WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Л.Н.Толстой был убежден в том, что важнейшую сторону формирования духовности личности составляет развитие ее внутренних движущих сил и потребностей. Сложность, длительность процесса духовного развития личности обусловливает и многообразие задач ее внутреннего развития. Писатель пришел к выводу, что по мере роста и развития личности усложняется и структура ее нравственных потребностей. От потребности детства в нравственных поступках, одобряемых окружающими, и от потребности в нравственных действиях по привычке, выработанной многократными упражнениями в процессе педагогического воздействия, осуществляется переход к потребностям отрочества и юности. В соответствии с личными нравственными убеждениями, нравственными идеалами, осознанием общественного долга вырабатывается потребность в духовном самовоспитании и само-совершенствовании личности.

Новым в определении процесса нравственного становления личности для педагогики XIX века была мысль Л.Н.Толстого о том, что ведущими мотивами нравственных действий и поступков личности должны стать внутренние побудители личности (нравственные убеждения, потребности и интересы), а не стимулы внешнего воздействия на личность (требование, принуждение). Он справедливо утверждал, что чем выше уровень нравственного развития личности, тем большую роль в ее мотивационной сфере играют внутренние побуждения. В духовном становлении личности главную воспитательную задачу писатель видел в реализации нравственно ценного содержания. В критерии оценки нравственного поведения личности важным он признавал мотивацию действий, поступков, поведения личности. Многократные повторения действий, поступков личностью, совершаемых на основе нравственно ценных мотивов, приводят к выработке устойчивой, привычной связи, составляющей основу формирующихся нравственных потребностей личности, ее духовности.

Вклад писателя в раскрытие основ духовно-нравственных потребностей личности заключается в том, что формирование их осуществляется не только в процессе непосредственно нравственного воздействия, оно пронизывает собою всю систему многообразных педагогических влияний, весь процесс гармонического развития личности.

Источниками осуществления идеи формирования духовности Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой считали религию, искусство, творчество (нравственно - ориентированная деятельность), нравственное самосовершенствование личности. Идея Бога трактовалась ими как основа понимания природы человека, его свободы, этики творчества. Подчеркивая единство религии и духовности, они отмечали, что религия устанавливает отношение человека к миру, а духовность указывает и разъясняет деятельность человека с учетом характера его взаимоотношений с миром. Успешное преодоление главного противоречия «между плотью и духом», по их мнению, является залогом личностного духовного роста и основой фундамента воспитания духовно-нравственной личности.

Другими мощными воспитательными источниками духовной эволюции личности в гуманистической педагогике Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого являются искусство и творчество. В своей ценностной системе Ф.М.Достоевский в качестве решающего компонента общественного сознания выбрал Красоту, так как она является эквивалентом гуманных идей, которые анализируют состояние общества и регламентируют поведение человека в нем. Впервые им была высказана мысль о том, что в основе любого вида искусства лежит творчество, которое является неотъемлемой чертой деятельности духовной личности. Этика творчества в понимании Л.Н.Толстого – это учение о высшей форме духовности, которая реализуется в нравственных поступках, по своей природе творческих, а потому свободных. Вот почему необходимым условием процесса формирования духовности является и свобода принятия решений личности, и ее ответственность за свою судьбу.

Решающим фактором в оценке духовности личности Ф.М.Достоевским и Л.Н.Толстым являлось «направление силы и свободы» творчества личности. Они исходили из того, что природа человека противоречива, чего воспитатели часто не понимают, и что подобная точка зрения зачастую является препятствием нравственного развития, особенно тогда, когда взрослые не проводят своеобразную «духовную терапию» ребенку. Педагоги совершают ошибку и в том случае, когда принимают за цель лишь развитие личности и не содействуют гармонии ее развития.

Новым в раскрытии сущности процесса духовного воспитания и самовоспитания личности была мысль Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого о том, что в основе этого процесса лежит потребность личности в нравственном идеале, стремление нравственно действовать и обладать личными качествами и способностями, необходимыми для нравственного поведения. Писатели были убеждены, что личность подвижна только во времени и пространстве, а в своем глубинном содержании она абсолютно свободна и неподвижна. И только духовность позволяет личности согласовывать ее волю с велением нравственного закона, т.е. совести.

