WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

УДК 37.015

Струценко Светлана Валерьевна

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО И Л.Н.ТОЛСТОГО

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Пятигорск – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики государственного

образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Пятигорский государственный

лингвистический университет»

Научный руководитель -

доктор педагогических наук,

профессор Макаев

Вячеслав Владимирович.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор Айбазова

МАРИНА юсуповна;

кандидат педагогических наук,

доцент кимов

юрий сафарбиевич.

Ведущая организация -

Армавирский государственный педагогический университет.

Защита диссертации состоится "29" июня 2009 в 10 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, конференц-зал № 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет": http://www.pglu.ru

Автореферат разослан "29" мая 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Тарасова О.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования проблемы формирования духовно-нравственной личности определяется современной социокультурной ситуацией, направленной на свободное развитие личности на основе общечеловеческих идеалов, усиливающимся гуманистическим движением «развития разумного человека», требованиями формирования духовной личности в системе образования.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» определяет ключевые направления духовно-нравственного развития личности с опорой на ценности национальной культуры и региональные традиции в соответствии с общечеловеческими нормами.

Идея формирования духовно-нравственной личности привлекает к себе внимание тем, что, во-первых, провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как самоценности, к детству как важному самостоятельному периоду в жизни человека; во-вторых, предлагает принципы и методы воспитания духовно-нравственной личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию; в-третьих, объясняет возникновение гуманистических концепций развития ребенка и признания его права на индивидуальность.

Сказанное обусловливает необходимость возрождения и упрочения традиций духовной культуры народов России, преемственности в нравственных и духовных идеалах, предопределяет интерес к российскому педагогическому наследию, в том числе к наследию Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, в котором идея формирования духовно-нравственной личности занимает важное место. Их обращение к педагогике во второй половине XIX века было не случайным. Побудительными причинами стали социальная ситуация в России во второй половине XIX века, недостатки существовавшей системы образования, духовные искания писателей. Как прогрессивные деятели и граждане России они отчетливо осознавали, что образование и обучение являются ведущими источниками и средствами духовного развития ребенка. И если что-то и необходимо было менять в устройстве государства, то следовало начинать с пересмотра цели и содержания образования и обучения. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский глубоко проникли в духовный мир ребенка и взрослого. Они показали, что человек, испытывающий определенные трудности в социальной и личностной сферах, беспомощен в решении проблем своего существования, в том числе проблемы добра и зла.

Изучение наследия Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого позволило нам сделать вывод о том, что они рассматривали духовность как обретение человеком научных знаний, общечеловеческих и этнокультурных ценностей, как желание действовать на пользу общества и вести себя в соответствии с гуманистическими морально-этическими нормами и религиозными убеждениями. Признавая духовность как социально-ценностное образование и высшее проявление человеческой сущности, в ее содержание они включали гуманность, интеллигентность, нравственность, гражданственность, общинность, соборность, стремление жить и действовать по законам совести, правды, красоты и добра. Духовность, присущую русскому человеку, они характеризовали как единство сознания и жизни, как наличие внутренней свободы и ответственности по отношению к самому себе, как высокий уровень нравственности и христианско-православной веры. По мнению Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, высший уровень сформированности духовности личности представляет собой соответствие ее мировоззрения, убеждений и идеалов общественным интересам и гражданскому самосознанию. В своих воззрениях они признавали за человеком наличие индивидуальной ценности, видели нравственное совершенствование личности в духе православия, проводили параллель между идеей общечеловеческого и национального воспитания.

Проблема формирования духовно-нравственной личности исследовалась философами, писателями, литературными критиками и психологами. Связь педагогического процесса с философской и психологической базой личности занимает центральное место в научных трудах М.Ю.Айбазовой, Б.Г.Ананьева, Ш.А.Амонашвили, А.С.Арсеньева, Б.М.Бим-Бада, А.А.Бодалева, Е.В.Бондаревской, В.А.Вейкшана, И.Е.Видт, Б.З.Вульфова, Б.С.Гершунского, Н.К.Гончарова, В.Д.Губина, А.Н.Джуринского, В.И.Загвязинского, Н.В.Кудрявой, Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина и др.

Сущность духовности личности как высшей ценности педагогического образования и особенности ее воспитания исследованы такими учеными, как И.Н.Андреева, Е.П.Белозерцев, М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, Л.П.Буева, В.А.Вединяпина, В.В.Веселова, Г.С.Вяли-кова, Л.Д.Гирева, В.И.Додонов, Т.Б.Игнатьева, И.Ф.Исаев, В.А.Мосо-лов, Л.И.Новикова, С.Г.Пестриков, В.Г.Пряникова, Е.Г.Осовский, З.И.Равкин, В.И.Слободчиков, Л.А.Степашко, Я.С.Турбовской, Н.Л.Шеховская, О.Б.Широких, В.Д.Ширшова, Е.Н.Шиянов и др.

Большой вклад в разработку и углубление понимания проблемы формирования духовности личности внесли участники XXII - XXVIII сессий Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (1999 – 2008 гг.). Основу их исследований составил анализ духовно-нравственной базы ценностных ориентаций личности с позиций истории и современности. Ученые определяют основные идеи формирования духовности и анализируют ее влияние на равновесие морально-психологического климата общества. Научные статьи членов этого Совета дают представление о разнообразных подходах к определению содержания понятия «духовность личности» и основных направлениях формирования духовно-нравственной личности.

