WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |

– оценить результаты и последствия социально-трудовых мобилизаций специалистов в контексте утверждения сталинского политического режима.

Хронологические рамки исследования. Нижней границей исследования является конец 1929 г., когда были начаты мобилизационные кампании специалистов. Основные мобилизационные акции завершились в 1932 г, что является верхним рубежом. В период 1929–1932 гг. подготовлен и реализован мобилизационный механизм кампаний.

Территориальные рамки исследования. Исследование мобилизационной политики предусматривало анализ проблемы «Центр – периферия». Центральные органы выступали субъектами разработки решений о переброске квалифицированных кадров, реализованных затем в районах интенсивного экономического развития, в частности в Сибири. Изучение центр-периферийных отношений позволяет показать механизм технологического воплощения кадровых мобилизаций как в масштабах страны, так и в региональном контексте на примере Сибирского края.

Обзор источников. Исследование базируется на анализе корпуса документальных и нарративных исторических источников, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые. Настоящая работа основана преимущественно на анализе документальных источников и материалов, хранящихся в фондах двух центральных и трех региональных архивов: ГА РФ – НКТ СССР и РСФСР (ф. Р-5515), СНК СССР (ф. Р-5446), ВМБИТ (ф. Р-5548), РГАЭ – ВСНХ (ф. Р-3429), ГАНО – Западно-Сибирский краевой СНХ (ф. Р-22), СМБИТ (ф. Р-531), Запсибкрайисполком (отдел труда; ф. Р-532), Новосибирский городской отдел труда (ф. Р-1922), ГАИО – Восточно-Сибирский крайисполком (ф. Р-600).

При проведении исследования использованы следующие группы документальных источников:

1. Законодательно-нормативные документы составляют нормативную базу, на основании которой собственно и происходили процессы социально-трудовой мобилизации. Особую важность представляют документы центральных партийных и законодательных органов. Это постановления ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР, резолюции и решения съездов и пленумов и т. д. Часть документов имела открытый, публичный характер и в дальнейшем некоторые из них были опубликованы25. Мобилизационные кампании начинались, как правило, с директив центральных исполнительных органов. К ним относятся постановления, распоряжения СНК СССР и РСФСР, СТО, ВСНХ СССР и РСФСР. Анализ этих документов позволяет проследить процесс формирования мобилизационных мероприятий, их эволюцию, определить важность каждой кампании, их идеологическую направленность и основную цель проведения кадровых перебросок. Указанные документы имеют, как правило, открытый характер и подлежали опубликованию в центральной печати и в специализированных печатных изданиях. Практическое проведение социально-трудовых мобилизаций регулировалось непосредственно постановлениями, циркулярами и распоряжениями ведомств, занимавшихся этой проблемой (НКТ СССР, НКТ РСФСР, Сибтруд, Запсибкрайтруд, Запсибкрайисполком и др.). Указанные документы распространялись только внутри ведомств, причастных к перемещению специалистов и имели гриф «опубликованию не подлежит». В отдельных случаях инициативными документами для принятия распорядительных или нормативных актов служили делопроизводственные документы, которые направлялись в это ведомство. Использование этих документов позволяет реконструировать механизм проведения социально-трудовых мобилизаций, выявить специфику их проведения в Сибирском регионе.

2. Делопроизводственные документы региональных партийных и государственных органов власти и управления, а также общественных организаций, участвовавших в процессе осуществления кампаний позволяют раскрыть механизм подготовки и проведения социально-трудовых мобилизаций в масштабах страны и определить их региональные особенности. Выделено несколько подгрупп источников:

а) источники протокольно-резолютивного характера. Это протоколы заседаний Межведомственной комиссии (МВК) по перераспределению специалистов, протоколы и постановления заседаний президиума ВМБИТ, протоколы заседаний различных комиссий и совещаний, которые создавались в процессе проведения кампаний при различных ведомствах (Распредотдел ЦК ВКП(б), совещания при НКТ СССР, совещание при секторе кадров НКТП СССР и т. д.). Анализ данной группы документов позволяет установить, как осуществлялся процесс принятия того или иного постановления и какую роль в этом процессе играли члены указанных ведомств. Информативная ценность названных ведомственных протоколов различна. Наиболее насыщены информацией протоколы заседаний президиума ВМБИТ, помимо текста постановления в них содержится немало дополнительной информации, которая рассматривалась членами президиума при обсуждении того или иного вопроса. Особую ценность имеют протоколы нескольких общественно-показательных судов над специалистами, уклоняющимися от мобилизации, организованных ВМБИТ. Несмотря на тенденциозность и идеологическую направленность, документы содержат важную информацию об отношении специалистов к мобилизации. При изучении источников протокольно-резолютивного характера использовался метод формализации данных (элементы контент-анализа), позволивший выявить тенденции в принятии решений органами, занимавшимися перемещением специалистов;

