WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 || 10 | 11 |   ...   | 12 |

- во взаимопереводе интонационного (вневербального) и вербального осознания-категоризации.      

       Этап дифференциации реализуется в обучении студентов распознаванию музыкально-психологических явлений методами разнонаправленного анализа (психологических структур музыкального сознания, переживания, образа, учебного процесса и т.д.), а этап интеграции реализуется в моделировании целостных музыкально-педагогических ситуаций, в музыкально-исполнительской, музыкально-коммуникативной, музыкально-организационной и др. аспектах деятельности студента-музыканта.      

       Принципами работы были осознаны следующие положения:      

- принцип системности музыкально-психической реальности и комплексность изучения проблем психологии музыкального образования и развития личности,  психолого-педагогического воздействия;     

- принцип иерархичности и концентричности развития музыкального сознания;     

- принцип сочетания антропоцентрического, этноцентрического и личностноцентрического подходов в обучении, реализующего в педагогике метасистемные переходы между общим, особенным и индивидуальным;     

- принцип единства в музыкальном обучении аффекта и интеллекта;     

- принцип единства анализа и синтеза, внимания к дискретным и континуальным аспектам музыкально-психического развития.      

       Опытно-экспериментальная работа по внедрению и проверке эффективности курса «Музыкальная психология и психология музыкального образования», опирающегося на разработанную концепцию музыкального сознания и методологию его изучения и развития, проводилась в течение 12-и лет на музыкальном факультете МПГУ.  В процессе углубляющегося исследования и рассмотрения все новых сторон и аспектов данной области содержание курса как «интерактивной опытной работы» год от года видоизменялось, что-то отсекалось, что-то прибавлялось, но основная концептуальная канва осталась и закрепилась.      

       Анализ многолетней практической работы показал, что эффективность профессионально-ориентированной психологической подготовки в вузе сопряжена с соблюдением трех групп условий: организационно-педагогических, функционально-содержательных и субъективно-личностных.      

       Организационно-педагогическими условиями являются:

- учебный процесс психологической подготовки соединяет в себе традиции высшего музыкально-педагогического образования, идеи и концепции психологической, музыковедческой и антропологической науки, методы практической психологии и психотерапии как модуля самопознания и преображения;

- системное построение профессионально-ориентированной психологической подготовки на музыкальном факультете обеспечивается комплексом дисциплин, в котором содержательным центром является дисциплина ОПБ «Музыкальная психология и психология музыкального образования», а специализированными ответвлениями дисциплины спецкурсов и практические психо-тренинги для исполнительских и теоретико-методических специализаций.        К функционально-содержательным условиям относятся:

- преподавание в рамках Государственного образовательного стандарта дисциплин ОПБ, ориентированных на формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности будущих учителей музыки;

- разработка и введение в учебный процесс дисциплин, реализующих концепцию профессионально-ориентированной психологической подготовки на основе разработанных антропологической и психолого-педагогической моделей;

- опора на системно-смысловой подход в освоении содержания цикла дисциплин, на синтез познания и самопознания, на диалогические и проблемные методы обучения;

- обратная связь с эмпирией музыкально-педагогической практики, ориентация на реальные психологические запросы начинающих свой профессиональный путь молодых специалистов.       

       К субъективно-личностным условиям эффективности процесса психологической подготовки к деятельности относятся:

- актуализация в процессе вузовского обучения базовых ценностей: человечности, духовности, творчества, индивидуальности, развития и преображения;

- положительная самоидентификация с ролью и функцией Учителя Музыки;

- осознание приоритетов и возможностей личностной самоактуализации в профессии;

- готовность и потребность к работе с внутриличностными проблемами.       

       Содержание профессионально направленной психологической подготовки в вузе студентов-музыкантов в виде лекционно-семинарских занятий также представлено в этой части работы.

      Схематично обозначим по темам  и подтемам содержание лекций (фрагментарно) и семинарских занятий в следующем виде:

  1. «Психологическая характеристика сущности и развития музыкальности как целостного свойства и как комплекса музыкальных способностей личности»:

-  Подходы к проблеме музыкальности и музыкальных способностей в мировой музыкально-психологической науке.

- Концепция музыкальности и музыкальных способностей отечественной ветви музыкально-психологической науки.

- Ядро музыкальности как комплекс специальных способностей.

