WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 9 | 10 || 12 |

Как чрезвычайноважный, приводим документ, яркохарактеризующий политическуюсоставляющую в позиции Вселенских Патриархов наБольшом Московском соборе 1666–1667 гг. ипроясняющий уровень учета имимеждународной обстановки, а такжевозможных последствий игнорирования этогосложнейшего комплекса внешнеполитическихинтересов как России, так и иностранныхгосударств в «Судном деле» ПатриархаНикона (см.: РГБ ОР.: Ф. 67. Карт. 30. Ед. 19:Статейный список стольника и полковникаАртамона Сергеевича Матвеева при встречеПатриархов Александрийского Паисия иАнтиохийского Макария в октябре 1666 г.[скоропись, 12 л.; на обложке запись:«выписано из ркп. нач. XVIII в., хранящейся вего <И. Сахарова> библиотеке», после 1839г.; см. также: Старина и новизна. СПб., 1911. Кн.15. С. 36–177]).

«(л. 2) по указу егоЦарскаго высокопомянутого Величества и понаказу, данному ему < А.С. Матвееву> изПриказу Тайных дел, о посылке его коСвятейшим Вселенским Патриархам навстречу их Святейшеств тогда прибывшем ихпути в городе Владимере. Лета 7175 (1666)Октября в 19. …

(л. 3) … Святейшие Вселенские Папа иПатриархи спрашивали его,Артемона: Царствующагограда Москвымитрополиты и архиепископы(л. 3об.) и еписопы и весьосвященный собор уже ли все съехались А наимя особно спрашивали о Рязанскомархиепископе Иларионе и о Гаскоммитрополите, и о архимандрите Дионисие. И Артемон говорил: по указуВеликаго Государя, его ЦарскагоВеличества, преосвященные митрополиты,архиепископы и епископы и весьосвященный собор давно съехались, аожидают вашего пришествия.

Святейшие ВселенскиеПапа и Патриархи спрашивали:что меж Великим Государем иКоролем Польским – война или мир ИАртемон говорил: по указу ВеликагоГосударя, его Царскаго Величества, посланына съезд его Царскаго Величества великие иполномочные послы, также и от КороляПольскаго присланы на съезд великие иполномочные комисары о делех их обоихВеликих Государей договоры чинят упорно, аучинят ли мир, или нет, и о том Бог Святыйвесть.

Святейшие ВселенскиеПапа и Патриархи спрашивали:о Аглинском Короле и оГоландских статах: война ли меж их, или мирИ Артемон говори: известноВеликому Государю у Аглинскаго Короля сГаландскими статами война и бой великий, ао мире ведомости никакой нет.

Святейшие ВселенскиеПапа и Патриархи спрашивали:о Хане Крымском старом и оновом: что меж их И Артемонговорил: ведомо Великому Государю егоЦарскому Величеству в Крыму меж ханановаго и мурз и татар междуусобие и старойхан с Темрика и с Черкасы часто приходитпод Крым и многое разорение чинит, а поуказу Царскаго Величества на Крым частоприходят Запорожские Черкасы и Калмыки иприходами своими великое разорениечинят.

Святейшие ВселенскиеПапа и Патриархи спрашивали:Черкасы на сей стороне и натой стороне служат ли Великому ГосударюИ Артамон говорил: ВеликомуГосударю его Царскому Величеству Черкасысей стороны служат все верою, а и на тойстороне Киев и иные городы ему ВеликомуГосударю служат же, малые которые городыпри Полском Короле.

Святейшие ВселенскиеПапа и Патриархи спрашивали: к ВеликомуГосударю к его Царскому ВеличествуГреческиявласти и греки к Москве приезжают ли, изМосквы отъезжают ли ИАртемон говорил: Греческия власти и греки кВеликому Государю приезжают, а с Москвыуказ Царскаго Величества есть, что ихотпускать не велено. А после того его, Артемона,отпустили, а переводил все речи иеродиаконМелетий».

45 См. один из первых в историографиисистемных обзоров: Балалыкин Д.А. Русский религиозный раскол вконтексте церковно-государственныхотношений второй половины XVII в. вотечественной историографии: Дисс. …д.ист.н. М., 2007.

46 Указаны только ед. хранения, безозначения кол-ва документов и листов вних.