Основными средствами развития ребенка в процессе формирования духовно-нравственной личности писатели рассматривали среду и образование. Они не принимали абсолютизацию среды, воспринимая подобное восприятие как преступление против гуманного общества, потому что с его помощью можно было оправдать любого преступника, который переставал быть человеком, иначе говоря, обезличивался.

Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой были убеждены, что носителями социальной наследственности являются не только непосредственные воспитатели ребенка – родители, учителя, сверстники, а все люди, с которыми общается человек; это также и книги, которые он читает; рассказы, которые он слышит; поступки, которые он наблюдает. Несомненным вкладом в педагогику явилась мысль писателей о том, что социальная наследственность носит консервативный характер, но именно богатство и разнообразие накоплений социальной наследственности создают объективные предпосылки для свободы выбора личности тех целей и средств, тех поступков и решений, которые в наибольшей мере соответствуют системе ее ценностных ориентаций, формированию духовности.

Отмечая огромное воспитательное воздействие и значение окружающей ребенка жизни, Л.Н.Толстой пошел дальше теоретических воззрений Ф.М.Достоевского, выдвинув идею свободного образования, включающего в себя воспитание и обучение. По мнению Л.Н. Толстого, жизнь оказывает свое влияние и превосходит по своей силе, уничтожая воздействие школьного воспитания. Впервые в истории педагогики он попытался определить цель, содержание и методы обучения, организовать учебную деятельность, основанную на осознании опыта и свободной деятельности.

Л.Н.Толстой выступал против понимания свободного воспитания как вседозволенности. Он утверждал, что ребенок может только в процессе побуждаемого духовного развития понять то, что бесполезно было бы навязывать ему угрозой или силой, выделяя тем самым психологический аспект свободного воспитания. Но этот путь возможен только в том случае, когда педагог проникает в мир ребенка, понимает его запросы, учитывает индивидуально-психологические и возрастные особенности питомца. Свобода в воспитании, по Л.Н. Толстому, - это определенная форма воздействия на ребенка, при котором со стороны воспитателя нет давления, и, тем не менее, ученик находится под интеллектуальным и духовно-нравственным воздействием учителя, проявляя активность и самостоятельность во всех областях своей деятельности.

Вклад Л.Н.Толстого в развитие отечественной педагогики заключается в том, что он впервые решал проблему формирования личности на основе антропологического принципа. Он провозгласил принцип природосообразности воспитания единственной основой своей педагогической системы. Идея Л.Н. Толстого о совершенстве ребенка от рождения стала основой его взглядов на природу детей. С одной стороны, такой подход акцентировал внимание на детях, на их возрастных и индивидуальных особенностях, а с другой, - разрушал авторитарный подход в воспитании личности.

Система воззрений Л.Н.Толстого на развитие духовного опыта детей в процессе воспитания рассматривалась им через взгляд на природу желаний, стремлений, чувств и их взаимосвязь с потребностями личности. В них писатель видел первооснову, источник внутренней активности личности, побуждающей к деятельности. Писатель пришел к выводу, что духовная деятельность человека должна быть направлена «к образованию самого себя», т.е. к саморазвитию, самоусовершенствованию. Таким образом, основные педагогические понятия в теории свободного воспитания Л.Н.Толстого непрерывно наполнялись новым содержанием. Они базировались на фундаментальных представлениях философского характера о соотнесении свободы и ответственности, на педагогической интерпретации свободы как «критериума образовательного процесса».

Особое место в педагогике Л.Н.Толстого и публицистических произведениях Ф.М.Достоевского занимает личность учителя, который должен воспитывать детей «в духе религиозности и христианской нравственности». Впервые в педагогике была высказана мысль о том, что определяющую роль в формировании духовного мира ребенка играет учитель, обладающий определенными человеческими качествами, психологическими свойствами и профессионально-педагогическими данными.

Реализация принципа свободы в процессе обучения и образования понималась Л.Н.Толстым как особый стиль в выборе творческого метода работы, применения его на практике и создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей духовно – нравственной личности. Ф.М.Достоевский, в свою очередь, определял учителя как человека, который не успеет подавить в собственном ученике индивидуальность и характер, а в себе «детскость» – мерило нравственного совершенства, оружие против фальши, неестественности, лицемерия и ханжества окружающих.

