WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 8 | 9 || 11 | 12 |

28 Вестфальский мирный договорвпервые на институциональном уровнезакреплял в практике международных отношенийтакие понятия как «государство-нация» игосударственно-национальные «интересы»,равноправиегосударств и их суверенитет, суверенитетгосударства на его территории и т.д.;фиксировал секуляризационные процессы и особооговаривал равенство прав католиков,кальвинистов и лютеран, содержалправовыенормы, касающиеся территориального церковногоустройства и распределения церковнойсобственности, включив, тем самым,религиозные вопросы в системумеждународных договоренностей(впоследствии вопросы обеспечениярелигиозной деятельности войдут и вПарижский мирный договор [1856], и вБерлинский трактат [1878], и в Версальскиймирный договор [1919], и др. договорыВерсальской системы [1919–1923 гг.]; статус иправа Православной Церкви станут предметомряда статей Русско-польского договора о«вечном мире» [1681–1686], Кючук-Кайнарджийского мирногодоговора между Турцией и Россией [1774],Рижского мирного договора между РСФСР, УССР иПольшей [1921]. См.: ПоршневБ.Ф. К вопросу о месте Россиив системе европейских государств в XV – XVIII вв. // Ученые зап.Академии общественных наук. Вып. 2. М., 1948. С.5–33; Сергеев Ф.П. Русскаядипломатическая терминология XI – XVII вв. Кишинев, 1971;Алпатов М.А.Что знал Посольский приказ о ЗападнойЕвропе во второй половине XVII в. // История иисторики: Историография всеобщей истории. М.,1966; Историявнешней политики России. Конец XV – XVII век / Под ред.Игнатьева А.В. и др. М., 1999; Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.

В свете сказанногоочевидным является факт: проблемы,связанные с Русской Церковью какпотенциальным актором международныхотношений должны были быть разрешены не впользу последней как институциональногообразования, так что разработка даннойполитико-правовой, в том числе иканонической предметной области,оказались табуированы и нашли своюразработку лишь во время Второй мировойвойны (Сталин – митрополит Сергий).

29 См., например: Пирлинг П. Россия иПапский престол. М., 1912. Кн. 1; Папство и егоборьба с Православием. М., 1993; Суттнер Э.Христианство Востока и Запада: В поискахзримого проявления единства / Пер. с нем.О.И. Величко. М., 2004.