- Музыкально-педагогические размышления о развитии музыкальности как целого и как комплекса музыкальных способностей и другие вопросы.

  1. «Музыкальное восприятие и пути его активизации в музыкально-педагогическом процессе»:

- Восприятие музыки и музыкальное восприятие – в чем разница

- Сущность восприятия музыки как истинно музыкального восприятия.

- Уровни и типы восприятия музыки.

- Можно ли говорить об « адекватном восприятии» музыки

- Стадиальность и пути активизации музыкального восприятия в музыкально-педагогическом процессе.

   3. «Эмоциональная сфера человека как источник музыкальных переживаний в музыкальном развитии и образовании личности»:

- Эмоциональная жизнь человека есть интонируемый музыкой смысл.

- Психологическая и музыкально-педагогическая интерпретация явлений эмоциональной сферы психики.

- Базовые и эстетические эмоции в музыкальном переживании.

- «Эмоциональный слух» как «визитная карточка» музыканта.

- Педагогическое осмысление возможности развития эмоциональной сферы ребенка через музыкальное переживание.

  1. «Творчество как сущность, цель и средство развития Homo-musicus»:

- Определения, сущность и цель творчества и развития креативности личности.

- Философские и психологические размышления о природе творчества.

- Музыкальное сознание как творчество на всех уровнях.

- Признаки «музыкальной» креативности.

- Музыкально-педагогические условия и средства реализации творчества и творческого развития учащихся на уроках музыки.

  1. «Психолого-педагогические аспекты изучения и развития музыкального сознания»:

 -  Психологическая трактовка сущности индивидуальности человека.

 -  Структура интегральной индивидуальности музыкального сознания.

 - «Жизненные проявления» индивидуально-психологических особенностей музыкального сознания.

 - Встреча индивидуальностей на территории урока (пример психолого-педагогического наблюдения за архетипическими проявлениями индивидуально-психологических особенностей детей во взаимодействии с музыкой, а также фрагменты практикума по видеоматериалам уроков музыки).

      В диссертации приведены примерные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов над темами курса. В содержании лекций отражена авторская концепция, включая анализ проблем психолого-педагогической диагностики особенностей ИПОМСЛ, методов развития музыкальности, креативности, эмоционального интеллекта, полимодальности трансляции музыкального образа, баланса вербальных и невербальных методов педагогического воздействия, осуществления индивидуального подхода на основании выявленных особенностей.     

       Во второй главе этой части эмпирического и опытно-экспериментального исследования ИПОМСЛ представлены некоторые исследовательские опыты, послужившие наглядным экспериментальным материалом для студентов-музыкантов в рамках их профессионально-ориентированной психологической подготовки. Следуя традиции Штерна-Теплова в развитии психографического подхода к исследованию индивидуальности и отчетливо чувствуя «пристрастность» отечественного опыта антропологического самопознания к исповедальному дискурсу (П.С. Гуревич), мы делали акцент в нашей опытной работе именно на эти формы исследовательской деятельности студентов. По-мнению В.С. Мухиной, исследовать «поступательное движение развивающейся души ребенка можно лишь двумя способами: во-первых, ретроспективным анализом своего детства», на чем зиждется большая часть художественной литературы и других искусств (в какой-то степени все искусство есть форма автобиографической памяти), а во-вторых, «посредством включенного наблюдения и дневников». «Соединение откровений исповедальной литературы, дневниковых наблюдений психологов и наших личных воспоминаний приблизят нас к пониманию феномена… /детства, у В.С. Мухиной/»9. И других психологических феноменов, в том числе музыкального сознания.      

      В диссертации представлено лонгитюдное исследование ведущего архетипа личности как неизменного ядра индивидуальности. Протоколы наблюдения за детьми послужили ценнейшим материалом, демонстрирующим выделение «жизненных проявлений» архетипа в контексте подлинной стихии музыкально-педагогического общения. Особый интерес студентов вызвали эмпирические наблюдения проявлений архетипа как ядра индивидуальности в содержательной «пристрастности сознания» на основании музыкально-поэтических импровизаций испытуемых в детском возрасте (по аудиозаписям) и по психографическому «портрету» их внутреннего мира, составленному на основании проведения музыкально-проективной психодиагностической методики МТАП через 12 лет. Фрагменты дневника включенного наблюдения за детьми и их «портреты архетипической картины мира» в юности приведены в приложении диссертации.   Кроме того, параграф содержит описание хода и результатов апробации и валидизации авторской музыкально-проективной методики МТАП методами экспертных оценок и с помощью 16 PF личностного опросника Кеттела.  

