследие: проблемы сохранения,трансляции и подготовки кадров» (Улан-Удэ,2004), «Рольправоохранительных органов в современномобществе: проблемы научно-практическогообеспечения» (Улан-Удэ, 2006), «МирЦентральной Азии» (Улан-Удэ, 2007), «Межконфессиональныеотношения на рубеже тысячелетий» (Улан-Удэ,2007); всероссийской «Конфессии народовСибири в XVII- начале ХХ вв.: развитие ивзаимодействие» (Иркутск, 2005);региональных: «Деятельность Русскойправославной церкви в Забайкалье: историяи современность» (Ефремовские чтения– II, III)(Улан-Удэ, 2005, 2007) и др.

Структура диссертации.Исследование состоит извведения, четырех глав (одиннадцатьпараграфов), заключения,библиографического описания диссертации,приложений.

II.Основное содержание диссертации

Во Введении обосновывается актуальностьисследования, раскрываются цель и задачиработы, определяются объект и предметисследования, его хронологические итерриториальные рамки, даетсяхарактеристика методологической основыдиссертации, раскрываются ее научнаяновизна и практическая значимость.

Первая глава – «Взаимоотношения государства иРусской православной церкви на территорииБайкальского региона (1917-1930-е гг.):историография и источники» - состоит из трех параграфов и посвящена анализунаучной литературы и источников по темедиссертации. Изучение проблемы требуетиспользования всего разнообразияисториографического наследия,сформировавшегося в светскойотечественной и зарубежной историографии,а также в церковно-исторической науке ипублицистике.

В главе подчеркивается,что историография проблемывзаимоотношений государства и Русскойправославной церкви (1917-1930-е гг.) в целомсоответствует общей периодизации историигосударства и делится на двасамостоятельных периода: советский исовременный. Советский период состоит изчетырех этапов, отражающих развитиесоветского общества: первый – 1917 – середина 1930-х гг.;второй – втораяполовина 1930-х –середина 1950-х гг.; третий – вторая половина 1950-х– середина 1980-хгг.; четвертый –вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»