30 Идеология и модель источниковойбазы отражена в «Словаре русской,украинской, белорусской письменности и литературыдо XVIII века»(М., 1962) И.У.Будовница. Здесь, как и в ТОДРЛ (см.Приложение 1. Раздел II, § 4, где за период с 1934 по 1998 г.старообрядческой проблематике посвященоболее 110 работ, наследию или окружению ПатриархаНикона –всего 6), предельно четко отраженасложившаяся к началу 70-х гг. XX в. ситуация в отношенииПатриарха Никона: из более 150агиографических документальныхисточников, относящихся к Патриарху и призванныхего представлять, опубликовано одно и однастатья об источнике, остальные 8 являютсястарообрядческими антижитиями – см: Будовниц И.У. Словарь… С. 180:«Никон(1605–1681),Патр. Всероссийский, авт. “Возражения…”,посланий [с. 249: “Царю Алексею Михайловичу(двенадцать), 1652–1664 г. (Письма Русских Государей, №382–388; ДелоПатриарха Никона, № 1, 3, 4, 28, 33); ГетмануБогдану Хмельницкому, с обещаниеходатайствовать перед Царем о включенииУкраины в состав России, 1653 г.(Воссоединение Украины с Россией, III, № 165)”] и грамот.См. также: “История о рождении… ивоспитании… Никона Патриарха…” [с. 126:“ИзвестияИст.-фил. ин-та им. Безбородко, т. VII, Нежин, 1882, с.1–34 (ст. М.Казминского)”], “Сказание о НиконеПатриарсе”[с. 295: “старообрядческаялегендарная биография Никона, 2-я пол. XVII в. ИРЛ, II/2, с. 328; Перетц.ист.-лит. исслед. и мат., II, с. 21 сл. 47–51”], “О НиконеПатриархе” [с. 188: “старообрядческоесоч. (XVIII в.). Дружинин, с. 216”], “ОПатриярсе Никоне” [с. 188: “старообрядческое соч. (2-я пол. XVII в.). Дружинин, с.218”], “Ино сказание о Никоне” [c. 116: “… и видениеДимитрия, иже с Волги”, старообрядческое соч.(XVIII в.)Дружинин, с. 219”], “Повесть о ерархе нашемНиконе” [с. 224: “старообрядческаялегенда осхождении души Никона в ад, 2-я пол. XVII в. ИРЛ, II/2, с. 328–329; Перетц.Ист.-лит. исслед. и мат., с. 29 сл.”], “Повестьо житии и рождении… Никона…” [с. 224:“бывшаго Патриарха Московского и всеяРоссии, собранная от многих достоверныхповествователей, бывших во дни отец наших,старообрядческое соч., не ранее 1681 г. Бороздин, с.145–167”], “Обоготметнике Никоне…” [с. 182: “[Патриархе]достоверно свидетельство, иже быстьпастырь во овчей кожи, предотеча антихристов расколоучителяФедора Иванова (предположительно), не позднее 1682г. Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат., II, с. 51–54; Материалыраскола, VI, с.XXVI–XXVII; 299–302; Дружинин, с.276”], “Дела Святейшего Никона Патриарха…” [с. 60:“паче ж рещи чудеса врачебная, ежесоделающе жив сый, бе во изгнании вФерапонтове и в Кириллове монастырех, подобнаязапись об исцелении Никоном 132 больных за1672/73–1675/76 гг.ЧОИДР, 1887, кн. I, отд. V, с. 88–100”], “Повесть душеполезна оНиконе и о змии” [с. 220: “старообрядческоесоч. (XVIII в.).Дружинин, с. 216” ] и др. См. также“Надписание над гробом… Никона…” [с. 174:“Патриарха.., стихотворная эпитафия,высеченная на камне у его гроба, не ранее 1681г. РОБИЛ, собр. Ундольского, № 1394, л. 33”].ЧОИДР, год3-й, № 5 (1848), отд. IV, с. 17–55; Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат.,II (“Слухи итолки о Патриархе Никоне в литературнойобработкеписателей XVII–XVIIIвв.”); Дружинин, с. 215–219».

31 Метод, позволяющий в рамкахэнергийно-ономатического подхода вфилософии (Д.Ю. Лескин) проводить исследованиясакральных объектов в культурахразличного типа цивилизаций. Под иеротопией понимается созданиесакральных пространств, рассматриваемоекак особый вид творчества, а также какспециальнаяобласть исторических исследований, вкоторой выявляются и анализируютсяконкретные примеры данного творчества (терминвведен А.М. Лидовым – см.: Иеротопия: Исследованиесакральных пространств: Материалымеждународного симпозиума. М., 2004 С. 15–31). Иконотопос – это святое,избранноеБогом или человеком, но по воле свыше,место, которое осознается избранным, имеетсакральный (небесный) Первообраз, описанный вСвященном Писании или конфессиональнойлитературе, которому, как правило,соответствует земной прототип, и котороестремится к самосохранению и организациипространства вокруг себя по принципусвященной топографическойиконичности как образПервообраза и земного прототипа. Дляобозначения реального символизмапредлагается термин «топографическаяиконичность» или «иконичная топография»(термин введен В.В. Лепахиным – см.: Новый Иерусалим и Третий Рим //К проблеме образования Московскогогосударства. Сомбатхей, 1999. С. 52).

32 Просопографическийили биографическийметод применяется с цельюпонимания субъективной стороны общественной жизни,в первую очередь, через выявление типовличностей, которые интерпретировалисоциальные процессы и явления, а такжевыявления в исторических исследованияхсоцио-биографических черт исследуемыхисторических личностей (т. I. С. 266–267). Идеографический– применен сцелью изображения объекта исследования в егоиндивидуальности и неповторимости, какоригинального целого (т. II. С. 83–84), что в равнойстепениотносим и к образу Патриарха Никона и ксистеме ортодокс-славянской философии вобъеме нашего исследования, согласуя спринципом-методом восхождения отабстрактного к конкретному.

