WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

- методические аспекты изучения литературного наследия Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого в школе (М.М.Бахтин, С.В.Белов, Б.И.Бурсов, С.П.Бычков, С.А.Венгеров, Л.П.Гроссман, Н.К.Гудзий, А.С.Долинин, В.А.Жданов, Э.Е.Зайденшнур, Н.В.Кашина, В.Я.Кир-потин, Ю.Г.Кудрявцев, Г.Б.Курляндская, Ю.И.Селезнев, Е.С.Сереб-ровская, Г.М.Фридлендер и др.);

- психологические основы формирования личности (Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Лидак, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Фридман, П.М.Якобсон).

Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы историко-педагогического исследования: анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников; сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ; систематизация идей, теорий по вопросам общего и семейного воспитания детей; обобщение теоретических положений.

Источниками исследования явились педагогические и публицистические труды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, государственные документы об образовании, научные исследования по педагогике, методике преподавания литературы в школе, материалы педагогической периодической печати по изучаемой проблеме.

Этапы исследования: первый этап (2000-2003гг.) – поисково-аналитический – сбор и изучение фактического материала, его анализ и систематизация на основе названных выше теоретико-методологических подходов. На втором этапе (2003-2005гг.) – теоретико-аналитическом – обобщался систематизированный материал, выявлялись существенные связи педагогических явлений, фактов, положений, формулировались результаты проведенного исследования, делались теоретические обобщения и выводы. На третьем этапе (2005-2008гг.) – обобщающем – уточнялись отдельные теоретические положения, завершалось оформление диссертационной работы. На всех этапах в научной печати публиковались материалы по теме исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нем с новейших теоретико-методологических позиций проанализирована сущность духовности личности, раскрытая в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, выявлено прогностическое значение взглядов названных писателей на проблему формирования духовно-нравственной личности в процессе обучения и воспитания. В ходе исследования установлено, что духовность личности есть высшее проявление человеческой сущности. Охарактеризованы такие основополагающие черты духовности, как социальная справедливость, гуманность, интеллигентность, нравственность, общинность (соборность), внутренняя свобода, свобода в суждениях, ответственность по отношению к самому себе, вера. Показано, что в наследии этих писателей раскрыта не только содержательная сущность духовности, но определены основные средства, пути формирования духовно-нравственной личности. Выявлены важнейшие педагогические условия развития духовности личности учащихся в процессе их обучения и воспитания, основанных на гуманном отношении к личности ребенка.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем обобщен и научно переосмыслен вклад Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого в разработку проблемы формирования духовности как ключевого компонента овладения духовной культурой. Рассмотренные источники и средства формирования духовности личности позволяют уточнить, дополнить и углубить накопленный позитивный опыт разработки содержания образовательного процесса в современной школе РФ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения полученных выводов и положений в современной образовательной школе в процессе обучения литературе, а также в практике подготовки учителей в целях дальнейшего совершенствования процесса воспитания духовно-нравственной личности. Положения и выводы могут быть включены в учебные курсы теории и истории педагогики для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, использоваться для повышения квалификации учителей, работников сферы образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены методологическими позициями, учитывающими тенденцию развития знаний о человеке, широтой привлекаемых источников исследования, комплексом использованных методов теоретического анализа и их соответствием целям и задачам диссертационной работы, системой обобщенных фактов, материалов, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследование проблемы формирования духовно-нравственной личности основывается на необходимости критического использования в современной педагогике и школе прогрессивного наследия Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого о воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями современного общества Российской Федерации.

2. Теоретико-методологическими аспектами формирования духовности в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого являются: идея гуманности в процессе обучения и воспитания, идея ценностного отношения к детству, идея связи обучения с жизнью, идея гармонизации личности и среды. Основными средствами влияния на формирование духовно-нравственной личности выступают среда и образование. Актуализация идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого базируется на ключевых моментах гуманизации личности и школы.

3. Критика Ф.М.Достоевским и Л.Н.Толстым состояния общего и семейного воспитания во второй половине XIX века включает в себя следующее: деградация семьи в «случайное семейство», утрата «общей идеи» отцами, «моральное разложение и духовное обнищание молодежи», подмена нравственного идеала, отсутствие высшей цели жизни. Гуманистическая сущность идеи свободного развития личности в области семейного воспитания осуществляется при создании в семье условий для реализации детьми игровой и трудовой деятельностей, постоянном духовном росте родителей, запрете физических наказаний; в области общего образования – посредством формирования педагогической культуры и духовности учителя с опорой на идею гуманности, равенства и свободного доступа к знаниям и образованию.

4. Историческое и прогностическое значение опыта решения проблемы формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого для отечественной педагогики и школы заключается: в сосуществовании идеи общечеловеческого и национального воспитания; в решении исследуемой проблемы на основе антропологического принципа; в признании свободы в воспитании формой побуждающего воздействия на сферу духовности; в осуществлении формирования духовно-нравственной потребности личности через систему нравственных воздействий; в определении процесса самосовершенствования и самовоспитания как потребности личности в нравственном идеале и моральном росте; в признании важнейшим условием духовного оздоровления общества наличия примера (образца для подражания) в семье.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ в 2001-2008 гг., на научно-практических конференциях молодых ученых того же университета, на университетских чтениях по итогам научной работы за 2004 - 2006 годы, на III и V Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск – 2001, 2007). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами ПГЛУ, Железноводского филиала гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, учителями общеобразовательных школ г.г. Железноводска, Пятигорска.

