WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 12 |

На правах рукописи

ШМИДТ ВильямВладимирович

ПАТРИАРХ НИКОН ИЕГО НАСЛЕДИЕ

ВКОНТЕКСТЕ РУССКОЙИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ ИМЫСЛИ:

опытдемифологизации

Специальность:09.00.13

религиоведение,философская антропология, философиякультуры

Автореферат

диссертации насоискание ученой степени

доктора философскихнаук

Москва 2007

Диссертационное исследованиевыполнено

на кафедрегосударственно-конфессиональныхотношений

Российской академиигосударственной службы

при ПрезидентеРоссийской Федерации

Научныйконсультант: доктор философских наук, профессорФ.Г. Овсиенко

Официальныеоппоненты: доктор философских наук,профессор К.И. Никонов

доктор философскихнаук, профессор Т.В. Чумакова

доктор философскихнаук, профессор В.М. Силантьева

Ведущаяорганизация: Военный университет Министерстваобороны

РоссийскойФедерации

Защита диссертациисостоится « 20 » сентября 2000 г. в …:00 часов на заседании Диссертационногосовета Д–502.006.11 по философским наукам приРоссийской академии государственнойслужбы при Президенте РоссийскойФедерации по адресу: 119606, Москва, проспектВернадского, дом 84.

С диссертацией можноознакомиться в читальном зале Российскойакадемии государственной службы приПрезиденте Российской Федерации

Авторефератдиссертации разослан « …» июня 2007 г.

Ученый секретарьДиссертационного совета

В.К. Пинкевич

I. Общаяхарактеристика диссертационногоисследования

При определении актуальности исследования, отмечается, что произошедшие в социальной истории СССР и, вчастности, в России трансформации вразвитии социального бытия вызвали активнуюсоциально-политическую и информационнуюдинамику: общество и его государство вновьпереживают сложный процесс изменения модели, формы исодержания своего устройства, меняютсянравственные устои и нормы, происходит поисксоциально и духовно значимых ориентиров. Вцелях социально-политическойгосударственно-общественной стабилизациинеобходимо опираться на универсальные ценности–общезначимый социокультурный миф1,который транслируется системой идеологии2 иудерживает картину мира в еестатичности3. В этихусловияхвнимание общества обращено кисторическому прошлому – различным егоэтапам, периодам и эпохам, и не в последнююочередь к тому опыту институциональныхвзаимоотношений, которые даны в социально-политическом бытиии самогообщества4.

Исследование посвященонаследию эпохи Патриарха Никона (втораяполовинаXVII в.) в егоисторическом контексте, тому периодуистории Московского царства, в котором наиболееотчетливо выразились сущностные чертыРомейского царства в концептевизантизма5, посколькуименно этот «бунташный» век был значимым иоригинальным периодом, который не толькосоединил Древнюю Русь от России Новоговремени, наиболее ярко продемонстрировав всудьбах «пременения царств» во всех безисключения сферах духовной, культурной,социально-политической жизниприверженность России святоотеческимтрадициям Вселенского Православия,выработанным в Византии как хранительницеРомейского наследия, но и задал динамикувсей последующей ее истории как неотъемлемойсоставляющей мировой истории, прочноутвердив в ее характере и облике сакральныйобраз «Святой Руси» и через толегитимизировал принцип незыблемогосвидетельства всему мирупредназначения-ответственности засохранение ортодоксальнойонто-аксиоматики бытия6. Именнолегитимизация ответственности за сохранениеонто-аксиоматики бытия является основнымконфликтом мировых цивилизаций и задает висторической перспективе метафизикумежгосударственных отношений и конфликтов,приводящих, в свою очередь, к трансформацииих союзов и системы международных отношений7.

Середина и втораяполовина XVII в.характеризуются, с одной стороны,фиксированием кардинальнойтрансформации цивилизационных картин мирана Евроазиатском континенте, выработкой моделимеждународных отношений как Вестфальской системы (1648), ас другой –серьезнейшими социально-экономическими,политическими,государственно-конфессиональными,церковно-гражданскими и культурнымипреобразованиями в Московском государствекак духовно-культурном наследнике-правопреемникеВизантийской империи –православно-христианского Ромейского Царства,которые подготавливали адекватноевхождение в сложившуюся систему международныхотношений с ее основополагающимипринципами национально-государственногосуверенитета, легитимно-сакральноймонархической автократии, гражданско- игосударственно-институциональнойдеклерикализации8: былиокончательнопреодолены последствия Смутного времени,укреплена централизация государственногоуправления и развит административныйаппарат, трансформирована и реорганизованасистема законодательства,судопроизводства, с цельювоссозданияправославной цивилизации как субъектамировой истории и политики, восстановлены кафоличность поместнойРусской Церкви со Вселенским Православиемкак и государственно-территориальноеединство православных славянских народов,усилена активность и мощь государства вэкономической, военной, идеологической ивнешнеполитической сферах жизни, что, всвоей совокупности, благоприятствовалостановлениюфеодального абсолютизма и формированиюРоссийской империи на экклесиологических принципах какодной из сильнейших мировых держав. Вся этаактивность и перемены были неразрывносвязаны с ускорившимсяосвоением-ассимиляцией образцов малоросской,белорусско-литовской и западноевропейскойкультуры, развитием демократических процессов,никогда ранее в таком объеме иинтенсивности не наблюдающиеся в Древней Руси9.