33 Ср.: Полознев Д.Ф.,Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Высшаяцерковная власть и ее взаимоотношения сгосударственной властью: X–XVII вв.; Полознев Д.Ф. РусскаяПравославная Церковь в XVII в; Цыпин В., протоиерей.Русская Православная Церковь вСинодальную эпоху: 1700–1917; РусскаяПравославная Церковь в новейший период:1917–1999 гг.;Дамаскин И., игумен. Гонения на Русскую ПравославнуюЦерковь; Арсений,архиепископ Истринский.Русская Православная Церковь на рубежеXX–XXI вв. // ПрЭ.Т. РПЦ. С. 12–25,81–100, 109–178, 179–189; 190–212.

Так, в программнойстатье Д.Ф. Полознева, Б.Н. Флоря и Я.Н.Щапова констатируется: «Принепосредственном участии Патриарха какавтора создавались различного родаполемические сочинения, поучения, наставления иобличения, адресованные, вероятно,наиболее образованной части об-ва. Особоеместо в обосновании объема церковнойвласти заняли сочинения Патриарха Никона ипамятники церковной литературы,переведенные по его указаниям или вновьвключенные в современную книжность. Срединих важнейшим признается “Возражение” ПатриархаНикона на вопросы боярина С.Стрешнева и ответы Газскогомитр. Паисия (Лигарида) (1664), где даетсянаиболее полная картина взглядовПатриарха на отношения между церковной и светскойвластями, отношения Патриарха сепископами, роль духовенства в общ-ве вцелом. Значение данного сочинения выходитза рамки только лишь “дела Никона”,поскольку в нем определенным образом суммирован опытрусской богословской<социально-философской, социально-политической,правовой. –В.Ш.> мыслипредшествующего периода. Однако, ввидунизложения Патриарха его суждения не получилираспространения, более того, “дело Никона”стало опасным для светскойвласти прецедентом усиления властиПатриарха и связанные с этим делом документы долгоевремя были недоступны даже научнымисследователям (выделеномной. –В.Ш.). Дляпонимания взглядов Патриарха Никона важныопубликованные по его распоряжению в качествеприложений к Кормчей книге 1653 г. Сказание оРимском отпадении, Сказание о поставленииПатриархом Филарета и ГрамотаКонстантинаВеликого Папе Римскому Сильвестру, – все эти сочиненияподчеркивали значение Кормчей как сводацерковного права, ставящего церковныеканоны вышесветских законов» (с. 209–210).

34 См.: КаменевС.В. Источники формированияи гносеологические особенности обыденныхзнаний о прошлом: Дисс. … к.филос.н. Томск, 1987;Пивоев В.М.Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991;Шестов Н.И.Политический миф теперь и прежде /Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2003.

35 См.: Май А.В. Модели господствующей идеологии.Иерусалим, 1997; ПолосинВ.С. Миф: Религия:Государство:Исследование политической мифологии. М.,1999; Косарев А. Философия мифа: Мифология иэвристическая ее значимость. М., 2000; Забарин А.В.Механизмы психологического воздействияполитической пропаганды: Дисс. …к.псих.н. СПб., 2003; ПочепцовГ.Г. Пропаганда иконтрпропаганда. М., 2004; ФладК. Политическая мифология:Теоретическое исследование. М., 2004.

36 См.: СвасьянК.А. Проблема символа всовременной философии. Ереван, 1980; Гуревич П.С.Социальная мифология. М., 1983; Васильева Т.Е.Стереотипы в общественном сознании:(Социально-философские аспекты). М., 1988;Слесарева А.А.Мифологическое мышление и образ жизни:Новые грани философского исоциально-политического мышления. М., 1994;Юсифова Г.Ю.Социально-историческая природа массовогосознания: Дисс. … к.филос.н. Баку, 1995; Степнова Л.А.Социальная мифология и проблемысовременного социального мышления. М., 1999; идр.