47 Среди «древних» опубликованныхисточников к Патриарху Никону относятсяследующие: –поставление архимандрита Никона вмитрополита Новгородского его отпискаЦарю (т. III. С.448), –времени его Патриаршества (т. III. С. 481 – об объявлениивойны Польскому Королю, с. 511 – известиерождении Царевича Алексея, с. 520 – уставная грамотао злоупотреблениях от отдачи на откуп мыт,мостов, перевозов и др., с. 532 – о встрече вМоскве посланной из Троице-Сергиевогомонастыря иконы и предосторожностях вовремя морового поветрия, с. 537 – указ оботвоевании у Польши Белой России, Литвы,Волыни и Подолии), – ответы четырех ВосточныхПатриархов на вопросы о власти Царскойбеспредельной, а Патриаршейограниченности (т. IV. С. 82), – письмо Паисия Лигарида к Царю осообщении Константинопольскому Патриархуобстоятельств дела Патриарха Никона (т.IV. С. 118),– отпискабоярина Одоевского о поездке к Патриарху вВоскресенский монастырь (т. IV. С. 126), – грамота отИерусалимского Патриарха Нектария овозвращении Никона на Патриарший престол (т.IV. С. 134),– выписки изсоборного суда над Патриархом, грамота оего низложении с Патриаршего престола (т.IV. С. 182),–разрешительные грамоты Вселенских Патриархов (т.IV. С 417);– ПатриархНикон упоминается (т. IV. С. 19, 84, 120, 131, 141);– материалы,относящиеся к Воскресенскому монастырюНового Иерусалима (т. IV. с 126, 128, 142,183).

48 К Патриарху Никону относятсяматериалы: с. 281, 282 – пожалование ему учуга Комызяк, с.289 –присутствиеего на Земском соборе, с. 298 – совет с нимГосударя о войне с Польшей, с. 303 – благословения имолитвы егопо случаю войны с Польшей, с. 326 – упоминается, чтопри нем была положена на хранениеуставнаяграмота, с. 327–332 –жалованная ему грамота при постройкеИверского монастыря, с. 361 – его челобитье о припискеФедоровского монастыря к Иверскому, с. 362– его указ орассылке грамот о раскаянии разбойников и воров,с. 363, 386, 405 –упоминается о его молитвах, с. 376 – о его посланце на горуАфон, с. 383 –он приводит к присяге митрополитаСучавского Гедеона, с. 387–395 – его грамота опредосторожностях от морового поветрия, с. 390–упоминается о его поездке за Царицей иЦаревичем, с. 428 – о сборе ратных людей с его вотчин, с.430 – егопросьба о пожаловании Крестному монастырюКий-острова, с. 431 – к нему челобитная вдовы Марфицы, с. 433, 434– взятие еговотчин на Государя взамен вновь данных, с. 439 – сыск беглых в еговотчинах, с. 442 – его прошение о даче Крестномумонастырю рыбных ловель, с. 591 – самовольные егопоступки, с. 637 – низложение его с Патриаршества, с.639, 641, 642 –суд над ним, с. 642 – изложение его поступков, с. 644 – приговор над ним,с. 656 –упоминается о его низложении, с. 688 – обвинение его наМосковском соборе, с. 697 – соборноерассмотрение на него жалоб, с. 699 – соборное егоосуждение занеправильное распоряжение церковнымиимуществами, с. 738 – о самовольной им постройкемонастырей, с. 1008 – засвидетельствование им духовной бояринаМорозова.

49 Опубликованы грамоты Никона,относящиеся к периодам: митрополитаНовгородского (т. 4. С. 166); ПатриархаВсероссийского (с. 191–195, 246, 250–254, 257–258, 269, 302–303, 338–342); монах в ФерапонтовомБелозерском монастыре (т. 4. С. 362, 371; т. 5. С.472); упоминается: т. 4 – с. 172, 196, 226, 240, 245, 285, 488, 562; т. 5 – с. 233, 340, 374, 477–481).

