WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |   ...   | 12 |

   Кроме того, музыкальное сознание в широком смысле как антропологическая функция психики - это способность к структурированию содержания сознания (его смыслового наполнения, будь то переживания или когнитивные установки) на вариативной основе сопряжений и соподчинений различных единиц информации (содержательных элементов, образов внешней и внутренней для человека реальности). В этом «переводе» содержания в форму выражения, которое осуществляется в процессе порождения звуко-символических форм и музыкальных явлений, в акте абстрагирования музыкальной формы в паттерны, сворачивающие в себя эмпирические события и развернутое содержание, заключается «энерговыигрыш» для психики.   Экономия психической энергии происходит при таком сворачивании опыта в музыкальные формы за счет контейнирования множественных переживаний с общим эмоциональным знаком в смысловую систему конденсированного интонированного опыта. Такое понимание «музыкальности» сознания как все возрастающей способности к гибкому структурированию («по музыкальным законам») информационных потоков, обрушивающихся на человека, ведет к возвращению Музыки и музыкальной развитости в ранг антропогенетически необходимой и жизнесохраняющей человеческий вид в эволюционном движении ценности.      

       Антропологическая модель музыкального сознания включает в себя положения о сущности, функциях, формациях (генезисе),  психосемантической структуре и методах исследования, суть которых изложена выше в пунктах положений на зашиту. В сущности МС явственна его двойственность: сознательных и бессознательных аспектов, универсальных и индивидуальных, природно-организмических и социокультурных. Основной функцией МС можно выделить функцию символизации переживаний и смыслопорождения в акте интонирования. Основные формации генезиса МС: архаическая, теистическая (ритуальная), художественная и матричная.

Таблица характеристик исторических формаций музыкального сознания

Формации МС

Отношение к смыслу интонирования

Ведущий тип интонирования

Коммуникативная диспозиция

Типы поведения при порождении и восприятии звучания

Архаическая

Смысл есть повсюду, растворен в самой жизни и достигается в непосредственном интонировании переживаний

Архетипическое

Полная

партиципация33

Ф34

- непосредственное

С- непосредственное общинное

О- спонтанное

В- мифологическое

Ритуальная

Смысл «раскрывается», как высшие Образы, лишь в правильном сакральном звуко-интонированном ритуале

Каноническое

Частичная

партиципация

Ф- предписанное каноном

С- иерархическое

О- избирательное

В- герметичное эзотерическое

Художественная

Смысл создается, творится Автором, Личностью

Опус-музыка, «стилистическое»

Субъект-объектная коммуникация

Ф-  стилизованное

С- объект-центрированное

О- «фильтрующее»

В- просветительское

Матричная

Смысл случайно «выпадает», как в игре вероятностями, рулетке

Компиляция из цитат и «симулякров»

Виртуальная

коммуникация

Ф- изолированное

С- имитирующее

О- тиражирование

В- игровое

  

       Феномены культуры и искусства, мифология народов и другие знаково-символические системы, их исторические формации не только являются хранилищем опыта сознания человека, они являются своеобразными моделями, «схемами человеческого духа» (о.П.Флоренский), по которым непрерывно воспроизводится человеческая типология. Эти модели запечатлены и передаются в живых языках искусства, в формально-динамических схемах «музыкальной формы как процесса» и в образно-содержательной стороне музыкальных произведений. Музыкально-антропологический подход подводит к совершенно новому уровню рефлексии студентов-музыкантов, рассматривающих свое актуальное состояние музыкального сознания как один из вариантов существующей формации.      

       Психолого-педагогическая модель МСЛ базируется на представлении о полифоничности символогенеза МСЛ, обусловленного и интегрирующего истоки музыкально-символической функции: - уровня организма (телесная природа спонтанно-интонирующего сознания); - уровня “социального Я” (общественная природа и культурные значения конвенционально-интонирующего сознания); - духовно-личностного уровня (индивидуально-личностная и надличностная природа творчески-интонирующего сознания).       В материалах главы выделены основные аспекты проявления индивидуальных особенностей музыкального сознания: индивидуальный стиль психомоторики учащегося-музыканта и способа регуляции движений, индивидуальный стиль протекания музыкально-познавательных процессов и общения, побуждающие к формированию индивидуального стиля музыкальной деятельности.  

       Целостная иерархическая система ИПОМС (индивидуально-психологи-ческих особенностей музыкального сознания) выглядит следующим образом:

V

Деятельностная оболочка МС  = стиль и вид деятельности

IV

Музыкально-языковая оболочка МС = тип интонирования

(интонационное наклонение)

III

Чувственно-ментальная оболочка МС = аффективно-когнитивные стратегии

II

Телесно-динамическая оболочка МС  =  моторный контур индивидуальности

I

Ядро индивидуальности = тип энергетической активированности индивида = архетип

         За первичный смысловой уровень мы принимаем уровень архетипов, понимаемый как своеобразный уровень исходной энергетической пульсации (активированности)  индивидуальности.  Последующие уровни онтогенеза музыкального сознания создают новые формы и пути оснащения архетипа выразительными средствами, от телесно-динамических (двигательной моторики при музыкальном исполнительстве) характерологических черт и сенсорно-чувственной наполненности ментального музыкального опыта (модальность образов), до музыкально-языковой пристрастности и компетентности (типа интонирования), выбора вида музыкальной деятельности и формирования индивидуального стиля в ее реализации.           