37 См.: ЗинченкоВ.П. Культурно-историческаяпсихология: Опыт амплификации // Вопросыпсихологии. 1993 № 4; БартР. Воображение знака //Избранные работы. М., 1994; Степнова Л.А.Проблема архетипа и символа в контекстесоциального психоанализа // Основысоциального психоанализа. М., 1996; она же. Социальнаямифология и проблема современногосоциального мышления. М., 1999; Забияко А.П.Деификация(РЭС. С. 278).

38 См.: КояловичМ.О. История русскогосамосознания по историческим памятникам инаучным сочинениям. СПб., 1901; ОрловА.С. Древняя русскаялитература XI–XVIIвеков. М.; Л., 1945; ЦейтлинР.М. Лексикастарославянского языка. М., 1977; Очеркиистории естественнонаучных знаний вдревности. М., 1982; Человек и история в средневековойфилософской мысли русского, украинского ибелорусского народов: Сб. науч. трудов / Отв. ред.В.С. Горский. К., 1987; Человек в контекстекультуры: Славянский мир. М., 1995; Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998; Мечковская Н.Б. Языки религия. М., 1998; ТуриловА.А. Духовная литература иписьменность: X–XVIIвв. (ПрЭ. Т. РПЦ. С. 372–406); ВендинаТ.И. Средневековый человек взеркалестарославянского языка. М., 2002; и др.

39 См.: КарпенкоЛ.Б. Священная азбукаКирилла. Самара, 2006; ЯгичИ.В. Глаголическое письмо //Энциклопедия славянской филологии. СПб., 1911.Вып. 3. С. 51–257.

Ярчайшими примерамиазбучно-иконичной идеографии являетсяоригинальная «лестницавосхождения» (архетипхристианской и, в большей степени,ортодокс-славянской картины мира, еесимвол), задающая последовательностьотрицания пороков, в форме семиотическихиератических знаков – знамен (знак, нота)знаменного распева, изложенных в певческихазбуках (богослужебные книги) ивыстроенный Патриархом НикономВоскресенский монастырь Нового Иерусалима–грандиозный символ-знак-текст,представляющий богословскую и философскуюсистему мироздания в ее ортодоксальнойпарадигме, где мир горний одновременно ипрообразовывается иеротопией иконотопосапосредством теофании святынь в миредольнем и является довлеющим последнемуиератическим «алфавитом-лествицей»,который восполнил утраченную призамещении глаголицы кириллицейидеографическую четкость и сталмасштабным текстом православнойцивилизации, удерживающе-сохраняющимденотат-семантическую сочленяемостьартефактов ортодокс-славянской культуры,развивая семантику, грамматику и логику вее совокупном культурном тексте.

40 См.: Словарь русской, украинской,белорусской письменности и литературы доXVIII века / Под ред. И.У. Будовница. М., 1962;Буланин Д.М.Из опыта работы над «Словарем книжников икнижности Древней Русси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т.39.

41 См.: ТретьяковА.В. Гетерономия // РЭС. С.236–237.

42 Бочаров В.А.,Юраскина Т.И. Божественныеатрибуты. М., 2003. С. 126–129.

43 «m» является системой тогда итолько тогда, когда на ней реализуетсясвойство «P», находящееся в заранеефиксированных отношениях «R». «P» – концепт системыславяно-русскойортодоксальной философии(философский анализ ортодоксальнойкартины мира как всеобщего иславяно-русской какоригинально-локального); «R» – структура системыславяно-русской ортодоксальной философии(определенный тип философской рефлексии);субстрат «s» – тотальность генетическихифико-софийно-иконичных предмет-объектныхсвязей и закономерностей.

44 В историографии не обращеновнимание на особенности внутри- ивнешне-политической обстановки, вкоторойготовился суд над Патриархом, и,соответственно, не рассматриваются ихпоследствия, довлеющие как индивидуальным, таки институциональным позициям участниковэтого процесса и, в первую очередь,ВселенскихПатриархов, которыми обеспечиваласьлегитимность судебного процесса и егорешений.

Pages:     | 1 |   ...   | 8 | 9 || 11 | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»