WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 || 10 | 11 |   ...   | 12 |

11 Флоровский Г. Пути русского богословия. Мн., 2006. С.66. Выводы Г. Фроловского согласуются свыводами В.В.Налимова, который верно замечает, что«слово превращается в символ, если оностановится носителем какой-либо идеи» и А.Ф.Лосева: «идея выполняет в символе функциюобобщения и создания бесконечной смысловойперспективы» – см.: Налимов В.В.,Дрогалина Ж.А. Реальностьнереального. М., 1995; ЛосевА.Ф. Проблема символа и реалистическоеискусство. М.,1995.

12 Ярким примером тому являетсястарообрядческая традиция представленияПатриарха Никона. В художественномтворчестве см., например: Боцяновский В.Ф. Патриарх Никон. Трагедия в 5 д. и 6картинках. Репертуар ПетроградскогоГосударственного Драматического театра.Пг., 1923; Доронин А. Тени колоколов: Роман. Саранск,2005.

13 Зызыкин М.В. Патриарх Никон: Егогосударственные и канонические идеи. М., 1995.Ч. 1. С. 8; ч. 3. С. 270.

14 Под социокультурнымархетипом (архетип картины мира) понимаетсясоциально-психологическая целостность какфеномен социально-исторической импликации(матрицы) бытия, раскрывающийэкзистенциально значимые смыслы даннойкартины мира, маркирующий ееэпистемо-гносеологические модели ипровоцирующий общественное(индивидуально-групповое) сознание кконституированию при помощи гетерономныхей знаков, образов, символов каконтологических смыслов, так идетерминированных последнимиаксиологических моделей с формамиповедения и интерпретации порождаемойсоциально-исторической действительностикак актуально наличного бытия.

При всей широте спектраисследований, посвященныхсоциокультурному исоциально-политическому мифотворчеству (Д. Вико,И.-Г. Гердер, Ф.В.Й. Шеллинг, Д.Д. Фрэзер, Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ф. Кронфорд, З.Фрейд, К.Г. Юнг, Ф. Ницше, В.О. Ключевский, Н.И.Кареев, Л.П. Карсавин, Э. Кассирер, М.М.Бахтин, А.Ф. Лосев, Э. Голосовкер, М.А. Лифшици др.), в отечественной науке выделяется, пожалуй, трудН.И. Шестова «Политический миф теперь и прежде»(Саратов, 2003). Последовательные отраслевыеисследования социокультурной исоциально-политической мифологии даливозможность В.С. Полосину в его масштабномисследовании«Миф. Религия. Государство» (М., 1999)выработать методкомплексно-интегративногомеждисциплинарного исследования политическойистории и именовать его «демифологизацией»(с. 30).

15 Дело Патриарха Никона / Под. ред.В.Н. Ламанского / Записки отделения русской иславянской археологии ИмператорскогоАрхеологического общества. М.,1861. Т. II; Гиббенет Н.А. Историческое исследование делаПатриархаНикона: В 2 ч. СПб., 1882–1884; Дело о Патриархе Никоне. ИзданиеАрхеографической комиссии по документам МосковскойСинодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки /Под ред. Г.В. Штендмана.СПб., 1897.

В настоящее время«Дело» хранится в Российскомгосударственном архиве древних актов(РГАДА) и незначительная часть – в Государственномисторическом музее (ГИМ). Подробная опись ф.27 (РГАДА) д. 140 «Дело об оставленииПатриархом Никоном Патриаршего престола, опребывании его в Воскресенском монастыре,именуемомНовый Иерусалим; и письма его оттуда к ЦарюАлексею Михайловичу; о созвании в МосквеСобора противНикона; о приглашении на оный ВосточныхПатриархов и суд над Патриархом Никоном»;ф. 27. Д. 140а «Дело: ссылка бывшего ПатриархаНикона в Ферапонтов монастырь, содержание еготам и письма его оттуда к Царю АлексеюМихайловичу» и др. фондов сопоставленанами с изданными документами иопубликована – см.: Патриарх Никон. Труды. М., 2004. Приложение II: Судное делоНикона, Патриарха Московского.