Основные положения диссертации освещены в 14 публикациях автора.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены предмет, объект, цель, гипотеза, конкретизируются задачи, раскрывается научная новизна, показана теоретическая значимость и практическая ценность; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой о духовности как высшем проявлении человеческой сущности» раскрывается понятие «духовность» как социально-ценностное образование, определена сущность и основные черты духовности, источники и содержание формирования духовности личности в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Во второй главе «Процесс воспитания духовно-нравственной личности в наследии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого» выявлены основные средства духовного развития ребенка (среда, образование) и формирования его нравственного поведения в процессе воспитания, раскрыты основные черты школьного и семейного воспитания и их влияние на формирование духовности и нравственности у детей.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются общие выводы.

Библиография включает 228 наименований использованных источников, из них 7 на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В ходе исследования проблемы формирования духовности в России во II половине XIX - начале XX столетия мы проанализировали взгляды и концепции ряда видных мыслителей и педагогов, и пришли к выводу, что они определяли духовность не только как черту религиозного сознания, но и как обретение человеком научных знаний, общечеловеческих и этнокультурных ценностей, как желание действовать на пользу общества и вести себя в соответствии с морально-этическими нормами и гуманистическими убеждениями. Так, Н.О.Лосский рассматривал духовность как высшее проявление сущности личности, как единство этических установок религии и общечеловеческой морали. Н.А.Бердяев понимал духовность как наличие силы ума, энергии, свободы мысли и творческой активности, которая формируется под влиянием христианской религии и общечеловеческих ценностей. И.А.Ильин, в свою очередь, считал духовность проявлением внутренней жизни человека и устремленности к возвышенному, Божественному христианскому началу, осуществляемому по законам правды, любви, красоты. В представлении Б.Т. Лихачева духовность русского народа - это концепт ума и нравственности, науки и культуры, который проявляется в русском образе жизни и православно-христианской вере.

В 90-е годы XX столетия отечественные педагоги М.В.Богуславский, В.А.Веденяпина, Г.С.Вяликова, Л.Д.Гирева, В.И.Додонов, Т.Б.Игнатьева, В.А.Мосолов, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, Л.А.Степашко, Я.С.Турбовской и др. под духовностью понимают систему общечеловеческих и национальных ценностей светского и религиозного характера, которая включает в себя такие черты, как интеллигентность, высокая нравственность, душевность, мировоззренческие убеждения, личная свобода, творческая созидающая деятельность.

Размышляя о проблемах воспитания, отечественные исследователи конца XX – начала XXI века, такие как А.А.Бодалев, В.П.Борисенков, Б.З.Вульфов, справедливо отмечают, что в России неудовлетворительно осуществляется формирование духовной культуры личности, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. По их мнению, оно нуждается в одухотворенности, в усилении его нравственной направленности, и истоки этих изменений лежат в обращении к духовности, наследию прошлого, в том числе к наследию Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Результаты нашего исследования показывают, что в публицистических и педагогических произведениях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого духовность рассматривается ими как социально-ценностное образование, включающее в себя совокупность личностных свойств и качеств, выражающих творческое и позитивно действенное отношение субъекта к окружающему миру, людям, обществу, природе, делу, самому себе. В основе духовности лежит мировоззренческая культура, которая свидетельствует о способности человека к восприятию, осмыслению социальных и личностно значимых событий и активного участия в изменении реальной действительности. Духовность личности воспринималась как показатель сформированности гражданского общества и как величайшая общечеловеческая ценность. Такое понимание духовности было не случайным для Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого в условиях менявшегося российского государства второй половины XIX столетия.

Исследование показало, что основу духовных общечеловеческих ценностей Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой видели в воспитании человеческого достоинства и самосознания, опирающихся на овладение национальной и мировой культурой. Обратившись к человеку, его душе, они способствовали включению духовных общечеловеческих идеалов и ценностей в содержание школьного образования. Новое в трактовке духовности писателями заключается в том, что они перенесли сферу духовности в отношения людей, в нравственное совершенствование личности с позиций православия, утверждали необходимость сосуществования идеи общечеловеческого и национального воспитания, признания человека как ценности. К основополагающим компонентам духовности личности они относили социальную справедливость, гуманность, интеллигентность, нравственность, гражданственность, соборность, единство сознания и жизни, внутреннюю свободу и совесть как составную часть этой свободы, ответственность по отношению к самому себе, а также православную веру. Писатели указывали на необходимость существования для человека опоры в виде веры, которая должна реализовываться в идеалах добра и справедливости.

Под формированием духовности личности Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой понимали процесс целенаправленного развития самосознания и чувств через овладение культурными общечеловеческими и национальными ценностями, возвышенными идеалами. Они были убеждены, что формирование духовности – это сложный и длительный процесс, который невозможен без соблюдения педагогических закономерностей. Взгляды писателей на процесс формирования духовности личности были передовыми для своего времени. Они предвосхитили идеи современной педагогики тем, что считали необходимым учитывать, в первую очередь, особенности детской психики, а именно - воздействовать на чувства ребенка, потому что только через подобное воздействие возможно формирование положительных и устранение отрицательных качеств личности.

Процесс формирования духовности в представлении Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого – это не наращивание морального потенциала личности (общее заблуждение педагогов), а совокупность творческих нравственных актов, наличие опыта в решении жизненных задач. Глубокое чувство эмоционального удовлетворения и радость свидетельствуют о достижении личностью гармонии и целостности мироощущения в процессе непрерывного выбора поступков и постоянной самооценки. Этот процесс осуществим только при совершенствовании общественных учреждений, воспитывающих в человеке либо христианские, либо гражданские доблести.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»