WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 10 | 11 ||

62 Последним же стал митрополитАрсений (Мацеевич), отстаивавший праваЦеркви не менее последовательно и принципиальноПатриарха Никона и претерпевший еще болеезверские гонения от Екатерины Великой– см.: Попов М., священник. АрсенийМацеевич, митрополит Ростовкий иЯрославский. СПб., 1905, репринт: Попов М.. Изгнанныйправды ради: Жизнь святителя Арсения(Мацеевича). М., 2001.

63 Мнение Патриарха Никона обУложении см.: Записки Отделения русской иславянской археологии Русскогоархеологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С.426–427,440–456.

64 Никон в письме кВселенским Патриархам в отношении составаСобора дал следующую оценку: «От сегобеззаконного Собора прекратилось на Русисоединение со св. Восточною Церковью, и отблагословения вашего отлучаемся: приняли бо вы посвоей воле власть Римских Костелов (ПапыРимского –В.Ш.). А какприняла Русь св. Крещение от св. ВосточнойЦеркви, не было у нас ни единого соединенияс Западным Костелом… и Исидорамитрополита изгнали, как еретика(митрополит Киевский, поддержавшийФлорентийскую Унию 1439 г.; по изгнанииназначен кардиналом Римской Церкви – В.Ш.)».

65 В итоге преднамеренной ипоследовательной политики в отношенииЦеркви во второй половине XVII в. последняя, авместе с ней и совкупное общество, получилиявление и процесс, последствиями которогостали, с одной стороны, социокультурнаяаутизация значительных групп населения, ас другой –политизация внутрицерковной жизнь,приведшая спустя несколько десятилетий купразднению института Патриаршества споследующим подчинением Церквигосударству в виде государственногоинститута –коллегии –Священного Синода вместо того, чтобыпоследовательно проводить политику вчасти автономизации и самостоятельностиво внутрицерковном управлении и политике–независимости не только от государства, нои секулярно-партикуляристских тенденций вмасштабах как Православной Эйумены, так иВестфальской международной системы.

66 Культурное влияние Запада, скоторым через предметы личного обиходаНикон соприкасался в период своего патриаршества,не оказало существенного влияния на егомировоззрение, формировавшееся, подвоздействием старопечатной литературы: «Посвоему духу и убеждениям Патриарх былчеловеком старомосковской Руси. Егообразованность была традиционной для XVII в.»– см.: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 235–236; круг чтенияПатриарха не ограничивался одними лишьцерковными и богослужебными книгами– Никонхорошо знал Священное Писание, сочиненияотцов церкви, жития святых, но в то же времяинтересовался астрологией и географией и т.д.,правда, сам Патриарх «никакой грамоты незнает, разве что очень умеренно греческую и всовершенстве кириллическую, однако присебе держит людей из Греции в обоих языкахсведущих» –см.: SebastianusGlavinich de rebus Moschorum // Sammlung bischer noch schriften zur lternGeschichte und kenntniss des Russischen Reichs / Hrsg. von B. von Wichmann. Berlin, 1820. Bd 1. S. 346.

67 Официальное использованиетермина «старообрядчество» вобщественно-правовой практике введенолишь в начале XX в. известным Указом Николая II от 17 апреля 1905 г.«Об укреплении начал веротерпимости», в которомговорилось: «Присвоить именованиестарообрядцев, взамен ныне употребляемогоназвания раскольников, всем последователямтолков и согласий, которые приемлютосновные догматы Церкви Православной, ноне признают некоторых принятых Ею обрядов иотправляют свое богослужение постаропечатным книгам».

68 Важный и наибольший вклад, на нашвзгляд, в историю осмыслениястарообрядчества внесли: В.В. Андреев,Александр Б.,В. Бонч-бруевич, Ю.В. Гагарин, Е.Е.Голубинский, И.М. Громогласов, С.А.Зеньковский, Н.Ф. Каптерев, В.М.Карлович, А.В. Карташов, И.А. Кириллов, В.О.Ключевский, С. Князьков, Н.И. Костомаров, Б.П. Кутузов,митрополит Макарий (Булгаков), В.Е. Макаров,В.В. Молзинский, П.И. Мельников, Ф.Е.Мельников, П. Паскаль (Pascal P.), К. Плотников, С.Пономарев, В.В. Розанов, В.П. Рябушинский,В.Г. Сенатов, П.С. Смирнов, В.С. Соловьев, Н.И. Субботин, К.Плотников, Т.С. Тулупов, М.О. Шахов, А.П. Щапови др., чьи труды приводятся с учетом того, чтостарообрядчество не являлосьпредмет-объектной областью данногоисследования.

