WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 12 |

–провести комплексный анализ авторскихреконструкций образа Патриарха Никона сучетом объема и степени цитированияавторами документальных источников, атакже выделить семантические(экспрессивные, оценочно окрашенные)единицы авторского текста, отражающиевлияние государственной идеологии исоциокультурной мифологии на авторскуюпозицию при реконструкции образаПатриарха;

–выделить общие сущностныеэлементы-интенции, в том числе спецификуавторских подходов (в направленияхисторико-идеологического редукционизма иисторико-апологетического реализма; впутевых записках, мемуарной литературе ииностранных исследованиях, а также в искусстве илитературе) к оценке деятельностиПатриарха Никона, на основе чего провестивторичный анализ комплекса (объема) научной,научно-популярной, публицистической,художественной литературы с целью ее классификациии обеспечения в ходе данной работынаучно-критической демифологизации иификации (РЭС. С. 278) образа Патриарха Никонакак социокультурного,социально-политического архетипа вцивилизационной картине мира в категориях«достоверное» и «вероятное»;

– ввестив научный оборот новые археографическиематериалы и на их основе восполнитьпредставление о целостностиславяно-русской философии каксистемно-генетического элементаоригинальной картины мира с комплексомбогословских, филологических,искусствоведческих,социально-политических,государственно-правовых и др. идей,соответствующих конкретномуисторическому этапу, который стал основойдля Нового времени в истории русскойкультуры, а также ресурсом Русскоговозрождения второй четверти XIX в.;

– наоснове проведенного исследования выявитьосновные особенности и тенденциирелигиозно-мифологической,социально-политической, идеологическойремифологизации образа как социокультурногоархетипа, конкретизировать иусовершенствовать метод демифологизации как элементметодологического аппарата отраслевойнауки, сделать научно обоснованные выводы исформулировать исторические уроки.

Решение поставленныхзадач, проверка гипотезы и достижение целипотребовалиформирования научно-методологическогокомплекса, который стал теоретико-методологическойбазой диссертационногоисследования в совокупности принциповисторизма, социальности, научнойобъективности, а также междисциплинарного,комплексного историко-философского,философско-религиоведческого, религиозно-фило-софского,историко-культурологического,генетического и др. подходов, позволяющихрассмотреть проблему в диалектическойвзаимосвязи исследуемых элементов системысредневековой картины мира с подобнымиэлементами картины мира Нового иНовейшеговремени. В рамках данных подходов былиприменены общенаучные испециальные отраслевые теоретические иэмпирические методы, среди которых:герменевтический,иеротопический31,индуктивно-дедуктивный,просопографический иидиографический32,типологизации, феноменологический;историко-семиотический, контент,парадигмально-гносеологический,структурно-функциональный виды анализа и др. Ихприменение к позволило конкретизироватьфилософско-отраслевые аспекты изученияобъекта исследования и его предметнойобласти, а также обеспечило достоверность,новизну и значимость полученных выводов.

Научная новизнаисследования и личный вклад автора:

Диссертацияпредставляет собой первое в гуманитарной(философской) науке систематическоемеждисциплинарное исследование,посвященное Патриарху Никону, образ которого оказалсямифологизирован в русской социокультурной исоциально-политической картине мира(истории), а также наследию Патриарха какнеотъемлемой составляющей славяно-русскойтрадиции ортодокс-славянской системыфилософии, которое до настоящего времениоставалосьне изученным в отраслевыхрелигиозно-философских, аксиологических,историко-философских,социально-политических, правовых,богословских, литературоведческих,археологических и др. подходах и аспектах.

Кроме того,конкретизируется следующимиаспектами:

–диссертация является первым вотечественной обществоведческой наукекомплексным исследованием процессовмифологизации и опыта демифологизациисоциокультурного исоциально-политического образаисторической личности, а также феноменаортодоксальной славяно-русской философиикак явления древнерусской мысли и русскойфилософии;

–впервые в отраслевом системно-научномисследовании представлен развернутыйкомплексныйанализ и дана оценка источников иавторской литературы по заявленной теме,исходя изаутентичной источникампарадигмально-методологической моделианализа;

– вдиссертации впервые документально (наоснове количественных и качественныхданных) прослежен генезиссоциально-политического каксоциокультурного мифотворчества, в рамкахкоторого нашла свое отражениесоциально-историческая сущность подобноговида мифов как явлений картины мира,включаяспецифику знаково-символических форм,оказывающих влияние на политическуюактивность социально-институциональныхсубъектов;ряд аспектов темы впервые подвергсяспециальному изучению;

