WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |

Регламентом (п. 3 ст. 21) предусмотрено приглашение на первое заседание представителей церквей Католикоса Всех Армян, который имеет право выступить с приветственной речью, а также предоставление правительством страны программы своей деятельности (п. 6 ст. 21).

Регламент предъявляет ряд требований, которые касаются дисциплины депутатов Национального Собрания Армении. Так, «депутат регистрируется лично. Регистрация равносильна голосованию и отсутствие депутата при этом может считаться неуважительным в порядке, установленном статьей 99 настоящего Закона».

Регламент Национального Собрания Республики Армения содержит еще ряд интересных положений, в т.ч., например, четко расписанную процедуру предоставления годового отчета правительства Парламенту об исполнении бюджета Республики (ст. 89), уточненный порядок осуществления законодательной инициативы в Национальном Собрании (ст. 47 Регламента и др.).

Закон о принятии Регламента Парламента Республики Молдова (действующий с апреля 1995 г. и неоднократно дополнялся) также может представлять интерес для изучения и имплементации его отдельных норм в регламенты работы палат Федерального Собрания, в т.ч. в разрезе деятельности политических партий и, соответственно, фракций в парламенте. Так, например, в положениях Регламента Парламента Республики Молдова о партиях и фракциях говорится:

Ст.4. "(2) Депутаты от партий, общественно-политических организаций и избирательных блоков, не набравших необходимого числа для создания парламентской фракции, а также независимые депутаты могут объединиться для создания такой фракции либо могут присоединиться к другим парламентским фракциям, созданным в соответствии с частью (1)".

(4) "В целях реализации предвыборных программ партий, общественно-политических организаций и избирательных блоков, а также для сохранения политической структуры Парламента не допускается образование новых фракций, кроме созданных в соответствии с частями (1)-(3)".

Ст. 5. – "(1) В соответствии с настоящим регламентом парламентские фракции имеют право вносить предложения по:

a) назначению или избранию своих представителей в Постоянное бюро, постоянные комиссии и другие рабочие органы Парламента с учетом их пропорционального представительства в Парламенте;

b) повестке дня заседаний Парламента и Постоянного бюро;

c) образованию специальных, следственных и иных комиссий Парламента;

d) проектам постановлений Парламента о программе деятельности Правительства;

е) опубликованию отдельных проектов важных законодательных актов, представленных для рассмотрения Парламенту, и консультированию с общественностью по их существу".

"(5) Порядок использования финансовых средств, выделяемых из бюджета Парламента для обеспечения деятельности парламентских фракций с учетом их численности, устанавливается фракцией самостоятельно".

Широкие полномочия имеют и Комиссии Парламента Республики Молдова, в т.ч.:

- "(1) Любая постоянная комиссия в пределах своей компетенции может начать расследование деятельности органов публичного управления" (п.2., ст. 30 Регламента).

"(4) Для проведения расследования постоянная комиссия может пригласить для дачи показаний любое должностное лицо.

(5) Лица, приглашенные для беседы, вызываются не менее чем за три дня до этого. Командировочные и при необходимости расходы на проживание в гостинице оплачиваются из бюджета Парламента.

(6) Явка на беседу обязательна.

Важным является и положение о том, что в Парламент наряду с проектом закона представляются описания социально-экономических и иных последствий его принятия.

Проект закона и законодательное предложение принимаются к рассмотрению вместе с изложением целей, задач, концепции будущего закона, его места в действующем законодательстве, а также его социально-экономических и иных последствий. При этом должны быть указаны авторы, участвовавшие в подготовке проекта закона. К проекту закона, реализация которого требует материальных и иных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование. (п. 3, ст. 44 Регламента)14.

В Регламенте работы Парламента Республики Молдова нашла отражение и деятельности парламентских адвокатов, которые «имеют право присутствовать на заседаниях Парламента. При наличии достоверной информации о массовых или грубых нарушениях конституционных прав и свобод человека парламентский адвокат вправе выступить по этому поводу с докладом на заседании Парламента, а также предложить создать парламентскую комиссию по расследованию таких фактов.

Депутат, который не может участвовать в заседании по уважительным причинам, должен уведомить об этом Постоянное бюро, указав причины отсутствия"15.