б) отчеты и доклады государственных органов и общественных организаций (отчеты и докладные записки НКТ, Сибтруда, республиканских, областных и городских органов труда, СМБИТ) являются одними из наиболее важных источников, позволяющими проследить выработку политики и практику реализации постановлений вышестоящих инстанций. Анализ этих документов позволяет определить хозяйственную эффективность мобилизаций, несовершенства в механизме организации перебросок;

в) деловая переписка различных ведомств и организаций между собой, с мобилизованными специалистами, с администрациями предприятий, письма мобилизованных в органы власти позволяет детально проследить осуществление процесса мобилизации различных профессиональных групп, уточнить причины конфликтов, возникавших при проведении мобилизаций.

3. В работе использовались материалы периодической печати (центральной, региональной, ведомственной). В печати публиковались основные постановления центральных исполнительных органов, регламентирующие процессы социально-трудовых мобилизаций, решения о начале кампаний, постановления о льготах перемещенным специалистам и об улучшении их материально-бытового положения. Важным источником являются специализированные и ведомственные издания (в частности, журнал «Инженерный труд», издаваемый профсоюзными органами). Этот журнал содержал не только постановления и обращения ВМБИТ, но и его отчеты, а также отчеты инженерно-технических секций (ИТС) различных уровней. Кроме того, на его страницах происходило обсуждение ключевых проблем взаимодействия власти и технической интеллигенции в целом и проведения кампаний по мобилизации, в частности. При работе с материалами советской прессы необходимо учитывать ее политическую ангажированность, наличие цензуры.

4. Статистические источники органов труда о численности специалистов в промышленности СССР и Сибирского края: сведения о потребностях в специалистах в различных отраслях промышленности, данные о количестве специалистов, подлежащих мобилизации и тех, которые были мобилизованы, а так же о количестве специалистов, покинувших место назначения, сведения о текучести кадров на производстве. Статистические данные имеются в ведомственном делопроизводстве (заявки, отчеты, справки), содержащем информацию о социальном положении специалистов (образование, стаж работы, социальное происхождение, партийность). Статистические данные позволяют судить о применении жестких мер регулирования трудовой деятельности, оценить реальные результаты социально-трудовых мобилизаций, определить их хозяйственную эффективность.

Для полноты и достоверности картины все перечисленные источники изучались в совокупности. Выявленный массив источников создал необходимые предпосылки для реализации сформулированных исследовательских цели и задач.

Методологическую основу работы составляют общенаучные и специальные исторические принципы и подходы. К числу первых относится применение системного подхода, позволяющего представить социально-политическое взаимодействие «политическая власть – интеллигенция» как сложную иерархически действующую систему со своими структурно-функциональными связями, внутри которой институты власти являлись субъектами действия, а корпорация технических специалистов выступала объектом мобилизационного воздействия. Разделяя в основном теоретические положения о тоталитарной природе большевистской системы, автор в своем исследовании исходил из понимания более сложной схемы взаимовлияния власти и социума, которую предлагают сторонники социальной истории. В работе, в частности, показаны масштабы сбоя при реализации директивных решений, противоречия и конфликты, а также механизмы согласования интересов тех или иных корпоративных групп внутри действовавшей сталинской «вертикали власти».

В работе применен разноуровневый подход к анализу проблемы. Мобилизационные кампании, призванные решить задачу рационализации использования квалифицированных специалистов в производственной сфере, изучены на разных уровнях их осуществления: макроуровне (принятие решений центральными директивными органами), мезоуровне (реализация ряда этих решений в регионе) и микроуровне (поведение самих специалистов на личностном и отчасти групповом уровнях). Данный подход позволил проанализировать не только основные звенья технологии принятия и исполнения директивных решений, но и реакции управленческих групп и ставших объектом этой мобилизационной политики ИТР.