Тип энергетической активированности индивидуальности трактуется в соответствии с разработанной нами системой сорелятивных архетипов бессознательного: активных – пассивных; уравновешенных – неуравновешенных, произвольных – непроизвольных.         

       Моторный контур индивидуальности – это проявление типа энергетической активированности в непроизвольных особенностях движений музыканта - импульсивности или инертности, экономичности или избыточности, целеустремленности или спонтанности, структурированности или размытости, завершенности или разомкнутости.           

Аффективно-когнитивные стратегии складываются из многих компонентов: чувственной ткани и ее ментальных модальных кодов (аудиальной, визуальной, кинестической, эмоциональной или абстрактной, моно, би- или полимодального образотворчества), произвольности-непроизвольности когнитивных процессов, спонтанности или целесообразности, дивергентности или конвергентности и т.д. На этом же уровне проявления связаны и с управлением исполнительскими состояниями: совладания или несовладания со стрессом проявляющиеся в «действительном» или «страдательном» наклонении личности.       

       Тип интонирования («интонационное наклонение» личности) сказывается в пристрастности к типу музыкально-стилевого выражения определенного содержания, тип интонирования может быть обозначаем в различных понятийных системах. Например: классики и романтики, экстремалы-новаторы и традиционалисты. Пристрастность к определенному типу интонирования чаще всего коррелирует с компетентностью именно в этом типе музыкального высказывания, что является еще одной иллюстрацией к эстопсихологическому закону соответствия (Генекен) и укрепления доминанты интонирующего сознания индивидуальности в условиях разнообразных стимулов.      

       Стиль и вид деятельности, а вернее их личностный выбор создает завершенную картину самореализации интегральной индивидуальности человека и создает условия для закрепления и профессионализации музыкального сознания личности.  Выбор стиля и вида музыкальной реализации, в вузе – это выбор специализации, является социально-личностным поступком, диктуемым индивидуальным музыкальным сознанием (бессознательно взращенным природными и социокультурными детерминантами).        

       Чем выше уровень – тем большая зависимость от музыкального воспитания и обучения, от культурной составляющей, чем ниже – тем ближе к неизменному ядру индивидуальности, определяющему и ядро особенностей музыкального сознания личности, человека, этноса.    

       Та же структура «оболочек» выявляется в углубленном анализе «бытования» музыкального образа: от архетипа=протоинтонации, через его телесно-двигательную интонацию и ассоциативные связи с иными модальностями чувственного опыта к культурно-языковой выраженности в жанре и форме и конкретно-исполнительской интерпретации в процессе «оживления» образа человеком музицирующим (творящим, исполняющим, слушающим).  Так музыкальный образ становится в нашем понимании изоморфным структуре индивидуальности человека, что позволяет ставить следующую задачу: поиск путей наблюдения за встречей музыкального образа как воплощения интегральной индивидуальности музыкального сознания его породившего с интегральной индивидуальностью актуального музыкального собеседника.     

       ИТОМС личности могут быть наблюдаемы в «жизненных проявлениях» (С.Н. Беляева-Экземплярская) и выделенных аспектах музыкальной деятельности, читаются в содержательной «пристрастности сознания» и формально-динамических признаках, могут регистрироваться в проективных методиках. На представлении об избирательном резонансе индивидуально-психологических особенностей МСЛ с музыкальными архетипами была создана авторская методика музыкально-проективной диагностики личности «Музыкальный тест архетипической перцепции» (МТАП).    

       Развитие музыкального сознания личности движимо «психическими орудиями», каковыми на разных этапах онтогенеза являются эмоционально-голосовой архетип-протоинтонация, двигательное интонирование, слово-образ, понятие. Первичными смысловыми опорами, способствующими развитию музыкального сознания ребенка от стихийно-биологического реагирования на музыку к осмысленному выразительному соинтонированию голосом или движением — являются музыкальные архетипы или базовые ритмо-интонационные формулы.   Это  спонтанные интонационно-двигательные паттерны35

выражают: а) активный, наступательный характер (архетип Героя – в нашей пост-юнгианской интерпретации); б) растворяющееся, как бы  замедляющееся созерцание — наблюдение за музыкой, по Б.В. Асафьеву (Анима); в) уравновешенное, организованное «движение на месте» (марши и «музыкальные стандарты» архетипа Старика); в) обволакивающую медитативно-океаническую  статику (колыбельные архетипа Матери); г) свободную игру и творческое экспериментирование с выразительными средствами (Дитя); д) стремление к универсальной бесконечности образа (архетип Круга или Единого).   Эти спонтанные интонационно-двигательные паттерны как точки кристаллизации и дифференциации музыкальных переживаний являются первыми «психическими орудиями» развития музыкального сознания и освоения музыкального языка выразительной интонации в звуке и движении.      

       Одновременно с выделением и обособленным развитием разных механизмов музыкального сознания – слуховых, эмоциональных, когнитивных, операционных  – между гранями музыкального сознания возникает все больше связей, ассоциаций, новых операционных комплексов и музыкальное сознание работает всё более целостно. Новое единство позволяет говорить о таких «новообразованиях» музыкального сознания, которые соединяют, казалось бы, несоединимое: «умные эмоции», «страстное мышление», «слышащие руки», «зримая музыка».      

       В целом, музыкальное развитие движется по циклам от:

- бессознательно-природного резонирования (психофизиологических процессуальных паттернов);

- непосредственной смысло-интонирующей музыкальной образности (интонационных архетипов);

- к вербально-опосредованной музыкальной рефлексии (интонационного и понятийного («знаниевого») словарей музыкального сознания).

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»