См. также и ср.: Анкудинова Л.Е.Социально-политическая сущностьрелигиозно-общественного движения врусском государстве третьей четвертиXVII в.: Дисс. …степ. к.ист.н. Л., 1951; Балалыкин Д.А.Русский религиозный раскол вконтексте церковно-государственныхотношений второй половины XVII в. вотечественной историографии: Дисс. … д.ист.н. М., 2007;Барсуков н.а. Соловецкоевосстание (1668–1676 гг.): Дисс.... степ. к.ист.н. М., 1960;Бубнов Н.Ю.Старообрядческие книги в России во второйполовине XVIIв. (Источники, типы и эволюция): Дисс. ….д.ист.н. Л., 1990; Вознесенский А.В.Древнерусская литература устарообрядцев (на материалах старообрядческихизданий XVIII– началаXIX в.): Дисс....к.фил.н. СПб., 1996; ГурьяноваН.С. История и человек в сочиненияхстарообрядцев XVIII века: Дисс.... д.ист.н. Новосибирск,1997;Катунский а.е. Сущность старообрядчества и путипреодоления его идеологии: Дисс. …к.филос.н. Томск, 1962; ШульгинВ.С. Движения,оппозиционные официальной Церкви, в России в30–60-х годахXVII века:Дисс.... к.ист.н. М., 1967; и др.

Вместе с тем, учитывая,что затронутая В.В. Шмидтом проблема ранееисследователями практически нерассматривалась, отмечается: вместо того,чтобы исследовать старообрядчество какфидеистское направление стоглавого толка, непреодолевшее в своем генезисеисторического влияния иудейской икальвинистской идеологем в их древнерусскихверсиях, на протяжении последних двух споловиной веков делалось все возможное, что сфеноменологической позиции (Хайдеггер)можно характеризовать как «сокрытиепосредством самоистолкования… мнимойсодержательности,.. обеспечивающейниспадение вот-бытия от своейсобственности какобладания-собой-при-себе-самом… в со-бытиивот-бытия». Результатом преемственнойцарско-цезареполистской и советскойполитики в областигосударственно-конфессиональныхотношений и, в частности к старообрядчеству, вхарактерных формахидеологически-ангажированного,социально-перверзивного процесса оказалсянеутешительным: с одной стороны,небезосновательно во внешнем восприятиистарообрядчества со стороныгосподствующего большинства, устарообрядцев произошла квазиполитизацияфидеистского направления и без тогополитизированной религиозно-философскоймысли с нагнетанием ее детерминантности иантисоциальности установок, а с другой, уникониан, –стремление избегать предметных исследований,популяризации и возрожденияортодоксальной онто-гносеологии с ееаксиоматической системой с целью еесоциального раскрытия и становления.

69 Шмидт В.В. Никон, милостью Божией Патриарх: отгосподствующей идеологии к историческомунаследию // Социальные конфликты в РоссииXVII–XVIII веков.Саранск, 2004; он же. Никон, Патриарх: история и истории// Епархиальные ведомости. Саранск, 2006. № 6;Патриарх Никон: История и современность:Мат–лыВсерос. науч. конференции, посвященной400-летию со дня рождения СвятейшегоПатриарха Никона. (Саранск, 27–28 октября 2005).Саранск, 2007.

70 Для анализа избраны отдельные(главные) авторы, которые оказали влияниена общественное сознание и задали характери тон последующей научной и художественнойлитературе в вопросах осмысленияжизнедеятельности Патриарха Никона.

71 Подробнее см.: Зызыкин М.В.Патриарх Никон: Его государственные иканонические идеи: В 3 ч. Варшава, 1931–1939; Stanley A. Palmers dissertations on subjects relating to the Orthodox or Eastern Communion. London, 1853; Lectures of the History of the Eastern Church byArthur Penrhyn Stanley. Oxford, 1861; SpinkaM. Patriarch Nikon and the Subjection of theRussian Church to the State // Church History. 1941. Vol. 10; Matthes–Hohlfeld Elke. Der Brief desMoskauer Patriarchen Nikon an Dionysios, Patriarch von Constantinople (1665):Text–Ausgabe undsprachliche Beschreibung von zwei bisher nicht veroffentichten Handschriften.Amsterdam, 1970; Meyendorff P. Russia, Ritual and Reform. The Liturgical Reform of Nikon in the17th Century. Crestwood, 1991; Flier MichaelS. Court Ceremony in an Age of Reform: PatriarchNikon and the Palm Sunday Ritual // Religion and Culture in Early Modern Russiaand Ukraine / Ed. by S.H. Baron and N.S. Kollmann. Dekalb, 1997; и др.

72 См.: ВасильевС. Патриарх Никон и его время// ЖМП. 2002. № 8. Раздел «Церковная жизнь». С. 42;Визит Святейшего Патриарха Московского ивсея Руси Алексия в Мордовию // ЖМП. 2006. № 9.Раздел «Церковная жизнь». С. 50–51; К 90-летиювосстановления Патриаршества в РусскойЦеркви // Православный церковный календарьна 2007 г. М., 2006. С. 6–7.

73 Никон, Патриарх Московский и всеяРуси // Патриаршество в России: К 75-летиюСвятейшего Патриарха Московского и всеяРуси Алексия II / Авт.-сост. А. Парменов. М., 2004.С. 90–113.

74 См. также: КейнК.М. Изображения ПатриархаНикона в искусстве XVII – начала XX века;Зеленская Г.М.Прижизненные изображения СвятейшегоПатриарха Никона // Никоновские чтения вмузее Новый Иерусалим» Вып. I. М., 2002.