– наоснове материалов и выводов, сделанных вдиссертации, выявлены положительные иотрицательные моменты отечественногосоциокультурного мифотворчества, а такжеобозначен комплекс проблем, связанных смоделью институциональных взаимоотношенийгосударства, Церкви и общества, требующих,в свою очередь, формулированиянаучно-исследовательских целей ипостановки задач в части демифологизациисубъектов,средств и механизмов этих взаимоотношений;

–выявлен и уточнен комплекс документов,составляющих наследие Патриарха Никона (из фондовРГАДА, РГИА, ГИМ, БАН, РГБ, РНБ и др.), а такжеего контекст, в связи с чем, работаопирается на широкий круг источников,значительная часть из которых вводится в научныйоборот впервые, что позволяет точнеевоссоздать целостную картину становленияи развития ортодокс-славянской системыфилософии в ее славяно-русской традиции,богословской, аксиологической,социально-политической мысли, а такжеполнеераскрыть общие закономерности и спецификуинституциональных государственно-конфессиональных исоциальных отношений, судопроизводства всистеме отечественного государственно-правовогостроительства;

–задана оригинальнаяпарадигмально-методологическая модель дляпонимания феномена «историческое» как явления ипроцесса сложноорганизованной системы васпектах его реализации, в которой суммаидей и представлений есть детерминантасамой системы – это первое и второе – в целяхкритичного рассмотрения собственно суммыэтих идей и представлений впервые заданатипологическая модель родовидовыхотношений с учетом принципа от общего кчастному: византийскаяфилософия ортодокс-славянская система византийской философии славяно-русская традиция ортодокс-славянской системывизантийской философии, в которойпоявляется возможность пониматьоригинальность ортодоксальнойславяно-русской философии и различать еепредмет-объектную область от областибогословия (теологии) как оригинальнойотраслевой науки; также вычленены иописаны модель, структурные единицыпонятийно-категориального аппарата иосновной архетипический образ ортодокс-славянскойкартинымиры;

–реконструирована и уточнена системавоззрений Патриарха Никона, в объемекоторойсобственно Патриарх становится объектомфилософско-культурологическогоисследования; продемонстрированагетерономность философских воззренийНикона святоотеческому наследию, православномубогословию иих аутентичность ортодокс-славянскойсистеме философии, а также данафундаментальная оценка и определенаспецифика его наследия в системе какпамятниковкультуры, так и мысли;

–проведена кардинальная научная переоценкабытующего идеологизированного социциокультурногомифа, удерживающего в общественномсознании демонизированный образ ПатриархаНикона, и предложен вариантнаучно-ифической реконструкции образа.

На защиту вынесеныследующие положения:

–обоснование механизма формирования вусловиях практической недоступности дляисследователей с конца XVII в.документальных источников, относящихся кдеятельности Патриарха Никона, и полной неизученности его наследия, не критичныхмифологем, соотносимых с образомПатриарха, и его демонизации, которыйприобрел черты социокультурного архетипаи нашел свое бытование какидеологизированныйсоциально-политический миф-символ; а такженаучной демифологизации и дезавуацииэтого мифа, как и антицерковной исекуляризационной политикигосударства33, которыеобеспечиваются, в первую очередь,официальной историографией (направлениеисторико-идеологическогоредукционизма);

–обоснование методологических основдемифологизации образа историческойличности как социокультурного архетипакартины мира, а также социальных феноменовкак социально-исторических явлений;

–определение значения идеологизированныхсоциокультурного и социально-политическогомифа в системе институциональныхвзаимоотношений государства, Церкви иобщества как феномена политических,социальных и культурных отношений;

–определение роли и местадемонизированного образа ПатриархаНикона всистеме социокультурного мифа бытующейкартины мира, а также его ресурсной составляющей врешении социально-политических,духовно-идеологических задач в системеинституциональных государственно-церковныхи социально-государственныхвзаимоотношений;

–авторская концептуально-иерархическаяродовидовая модель в отношенииоригинальной системы славяно-русской мысликак структурной составляющеймодели-схемы-периодизации истории русскойфилософии: развитие характерных черт ипреобладающих направлений, комплексныйсоциально-исторический анализ архетипаортодокс-славянской картины мира иструктурные единицы еепонятийно-категориального аппарата;

–обоснование гетерономности системывоззрений (философских, аксиологических,социально-политических, правовых идей)Патриарха Никона святоотеческому наследиюи аутентичность ортодокс-славянскойсистеме философии и православногобогословия;

–авторская научно-документальная ифическаяреконструкция образа Никона;

–научные выводы, социально-историческиеуроки,рекомендации и предложения.

