WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 9 | 10 || 12 |

II. Антропологическая модель-представление о музыкальном сознании  заключает в себе  следующие основные положения:

     Сущность музыкального сознания заключается в его интонирующей природе, биосоциальном происхождении, неизменности и универсальности базовых паттернов интонирования и относительности психолого-антропологических обликов в координатах исторической, этнокультурной и индивидуально-личностной.  В сущности МС явственна его двойственность или двунаправленность: сознательных и бессознательных аспектов, универсальных и индивидуальных, природно-организмических и социокультурных.

     Функции музыкального сознания - отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная и духовная, которые осуществляются через «интонирование опыта переживаний», обобщая которые, основной функцией МС можно выделить функцию символизации переживаний и смыслопорождения в акте интонирования. 

     Историческое полотно музыкальной культуры можно считать объективированной формой опыта музыкального сознания, что позволяет по-новому отнестись к музыкальной истории народов как хранилищу состояний сознания («генофонду человеческих обликов») и выделить основные формации генезиса МС: архаическую, ритуальную, художественную и матричную.

     Для всех форм интонирования, рожденных в антропогенезе, а значит, видов и форм музыкального сознания можно применить схему условного разделения на образующие: чувственную ткань (то есть порождение реальными ощущениями), язык значений (интонационный и понятийный «словари») и личностный смысл (опыт переживаний субъекта). 

       Пространство музыкальной психосемантики многоуровнево.   Выделяются три основных пласта на срезе "музыкального вещества культуры", отражающие общее, особенное и «знаковое» в музыкальном смыслообразовании: уровень архетипов, уровень культурно—языковых норм и образности, уровень музыкальных «знаков», цитат и вербальных музыкальных понятий, закрепившихся в определенном культурно-стилевом ареале.

       Смысловое строение МС открыто-закрытая система конденсированного опыта переживаний, в которой присутствуют как общие архетипы смыслового устроения интонирующего сознания, их этно-культурные особенности, и индивидуальная единичность, уникальность личностного смысла. В музыкальном взаимодействии архетипы всегда присутствуют как истоки «интонированного смысла», которые  «обслуживают» процесс музыкального творчества, фантазии, вдохновения, понимания и смыслообразования в искусстве.

       Методологией изучения и обучения антропологической модели музыкального сознания является психолого-антропологический анализ культурно-социальных артефактов и поведенческих проявлений МС, интонационный анализ по типам и архетипам интонирования. Все слои МС - биодинамический, чувственно-аффективный,  когнитивный и духовный могут быть соотнесены с типами интонирования и поведенческими  манифестациями, что и определяет целостный облик МС общества, индивида, отдельной музыкальной акции.

    III. Психолого-педагогическая модель развития МСЛ в процессе музыкального образования на любом его уровне и в любом виде строится на психологической реализации и педагогическом обеспечении символогенеза МС, суть которого:

1. В общей иерархической структуре музыкально-психологического опыта личности

     - бессознательно-природного резонирования (психофизиологических процессуальных паттернов и конденсированного опыта переживаний личности); 

      - непосредственной смысло-интонирующей музыкальной образности (интонационных архетипов выражения опыта переживаний);  

      - вербально-опосредованной музыкальной рефлексии (интонационного и «знаниевого» словарей музыкального сознания).

2. В индивидуально-психологических особенностях музыкального сознания личности (ИПОМСЛ). Основные аспекты индивидуальных особенностей музыкального сознания, побуждающие к формированию индивидуального стиля музыкальной и музыкально-педагогической деятельности:

  • индивидуальный стиль психомоторики учащегося-музыканта и способа регуляции движений;
  • индивидуальный стиль протекания музыкально-познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы;
  • индивидуальный стиль общения.

       IY. Психолого-педагогическая концепция развития МСЛ в профессиональном музыкально-педагогическом образовании строится на:      

1. Осознании необходимости дополнения операционального подхода в освоении музыкальной психологии и психологии музыкального образования смысловым подходом; адекватной научной методологией для изучения смыслового устройства музыкального сознания является антропологический подход, предполагающий соотнесение общего, особенного и единичного в становлении и развитии МС (в культурно-общественном МС, и МС каждой личности), а также принципы холизма, биосоциальности психики и сознания, дополнительности и относительности содержаний сознания.      

2.  Реализации в обучении двунаправленных процессов-механизмов профессионального развития педагога-музыканта: дифференциация уровней и смысловой наполненности различных обликов МС (от этно-культурных и цивилизационно-парадигмальных до индивидуальных) в знаниевом обучении и интеграция всех «нижлежащих» слоев и уровней МС в целостном музыкально-смысловом сознании личности.     

