WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 12 |

        Достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методологическими обоснованиями всех эмпирических данных и обобщений автора и выполненных под ее руководством исследований; опорой на фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов; репрезентативностью выборки; комплексным методическим подходом к экспериментальной работе; внешней и внутренней валидизацией авторских методов и многократной проверкой эмпирических данных по применимости концепции в педагогической практике; процедурами экспертных оценок на каждом этапе исследования; применением математических методов обработки результатов, проведением качественного и количественного анализа.

    Основные положения, выносимые на защиту:

I. Антропологическая модель-представление о музыкальном сознании включает в себя положения о сущности, функциях, формациях (генезисе),  психосемантической структуре и методах исследования, суть которых можно  обобщить в следующих пунктах:

  1. Сущность музыкального сознания заключается в его интонирующей природе, биосоциальном происхождении, неизменности и универсальности базовых паттернов интонирования и относительности психолого-антропологических обликов в координатах исторической, этнокультурной и индивидуально-личностной.  В сущности МС явственна его двойственность или двунаправленность: сознательных и бессознательных аспектов, универсальных и индивидуальных, природно-организмических и социокультурных.
  2. Функции музыкального сознания - отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная и духовная, осуществляются через «интонирование опыта переживаний», обобщая которые, основной функцией МС можно выделить функцию символизации переживаний и смыслопорождения в акте интонирования. 
  3. Историческое полотно музыкальной культуры можно считать объективированной формой опыта музыкального сознания, что позволяет по-новому отнестись к музыкальной истории народов как хранилищу состояний сознания («генофонду человеческих обликов») и выделить основные формации генезиса МС: архаическую, ритуальную (теистическую), художественную и матричную.
  4. Для всех форм интонирования, рожденных в антропогенезе, а значит, видов и форм музыкального сознания можно применить схему условного разделения на образующие, выделенные А.Н. Леонтьевым: чувственную ткань (то есть порождение реальными ощущениями), язык значений (интонационный и понятийный «словари») и личностный смысл (опыт переживаний субъекта). 
  5. Пространство музыкальной психосемантики многоуровнево.   Выделяются три основных пласта на срезе "музыкального вещества культуры", отражающие общее, особенное и «знаковое» в музыкальном смыслообразовании: уровень архетипов, уровень культурно—языковых норм и образности, уровень музыкальных «знаков», цитат и вербальных музыкальных понятий, закрепившихся в определенном культурно-стилевом ареале.
  6. Архетипы музыкального сознания – энерго-временные паттерны, окрашенные эмоциональным переживанием. В музыкальном взаимодействии архетипы всегда присутствуют как истоки «интонированного смысла», которые  определяют процесс музыкального творчества, фантазии, вдохновения, понимания и смыслообразования в искусстве.
  7. Смысловое устройство МС открыто-закрытая система интонированного опыта переживаний, в которой присутствуют общие архетипы смыслового устроения интонирующего сознания, их этно-культурные особенности, и индивидуальная единичность, уникальность личностного смысла.
  8. Методологическим инструментарием изучения антропологической модели музыкального сознания является психолого-антропологический анализ реальных и идеальных носителей (культурно-социальных «артефактов») и поведенческих проявлений МС, интонационный анализ по типам и архетипам интонирования и музыкального формообразования. Все слои МС - биодинамический, чувственно-аффективный,  когнитивный и духовный могут быть соотнесены со стилями и типами интонирования, поведенческими  манифестациями, что и определяет целостный облик МС общества, индивида, отдельной музыкальной акции.

II. Психолого-педагогическая модель развития МСЛ в процессе музыкального образования на любом его уровне и в любом виде строится на психологической основе и педагогическом обеспечении символогенеза МС, суть которого:

1. В общей иерархической структуре музыкально-психического опыта личности, развивающегося по уровням:   

- бессознательно-природного резонирования (психофизиологических процессуальных паттернов и конденсированного опыта переживаний личности);   

- непосредственной смысло-интонирующей музыкальной образности (интонационных архетипов выражения опыта переживаний);   

- вербально-опосредованной музыкальной рефлексии (интонационного и «знаниевого» словарей музыкального сознания).

2. В индивидуально-психологических особенностях музыкального сознания личности (ИПОМСЛ).

      Основные аспекты индивидуальных особенностей музыкального сознания, проявляющиеся в музыкальной деятельности и характеризующие ядро индивидуальности, связанное с архетипическим уровнем ее личностных смыслов:

  • индивидуальный стиль психомоторики учащегося-музыканта и способа регуляции движений;
  • индивидуальный стиль протекания музыкально-познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы;
  • индивидуальный стиль общения в процессе музыкальной деятельности,

- побуждают к формированию индивидуального стиля музыкальной и музыкально-педагогической деятельности.

III. Психолого-педагогическая концепция развития МСЛ в профессиональном музыкально-педагогическом образовании строится на:      

1. Осознании необходимости смещения акцента с операционального подхода в освоении музыкальной психологии и психологии музыкального образования на смысловой подход, что выражается в следующих позициях:

- операциональный подход заключается в изучении отдельных процессов и операций, составляющих музыкальную деятельность – музыкального восприятия, мышления, способностей и т.д.;

- смысловой подход базируется на исследовании фундамента для развития всех последующих процессов и операций, составляющих музыкальную деятельность и обеспечивающего разные, но не раздельные музыкальные функции (по А.Я. Пономареву: «разное, но не раздельное» в психике – самая сложная, но важнейшая методологическая задача в обучении и изучении);

- таким фундаментом является музыкальное сознание человека (и в антропогенезе, и в индивидуальном становлении), а именно - его смысловое устройство, проявляющееся операционально в отдельных акциях – музыкальном восприятии, мышлении, в отдельных музыкальных способностях (при-способлениях для функционирования МС);

- адекватной научной методологией для изучения смыслового устройства музыкального сознания является антропологический подход27

, предполагающий соотнесение общего, особенного и единичного в становлении и развитии МС (в культурно-общественном МС и МС каждой личности), а также принципы холизма, биосоциальности психики и сознания, дополнительности и относительности содержаний сознания.