Научно-теоретическая ипрактическая значимость работы состоит:

1) в приращении научныхфилософских, исторических и гуманитарныхзнаний, открывающих новые возможности дляизучения: истории русской философской,религиозно-философской, аксиологической,богословской, социально-политической,правовой мысли; генезисагосударственно-конфессиональныхотношений и системы идеологии,социокультурной мифологии и социальнойистории, культуры; для уточнения целей,задач и критериев результативностинаучно-исследовательской работы, длякорректировки тематики и расширенияисточниковой база научных исследований,организации и методики их проведения вобласти истории философии, религиоведения,культурологии, политологии, истории идр.;

2) собранный ипроанализированный в диссертационномисследовании материал может послужитьбазой для дальнейших научных исследованийпо целому комплексу существенных аспектоввзаимопроникновения отраслевыхгуманитарных дисциплин, а теоретическиевыводы открывают новые возможности дляразвития философских и др. гуманитарныхнаук в области исследования культурного,религиозного, философского,социально-политического наследия;

3) материалы диссертациимогут быть использованы при созданииобобщающих трудов, подготовки лекций испециальных курсов для студентов высшихучебных заведений, переподготовки иповышения квалификациипрофессорско-преподавательского состававсех уровней и ступеней в системеобразования при преподавании дисциплингуманитарного цикла по направлениям:философия, политология, теология,юриспруденция, международные отношения,филология и литературоведение и др., что, всвою очередь, также позволит внести свойвклад в воспитание гражданской позициироссийской молодежи по отношению кисторическому прошлому, культурному исоциально-политическому наследию;

4) может представлятьособый интерес для политологов,политтехнологов, дипломатов, специалистовв области государственного управления ипрогнозирования с точки зренияинформационного ознакомления иконкретного использования при разработкесовременных моделей государственнойвнутриинституциональной и внешнейполитики и ее реализации;

5) дальнейшееисследование выявленных и обозначенныхпроблем будет способствовать решению рядазадач, связанных с развитиемгосударственно-конфессио-нальных, меж- ивнутри-конфессиональных, гражданско-,государственно-политических задач, стоящихперед современными социальными игосударственными институтами.

Апробациярезультатов исследования

Результатыисследования были представлены в докладахи сообщениях на конференциях различногоуровня, в том числе: «Социальные конфликтыв России XVII–XVIIIвеков» (НИИ Гуманитарных наук приПравительстве Республики Мордовия, 2004),«Патриарх Никон: «симфония» разделенныхвластей в истории и культуре» (РАГС приПрезиденте Российской Федерации, 2005), «400-летиепамяти Патриарха Никона» (АдминистрацияИстринскогор-на МО, ИАХМ «Новый Иерусалим», 2005),«Созидание государства Российского:стояние в Духе» (XXXIII Сергиевские чтения, МГУ, 2005), «ЦарьАлексей Михайлович и Патриарх Никон: ”Премудраядвоица”» (ГИКМЗ «Московский Кремль», 2005),«Патриарх Никон: 400-лет» (НИИ Гуманитарныхнаук при Правительстве РеспубликиМордовия, 2005), «Человекверующий в культуре Древней Руси»(СПбГУ, 2005), XXХV Cергиевских чтениях(МГУ, 2006), «Православнаяцивилизация: Прошлое, настоящее будущее»(Правительство Самарской обл., Самарскоеепархиальное управление МосковскогоПатриархата,2006), XIXКирилло-Мефодиевских чтениях (МГУ, 2007);заседаниях: Московского общества мордовскойкультуры «Масторава» (2005), кафедрахдипломатии,а также философии, политологии и культурыДипломатической академии МИД России,кафедры государственно-конфессиональных отношенийРАГС при Президенте Российской Федерации.

Материалы диссертациишироко использовались в практическойработе:

– причтении лекций по кафедрегосударственно-конфессиональныхотношений РАГС; лекционных курсов «Историямировой и российской дипломатии» и«Дипломатический и общегражданскийпротокол и этике», при разработкеучебно-методических пособий«Государственно-конфессиональныеотношения в системе региональнойдипломатии» и «Социокультурная иэтнонациональная психология длядипломатов» (Дипломатическая академия МИРРоссии);

– приорганизации библиотечных выставок,посвященных 400-летию памяти ПатриархаНикона: Российская государственнаяпубличная историческая библиотека (2005),Централизованная городская библиотека г.Пинска (Беларусь, 2006); – в конкурсе на«создание памятника Патриарху РусскойПравославной Церкви Никону для г.Саранска» (2006);

–опубликованное В.В. Шмидтом наследиеПатриарха Никона, как и собственно ирезультаты исследований, находят своеотражение и дальнейшую разработку в трудахотечественных исследователей, средикоторых, например, И.Л. Бусева-Давыдова, Е.Е.Васильева, Н.В. Воробьева, Г.М. Зеленская,А.Н. Кручинина, К.М. Долгов, С.М. Дорошенко,Т.М. Кольцова, Д.Ю. Лескин, А.С. Панарин, С.К.Севастьянова, А.А. Тодоров, В.А. Юрченков идр.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»