WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 12 |

Исходя из основополагающих научных представлений (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, А.С. Арсеньева) о том, что человек, его сознание, знаково-символическая деятельность и функции существуют в двух ипостасях: общественной и индивидуально-личностной, мы рассматриваем становление и развитие музыкального сознания личности как символогенез, происходящий во взаимодействии с Культурой. В акте «соинтонирования» личность распаковывает свой собственный опыт переживаний, свою индивидуально-смысловую реальность. Согласно В.С. Мухиной основными механизмами развития сознания и самосознания личности являются «идентификация» и «обособление», вхождение личности в интонационно-символическое поле общественного музыкального сознания также подчинено действию этих механизмов, причем на разных уровнях: личности в этносе и культуре (или субкультуре), этноса в общечеловеческом поле музыкально-интонированных символов. Это положение обусловило выбор методологической позиции рассмотрения феномена музыкального сознания в свете общего, особенного и единичного, и построение психосемантической структуры музыкального сознания.

В нашем видении проблемы музыкального сознания сквозь призму категорий интонированного смысла и переживания мы солидарны с подходами Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, а за акцент на «отсутствующих переживаниях», сопутствующих музыкальному взаимодействию, мы благодарны З. Фрейду и А.Е. Шерозии19, давшему такую интерпретацию механизмам вытеснения и проекции. Отсутствующие в настоящем, но существующие в бессознательном резервуаре личности (рода, этноса) события притягивают ситуации «повторного проживания». Все эти наложения и сгустки переживаний с общим знаком проявляются в спонтанной символизации, в типе интонирования, представляющем собой, по сути, конденсированный опыт переживаний20.

В нашу методологию исследования феномена музыкального сознания и его развития в личности свой вклад внесли антропологические взгляды Ж.Ж. Руссо, М. Фуко, Дж. Фрезера, Р. Бенедикт; методы наблюдения и анализа поведения человека при порождении и восприятии звучания А. Мерриама,  Г. Орлова; музыковедческие концепции психогенетических истоков музыкального интонирования Э.Е. Алексеева, М.Г. Арановского, В.В. Медушевского.

В очерченном пространстве идей, позиций и подходов выкристаллизовались основные понятия исследования и их соотношения: музыкальное и интонирующее сознание (МС и ИС) в их культурно-антропологической сущности, музыкальное сознание личности (МСЛ), музыкальный смысл, образно-смысловая структура музыкального сознания личности, музыкальный архетип и символ, открыто-закрытая система архетипов, интонационное поле общественного музыкального сознания, модальная личность, переживание, индивидуально-психологические особенности музыкального сознания личности (ИПОМСЛ), ткани и уровни МСЛ, «жизненные проявления» МСЛ, символогенез МСЛ.

Психолого-педагогическая модель развития МСЛ опирается на эти основные понятия, рассматривая их в контексте: образования как образовывания «полноорганной личности» (П.А. Флоренский), музыкальной деятельности, музыкальности как качества символической функции сознания и ее развитости, музыкально-познавательных процессов и механизмов, задействованных в обучении музыке.

Основополагающими понятиями музыкально-педагогического аспекта исследования являются интегральная индивидуальность МСЛ, уровни проявления ИПОМСЛ: ведущий архетип личности, моторный контур МСЛ, чувственная ткань МСЛ, тип интонирования МСЛ, полимодальность музыкального образа21,  эмоциональный интеллект, специфическая эйфорическая мотивация22

к музыкальной деятельности как проявление развитости функций МСЛ.

Кроме того, высветились основные теоретические области исследования феномена музыкального сознания: музыкально-психологическая антропология, результатом работы в которой явилась антропологическая модель МС;  музыкально-педагогическая область исследования, результатом работы в которой появилась психолого-педагогическая модель развития МСЛ; психосемантика МС, в которой представлена карта уровней символогенеза МС; дифференциальная и практическая музыкальная психология, включающая в себя разработку методов музыкальной психодиагностики личности. В основе выделенных теоретических областей лежат названные основные категории и понятия, а сами области тесно взаимосвязаны.