2.  Реализации в обучении двунаправленных процессов-механизмов профессионального развития: дифференциации уровней и смысловой наполненности различных обликов МС (от этно-культурных и цивилизационно-парадигмальных до индивидуальных) в обучении и интеграции всех «нижлежащих» слоев и уровней МС в целостном музыкально-смысловом сознании личности педагога-музыканта. К нижлежащим уровням МС относятся более ранние онто- и филогенетически формы проявления МС. 

IY. Организация профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта в вузе осуществляется в предметном поле психолого-педагогических дисциплин с опорой на курс Музыкальной психологии и психологии музыкального образования и развития личности. Комплексная дисциплина Музыкальная психология и психология музыкального образования и развития личности несет функцию дифференциации и переструктурирования знаниевой и актуализации личностной составляющих профессионального становления и осуществляется на вариативной основе в соответствии с образовательным форматом (бакалавриат-магистратура или специалитет, академическое или эстрадно-джазовое направления обучения). Дальнейшее углубление психологической подготовки педагога-музыканта происходит также на вариативной основе: а) по пути музыкально-психологической специализации студентов, предполагающему акцент на дифференциации проблематики по дисциплинам спецкурсов; и б) по пути личностно-ориентированных практикумов и тренингов, предполагающему акцент на интеграции личностного и профессионального саморазвития.      

       Теоретической платформой комплекса дисциплин являются теоретико-методологически взаимосвязанные антропологическая модель феномена МС и  психолого-педагогическая модель развития музыкального сознания личности (МСЛ).

       Практической основой являются практикумы по самоисследованию индивидуального музыкального сознания, психотренинги, ведение дневников самонаблюдения и дневников наблюдения за учениками на практике студентов-музыкантов.      

       В сочетании теоретического освоения и практического погружения в глубинные и вариативные структуры музыкального сознания осуществляется приращение личностных смыслов музыкальной реальности, что способствует развитию новых стратегий совладания личности и готовности к полиролевым копинг-процессам в музыкально-педагогической деятельности.

Y. Критериями сформированности профессионально-педагогической направленности МС являются:

     -  интегрированность уровней индивидуальной структуры МС;

     -  межмодальная пластичность трансляций музыкально-образной и рефлексивно-психологической информации;

     -  легкость метасистемных (межуровневых) переходов в профессионально-деятельностном компоненте МС;

     - индивидуальный полиролевой стиль совладания с трудными ситуациями в профессионально-личностной сфере.      

       Апробация и внедрение результатов исследования.

      Основные идеи, результаты и выводы исследования нашли свое отражение в монографиях, учебных пособиях, учебных программах, методических рекомендациях, научных статьях и тезисах, а также в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях, научных семинарах, циклах лекций для работников музыкального образования разного уровня (с 1992 по 2008 годы в Москве, Самаре, Перми, Санкт-Петербурге, Стерлитамаке и др.). Содержание и результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ, в лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института Российской Академии образования.       

       Ведущие положения исследования нашли свое применение в обеспечении учебного процесса и руководства выпускными квалификационными работами специалистов музыкального образования и бакалавров художественного образования (дипломами), кандидатскими и магистерскими диссертациями (всего: 5 – защищенных, 7 – продолжающихся исследований) на музыкальном факультете МПГУ, в ведении научных исследований по плану НИР в Психологическом институте РАО (с 2002 по 2005 гг. в руководимой диссертантом научной группе «Психология искусства в образовательной среде», с 2005 г. по настоящее время в Лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии), в проведении научно-исследовательской работы по Грантам РГНФ совместно с сотрудниками Института психологии РАН, в разработке авторских курсов «Арт-психология в образовании», психотерапевтического модуля и тренинговых программ, в форме участия в ОППЛ (Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге, действительный член с 2008 г.).      

       Учебные пособия автора используются в обеспечении учебного процесса педагогических вузов многих городов России (Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Екатеринбург, Кострома, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Саратов, Челябинск и др.), а также ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдова).   

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы и приложений. 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

      В первой части исследования «Методологические основы и пути исследования сущности, функций и условий развития музыкального сознания в фило- и онтогенезе психики человека»  осуществлен поиск концептуальных основ искомой методологии. 

Философско-методологический анализ привел к определению общей логики междисциплинарного дискурса исследования, которая включает положения: а) о системообразующем подходе - антропологическом28; б) системообразующих единицах – образе, символе, интонированном переживании; в) системообразующих принципах работы с теоретическими и эмпирическими (включая экспериментальные) данными. Такими принципами выделены:   

1)  дополнительности дискретного и континуального, сознательного и бессознательного, биогенного и социогенного в музыкальной специфике психических явлений и процессов;     

2) соприсутствия общего, особенного и единичного в феномене и картине развития музыкального сознания личности.      

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»