16 Полное название: Известие орождении и воспитании о житии Никона,Патриарха Московского и всея Руси.Авторство этого произведенияприписывается иподьякону Патриарха И.К.Шушерину, служившему в конце жизни крестовым дьякому Царевны Татьяны, т.к. в тексте «Жития»содержится несколько фрагментов,относящихся к младенческому периоду жизниИ. Шушерина –его воспоминаниям, а также зашифрованнаяподпись в конце рукописи: «… Той же мужблагочестивый и историю сию написа… вся отначала подробно написа, ово сам видятворимая и от уст слыша самаго Святейшаго,ово же слыша от братии живущих со Святейшимво изгнании бываемая терпения и нужды, даже и досамыя кончины… ИоаннКорнилиевРипатов. 131. 297. 563».

17 Шмидт В.В. Религиозно-философские воззрения исистема богословия Патриарха Никона:Дисс... канд. филос. наук. М., 2000; он же. Воззрения итруды Патриарха Московского и всея РусиНикона (Святая Русь: от третьего Рима кНовому Иерусалиму) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7: Философия. 2001. № 4; онже. Святейший Патриарх Никони его Новый Иерусалим // Богословские труды.2002. № 37; он же.Никон, милостию Божией Патриарх: отгосподствующей идеологии к историческомунаследию // Социальные конфликты в РоссииXVII–XVIII веков.Саранск, 2004; Патриарх Никон.Труды / Научн. исследование,сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004.

18 См.: Michels G. At War with the Church: Religious Dissent in Seventeenth-CenturyRussia. Stanford (California), 1999. P. 217–223); Лобачев С.В. Патриарх Никон.СПб., 2003. С. 270, 276; КручининаА.Н. Патриарх Никон ицерковно-певческое искусство его времени //Человек верующий в культуре Древней Руси:Мат-лы междун. конф. [5–6 дек. 2005]. СПб., 2005. С.104–105.

19 Шахов М.О. Раскол в Русском Православии;Старообрядчество, староверие (РЭС. С.848–849,1013–1014);он же.Старообрядчество (т. III. С. 634); он же. Аввакум;Поморские ответы; Раскол; Старообрядчество// Русская философия: Словарь. М., 1995; Шульгин В.С. Раскол,старообрядчество // Советская историческаяэнциклопедия.М., 1968. Т. 11; Раскол // Большая энциклопедия: В62 т. М., 2006. Т. 40. С. 559–560; Старообрядчество, раскольничество,староверие // Там же. Т. 48. С. 7; Иоанн (Снычев), митрополит. Раскол (ЭС-СвР. С. 713–716); Шашков А.Т. АввакумПетров (ПрЭ. Т. I. С. 83–87; лучшая из известных нам работ,где представлен социально-исторический,философско-религиоведческий ибогословский анализ основстарообрядчества в аспектах мировоззрения идеятельности основоположникасоциально-политическогогражданско-церковного раскола). Сравнить, например:Гараджа В.В.Реформация (т. III. С. 451–453); КравенкоИ.И. Реформа (там же. С. 450);Несиянова О.В., Семанов А.М.Реформатские церкви; Третьяков А.В.Реформация (РЭС. С. 916–918).

20 Божко Н.В. Церковная реформа XVII века: Роль иместо Патриарха Никона в ее проведении:Дисс.... к. ист. н. Воронеж, 1997; Никольский Н.М.История Русской Церкви. М., 1985. С. 114–139; Очерки историиСССР: Период феодализма: XVII век. М., 1955. С.312–320,354–360; Очеркирусской культуры. М., 1979. Ч. 2. C. 288–312; Сазонова Н.И. РасколРусской Православной Церкви в ХVII веке иисправление богослужебных книг приПатриархе Никоне: На материалах Часослова:Дисс.... к. ист. н. Томск, 1999;Устюгов Н.В., Чаев Н.С.Русская церковь в XVII в. // Русскоегосударство в XVII в.: Новые явления всоциально-экономической, политической икультурной жизни. М., 1961. С. 295–329; и др.