       Итак, музыкальное сознание (МС): 1. В узком смысле – пластичная (текучая, по А.Ф. Лосеву) совокупность образов и процессов, сопровождающих порождение и восприятие музыкальных явлений и основанных на присвоении музыкальной культуры как общественной формы музыкальных знаков и значений. 2. В широком смысле – антропологическая функция психики, которая есть способность к структурированию содержания сознания (его смыслового наполнения, будь то переживания или когнитивные установки) на вариативной основе сопряжений и соподчинений различных единиц информации (содержательных элементов, образов внешней и внутренней для человека реальности) по образно-смысловым потокам, образующим монодические, полифонические, гомофонно-гармонические, додекафонические, изолировано-пуантилистические и другие схемы внешних и внутренних реалий бытия личности23. Развитие музыкального сознания личности происходит в общении с интонационным полем Культуры, с музыкой как в лаборатории, тренирующей названную антропологическую мета-способность в интонационно-символической деятельности.

Сущность музыкального сознания (как в общечеловеческом, так и индивидуально-личностном аспектах) заключается в интонирующей природе и биосоциальном происхождении его образно-смысловой структуры, а ведущая функция - в символизации переживаний и смыслопорождения в акте интонирования. МС может существовать и быть наблюдаемым как в этно-культурной, так и индивидуально-личностной форме.

Интонирующее сознание (ИС) – исходно-синкретичный уровень символического смыслопорождения и смыслообразования, выражающийся в спонтанной выразительности и распознавании энерго-временных паттернов в Образах, Событиях и Переживаниях жизни и в звуко-двигательном их отражении,  что  и  есть  собственно   и н т о н и р о в а н и е. 

По мысли Л. Гинзбург, «смысл – это есть структурная связь, включенность явления в структуру высшего и более общего порядка»24. Структурой высшего и более общего порядка для музыкального высказывания является процесс психических переживаний человека и космогоническое устройство мира, по Платону. Нам кажется удачным для выражения этой общей смысловой структуры понятие «Я (или мы) в контексте реальности».

Музыкальный смысл – интонированное в звуках жизненнозначимое переживание. Музыка есть интонированное (то есть так или иначе  осознанное) жизненнозначимое актуальное или «отсутствующее» переживание, произошедшее вне временных рамок текущего момента восприятия музыки, и даже, возможно, вне рамок одной жизни (слушателя, композитора, интерпретатора).  Таким образом, музыка, музыкальная культура, музыкальное образование становятся хранилищем жизненнозначимых для человечества переживаний, заключенных в форме музыкальных смыслов, обеспечивающих выраженность опыта состояний «Я (мы) в контексте реальности» для себя и других.      

      Образно-смысловая структура МСЛ – открыто-закрытая25

система интонированного опыта переживаний, в которой присутствуют как общие архетипы интонирующего сознания, их этно-культурные особенности, так  и индивидуальная единичность, уникальность личностного смысла.   

«Открытость» музыкального сознания личности заключается в возможности социально-культурного обмена знаково-символическими «орудиями» со средой – культурой, образовательно-воспитательными практиками. Научное изучение и описание индивидуально-психологических особенностей музыкального сознания как открытой культурно-воспитательным педагогическим воздействиям системы может включать такие развиваемые в деятельности актуальные свойства (востребуемые в данный момент жизни) как музыкальные способности, склонности, направленность и мотивацию, а также специфические проявления общих свойств – музыкальное восприятие, мышление, творчество.

«Закрытость» музыкального сознания личности порождается внутренней бессознательной обусловленностью музыкального смыслообразования и окрашенности деятельности индивидуальным (или родовым) опытом «отсутствующих переживаний», накопленным в прошлом и имплицитно сосуществующим с настоящим.