       С целью проверки основной исследовательской гипотезы о существовании общих устойчивых архетипов в образно-смысловом строении музыкального сознания, проявляющихся в восприятии музыки, было проведено исследование по методике СД (семантического дифференциала) с использованием модифицированного перечня параметров. Музыкальный материал для этого исследования включал музыку И.С. Баха, Л. Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Ф. Шуберта, а также музыку группы Pink Floyd. Испытуемым предлагалось 6 музыкальных фрагментов, признанных экспертной группой носителями ярко-выраженного архетипа (в соответствии с авторской моделью), с инструкцией оценить каждый из этих фрагментов по 7-бальной шкале предлагаемых параметров СД.

Полученные данные обрабатывались с помощью статистического метода ФА (факторный анализ) с вращением «варимакс», операции, входящей в статистический пакет программ SPSS 16.0. Выборку составили слушатели курсов повышения квалификации (2008) - учителя музыкальных школ г. Москвы от 26 до 60 лет (N=20). 

В результате ФА по каждому стимулу выделилось по 6-7 факторов, совокупно объясняющих 60-68 % дисперсии. Сопоставление и интерпретация полученных факторных пространств выявили, что все полученные факторы можно отнести к одному из следующих тематических (смысловых) блоков:

1) «Я и мир», отражающий позицию в отношениях с реалиями мира: действительная или страдательная, зависимая или независимая. В этом смысловом блоке наибольший вес показали деятельностные и волевые признаки: свобода и ответственность личности перед миром и культурой, овладение, подчинение или сотворчество и сопровождающие эмоции;

2) «Мироустройство» (бытие и его характеристики), отражающий характер протекания процессов во времени-пространстве, или структурно-процессуальный смысловой блок, включающий характеристики активности-пассивности, временности-вечности, структурированности и дискретности  или пластичности и континуальности;

3) «Добро и зло», отражающий дифференциацию явлений по этическим координатам, а вернее интуитивному этическому чувству.

Удивительное открытие было связано с усмотрением в этих выявившихся смысловых полях музыкального переживания основных философских проблем, стоящих перед человечеством и связанных с онтологией, гносеологией и этикой существования в мире.

Кроме того, выявившиеся в результате построения семантических пространств смысловые блоки совпали с разработанными ранее критериями определения архетипических  признаков как в музыкальном интонировании (типологии музыкальных процессов), так и в ИПОМСЛ: то есть с сорелятивными архетипическими признаками активности-пассивности, уравновешенности-неуравновешенности, структурированности-пластичности, временности-вечности, произвольности-заданности, подчинения-преодоления. К тому же выявленные факторы довербальной категоризации музыкального смысла оказались связанными не только с формально-динамическими признаками процессов жизнедеятельности (активностью и пассивностью, активированностью и инактивированностью, периодичностью и пластичностью), но и с признаками отношения с миром (действительная и страдательная позиции, произвольность и непроизвольность) и, что для нас явилось несколько неожиданным, — с этическими признаками отнесения явлений к сущностям Добра или Зла.  Этот смысловую координату мы можем интерпретировать как внутренний ориентир переживаний, противопоставляющий созидание и разрушение, жизнь и «нежить» (теневое проявление любого из архетипов). То есть юнговский архетип Тени мы можем рассматривать как ипостась любого из архетипов со знаком минус, то есть архетипический принцип, доведенный до критического проявления, приводящего к разрушению.

В этой части диссертации приводятся таблицы, отражающие полученную картину значимых компонент и их факторную нагрузку, а также сводные таблицы по каждому стимулу.

      Ценным для нас явилось также обсуждение с педагогами-музыкантами наблюдаемых «жизненных проявлений» ИПОМСЛ их учеников.  Наблюдаемые по уровням признаки ИПОМСЛ (представленные во второй части диссертации) также распадаются на те же выявленные смысловые блоки: то есть личность в акциях ее музыкального сознания и деятельности проявляет себя по разному в координатах онтологических (характере бытийных процессов), гносеологических (отношении к познанию) и этических, что и проявляет ее архетипический интонационный стиль, обусловленный смысловым устройством ее музыкального сознания.

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 || 10 | 11 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»