21 МолзинскийВ.В. Старообрядческоедвижение второй половины XVII в. иобщественная мысль России: Автореф. дисс. …д.ист.н. СПб., 1997. C. 10; ПолозневД.Ф. Клерикальная оппозицияв начале становления российскогоабсолютизма:Конец 1640-х –1660-х гг.: Автореф. дисс. … к.ист.н. М., 1990. С.3–22; Соловьева Т.Б.Отношения государства и Церкви по вопросамземлевладения в России XVII века (поматериалам Патриаршего Дома): Автореф. дисс. … к.ист.н. М.,1979. С. 18–21;Флоря Б.Н.Государственная власть и формированиедуховного сословия в средневековой России// Сословия и государственная власть вРоссии: XV –середина XIX вв.: Международная конференция:Чтения памяти акад. Л. В. Черепнина: Тезисыдокладов. М., 1994. Ч. II. С. 161–164.

22 Алферова Г.В. К вопросу о строительнойдеятельности Патриарха Никона //Архитектурное наследство. Сб. 18. М., 1969;БондареваО.Н. Об идейной сущности строительнойдеятельности Святейшего Патриарха Никона // Социальныеконфликты в России XVII–XVIII веков. Саранск,2005; Бусева-Давыдова И.Л.Об идейном замысле «НовогоИерусалима» Патриарха Никона // Иерусалим врусской культуре. М., 1994; Васильева Е.Е.Новоиерусалимская школа песнотворчества// Патриарх Никон. Труды; ВоробьеваН.В. Церковные реформы вРоссии в середине XVII в.: Идейные и духовные. Омск. 2002;Долгов К.М.Патриарх Никон: сущность и смысл раскола //Философские измерения политики,дипломатии и культуры: В 5 т. М., 2006. Т. 2:Политика и историософия. С. 6–32; Жервэ Н.Н. ВалдайскийИверский Святоозерский Богородицкиймонастырь. СПб., 1999; Зеленская Г.М.Святыни Нового Иерусалима. М., 2002; она же. НовыйИерусалим: Путеводитель. М., 2003; Кольцова Т.М. «Крестовый образ» КийскогоКрестного монастыря //Научно-исследовательская работа вхудожественном музее: Вып. 1. Архангельск,1998; Крестный путь Патриарха Никона / сост.Колотий Н.А. Ясенево (М.), 2000; Лебедев Л., протоиерей. Москвапатриаршая. М., 1995; ЛепахинВ.В. Иконическое зодчество ПатриархаНикона // Никоновский сборник / Отв. ред. исост. А.Г. Авдеев. М., 2006; Линник Ю.В.ПатриархНикон на русском севере; Идея симфониивластей всвете синергетики; Эсхатология ПатриархаНикона // Альманах Юрия Линника: Патриарх.Петрозаводск, 2004; Люстров М.Ю. Уход Патриарха Никона какподражаниеобразцам (к вопросу о самосознанииМосковского Патриарха) // Герменевтикадревнерусской литературы: (Сб. статей № 10). М., 1989; Михайлова Н. Божией милостьюПатриарх // Москва. № 5. 1996; она же. Светися,светися, Новый Иерусалиме... // ЖМП. 1997. № 10;ОсипенкоМ.В. КийскийКрест Патриарха Никона. М., 2002, 2004; онаже. Наставления христианинуСвятейшаго Патриарха Никона // Социальныеконфликты вРоссии XVII–XVIIIвеков. Саранск, 2005; ПанаринА.С. Православнаяцивилизация в глобальном мире. М., 2003;Позднеев А.В. Никоновская школа песенной поэзии //ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17; Румянцева В.С.Патриарх Никон и Соборное уложение 1649 г. //Реформы в России XVI–XIX вв. М., 1992; онаже. Никон // Исторический лексикон. XVII век:Энциклопедический справочник. М., 1998;Севастьянова С.К. Переписка митрополита НовгородскогоНикона с Соловецким монастырем // Книжныецентры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2002;она же: «Письма Патриарха Никона изФерапонтова монастыря к Царю» // ТОДРЛ. Т. 55– Письма за1667 г.; Т. 56. –Письма за 1668–1670 гг.; она же: то же: за 1671, 1672, 1673 гг. // Археография иисточниковедение Сибири. Новосибирск, 2003;и др.