Имплицитная структура индивидуального музыкального сознания формируется на основе природных свойств нервной деятельности и их сочетаний («плеяд»), востребованных средой в перинатальный и ранний период психического развития индивида, субъектно оформляется в психическом феномене «личностного смысла» и «пристрастности сознания» и проявляется в относительно постоянной форме и окрашенности взаимоотношений с миром (сходной с проявлениями экстраверсии-интроверсии). Научное изучение и адекватное описание индивидуально-психологических особенностей музыкального сознания как закрытой целостной системы должно включать сорелятивные понятия, то есть взаимозависимые, такие как активность-пассивность, уравновешенность-неуравновешенность, сила-слабость, подвижность-инертность, активированность-инактивированность и т.д., что нашло свое образно-символическое воплощение в системе архетипов.

Архетип – первообраз бессознательной символизации энерго-временных паттернов переживания «Я в контексте реальности», может быть персонифицирован (вслед за К. Юнгом) в образах Героя, Анимы, Матери, Старика, Дитя, Единого (Круга). В концепции автора диссертации эти сорелятивные символы-понятия приобретают значение элементов закрытой целостной системы, способной описать индивидуально-психологические особенности личности и музыкального сознания. Система архетипов состоит из семантических оппозиций признаков: активности и пассивности (ян и инь, «мужское» и «женское»), уравновешенности и неуравновешенности (вечности и временности, традиционности и противостояния), зависимости и свободы, произвольности и спонтанности, творческости и нормативности. Все эти оппозиции признаков присутствуют в системе из 6 названных архетипов. В ходе построения семантического дифференциала с применением факторного анализа была выявлена значимость еще одного семантического признака, а именно этической координаты между полюсами Добра и Зла.

Музыкальный архетип – интонационно-выраженный энерго-временной паттерн, имеющий культурную представленность и окрашенный личным эмоциональным переживанием. Музыкальный символ – культурно-закрепленный знак, многозначен по природе, может быть первичный (звуковой образ) и вторичный (графический образ звукового символа).

Символогенез музыкального сознания – понятие, отражающее обоюдный процесс порождения-усвоения личностью образно-смысловых структур МС и охватывающее все уровни и ткани МС от бессознательного резонирования до рефлексивных его слоев. Рождение, закрепление, превращение, замещение, разветвление, применение и прочие операции с музыкальными образами и символами составляют его стержневую функцию и обеспечивают антропологический и индивидуально-личностный генезис музыкального сознания. Понимание сущности, структуры и общих принципов генезиса музыкального сознания дает возможность лучше, органичней и эффективней  строить процесс музыкального образования и развития личности.    

       Музыкальное сознание в образовательном контексте становится органом общения с общечеловеческими и открывающимися в интонировании индивидуальными смыслами-переживаниями, что приводит через механизм идентификации-обособления к чувству личности (выражение В.С. Мухиной).      

       Эти и некоторые другие основные понятия, изложение которых будет более уместно в виде гипотез и положений на защиту, составляют концептуальный каркас исследования.

       Основная проблема исследования методолого-теоретическое обоснование феномена музыкального сознания и разработка психолого-педагогической модели его развития.

       Цель исследования создание целостной психолого-антропологической  модели-представления о музыкальном сознании и разработка психолого-педагогической концепции его развития в музыкально-педагогической деятельности.

      Объект исследования – феномен музыкального сознания в системе психолого-педагогической подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования – антропологическая характеристика музыкального сознания, разработка и внедрение психолого-педагогической концепции его развития в условиях процесса профессионального становления учителя музыки.

Гипотезы исследования:

I. Музыкальное сознание – антропологический феномен, состоящий в системной целостности26 и структурированности интонационно-символического запечатления жизненнозначимых переживаний реальности. В психической деятельности личности представлено как совокупность образов и процессов, сопровождающих порождение и восприятие музыкальных явлений и основанных на присвоении музыкальной культуры как общественной формы музыкальных знаков и значений. В эмпирической представленности личности выражается как индивидуально и этно-культурно окрашенное отношение к миру, выраженное интонационно.

Музыкальное сознание личности необходимо рассматривать как двойственную открыто-закрытую систему музыкального смыслообразования, которая имеет в своей образно-смысловой структуре как общие координаты смыслообразования – архетипы, так и особенные этнокультурные символы, и единичные индивидуальные проявления, реализующиеся в содержательном и формально-динамическом аспектах музыкальной деятельности.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»