Y. Организация профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта в вузе осуществляется в предметном поле психолого-педагогических дисциплин с опорой на курс Музыкальной психологии и психологии музыкального образования и развития личности. Комплексная дисциплина Музыкальная психология и психология музыкального образования и развития личности несет функцию дифференциации и переструктурирования знаниевой и актуализации личностной составляющих профессионального становления и осуществляется на вариативной основе.        Теоретической платформой комплекса дисциплин являются теоретико-методологически взаимосвязанные антропологическая и  психолого-педагогическая модели становления и развития музыкального сознания личности (МСЛ).      

Практической основой являются практикумы по самоисследованию индивидуального музыкального сознания, психотренинги, ведение дневников самонаблюдения и дневников наблюдения за учениками на практике студентов-музыкантов.

      Эффективность профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта в вузе существенно возрастает при соблюдении системных теоретических и личностно-окрашенных практических оснований и подходов к целостному музыкально-психическому развитию личности.      

YI. Критериями сформированности профессионально-педагогической направленности МС являются:

-  интегрированность уровней индивидуальной структуры МС;

- межмодальная пластичность трансляций музыкально-образной и рефлексивно-психологической информации;

-  легкость метасистемных (межуровневых) переходов в профессионально-деятельностном компоненте МС;

- индивидуальный полиролевой стиль совладания с трудными ситуациями в профессионально-личностной сфере.     

VII. В исследовании установлено, что эффективность профессионально-ориентированной психологической подготовки педагога-музыканта сопряжена с соблюдением трех групп условий: организационно-педагогических, функционально-содержательных и субъективно-личностных.      

YIII. В ходе  многолетней опытно-экспериментальной многоаспектной работы были собраны факты и получены результаты, подтверждающие правомерность как психодиагностических подходов и методов изучения ИПОМСЛ, применимых непосредственно в ходе музыкально-педагогического процесса, так и педагогических установок и технологий развития музыкального сознания учащихся.      

IX. Двенадцатилетний лонгитюд и ежегодно-повторяемый (варьируемый) цикл педагогически-формирующих экспериментов показал эффективность разработанной концепции подготовки учителя музыки к психологической диагностике индивидуальности и дифференциальному подходу к развитию музыкального сознания учащихся в процессе музыкальной деятельности и образования по критериям общепрофессиональной и личностной компетентности, уровня самоактуализации и положительной самоидентификации, дальнейшей успешности и востребованности в профессии.         

       Основное содержание и результаты исследования изложены в следующих публикациях автора.

Монографии

  1. Торопова А.В. Homo-musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. М.: Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 288 с. – 18 п.л.
  2. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике: К началам музыкально-психологической антропологии. М.: «Прометей», 1997. – 106 с. – 6,5 п.л.

Статьи в реферируемых журналах ВАК

  1. Торопова А.В. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности. / А.Х. Пашина, А.В. Торопова. // Психологический журнал. 2000, том 21, №1. С. 109-115. 0,6 п.л. (40 % личного участия).
  2. Торопова А.В. "Человек музыкальный" в пересечении лучей психологического и исторического дискурсов. // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2000, №3 (23). С. 146-152. 0,6 п.л.
  3. Торопова А.В. Диагностика музыкальности по электроэнцефалограмме./ Т.С. Князева, А.Н. Лебедев, А.В. Торопова // Психологический журнал. 2001, том 22, №6. С. 87-91. 0,5 п.л. (40 % личного участия).
  4. Торопова А.В. Глубинные психологические механизмы взаимодействия с искусством в музыкально-педагогическом процессе. // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2002, №1 (29). С. 151-170. 1,25 п.л.
  5. Торопова А.В. Сущность и степень “музыкальности” человека в “объективе” ЭЭГ-диагностики. / Т.С. Князева, А.В. Торопова // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2003, №4 (36). С. 202-210. 0,6 п.л. (50 % личного участия).
  6. Торопова А.В. Индивидуально-типологические особенности музыкального сознания. // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2007, №2. С.19-22. 0,5 п.л.
  7. Торопова А.В. «Смысловое устройство» музыкального сознания личности. // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2008, №2 (54). С. 127-137. 0,75 п.л.
  8. Торопова А.В. Психология музыкального образования и развития личности (методологический аспект). // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2008, № 5. С. 200-204. 0,5 п.л.

Учебные пособия и программы

  1. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Программа-конспект. М., 1997. – С.25-53. – 1,75 п.л.
  2. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. // Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки. Программы дисциплин по специальности 030700 – Музыкальное образование. Рекомендованы Министерством образования РФ и УМО учебных заведений РФ по пед.образованию. М.: Издательство “Флинта”, 2000. – С. 47-80. – 2 п.л.
  3. Торопова А.В. Очерки по музыкальной психологии и психологии музыкального образования. М.: «Гном и Д», 2007. – 6,75 п.л.
  4. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебное пособие. М.: Учебно-методический центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 12,5 п.л.
  5. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. 2-е издание, исправленное и дополненное. Гриф УМО по пед. образованию. Учебное пособие. М.: Учебно-методический центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 15,5 п.л.  

Научные статьи, доклады, материалы

Pages:     | 1 |   ...   | 9 | 10 || 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»