Внимание к проблеме формирования духовности в наследии Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского существенно возросло с конца 90-х гг., когда стали публиковаться ранее не издававшиеся для широкого круга читателей философские труды Л.Н.Толстого: «О жизни», «Исповедь», «В чем моя вера», «Путь жизни», «Круг чтения», «Учение Христа, изложенное для детей», а Ф.М.Достоевского стали считать не только великим писателем, но и педагогом, внесшим весомый вклад в отечественную науку о воспитании. Последние публикации подтверждают необходимость дальнейшего исследования духовно-нравственных основ формирования вышеназванных писателей.

До настоящего времени сравнительно-сопоставительный анализ диалектики взглядов Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого на проблему духовного воспитания не был предметом самостоятельного целостного исследования с позиций плюрализма в оценках мировоззренческих концепций и гносеологических подходов. Проведенный нами анализ новейшей публицистической и педагогической литературы показывает, что социокультурная ситуация требует нового осмысления проблемы формирования духовно-нравственной личности, признания человека высшей ценностью и его права на свободу выбора. Педагоги-практики отчетливо осознают необходимость применения научно-обоснованных разработок, которые позволят обратиться к истокам духовности, облагородить сердца и души учащихся всем возвышенным, лучшим и подлинно человеческим и развивать духовную культуру личности.

Социальные, психологические и педагогические противоречия, слабая информированность в литературе о многообразии идей, концепций, теорий развития духовно-нравственной личности, теоретическая и практическая значимость свидетельствуют об актуальности предпринятого исследования.

Проблема исследования состоит в обобщении с позиций историзма опыта решения задач формирования духовно-нравственной личности в гуманистической педагогике Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого и формулировании выводов, содействующих повышению эффективности духовного воспитания в современной отечественной школе.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: гуманно-личностная концепция формирования духовности, разработанная Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским.

Предмет исследования: процесс воспитания духовно-нравственной личности в педагогическом наследии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Гипотеза: исследование основывается на предположении о том, что сущность и черты духовности, раскрытые Ф.М.Достоевским и Л.Н.Толстым, а также содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получившие обоснование в их наследии, могут быть использованы в теории и практике воспитания духовности личности в современных условиях.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи диссертационной работы:

1. Охарактеризовать взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого на духовность как высшее проявление человеческой сущности и на раскрытое ими содержание воспитания духовности личности;

2. Раскрыть основные факторы процесса воспитания и роль духовности учителя и родителей в формировании духовно-нравственной личности в наследии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого;

3. Обобщить и показать с позиций историзма прогностическое значение опыта решения названной проблемы в трудах педагогов и сформулировать выводы, способствующие повышению эффективности формирования духовно-нравственной личности в современной отечественной педагогике и общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования явилась совокупность следующих принципиальных положений:

на философском уровне:

- плюрализм философских, гносеологических оценок к изучаемым фактам, явлениям, теориям; диалектическое единство общего, особенного и единичного, логического и исторического в изучении фактов, явлений, событий, рассмотрение их во взаимосвязи; объективность в подборе и оценке изучаемого; системный подход как направление методологии научного познания социальных процессов, в основе которого лежит поиск и нахождение целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений; противоречия как движущая сила развития; идея гуманизации и демократизации общества; философские концепции духовности как высшего проявления человеческой ценности; признание духовности как единства материального, культурного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического.

на общенаучном уровне (социальных наук):

- обусловленность возникновения и развития педагогических концепций и теорий социально-экономическими, политическими, культурными и религиозными факторами развития общества; конкретно-исторический подход к исследуемым объектам и предметам; возможности воздействия художественной литературы на сознание и чувства ребенка, на формирование внутренних переживаний и духовных убеждений личности; необходимость формирования эстетической потребности в детстве – наиболее плодотворном периоде духовного развития личности.

на уровне конкретной (педагогической) науки:

- связь теории и истории педагогики с гражданской историей, истории с современностью; гуманистические ценности как основа духовно-нравственных отношений личности; обретение духовностью жизненного смысла в процессе творческого развития и саморазвития личности; интеллигентность, гуманность, гражданственность, коллективизм, свободомыслие, ответственность в делах и поступках, добрые человеческие отношения как ведущие черты духовности; воздействие духовности на конструктивные преобразования в социокультурной среде; идея гуманизации и демократизации образования, школы, личности учащихся.

Теоретической основой исследования явились идеи, положения, концепции, теории, раскрывающие:

- сущность целостного педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, А.В.Беляев, А.Ю.Белогуров, Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Гордин, Т.А.Ильина, Г.М.Коджаспирова, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.И.Мищенко, Н.Д.Никандров, И.П.Подласый, В.А.Сластенин, В.И.Смирнов, Л.А.Степашко, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, Г.И.Щукина, Е.А.Ямбург и др.);

- историко-педагогический процесс как составная часть историко-культурного развития общества (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, В.В.Веселов, Б.Л.Вульфсон, В.И.Додонов, А.И.Джуринский, С.Ф.Его-ров, Л.Н.Исаев, Г.Б.Корнетов, В.В.Кумарин, П.А.Лебедев, Д.О.Лорд-кипанидзе, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.В.Образцова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, В.Я.Струминский, Л.Л.Суп-рунова, В.Г.Торосян, Ф.А.Фрадкин);

- проблемы теории воспитания (Б.Л.Вульфсон, Б.С.Гершунский, Л.Г.Григорьева, Р.Г.Гурова, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Т.И.Кон-никова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, К.Б.Семенов, В.Н.Сорока-Росинский, Г.Н.Филонов, А.А.Фролов, М.И.Царев, И.А.Шоров, Н.Е.Щуркова);

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»