Определенную новацию представляют положения Закона о Регламенте Парламента Республики Молдовы, связанные контролем за исполнением закона. В ст. 97 Регламента говорится:

(1) Контроль за исполнением закона (опубликование в установленные сроки, организация изучения положений закона и т.д.) компетентными органами и лицами, а также определение эффективности действия закона возлагаются, как правило, на Комиссию по контролю и петициям, другие постоянные комиссии, а также специальные комиссии, образованные Парламентом в этих целях.

(2) Соответствующая комиссия представляет Парламенту доклады об исполнении каждого закона, как правило, через шесть месяцев после истечения срока вступления в силу последней главы, статьи или части данного закона.

(3) В тексте закона Парламент может сократить или продлить срок представления доклада об исполнении закона".

Еще одним важным положением является упоминание о том, что "При принятии закона, требующего коренных преобразований в организации общественной жизни, экономике, других важных сферах, Парламент создает соответствующие органы и назначает в центре и на местах уполномоченных по исполнению конкретного закона в определенные сроки" (ст. 98).

В Регламенте Жогоргу Кенеша парламента Кыргызской Республики16, принятым Законодательным Собранием Жогорку Кенкша 14 июля 2004 года и имеющем силу закона, автор также находит ряд значимых норм, касающихся статуса высшего законодательного и представительного органа власти страны. Среди них выделим следующие:

а) К ведению Жогорку Кенеша относятся в т.ч.:

1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики в установленном Конституцией Кыргызской Республики порядке;

2) принятие законов Кыргызской Республики;

3) официальное толкование Конституции Кыргызской Республики и принятых им законов; (ст. 4);

5) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, общегосударственных программ социально-экономического развития, внесенных Правительством Кыргызской Республики;

29) заслушивание ежегодных докладов Конституционного суда Кыргызской Республики о состоянии конституционной законности в стране, отчетов Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики о положении дел в стране в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

б) Жогорку Кенеш из числа своих депутатов образует не более 7 комитетов, избирает их председателей. (ст. 8).

в) Депутаты Жогорку Кенеша приносят перед Жогорку Кенешем присягу:

"Я,..., приступая к исполнению полномочий депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, присягаю на верность Кыргызской Республике и клянусь: соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, исполнять свои обязанности в интересах всего народа, защищать суверенитет и независимость кыргызского государства".

г) Парламент обладает правом официального толкования Конституции.

Текст официального толкования действующего закона или его отдельных положений принимается Жогорку Кенешем по процедуре общего порядка принятия законопроекта. При этом отдельный закон о порядке введения в действие закона об официальном толковании не принимается. (ст. 136).

Закон об официальном толковании Конституции Кыргызской Республики, конституционных законов или их отдельных положений принимается после проведения не менее чем двух чтений большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; обсуждение проводится в полном объеме и т.д.

В диссертации обращается внимание на то, что Республика Беларусь имеет двухпалатный парламент, состоящий из Совета Республики и Палаты Представителей, каждая из которых имеет свой Регламент и свои особенности работы, которые отражены в тексте работы. Так, например, Совет Палаты представителей (ст. 28 Регламента) в целях содействия депутатам Палаты представителей в выполнении ими своих полномочий осуществляет контроль за своевременным рассмотрением и реализацией государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и профсоюзами, должностными лицами предложений и замечаний депутатов Палаты представителей; исполнением поручений и рекомендаций Палаты представителей, деятельностью по запросам и обращениям депутатов Палаты представителей, информирует об этом депутатов Палаты представителей; принимает решения о направлении депутатов Палаты представителей, работников Секретариата Палаты представителей и иных лиц в зарубежные командировки; утверждает отчеты депутатов Палаты представителей о результатах зарубежных командировок, в которых они находились в связи с их депутатскими полномочиями.

Таким образом, Совет Палаты является ключевым органом в деятельности Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь и обладает обширными полномочиями, достаточно подробно прописанными в Регламенте.

Постоянные комиссии Палаты представителей рассматривают модельные законодательные акты, принятые Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств, и готовят предложения об их использовании в национальном законодательстве. О подготовленных предложениях постоянные комиссии информируют депутатов Палаты представителей (ст. 36-1 Регламента).

В завершение данного параграфа автором делаются выводы и предложения по возможному использованию отдельных положений Регламентов палат парламентов государств - членов СНГ применительно к Регламентам палат Федерального Собрания РФ.

В § 3.6. исследуется Регламент Парламентской Ассамблеи Совета Европы, также вносятся предложения по использованию его отдельных положений для организационного укрепления деятельности Государственной Думы ФС РФ и совершенствованию норм процессуального характера.