Начавшемуся в концеXVII – начале XVIII в. Новому времениистории и культуры России с известнымистремительными процессамигосударственной реформации, затронувшими все безисключения сферы жизни общества в ихмногообразии и полноте, предшествовалоригинальный процессцерковно-гражданского строительства игосударственно-церковных взаимоотношенийв рамках господствующей социально-политическойи идеологической модели, выражавшейся вформуле «Третий Рим – Святая Русь»10.Непосредственным участником, выразителеми творцом этого исторического периода, получившегоименование «эпоха» был ПредстоятельГреко-Российской Восточной ПравославнойЦеркви Никон, Святейший ПатриархМосковский ивсея Руси.

В отечественной имировой истории трудно найти еще одноготакого церковного и государственного деятелякак Патриарх Никон, которому идеятельности которого было бы посвящено стольбольшое количество различного родаисследований.Вместе с тем, как отмечает Г. Флоровский,«редко кто писал о нем бескорыстно ибеспристрастно, без задней мысли и безпредвзятой цели. О нем всегда именноспорили, пересуживали, оправдывали илиосуждали. Его имя до сих пор тема спора иборьбы. Ипочти не имя, но условный знак илисимвол»11, в связи с чем,этот образ-знак оказался «затемнен» – мифологизированнастолько, что в некоторых произведениях,порой, приобретает демоническийхарактер12. ПрофессорВаршавского университета М.В. Зызыкин,который с юридической скрупулезностью исследовали наиболее точно описал государственные иканоническиеидеи Патриарха Никона, определяет егозначение в истории: «…независимо отразнообразия суждений о Никоне, к немупривлекает внимание та широта проблем,котораясвязана с ним не только для каноническойнравственно-государственной иисторическойстороны его дела, но и для русскогоправославного самосознания в смыслеуяснения происходящей в России катастрофыи возможности искупления своего грехаперед Церковью и великим Святителем Божиим.В таком аспекте проблема Никона есть нетолько проблема русского прошлого, но ирусского будущего, связанная с проблемойдействительной силы Православия вмире…»13.

Современности важновозвращаться к осмыслению прошлого,раскрывающемся в образах жизни и служенияпредков, сохранявших и созидавших великоенаследие, изучать демифологизировать-«очищать»архетипические образы социокультурногобытия14, чтобы не только понять, какимбыло-будет наше прошлое-будущее, какимиявляемся мы, но и не творить квазибытие.Совокупность же и широта проблем,связанных с историческим прошлым, – с богатейшим ималоизученным наследием XVII в. в его идеях иобразах,которые довлеют и предопределяютвариативность детерминации и стереотипизациимоделей прогнозногосоциально-политического исоциокультурного будущего, – свидетельствуют обактуальности исследовательскихработ.

С учетом того, что вотраслевой исторической иобществоведческой науках вплоть до нашеговремени основные выводы о наследии, итогахи влиянии XVIIв. на перспективы исторического будущегоРоссии, ее миссии в мировой истории и т.д.из-за неадекватной, а порой ивульгаризированной, оценки основныхдеятелей исторического прошлого, в связи снедостаточной изученностьюархеографических источников носят вцеломдескриптивный характер. В этом планеприобретает особое значениевсестороннееисследование личности и деятельностиПатриарха Никона и его наследия.

Степень научнойразработанности темы, источниковая база иисториография исследования.

В научной литературенедостаточно представленыфундаментальные исследования, в которых собъективной точки зрения были бырассмотрены Патриарх Никон и его вклад в историюразвития Российского государства и Церкви,его творческое наследие в контекстекультурного наследия православнойцивилизации.

Не выявлены социально-политико-историческиепредпосылки и механизм формирования висториографии и общественном сознанииобраза Патриарха как «отрицательного героя»,который продолжает довлетьпозициям современных исследователей идиалогу социальных групп (религиозных) впроцессе их взаимодействия.

Требуют своегоосмысления явления и процессы, оказывающиевлияние на возникновение и функционированиемифов науки как элемента социокультурных иполитическихмифов, выступающих, в свою очередь,структурным элементом цивилизационнойкартины мира; до настоящего времени идетуточнение понятийно-категориальногоаппаратаотраслевого философского,религиоведческого, культурологического, атакже политологического знания, применяемогок наследию, выработанному в историиРоссии доначала Нового времени.