Подходом, позволяющим наиболее полно раскрыть феномен социально-трудовых мобилизаций, является понимание формирующегося в исследуемый период сталинского режима, как мобилизационного. Основные методы удерживания власти в чрезвычайной ситуации были опробованы уже в годы Гражданской войны и «военного коммунизма». В начале 1920-х гг. ситуация в стране стабилизировалась, однако чрезвычайные методы решения социально-экономических и политических проблем продолжали рассматриваться партийным руководством как наиболее эффективные. Отсутствие же в годы нэпа реальных причин для применения чрезвычайных мер, аналогичных периоду Гражданской войны, привело к тому, что ситуация в стране стала искусственно трансформироваться сталинским режимом в направлении «осажденной крепости» и т. д. Это, в свою очередь, создавало благоприятную почву для возрождения мобилизационных мер, которые стали активно применяться партийно-государственным руководством уже с конца 1920-х гг.

Трудовые мобилизации понимаются как частный случай социальной мобилизации. Под трудовой мобилизацией понимается совокупность мероприятий правительства, являющихся частью общего мобилизационного процесса, направленных на перераспределение трудовых ресурсов на внеэкономической основе, на основе трудовой повинности. Таким образом, кампании по мобилизации специалистов являлись социально-трудовыми мобилизациями и выполняли функцию одного из инструментов подавления «чуждых» власти социальных групп в процессе складывания советской тоталитарной государственной системы.

Для реализации целей данного исследования был использован историко-генетический метод исследования, позволивший рассмотреть социально-трудовые мобилизации в их взаимосвязанности с процессами, происходящими во всем советском обществе и проследить их эволюцию в зависимости от изменений самой тоталитарной системы. В исследовании также применялись принципы историко-сравнительного метода для определения истинных причин применения мобилизационных мер на конкретном этапе динамики советского общества.

Для анализа процессов, происходивших внутри группы технической интеллигенции, были использованы некоторые социологические концепции. Это концепция девиантного поведения, под которым понимается социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным», или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте. В процессе «советизации» специалистов шло активное формирование в общественном сознании моделей девиантного поведения, которые исключали из социальной практики все формы неподчинения политике большевиков. Другим важным понятием является референтная группа – это группа, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Социальная мобилизация ИТР была направлена на изменение статуса референтной группы, лишение ее интеллектуальной и идеологической самостоятельности.

Практическая значимость работы. Научный анализ дискриминационных форм политики власти в отношении интеллигенции является изучением проблемы, актуальной и в наши дни – взаимодействия внутри системы «власть – общество – личность». История изучения процессов социальной мобилизации поможет более объективно оценивать стратификационные процессы и становление гражданского общества. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по истории Отечества.

Научная новизна работы состоит в изучении социально-трудовых мобилизаций как части общегосударственных процессов социальной мобилизации, проводимых в рамках складывания тоталитарной системы, определении их роли в хозяйственной жизни страны и влиянии на изменение структуры советского общества на основе значительного массива источников, впервые вводимых в научный оборот. Исследование носит междисциплинарный характер, в процессе работы для достижения конкретно-исторических целей были использованы положения и методы социологии и политических наук.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-трудовые мобилизации групп специалистов выступали органической частью единого процесса социальной мобилизации как инструмента формирования и упрочения тоталитарного политического режима, ставившего своей целью глобальное изменение структуры постреволюционного социума (уничтожение традиционного деления на социальные слои и группы и создания новых, жестко контролируемых государством и зависимых от него статусных, учетных групп).

2. Формальной причиной проведения социально-трудовых мобилизаций периода 1-й пятилетки стала нехватка квалифицированных кадров в промышленности в условиях курса ускоренной модернизации. Однако применение для решения хозяйственных проблем дискриминационно-карательных мер из арсенала периода военного коммунизма и превращение их в дальнейшем в обыденную практику решения кадровых вопросов свидетельствует о том, что другой и равнозначимой причиной их проведения было достижение социально-политического эффекта – изменения системы мотивирования труда специалистов и обеспечения большей их управляемости.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»