23 В обзоре представлены: Щербатов,Берх, Карамзин, Лигарид, Самарин, Соловьев,Ундольский, Костомаров, Каптерев,митрополит Макарий, Ключевский, Платонов,Шушерин, Павел Алеппский, Н.А.А., митрополитПлатон (Левшин), Щапов, архиепископЧерниговский Филарет, Николаевский,Субботин, Гиббенет, Пальмер, Мейерберг,архидиакон Кокс, Коллинс, Кульчинский,Пихлер (Рichlеr), Левек (Lеvеsquе), Харманн (Hеrmаnn),Стэнли, Тинера (Thеinеr), Tондини, Пальмъери(Раlmiеri), Восточные Патриархи (грамота),смысл клеветы о «замахах» Никона нацарскую власть по Духовному Регламенту, оРусском вестнике (1882. Авг.) и собственныйвывод Зызыкина.

24 Рукопись хранится в ГПБИ,Синодальной библиотеке МП РПЦ и РНБ. Такжеотметим: данная рукопись в ходе еерецензирования зам. директораИсторико-архитектурного и художественногомузея «Новый Иерусалим» по науке Г.М.Зеленской была передана дляредактирования С.В. Лобачеву, а такжеисследовательнице эпистолярного наследияПатриарха С.К. Севастьяновой, котораяопубликовала ее под своим именем, дополниввыполненной нами описью «Судного дела»(РГАДА) и личным исследованием«”Наставление царю” Патриарха Никона»– см: Севастьянова С.К.Летописи жизни и литературнойдеятельности Патриарха Никона. СПб.:Изд–воДмитрий Буланин, 2003. – 520 с.

25 Также см. и ср.: Балалыкин Д.А. Русский религиозный раскол вконтексте церковно-государственныхотношений второй половины XVII в. вотечественной историографии: Дисс. …д.ист.н. М., 2007.

26 КлючевскийВ.О. Курс русской истории. М.,1937; Пивоев В.М.Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991;Полосин В.С.Миф: Религия: Государство. М., 1999; Степнова Л.А.Социальная мифология и проблемысовременного социального мышления. М., 1999;Косарев А.Философия мифа: Мифология и эвристическаяее значимость. М., 2000; ШестовН.И. Политический миф теперьи прежде / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2003;Забарин А.В.Механизмы психологического воздействияполитической пропаганды: Дисс. … к.псих.н.СПб., 2003; Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.,2004; Флад К.Политическая мифология: Теоретическоеисследование. М., 2004.

27 С.Н. Булгаков, В.В. Бычков, А.И.Введенский, Б.П. Вышеславцев, Н.К. Гаврюшин,А. Геронимус, С.С. Гогоцкий, Ф.А.Голубинский, В.С. Горский, М.Н. Громов, А.Ф.Замалеев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, А.М.Камчатнов,В.В. А.И. Клибанов, Н.С. Козлов, Колесов, С.Б.Крымский, В.Д. Кудрявцев-Платонов, В.П. Лега,Д.Ю. Лескин, В.М. Лурье, М.А. Маслин, С.А.Нижников, В.М. Ничик, М.А. Новоселов, А.Ф.Лосев, В.Н. Лосский, Н.О. Лосский, В.В.Мильков, Д.И. Макаров, Г. Подскальски, А.Позов, Г.В. Плеханов, В.Ф. Пустарнаков, И.И.Семаева, П.П. Степнов, Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, П.А.Флоренский, Г. Флоровский, С.Л. Франк, С.С.Хоружий, Т.В. Чумакова, Л.Е. Шапошников, М.О. Шахов, Г.Г.Шпет, В.Ф. Эрн и др. См. обобщающиеисследования по предмету: Подскальски Г.Христианство и богословская литература вКиевской Руси (988–1237 гг.) / Пер. А.В. Назаренко, под. ред.К.К. Акентьева. СПб., 1996; Мильков В.В.Основные набавлениярелигиозно-философской мысли Древней Руси XI – XV вв.: Дисс. в форменауч. док. … д.филос.н. М., 2000;Лескин Д.Ю. Метафизика словаи имени в русской религиозно-философскоймысли: Дис.... д.филос.н. М., 2007; а также: Бибиков М.В.Византийская философия (т. I. С. 398–399); Лурье В.М. История Византийской философии:Формативныйпериод. СПб., 2006.

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 || 10 | 11 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»