Накопленный в период совторой половины XVII в. по начало XXI в. материал, относящийся к области нашегоисследования, можно разделить на следующиегруппы:

1 – источники, среди которых:документальные (архивные и опубликованные)источники о Патриархе Никоне; литературныеисточники (жития Патриарха) и литературныесочинения собственно Патриарха Никона;историко-статистические описания (описимонастырей с их ризницами, библиотеками иархивами);

2 – авторские исторические ихудожественные реконструкции икомментарии, включая мемуарную литературу,в том числе и современников Патриарха(архивные и опубликованные).

Анализ источниковойбазы и историографии, посвященнойПатриарху Никону, дает основаниеконстатировать, что роль и значение Никонав отечественной истории и историиВселенского Православия – за прошедшие тристолетия не получили однозначной оценки висторических и обществоведческихисследованиях. Научная, популярная ихудожественно-публицистическаялитература, посвященная Патриарху, вразные исторические периоды на протяженииXVIII – XX вековимеет идентичные характеристики:статичность в части использования иосмысления источников, состоянияисториографических и библиографическихобзоров; тематическая не разработанностьпредметной области; жанровое многообразиеавторских работ, с одной стороны, ипестрота суждений и оценок, с другой.

Основной корпус источников:материалы «Судного дела», выборочноопубликованыН.А. Гиббенетом, В.Н. Ламанским, В.В. Шмидтом,Г.В. Штендманом15;различногосвойства отдельные материалы,публиковавшиеся С.А. Белокуровым, И.Бриллиантовым, Ф.И. Буслаевым, архимандритомЛеонидом (Кавелиным), С.В. Лобачевым, С.К.Севастьяновой, Н.И. Субботиным и др.;«Житие»16 какагиографический и исторический источник былоопубликовано О.П. Козодавлевым [1784], архимандритом Леонидом(Кавелиным)[1870], в переводе на современный русский язык– ЦНЦ «Православная энциклопедия»[1997], комментированное историческоеиздание осуществлено НИИ Гуманитарныхнаук при Правительстве РеспубликиМордовия [2005]; собственно творения Патриарха Никона– их комплекснаяисторическая публикация была осуществленаВ.В. Шмидтом [2004], чему предшествовалодиссертационное исследование и рядпубликаций17.

Вопросыисточниковедения:собственно «Житию» какисторико-литературному источнику, посвященовсего пять работ: студенческоесочинение М.Казминского «Разбор сочиненияШушерина о жизни и деятельности ПатриархаНикона», В.И. Саввы «Об одном из списковжития Патриарха Никона», в которойанализируются лишь отсутствующие вбольшинстве списков «Жития» отрывки,относящиеся к московскому периоду жизниСвятейшего всане иерея, а также «стихи на сию историю»,т.е. на «Житие…», общего свойства статья О.Ю.Майоровой «”Известие о рождении, овоспитании и о житии Никона Патриарха Московскогои всея Руси” (вопросы истории текста)»,небольшие статьи С.В.Лобачева «К вопросу о раннейбиографии Патриарха Никона» и А.Г. Авдеева«Краткое житие Патриарха Никона»; – собственно«Судному делу» Патриарха Никона статьи В.Г. Бухерта«Из истории публикации документов ”Дела оПатриархе Никоне”».

Внаучно-исследовательской,учебно-просветительской ихудожественно-публицистической среде с концаXVII в. и донастоящего времени преобладали: интерес к вопросам«Судного дела» Патриарха Никона в аспектахсоциально-исторических и психологическихоснований конфликта Царя и Патриарха, атакже внимание к благословленной(санкционированной) Никоном, казалось бы,рядовой книжно-обрядовой справе,гипертрофированной, благодарястарообрядческой полемике, до уровня«сущностное» – единственное и наиважнейшее во всей егодеятельности Патриарха (отмечается особо:за феноменомниконовой книжно-обрядовой справыпропагандистски настойчиво закрепляется понятие«церковная реформа Патриарха Никона»,«реформа Церкви», которая разрушиладревнерусско-святоотеческое благочестие иблагочиние18, причем втечение трехстолетий так все еще не выработанадефиниция, которая отражала бы это явлениекак специфическое т.е. реформаторское)19.Вместе с тем, так называемую «церковную реформу» многиесовременные исследователи рассматриваюткак элемент государственной централизации, увязывая свнешнеполитическим курсом правительства,нацеленным наусиление влияния на Украине20; оПатриархе Никоне упоминают также и прирассмотрении частных проблем, среди которыхэволюция церковного землевладения,противоречия внутри церковной иерархии,русское духовенство, как на особоесословие, «отражение в русской исторической литературерелигиозно-общественных движенийраскола», при этом личность Патриарха по-прежнемуостается за рамками исследований21.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»