WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 12 |

Общие координаты музыкального смыслообразования обусловливаются универсальностью базовых энерго-временных паттернов – архетипов интонирующего сознания. Система архетипов ИС в фундаменте своем имеет опору в первичных телесных (организмических) паттернах, связанных с гравитационным чувством, с физическими закономерностями, с психофизиологическими свойствами нервной системы, обусловливающими импритинговые жизненнозначимые переживания.

II. Индивидуальный подход к развитию музыкального сознания учащихся в процессе музыкального образования возможно осуществлять лишь при условии освоения психолого-педагогической модели развития музыкального сознания личности, включающей представления об интегральной индивидуальности МС, индивидуально-психологических особенностях МСЛ и их «жизненных проявлениях» в основных сферах музыкальной деятельности – психомоторной, коммуникативной и познавательной.

III. Эффективность профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта к целостному развитию музыкального сознания учащихся может быть существенно повышена, если:

  • разработана целостная антропологическая модель-представление о музыкальном сознании в единстве философско-эстетических, общенаучных и частнонаучных оснований;
  • представления об уникальности и закономерностях аффективно-когнитивного влияния музыкального образования на  общее развитие психики и сознания личности, ее духовное развитие системно выстроены с учетом научных знаний о музыкальном сознании личности;
  • содержание, формы и условия профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта в вузе нацелены на формирование:

    а) профессиональной психологической готовности к осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к развитию музыкального сознания учащихся,       

    б) музыкально-психологической компетентности в условиях копинг-процессов развития и самореализации студента в профессии;       

  • сущностное единство содержания, форм и условий подготовки специалиста обеспечивается последовательным и инсайтным постижением глубинной психологической основы музыкального сознания и деятельности методами синхронизации информационно-теоретического и практического модуля самоисследования личного бессознательного-сознательного  музыкального опыта.     

      Задачи исследования:      

1. Проанализировать философские, общенаучные и частнонаучные  представления по проблеме музыкального сознания и на этой основе разработать системную методологию исследования феномена музыкального сознания.     

2. Создать целостную психолого-антропологическую  модель-представление о музыкальном сознании.

3.  Разработать психолого-педагогическую модель развития музыкального сознания в системе профессиональной подготовки учителя музыки.

4. Выявить индивидуально-психологические особенности МСЛ и технологии психологической и педагогической диагностики индивидуальных особенностей и уровня развития музыкального сознания учащихся.  

5. Обосновать концепцию профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта на основе антропологической категории музыкальное сознание и психолого-педагогической модели его развития.

6. Осуществить опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности концепции профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта.    

      Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования:      

Теоретические:  – междисциплинарный и сравнительно-сопоставительный анализ проблемы, текстов, подходов и методов;      

- обобщение научных данных по проблеме психо-антропологических и индивидуально-психологических особенностей музыкального сознания;      

- моделирование комплексного подхода к изучению студентами антропологических и индивидуально-психологических особенностей музыкального сознания;        

- обобщение результатов теоретического анализа и эмпирических данных.     

Эмпирические и экспериментальные :     

-  обобщение комплексного психографического методического инструментария по исследованию индивидуально-психологических особенностей музыкального сознания в музыкально-образовательном процессе;      

–  разработка и апробация авторского музыкального  теста архетипической перцепции (МТАП), тестирование испытуемых при помощи МТАП;      

- валидизация теста (МТАП) в комплексе методик: 16 PF опросник Кеттелла, построение семантического дифференциала;   

- статистические методы: факторный анализ (вращением Варимакс) и однофакторный дисперсионный анализ;  

- проективные арт-терапевтические тесты: графические и коллажные методы;     

- контент-анализ вербальных и невербальных проявлений (текстов личности) испытуемых;     

- экспертные оценки педагогами индивидуальных качеств и своеобразия музыкальности студентов и учащихся;     

-  ЭЭГ-диагностика (на ограниченной части выборки);     

- наблюдения в исполнительских классах и на педагогической практике за испытуемыми (студентами);      

-  беседы о результатах самонаблюдений испытуемых;      

- художественно-пластические арттерапевтические приемы и методы преобразующих практикумов, психотренинги;     

-  методы математической статистики в обработке результатов опытно-экспериментальной работы.     

       Экспериментальная база – музыкальный факультет МПГУ, Московский и областной институты повышения квалификации работников образования, ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова (1997-1998 уч.год), школы и внешкольные образовательные, социально-психологические центры – места работы или практики студентов (испытуемых).      

       Участниками опытно-экспериментальной психолого-педагогической работы с 1995 по 2008 гг. стали все студенты музыкального факультета МПГУ, обучающиеся по специальности «Музыкальное образование», а также по направлению «Художественное образование», профиль «Музыкальное искусство» в рамках бакалавриата и магистратуры. Всего около 1000 человек.      

       Экспериментальные психологические исследования по апробации комплекса психологической диагностики ИПОМСЛ были проведены в разные годы с группами испытуемых общим числом более 270 человек (состоящими из студентов академического и эстрадно-джазового отделений, российских и китайских студентов  музыкального факультета МПГУ, слушателей курсов повышения квалификации работников образования, учителей музыкальных школ и школ искусств). В лонгитюдном исследовании психологических проявлений ведущего архетипа личности (в период с 1994 г. по 2008 г.) проводилось непрерывное наблюдение и тестовые срезы с четырьмя испытуемыми.

       Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов:

I этап (1992-1995) был посвящен исследованию бессознательных аспектов восприятия музыки, связи ведущего архетипа в восприятии музыки с индивидуальными особенностями личности ребенка, началу лонгитюдного наблюдения за развитием индивидуальных архетипических черт у детей 4-5 лет. 