Следует отметить, что впервые состояние семейного воспитания в России во второй половине XIX века было проанализировано обстоятельно именно Ф.М.Достоевским. На наш взгляд, можно выделить несколько основных тем, охватывающих проблемы семейного воспитания, в его педагогике: семья и ее современное состояние; жизнь ребенка в семье и его взаимоотношения с окружающим миром; пути формирования детской души; значение науки, точного знания в развитии личности; проблема формирования духовности у детей.

Проанализировав систему обучения и образования во второй половине XIX века в России, Л.Н.Толстой пришел к выводу, что идея «свободного воспитания» и ее гуманистическая сущность должна реализовываться и в области семейного воспитания. Важнейшими условиями успеха семейного воспитания писатель считал материнскую любовь и отцовскую ласку, создание в семье обстановки доверия, наличие образца для подражания – примера. По мнению обоих писателей, для достижения успеха в воспитании родителям и учителям нужно постоянно расти духовно, не переставая воспитывать себя, чтобы всегда оставаться авторитетом в глазах ребенка.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что основу педагогики Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого составляет изучение физической и духовной сторон развития человеческой природы, тонкое понимание целей правильного воспитания духовно-нравственной личности. Основополагающими принципами их педагогики были уважение к личности ребенка, вера в его творческие силы, создание благоприятных условий для развития познавательной активности и способности детей.

Большинство положений и идей, высказанных ими в отношении духовного воспитания человека, его нравственного самосовершенствования, содержания школьного образования, часто воспринимались современниками и некоторыми советскими исследователями их педагогического наследия как список просчетов, которые на самом деле являлись гуманистическими основами педагогики будущего. Не только для нынешних, но и последующих поколений эти основы являются неиссякаемым источником человеколюбия, нравственности и духовности. Вот почему идея формирования духовно-нравственной личности представляет особый интерес для современной российской педагогики, в развитии которой с конца 20-х годов XX столетия преобладали авторитарные тенденции. Принятый современной отечественной системой образования курс на гуманизацию личности и школы актуализирует идеи Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого и других представителей антрополого-гуманистической педагогики.

ВЫВОДЫ

Результаты нашего исследования «Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого» позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Духовность – это социально-ценностное образование, включающее в себя совокупность личностных свойств и качеств, выражающих творческое и позитивно действенное отношение субъекта к окружающему миру, людям, обществу, природе, делу, самому себе.

2. В основе духовности лежит мировоззренческая культура, которая свидетельствует о способности человека к восприятию, осмыслению социальных и личностно значимых событий и активного участия в изменении реальной действительности.

3. Основополагающими компонентами духовности личности являются социальная справедливость, гуманность, интеллигентность, нравственность, гражданственность, соборность, единство сознания и жизни, внутренняя свобода и совесть как ее составная часть, ответственность по отношению к самому себе, и православная вера.

4. Формирование духовно-нравственной личности представляет собой совокупность творческих нравственных актов, наличие опыта в решении жизненных задач, а не наращивание морального потенциала личности.

5. Ведущими мотивами нравственных действий и поступков личности выступают внутренние побудители личности (нравственные убеждения, потребности и интересы), а не стимулы внешнего воздействия на личность (требование, принуждение).

6. Источниками осуществления идеи формирования духовности являются религия, искусство, творчество (нравственно - ориентированная деятельность), нравственное самосовершенствование личности.

7. Основными средствами развития ребенка в процессе формирования духовно-нравственной личности выступают среда и образование, т.к. изменение общества необходимо осуществлять только эволюционным путем, а он напрямую связан с нравственным прогрессом личности.

8. Гуманистическая сущность процесса формирования духовно-нравственной личности реализуется в области общего и семейного воспитания при осуществлении в ней идеи свободы выбора, как учителей, родителей, так и ребенка. Важнейшими условиями успеха семейного воспитания является материнская любовь и отцовская ласка, создание в семье обстановки доверия, наличие образца для подражания – примера.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК:

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»