75 Шмидт В.В. Юбилей Патриарха Никона // Вестник РФО. 2006. № 2(38). С. 74-76.

76 Барская А.Д. Психолого-историческаяреконструкция особенностей психикигомеровского человека: Дисс. … к.псих.н. М., 1998; Спицына Л.В.Историко-психологическая реконструкциястановления норм и способов общения всоветском обществе в послереволюционныйпериод (10–20годы XXстолетия): Дисс. … к.псих.н. М., 1994.

77 Качественноеродство обнаруживает«принцип достаточности» для индивида илисоциальной группы (социума) информации, содержащейся вмифе. Если существует внутренняяготовность индивида (группы) не подвергатьполученную информацию критическойпроверке (обратное намерение ведет кнаучному анализу), то возникаетпредпосылка для социальногомифотворчества. Функциональное родство состоит в том, что социально-политическийкомпонент присущ и архаической мифологии,но в скрытой форме: социальное лидерстволичности или группы, доминирование ихценностных установок при взаимодействии ссопредельными социумами или в конкретном социумеопределялось, прежде всего, наличиемсакральнойатрибуции. Так что уже в этой ранней стадиисвоего существованияпрото-социально-политический компонентархаической мифологии обрел свои базовыефункции по сохранению и трансляцииинформации, по обеспечению групповойидентичности, по ориентации личности игруппы в динамичном социально-политическомпространстве.

78 Тейлор А.Дж. Борьба за господство в Европе,1848–1918. М., 1958.С. 572.

79 См.: ШмидтВ.В. Судное дело Никона,Патриарха Московского // Патриарх Никон. Труды. С. 1047–1081.

80 Авторские: (1) Предисловие; (2) СвятейшийПатриарх Никон; (3) Церковное исоциально-политическое служение ПатриархаНикона; (4) Иверский БогородицкийСвятоозерский Валдайский монастырь; (5)СвятогоЖивоносного Христова Воскресениямонастырь Нового Иерусалима; (6)Святоотеческие основы богословскихвоззрений Патриарха Никона; (7)Экклезиологические воззрения ПатриархаНикона; (8) Церковно-канонические убежденияПатриарха Никона; (9) Антропологические инравоучительные воззрения Патриарха Никона; (10)Особенности экзегетики Патриарха Никона;Концепция пастырства Патриарха Никона; (11)Богослужение Патриарха Никона; (12) Дело обоставлении Патриархом Никоном Патриаршегопрестола, о пребывании его в Воскресенскоммонастыре Нового Иерусалима; письма егооттуда к Царю Алексею Михайловичу; осозвании в Москве собора против Никона; оприглашении на оный Восточных Патриархови суд над Патриархом Никоном (описьархива).

Переизданы: (1) Извещение о рождении ивоспитании и о житии Святейшаго Никона,Патриарха Московскаго и всея России; (2)Переписка Патриарха (избранное); (3) ГрамотыПатриарха в Иверский Валдайский монастырь(избранное); (4) Грамоты Патриарха в КрестныйКий-островский монастырь (избранное); (6) ДелаСвятейшего Патриарха Никона, называемыечудесами врачебными; (7) Прошение обосвобождении Патриарха Никона, поданноеЦарю от настоятеля с братиейВоскресенского монастыря; (8) Разрешительные грамоты отВселенских Патриархов; (9) Макарий (Булгаков),митрополит. Патриарх Никонв деле исправления церковных книг иобрядов; (10) Алферова Г.В.Строительная деятельность Патриарха Никона;Иконников В.С. Новые материалы итруды о Патриархе Никоне; (11)Судное дело и суд над Патриархом Никоном(избранное); (12) Лев Лебедев,прот. Патриарх Никон.

81 Авторские: (1) Внешняя политика РусскогоЦарства (в соавторстве с: А.А. Меньщиковым, Ю.М. Рыбаковым); (2) Краткий летописец: Синопсисисторический (в соавторстве с: О.Ю., Васильевой, С.М.Дорошенко); (3) Морально-этическоесознание допетровской Руси:понятийно-категориальное осмыслениеславяно-русской философской мысли (в соавторстве сП.П. Степновым); (4) Московско-Ромейское царство:становление национально-государственной безопасностиРоссии (в соавторстве с В.И.Анненковым); (5) Никон,Патриарх Святой Руси; (6) Патриарх Никон:историософия в памятнике (в соавторстве с:К.А. Струниным, А.В.Алубаевым); (7) Патриарх Никон:наследие русской истории, культуры и мысли;(8) Православная Эйкумена и учение веры (в краткомизложении); (9) Царь Алексей Михайлович иСвятейший Патриарх Никон: символикасветской и духовной власти Руси (всоавторствес: Е.П. Комаровской; В.В.Мурзиным-Гундоровым); (10)Человек –общество –Церковь –государство: мир Бога и власть государства(в соавторстве с А.А.Тодоровым).

Pages:     | 1 |   ...   | 10 | 11 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»