II этап (1995-1997) – разработка и апробация авторских курсов по музыкально-психологическим дисциплинам на музыкальном факультете МПГУ, разработка программы ОПБ «Музыкальная психология и психология музыкального образования» для педагогических вузов, разработка учебного плана и содержания дисциплин специализации Психология музыкального образования на музыкальном факультете МПГУ, осмысление профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта как системы.

III этап (1997-2005) – создание теоретико-методологической концепции исследования и развития музыкального сознания личности в процессе обучения, проведение нескольких серий психологических экспериментальных работ, опытно-экспериментальная апробация инновационной системы профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта в вузе, апробация и внедрение основных положений концепции в ряде высших учебных заведений России (Самаре, Перми, Стерлитамаке, Нальчике и др.), подготовка публикаций в научных журналах и участие в международных и общероссийских научно-методических конференциях.

IY этап – (2006-2008) – систематизация полученных результатов теоретической и опытно-экспериментальной частей исследования, проведение тестового среза лонгитюдного наблюдения за испытуемыми (повзрослевшими на 12 лет) и публикация результатов работы в реферируемых журналах ВАК, подготовка и издание ряда учебных пособий, подготовка и издание монографии, оформление результатов исследования в виде диссертации на соискание степени доктора педагогических наук.

       Научная новизна:

     - впервые специальным объектом научного исследования стала категория и психический феномен музыкального сознания;

      - разработана антропологическая модель музыкального сознания, включающая в себя сущность, функции, генезис и методы его исследования;

     - разработана психолого-педагогическая модель развития музыкального сознания личности; 

     - выявлены и структурированы индивидуально-психологические особенности музыкального сознания личности, их проявления в контексте музыкальной деятельности и образования;

     - обоснованы: пластичная бессознательно-сознательная природа символогенеза музыкальной образности; система бессознательных сорелятивных архетипов как общих смысловых основ - интонационной формы музыки, индивидуальности, этнокультурных обликов музыкального сознания;

- разработано педагогическое обеспечение символогенеза МС;

- выявлены факторы семантической категоризации музыкальных переживаний (семантический дифференциал), обусловливающие архетипическую перцепцию музыкального смысла;

- получены новые научно-обоснованные данные: о связи различных проявлений индивидуальности в музыкальной деятельности и познании с ведущим бессознательным архетипом личности, что позволяет считать музыкальное сознание и его архетипическую структуру системным организатором всей психической жизни личности (в контексте музыкальных взаимодействий и иной знаково-символической деятельности); о связи индивидуально-избирательной архетипической перцепции с личностными факторами (по Кеттеллу), о связи полимодальности чувственной ткани музыкального сознания с высоким уровнем эстетического музыкального переживания;

- найдены, обоснованы и выстроены системные методологические основания психолого-педагогической концепции развития МСЛ в профессиональном музыкально-педагогическом образовании.

       Теоретическая значимость исследования:

     - разработаны теоретико-методологические основания музыкально-психологической антропологии и психологии музыкального образования и развития личности как областей научного исследования и вузовского обучения педагога-музыканта;

- создана психолого-педагогическая модель развития МСЛ как содержательный компонент профессионального музыкально-педагогического образования,

     - обоснована открыто-закрытая система смыслового устройства и поуровневая структура психосемантики музыкального сознания, психолого-педагогическое сопровождение их развития в музыкальном образовании;

- разработаны теоретические основания психолого-педагогической диагностики ИПОМСЛ в процессе музыкального образования;

     - разработана и валидизирована музыкально-проективная методика диагностики индивидуальности МТАП (музыкальный тест архетипической перцепции);

     - разработана, в опоре на целостное, многоуровневое представление о музыкальном сознании в его взаимосвязи с другими приоритетными для музыкального образования психологическими категориями, теоретико-методическая концепция профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта в вузе, раскрывающая сущностные характеристики, принципы, пути, условия и содержание;

- представлено и апробировано содержание вузовской подготовки по направлению Музыкальная психология и психология музыкального образования на основе антропологической и психолого-педагогической моделей становления и развития музыкального сознания;

- обоснованы педагогическая организация развития и критерии сформированности профессионально-педагогической направленности МС, критерии эффективности профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта.

     Практическая значимость исследования:

     - разработанная методология исследования феномена музыкального сознания как системного организатора музыкально-психической реальности может быть применима как в научно-исследовательском, так и учебном контексте;

     - сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем психологии музыкального образования и развития личности;

     - полученные данные, системно-организованные материалы и методы могут быть использованы в разработке учебных и исследовательских программ, спецкурсов и спецсеминаров, психолого-педагогических практикумов, курсов повышения квалификации специалистов в области музыкального образования;

     - учебные пособия, монографии, учебные программы и методические разработки, подготовленные соискателем, активно внедряются в практику вузовской подготовки педагога-музыканта, переподготовки специалистов на курсах повышения квалификации, в дополнительном арт-психологическом образовании учителя музыки и специалиста в области других творческих профессий;

     - разработанная музыкально-проективная методика диагностики индивидуально-психологических особенностей МСЛ нашла свое применение в ряде научных исследований (диссертациях Н.В. Морозовой, В.Е. Чугунова, Н.Э. Таракановой, ряде дипломных работ), в методиках личностной психодиагностики школьника (учитель музыки И.В. Шишова), в диагностике индивидуальных особенностей клиентов реабилитационных и психотерапевтических программ (группы психотерапии логоневроза Н.Л. Карповой и Ю.Ю. Лотоцкой, музыкально-двигательной терапии Т.С. Князевой, Т.В. Львовой);

     - предложенная структура и содержание специализации Психология музыкального образования находит свое применение в ходе открытия новых музыкально-педагогических специализаций, связанных с арт-педагогической и психологической, антропологической и музыкально-терапевтической направленностью.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»