50 Опубликованы: грамоты, данныеНиконом: 1653 г. – проезжая посланному в Сибирь сиконой Грузинской Богоматери (т. 3. С.186–387); 1654 г.– отпискаНикона о воспрещении немцам торговать вМоскве в своих домах и в новой слободе и нигде,исключая гостиного двора (т. 3. С. 522–523); к нему присланлист от Гетмана Богдана Хмельницкого (т. 3.С. 443); нахождение Патриарха Никона сЦарицей и Царевичем в Калязино (т. 3. С.443–529); 1655 г.– оботправлении в Смоленск из Ферапонтовамонастыря хлебных запасов (т. 4. С. 1); 1657 г.– о передачеКирилло-Новоезерского монастыря в ведениестроителя Гурия (т. 4. С. 90–91); 1666 г. – суд над Патриархом Никоном,взятие креста, который перед ним носили, оснятии клобука и панагии ВселенскимиПатриархами(т. 5. С. 99); о чтении епископа Рязанскогописания о Никоне (т. 5. С. 100); об отправлении вФерапонтов монастырь после отобранияпосоха и мантии (т. 5. С. 100); 1667 г. – правилоосвящения на Богоявление воды, введенноеПатриархом Никоном и отвергнутоеМосковским Собором (т. 5. С. 472); о взятыхНиконом у монастырей на мену и без мены вотчин,соляных варниц и прочих угодий, а такжеприписанных к сооружаемым им монастырямвотчин и новое распределение монастырей порешению Собора (т. 5. С. 478–483); оновопереведенных, исправленных инапечатанных церковных книгах, которыепризнаны Вселенскими Патриархами правильными исогласными с греческими книгами (т. 5. С. 459,463–485); о всехпосвященных Никоном в архимандриты, игумены,священники и диаконы, оставленныхВселенскими Патриархами в тех же чинахпо-прежнему (т. 5. С. 489); о воспоследовавшемот Никона запрещении исповедовать иприобщать святых Таин разбойников и татей впоследние часы казни их, отвергнутогоВселенскими Патриархами как еретическое ибеззаконное (т. 5. С. 507, 509). О СвятейшемПатриархе Никоне упоминается: т. 3 – с. 255, 464, 480, 482, 493,494, 508, 509, 513, 522, 528; т. 4 – с. 37–39, 123, 125; т. 5 – с. 443, 444, 449,450, 452, 455, 457, 460, 472, 478, 480, 481,507, 509; т. 6 – с.80; т. 8 – с. 220;как б. митрополит Новгородский иВеликолукский – т. 5, с. 209.

51 От позиции С.М. Соловьева-историканедалеко отстоит позиция В.С.Соловьева-философа, который написал: «Когда вМоскве третьему Риму грозила опасностьневерно понять свое призвание и явитьсяисключительно восточным царством вовраждебном противоположении себяевропейскому Западу, провидение наложило на неготяжелую и грубую руку Петра Великого. Онбеспощадно разбил твердую скорлупуисключительного национализма, замыкавшую в себезерно русской самобытности, и смело бросилэто зерно на почву всемирной европейской истории»(см.: Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. T. 1. C. 72). Начто А.С. Панарин в перефразе, связанном сгегелевским оправдательным принципом «вседействительное разумно», ответил: «Когда вимператорском Санкт-Петербурге“третьему Риму” грозила опасностьявиться православной цивилизационнойобщиной, противопоставленной другимцивилизациям, либо явиться Европой,противопоставленной колониальной Азии,провидение наложило на него рукукоммунистического тоталитаризма (Панарин А.Православная цивилизация в глобальноммире // Москва. 2001. № 8. С. 157–158).

52 Выделяется (по опубликованномусписку НИИ гуманитарных наук приПравительстве Республики Мордовия И–11465 – см.: Житие Никона…Саранск, 2005): детство-отрочество (л. 9–19) – 8 сюжетов;священнический (л. 20–22) – 3сюжета; соловецкий и монастырскогонаместничества (л. 23–40) – 14сюжетов; митрополичий (л. 41–74) – 11 сюжетов;патриарший периоды (л. 75–99) – 19 сюжетов, а такжепериоды – пооставлении Патриаршего стола (л. 100–146) – 26 сюжетов; судногоСобора (л. 147–217) – 26сюжетов; ссылки (л. 218–284) – 43сюжета и блаженной кончины с последнимводворением в обители Нового Иерусалима (л.285–319) – 19 сюжетов.

53 Никон,Патриарх. Возражение илиРазорение… // ПатриархНикон. Труды. С. 248.