В заключении делаются выводы теоретического плана, основанные на проведенном диссертационном исследовании. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:

I. Монографии. Учебные пособия.

  1. Шаклеин Н.И. Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы. – Киров: Кировская областная типография. 2006. – 150 с. – 8,84 п.л.
  2. Шакилеин Н.И. Конституционно-правовой статус парламента и организация его деятельности. Монография. – М.: РГСУ, 2008. – 352 с. – 20,46 п.л.

II. Статьи в журналах и сборниках

  1. Шаклеин Н.И. Вятская земля привлекательна для инвесторов. // журнал «Возвеличим», 2005, №1. 1,5 п.л.
  2. Шаклеин Н.И. Стимул развития – устремление в будущее// журнал «Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика» М., 2005, №6. 1,7 п.л.
  3. Шаклеин Н.И. Завтра начинается сегодня. // сб. «Регионы России: перспективы развития» Национального совета стратегических исследований. М., 2005. 0,7 п.л.
  4. Шаклеин Н.И. Поле для инвестора. // журнал «Волга-бизнес» Самара, 2005, №8. 0,7 п.л.
  5. Шаклеин Н.И. От общих истоков – к общим целям. // сб. «Россия – Беларусь», Минск, 2005. 1,1 п.л.
  6. Шаклеин Н.И. Опорный край державы. // сб. «Оборонно-промышленный комплекс России. 60-летие Победы». М., Центр стратегических программ, 2005. 1,2 п.л.
  7. Шаклеин Н.И. Потенциал науки – ресурс развития региона. // журнал «Известия Международной академии наук высшей школы», Томск, октябрь 2005. 0,8 п.л.
  8. Шаклеин Н.И. Правовые аспекты комплексной социальной реабилитации подростков и молодежи «групп риска» // сб. материалов Международной конференции «Актуальные проблемы ресоциализации подростков и молодежи группы риска». Киров, 2005. 0,5 п.л.
  9. Шаклеин Н.И. Конституционные ограничения прав и свобод человека: конституционный подход// в сб. «Новое в российском и международном праве. Выпуск V. // М.: РГСУ, 2005. – 0,3 п.л.
  10. Шаклеин Н.И. Региональный парламент и его законотворчество (на примере Кировской области) // журнал «Конституционное и муниципальное право», 2008. №15 – 1,5 п.л.
  11. Шаклеин Н.И. К проблеме повышения эффективности законотворческой работы в России // журнал «Государство и право», 2008. № 10 – 0,9 п.л.
  12. Шаклеин Н.И. Проблемы законотворчества субъектов федеративных государств //журнал «Юридический мир», 2008г. № 11 – 1,0 п.л.
  13. Шаклеин Н.И. Организация и деятельность Законодательного собрания региона (на примере Кировской области) //журнал «Юридический мир», 2008г. № 12 – 1,5 п.л.
  14. Шаклеин Н.И. Регламент парламентской ассамблеи Совета Европы: что можно использовать в практической работе Государственной Думы России // журнал «Конституционное и муниципальное право», 2008г. №19. – 1,5 п.л.
  15. Шаклеин Н.И. Из истории российского парламентаризма//журнал «История государства и права», 2008. № 19. – 1,0 п.л.
  16. Шаклеин Н.И. Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации// «Журнал российского права», 2008. №9. – 1,0 п.л.
  17. Шаклеин Н.И. Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты. – в сб. «Новое в российском и международном праве. Выпуск VI. // М.: РГСУ, 2008. – 2,0 п.л.
  18. Шаклеин Н.И. Государственно-правовой статус российского парламента: от Учреждения и Наказа Государственной Думы Российской империи к Регламентам Палат Федерального Собрания Российской Федерации// в сб. «Новое в российском и международном праве. Выпуск VII. // М.: РГСУ, 2008. – 3,0 п.л.
  19. Шаклеин Н.И. Зарубежный опыт конституирования парламента. Сравнительно-правовой анализ конституционного статуса парламента в странах Европы, Америки, Африки и государств СНГ.// в сб. «Новое в российском и международном праве. Выпуск VIII. // М.: РГСУ, 2008. – 2,5 п.л.
  20. Шаклеин Н.И. Современный парламент: Конституционно-правовой статус и организация деятельности.
    Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»