54 Иверский Валдайский (образИверского Афонского с отдельными чертамипрототипа и Святой Горы), КрестныйКий-островский (образ молитвенного стоянияна рубежах Эйкумены святых, мощи которыхбыли помещены в крест-мощевик, водруженныйв монастыре-кивоте), Воскресенский НовогоИерусалима (образ храма Гроба Господня иСвятой Палестины и подобие ГрадаНебесного) –заключают-отражают в себе не толькомножество деифицированных иконичныхвещественно-логосных символьных рядов, нопредставляют реально воплощенные,раскрывающиеся образы, которые задаютпространственно-временной континуум всоответствующих онто-гносеологических иаксиологических категориях: антиномичность(нераздельность и неслиянность образа[иконы] и Первообраз), синергийность (иконотопос являет Первообраз идаже равен ему по своей насыщенностиБожественными энергиями), символичность (использование символов фигуриерофании), соборность(аккумулирован опыт других топосов с ярковыраженной иконотопикой), литургийность,каноничность и др.

55 История философии: Запад–Россия–Восток / Под ред.Н.В. Мотрошиловой. М., 1995. С. 447–448; см. также: Голубинский Ф.А.Лекции философии. М., 1884; Никанор, архиепископХерсонский. Позитивнаяфилософия и сверхчувственное бытие: В 3 т.СПб., 1888; Кудрявцев-ПлатоновВ.Д. Сочинения: В 3 т. М., 1893;Соболевский А.И. Переводная литература МосковскойРуси: XIV–XVI вв.СПб., 1917; Лихачев Д.С. Предвозрождение на Руси в конце IV– первойполовине XV веков // Литература эпохиВозрождения и проблемы всемирнойлитературы. М., 1967. С. 23–89; Сухов А.Д. Проблемырусского Предвозрождения: Философскаямысль на Руси в позднее Средневековье. М.,1970.

56 Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматияцерковно-славянского и древнерусскогоязыков. М., 1861; Книга философская, сложеннаяфилософом Андреем Христофоровичем» / ОЛДП:Вып. XVIII. СПб., 1878; Из Диалектики ИоаннаДамаскина // Памятники ДревнейПисьменности: [Вып.] XIV в. СПб., 1881; Салтыков Ф.Пропозиции //Памятники древней письменности иискусства. СПб, 1891. Т. 83. Прил. 5; Петухов Е. В. Русская литература: Историческийобзор главнейших литературных явлений древнего инового периода. Юрьев, 1912; Райнов Т.И. Наука в РоссииXI–XVII веков.М.; Л., 1940; Соколов М.В. Очерки истории психологическихвоззрений в России в XI–XVIII веках. М., 1963;Кузаков В. К. Очерки развитияестественнонаучных и техническихпредставлений на Руси в X–XVII вв. М.: Наука, 1976;У истоковобщности философских культур русского,украинского и болгарского народов. К., 1983;Гаврюшин Н. К. Первая российская «Логика» //Альманах библиофила: Вып. 15. 1983; он же. «Диалектика»Иоанна Дамаскина на Руси // Историческиетрадиции духовной культуры народов СССР исовременность. К., 1987; Камчатнов А.М.Философская терминология ИзборникаСвятослава 1073 г. // Древнерусскийлитературный язык в его отношении кстарославянскому. М., 1987; Горский В.С.Философскиеидеи в культуре Киевской Руси XI–начала XII в.К., 1988; Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» XVII века: Текст:Перевод: Исследование. М., 1999; и др.

57 Письмо к Царю Алексею Михайловичуот Никона Патриарха о пребывании изРождественскаго монастыря во Владимиреназидательное о пребывании в любви // Патриарх Никон.Труды. С. 118.

58 См.: БохановА.Н. Русская идея: ОтВладимира Святого до наших дней. М., 2005;Вальденберг Г. Древнерусские учения о пределахцарской власти. Пг., 1916;Захаров Н.А. Система русскойгосударственной власти. М., 2002; Зызыкин М.В. Царскаявласть в России. М., 2004;Самодержавное царствопервых Романовых / Сост., автор вступ.статьи, комментариев. Г.В. Талина / Под ред.С.В. Перевезенцева. М., 2004; Тихомиров Л.А.Религиозно-философские основы истории. М.,1997.

59 «Литовский статут» – кодифицированныйсборник обычаев, постановлений земскихсеймиков («урвал» и «устав») и королевских«привилеев», изданный в 1529, 1566, 1588 гг. Наславяно-русском языке напечатан приучастии Льва Сапеги под влияниемЛюблинской унии.

60 См.: Устюгов Н.В.,Чаев Н.С. Русская Церковь вXVII в. // Русское государство в XVII в.: Новыеявления. М., 1961. С. 300.

61 Богоявленский С.К.Приказные судьи XVII в. С.85–87.

Pages:     | 1 |   ...   | 9 | 10 || 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»